Урок-обобщение на тему "Имя существительное", 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Гранева Ирина Юрьевна

В преподавании русского языка существует много методических пособий, которые облегчают деятельность учителя. Но они не всегда отвечают требованиям, предъявляемым к классу. Поэтому была сделана попытка обобщить весь изученный материал, используя при этом, как можно больше методических приемов, проверить знания  учащихся и закрепить их. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК-ОБОБЩЕНИЕ

(5 класс)

«Имя существительное»

Цели: закрепить изученное об имени существительном; развивать навыки монологической речи; навыки работы с текстом.

Методические приемы: лингвистический разбор, выразительное чтение, комментарии учителя, беседа. Работа с текстом.

Ход урока:

        1 Организационный момент.

        2. Словарный диктант с заданием (пока класс работает, 5 чел. выполняют задание по карточкам (пиктограммы): вставить пропущенные буквы на орфограмму «Безударные гласные в корне слова»).

        Диктант (словарный): молодежь, Родина, вырасти, праздничный, на жесткой постели, жить в Рязани, грач, шепот, в зарослях, наслаждаться природой, шахматы, опилки, салазки, раздолье, цемент, неряха, засоня.

        Как только закончилась диктовка, учитель раздает ответы на пиктограммы соседям по парте тех учащихся, которые вставляли буквы.

        3. Комментированная проверка (работает весь класс)– учащиеся читают слова по цепочке и комментируют орфограммы, которые они знают. (по цепочке)

        4. Выполнение заданий (по словарному диктанту):

- Найдите имена существительные, которые всегда имеют форму множественного числа?

- Только форму единственного числа?

- Сколько родов имеют имена существительные? Найдите в тексте существительные общего рода и приведите свои примеры.

- Что такое имя собственное, а что такое имя нарицательное? Подберите синонимы к слову Родина (Отчизна, Отечество, Россия): оно собственное или нарицательное? А синонимы тоже будут собственными? Значит, их пишем …..(дети добавляют ответ хором).

        5. Запишите слова в столбик.

Воздушный шарик –

Утренняя зорька –

Вера в дружбу –

К данным словосочетаниям подберите словосочетания с именами собственными.

6. Да, об именах собственных и нарицательных сказали, о числе и роде существительных поговорили. Что еще вы знаете об имени существительном? Правильно, есть существительные одушевленные и неодушевленные. Как определите, существительное – молодежь – одушевленное или неодушевленное? Сформулируйте правило.

        7. Давайте вспомним и о падежах. 

- Сколько падежей в русском языке?

- Какой падеж утратил свою функцию и исчез?

- Какие падежи называются косвенными?

- Кто впервые дал название падежам и из какого языка пришло их название?        8. Чем интересны слова: лекция, здание, санаторий? (Если слово оканчивается на –ия, -ие, -ий не надо определять склонение, достаточно опознать эти слова и написать окончание -и в И., Д., П. падежах).

        Синтаксический разбор предложения. (характеристика, схема)

В полях реки текут голубые, и цветы возле них растут разные. (Повеств., невоскл, сложн., распр.)

        9. Морфологический разбор слова в полях:

В полях – сущ.

  1. Поле (что?) – сущ.
  2. Пост. призн.- нариц., неодуш., 2 скл., ср.р.; непост. призн.- мн.ч., П.п.
  3. Текут (где?) в полях

10. Вывод.

Имя существительное – часть речи, кот. Обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?

Имена существительные относятся к мужскому, женскому, среднему роду; бывают собственными и нарицательными, изменяются по падежам и числам.

В предложении бывают подлежащим, сказуемым, дополнением и обстоятельством

11. Дом. задание. Контрольные вопросы с. 223, упр. 563.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-обобщение по теме "Имя существительное"

Урок повторения изученного по теме «Имя существительное» в          6классе...

Конспект урока: Урок обобщения и систематизации в 5 классе по теме: «Натуральные числа».

В рамках рассмотрения данного вопроса необходимо систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах. В рамках урока учащиеся повторяют и закрепляют п...

Урок обобщения по химии для 8 класса "Классы неорганических соединений"

Урок обобщения "Классы неорганических соединений" направлен на повторение темы. Использованы различные химические игры, позволяющие лучше усвоить материал о классах неорганических соединений: оксидах,...

Материалы к уроку обобщения по географии в 9 классе "Хозяйство Европейского Севера" (примерное содержание урока и презентация)

Урок обобщения по теме "Хозяйство Европейского Севера" направлен на формирование целостного представления о современном хозяйстве данного региона,  проблемах и перспективах его развития.Задачи ур...

Урок - обобщение по химии в 8 классе по теме «Основные классы неорганических соединений»

Урок - обобщение  по химии по теме "Основные классы неорганических соединений" в 8 классе по формированию универсальных учебных действий обучающихся....

Урок - обобщение по теме «Имя существительное»

Урок- обобщение по теме «Имя существительное»...

Урок-обобщение по теме: «Имя существительное».

Урок-обобщение по теме: «Имя существительное»....