Урок развития речи с использованием новых технологий."Репортаж как газетный жанр"(8 класс)
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Подсекина Альбина Рашитовна

Плановый урок развития речи. На уроке использованы приёмы технологии РКМЧП: кластер, синквейн, групповая работа.Прослеживается движение от информационной хроники- к заметке, от заметки- к репортажу, что помогает понять особенности каждого жанра, их сходство и отличие. Критический подход к информации достигается при сопоставлении разных текстов, анализе их содержания и формы.  Исследовательская работа помогает не только найти новое в изучаемом явлении, но и закрепить результаты работы на уроке.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  с применением технологии развития критического               мышления через чтение и письмо

          Теоретико - методический комментарий к уроку

Применение  технологии развития критического мышления через чтение и письмо предусматривает преобладание на занятии самостоятельной работы учащихся. Работа в интерактивном режиме вызывает активную умственную деятельность и порождает обратный информационный поток, от ученика к учителю. Цель этого урока – использование, развитие и обобщение опыта учащихся. В основе такого урока – организация практического исследования проблемы, темы или поставленной задачи. В данном случае это особенности текста информационного жанра. Учащиеся на уроке сами подбирают вопросы для изучения, ведут поиск решения проблемы, обмениваются мнениями.

Индивидуальные и групповые задания (домашние и во время урока) направлены не только на отработку  полученных навыков  и умений  и  самостоятельное получение определённого объёма информации, но и на  критическое осмысление её, применение.

Технологический алгоритм урока (вызов-осмысление-рефлексия)

даёт возможность не просто получить знания, а развивать их в течение занятия, при этом сохраняя интерес учащихся. На стадии вызова и осмысления использован кластер. Данный приём позволяет охватить большое количество информации, систематизировать материал, помочь при усвоении новых знаний.

 Синквейн применён на стадии рефлексии с целью синтезировать новую информацию.

В течение урока учащиеся принимают участие во всех видах речевой деятельности: они слушают, читают, говорят, пишут.

Тема заметки и репортажа была предложена из жизни самих учащихся  в целях актуализации личностного интереса  к изучению темы.  Кроме того, учащиеся имели возможность выбора при выполнении работы:  каждый сам выбрал то мероприятие из проведённых в школе за этот учебный год, которое ему понравилось больше всего.

Прослеживается движение от информационной хроники- к заметке, от заметки- к репортажу, что помогает понять особенности каждого жанра, их сходство и отличие. Критический подход к информации достигается при сопоставлении разных текстов, анализе их содержания и формы.  Исследовательская работа помогает не только найти новое в изучаемом явлении, но и закрепить результаты работы на уроке.  

Урок был разработан в соответствии с показателями здоровьесберегающей направленности занятия: с учётом особенности аудитории, созданием благоприятного психологического фона на уроке, использованием приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, созданием условий для самовыражения учащихся, инициацией разнообразных видов деятельности.

Газетные информационные жанры. Репортаж.

Класс: 8

Тип урока: Урок  развития речи. Работа с информационным текстом

Цель урока: Систематизация знаний о  газетных информационных жанрах,  обучение определению  формально-структурных элементов репортажа.

Задачи:

1.Создать условия для активизации познавательной и речевой деятельности  учащихся.

2.Формировать умение учащихся  работать с текстами публицистического стиля, анализировать и сопоставлять их, добывая нужную информацию, соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.

3.Совершенствовать умения вести конструктивный диалог, принимать мнение собеседника, выразительно читать собственный текст.

4.Воспитывать уважение к слову, к русскому языку.

5.Сохранение  психического и физического здоровья учащихся.

Оформление класса, наглядность: схема наличия/отсутствия оценки автора в информационных жанрах, выставка газет, выписываемых школой, компьютер с проектором. Плакат с эпиграфом урока:

Репортаж- это глаза и уши читателя.

                                            Г.Я.Солганик

Технологическая карта урока

1. Стадия вызова.

2. Стадия осмысления.

3. Стадия рефлексии.


Инвентаризация

Работа с информационным текстом

Создание собственного текста

Ход урока.

Организационный момент. Цель: настроить учащихся на учебную деятельность и тему урока.

Учитель. Добрый день!  Ребята, сейчас мы напишем диктант, состоящий из слов, которые не раз будут звучать на сегодняшнем занятии.

Словарный диктант с самопроверкой.

Информация, газета, корреспонденция, корреспондент, публицистический стиль, фельетон, интервью, очевидец, репортёр, комментатор.

После написания открывается текст диктанта на экране, учащиеся исправляют ошибки (если есть).

  1. Стадия вызова. Инвентаризация. Цель: актуализация имеющихся знаний об изучаемом стиле речи и информационных жанрах; создание мотивации к дальнейшей работе;  постановка цели урока. Деятельность учащихся: воспроизведение прошлых  знаний по изучаемому вопросу и их  систематизация, постановка цели учебной деятельности.

Учитель: Когда мы писали словарный диктант, вы, конечно, догадались, о чём пойдёт разговор на сегодняшнем уроке? (Ученики говорят, что  скорее всего мы будем говорить о публицистическом стиле и, в частности, об информационных жанрах). Для систематизации наших знаний о публицистическом стиле и его жанрах составим кластер.

Кластер графически систематизирует большое количество информации и даёт возможность пользоваться  ею в течение урока.

На доске в центре записывается: Публицистический стиль. На экран выводится схема речевой ситуации данного стиля:      

                                                                                 один - много

                             Речевая ситуация                        официально

                                                                                   воздействие на массы

и план - схема для характеристики стиля:   Цели

                                                                          Сфера употребления

                                                                          Особенности структуры и лексики

                                                                          Жанры

 Пользуясь схемами и прошлыми знаниями, учащиеся называют особенности публицистического стиля. Все высказывания записываются и соединяются с центральной записью, затем обсуждаются, что-то убирается. Должно получиться примерно следующее:

воздействие на        политические     экономические              культурные              
читателя                   отношения                    отношения                     отношения

                              Цель                             Сфера  употребления

информирование

убеждение читателя         Публицистический                          общедоступность

                                                      стиль        Особенности                                                                                                                 

побуждение читателя        Жанры

к чему-либо                                                                                                                    

                 ораторская   речь                         образность                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

очерк                                                                                                      оценочность                                              
                                                                          призывность                                                                                                    

                                        логичность                                                                                                            

хроника                           достоверность                                      эмоциональность

интервью        заметка


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

                                 
                 

Учитель. На прошлом уроке мы много говорили о публицистическом стиле и  написали информационную хронику и заметки в газету. Дома вы должны были отредактировать свои заметки в соответствии с замечаниями, сделанными вам вашими товарищами.

 Чтение хроники и заметок, подготовленных дома, тема- участие детей в мероприятиях районного масштаба в этом учебном году (т.к. класс малочисленный, а объём  работ маленький, читают все желающие). Учащиеся комментируют каждую работу, оценивают её. Затем к комментариям присоединяется учитель, дополняет их, ставит отметку за домашнюю работу в журнал. Тем учащимся, кто не изъявил желания выступить на уроке, оценка будет поставлена позже, после проверки тетрадей.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что хроника у всех получилась практически одинаковой, а заметки отличаются. Почему? Учащиеся должны сказать, что в хронике содержится только информация о факте (Что?  Где? Когда?), факты были одни и те же у всех ребят, поэтому и работы почти совпадают. А в заметке должно присутствовать отношение к событиям автора, его оценка происходящего (Что? Где? Когда? Как?). Так как мнение о мероприятиях разное, отличается и манера выражения каждого ученика, то и тексты получились разные. Данная работа помогает и проверить домашнее задание, и перейти к теме сегодняшнего занятия.  

    Стадия осмысления. Цель: сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от старого знания к новому, получение новой информации.

Деятельность учащихся: ученик слушает текст, использует предложенные учителем активные методы чтения, составляет план текста, осмысливая новую информацию.                                                                                                       

На доске рисуется  неполная схема наличия/ отсутствия оценки автора в информационных жанрах:

Учитель. Обратимся к схеме, с которой мы начали работать на прошлом уроке. Что объединяет эти информационные жанры?

Учащиеся. Главная их цель - оперативно сообщать о том или ином важном факте, событии, явлении.

Учитель. В чём отличие данных жанров?

Учащиеся. В хронике содержится только сообщение о факте; в заметке уже присутствует отношение автора к событию.

Предлагается послушать текст из газеты и попытаться определить его жанр. Читает репортаж учитель (был прочитан «Репортаж из глубинки», газета «Школьная страна», № 14, ноябрь, 2010 – название не озвучивалось, см. Приложение). Учитель. Можно ли отнести данный текст к известным вам газетным жанрам?

Учащиеся. Нет, в заметке лишь сообщается о событии как о свершившемся факте, а здесь отношение автора имеет очень большое значение, автор как будто находится на месте события и описывает всё, что происходит перед ним.

Учитель констатирует, что это информационный жанр, о котором мы будем говорить на этом уроке, - репортаж.

Работа с учебником (с 212-214,215). Чтение статьи с попутным составлением плана в вопросной форме. Это учит вдумчивому чтению, умению выделять главное, сворачивать информацию и задавать вопросы.

Примерный план текста из учебника:

!.Что такое репортаж?

2.Что общего и в чём различия между репортажем и заметкой?

3.Как построен репортаж?

4.Как раскрывается в репортаже отношение автора к событию?

Можно предложить учащимся составить план текста с разграничением «тонких» и «толстых» вопросов. Тогда к первому типу отнесём 1 и 3 вопросы, ко второму- 2, 4 вопросы.

На основе этого плана, текста из учебника и  кластера, составленного в начале урока, разрабатывается инструкция для начинающего репортёра. Пример:

1.Точное указание места, времени, участников события (документальность).

2. Личное присутствие автора («эффект присутствия»).

5.Изложение хода события, чаще всего в форме настоящего времени («репортажное настоящее»).

4.Выражение впечатлений автора, оценка.

Работа с готовыми текстами. Приём «Зигзаг».  Учащиеся делятся на две группы. Групповые задания  направлены не только на отработку  полученных навыков  и умений  и  самостоятельное получение

определённого объёма информации, но и на её критическое осмысление.

Работа проводилась в классе, где обучаются 4 учащихся, поэтому приём «Зигзаг»был применён в усечённом варианте. У каждой группы - свой текст. Они знакомятся с предложенным им  текстом, исследуют его особенности: структуру его построения, наличие авторского присутствия, изложение материала, делают записи (Тексты из учебника Разумовской М.М., 1) с.216, 2) с.218 ). Сначала учащиеся работают в группе со своим текстом, потом объединяются, делятся собранным материалом друг с другом, находя точки соприкосновения репортажей, написанных на разные темы, и выводят общее для двух текстов. Работая с текстами, учащиеся  пользуются кластером, который был составлен в начале урока, вопросным планом  и инструкцией для начинающих репортёров.

Учитель. Какие из признаков публицистического стиля мы видим в данных текстах? Что указывает, что перед нами именно репортажи?

Учащиеся  обсуждают результаты исследования, например, отмечают, что текст состоит из вступления, главной части и заключения, у каждой части - своя роль; точное указание места, времени, участников события; автор рассказывает нам о событии так, как будто видит это именно сейчас, и его впечатление  имеет очень важное значение в тексте; язык живой, эмоциональный и т.д.

Стадия рефлексии. Цель: обобщить информацию и  создать собственный текст.

Действия учащихся: обмен мнениями о новой информации;; соотнесение новой информации и имеющихся знаний; резюмирование информации(синквейн).

После того как тексты обсуждены по группам и классом  сделаны обобщающие выводы, учитель предлагает вновь обратиться к схеме наличия/отсутствия оценки автора в тексте, изображённой на доске в начале урока, и  дополнить её вновь изученным информационным жанром. Учащиеся обращают внимание, что репортаж несёт больше информации, чем хроника и заметка, поэтому его необходимо поместить в основание треугольника. И, конечно же, часть этой фигуры, обозначающая присутствие автора, тоже будет занимать больше места. Схема дорисовывается.

         

Затем название вновь изученного жанра добавляется в кластер.

Учащимся предлагается создать стихотворение, где информация, полученная на уроке, будет изложена в лаконичной форме. Приём синквейн. На экран выводится Памятка написания синквейна и его схема.

 Синквейн – один из приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Эта технология исходит из признания письма как наиболее эффективного средства обучения критическому мышлению, так как пишущий всегда активен. Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк Это очень интересная форма работы, в ходе которой можно быстро получить эффективный результат.

Схема:                                                                    

                                                                         Пример синквейна:                            Существительное.                                                     Репортаж.

Прилагательное, прилагательное.                 Документальный,динамичный.  

Глагол, глагол, глагол.                           Излагает, комментирует,оценивает.                            

Предложение - отношение к теме.          Репортаж- глаза и уши читателя.

 Синоним к первой строке.                                     Информация.                                          

 Учитель. Итак, мы сегодня узнали, как писать репортаж с места событий. Как вы думаете, пригодится ли вам это в дальнейшей жизни?

Ученики высказываются. Учитель:

- Да, это умение может вам не раз пригодиться, ведь впереди столько интересного. И вы сможете поделиться своими впечатлениями со всем миром.

Домашнее задание даётся с целью закрепить полученные на уроке знания и умения и, пользуясь ими, создать собственный текст. Написать репортаж, переработав текст своей заметки  согласно составленной на уроке инструкции.

Учитель. Все вы были не только очевидцами, но и участниками описываемых мероприятий, поэтому попытайтесь отразить ваши личные впечатления, передать атмосферу мероприятия и дать ему оценку.

                              Использованная  литература
 1. Заир- Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская.- М.: Просвещение, 2011.

 2. Нугайбекова М.А.. Актуальные проблемы современного образования/ Учебно - методическое пособие.- Самара, 2011.
3. «Репортаж из глубинки»/ газета «Школьная страна», № 14, ноябрь, 2010.

4. Русский язык. 8 кл. :учеб. для общеобразовательных учреждений/М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М.Разумовской ,П.А. Леканта- М.: Дрофа, 2007.

5. Уроки русского языка в 8 классе: Поурочные планы по программе М.М. Разумовской./ Сост. О.А. Финтисова.- Волгоград: Учитель, 2009.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи с использованием картины И.Э. Грабаря "Февральска лазурь"

Уроки развития речи с использованием картин И.Э. Грабаря "Февральска лазурь" Научить детей работать с разными видами словарей, развить ассоциативное мышление. Цели: 1) рассмотреть речетворческую гл...

Урок развития речи с использованием картины А.А Рылова "Зелёный шум"

Цели: 1) рассмотреть речетворческую глубину слова «ветер» 2) описать картину И.Э.Грабаря «Зелёный шум» 3) подготовиться к самостоятельной творческой работе 4) развить воображение учащихся, ассоциа...

Урок развития речи с использованием предметной технологии "РКМЧП": сочинение-рассуждение о книге.

Урок развития речи  по СОТ "РКМЧП",  в основе урока использован технологический приём ПОПС-формула....

Подготовка к сочинению-рассуждению. Урок развития речи с использованием технологии АМО (соответствует ФГОС)

Подготовка к сочинению-рассуждению. Урок развития речи с использованием технологии АМО /Активные методы обучения/. 6 класс. Подробный конспект образовательного мероприятия, презентация, карточки, для ...

Доклад: "Личностно- ориентированная направленность развития обучающихся посредством использования новых технологий"

Доклад на тему:«Личностно –ориентированная направленность развитияобучающихся посредством использования новых технологий.»Выполнила: Крылова Л.Г. Итак, какие же личностные качес...

Доклад "Коррекционная работа по развитию речи с использованием логопедических технологий на уроках письма и чтения у обучающихся с ОВЗ"

Задача коррекционной школы-подготовить ученика к самостоятельной трудовой жизни.  тема доклада- практический характер обучения в коррекционной школе, в том числе и письму  и развитию речи....

Урок развития речи с использованием ИКТ, проектной и здоровьесберегающей технологий. Тема: Письмо Деду Морозу.

Тема: Письмо Деду МорозуЦели и задачи:1.Познакомить с понятием «письмо», правилами его написания.2.Формировать умение создавать собственный текст (письмо).3.Развить общеучебные умения: ста...