Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии.
план-конспект занятия по русскому языку по теме

Цели:

1. закрепить знания учащихся по лексике (прямое и переносное значения слов, выразительные средства - синонимы, антонимы);

  1. отрабатывать навыки различения речевых ошибок;

отрабатывать навыки в различении свободных словосочетаний и фразеологически связанных, умения правильно их употреблять в речи. Оборудование: раздаточный материал с примерами содержащими речевые ошибки, фразеологические словари.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии.

Цели:

1. закрепить знания учащихся по лексике (прямое и переносное значения слов, выразительные средства - синонимы, антонимы);

  1. отрабатывать навыки различения речевых ошибок;
  1. отрабатывать навыки в различении свободных словосочетаний и фразеологически связанных, умения правильно их употреблять в речи. Оборудование: раздаточный материал с примерами содержащими речевые ошибки, фразеологические словари.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания.

  1. Словарь ударений (15 слов)
  2. раздача карточек индивидуального опроса (7 человек)
  3. фронтальный опрос с проверкой письменного задания.

  • Какое определение «Слову» даёт толковый словарь?
  • Что называет:&я лексикой?

-        Каковы причины речевых ошибок? Давать определения тавтологии,
плеаназму и др.

(работа с раздаточным материалом, прилагается)

-        В каких значениях могут употребляться слова?

(ковёр напольный - ковёр цветов; тяжёлая сумка - тяжёлый характер)

-        Перечислить выразительные средства языка. Приведите примеры из
домашнего задания (синонимы и антонимы).

2.4.        анализ работы по карточкам,

3.        Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы, целей занятия. Запись темы в тетради.

4.        Новый материал.

Каждый, кто изучал иностранный язык, знает, как трудно понять и перевести на родной язык все те устойчивые сочетания слов, значение которых не соответствует значению слов - компонентов сочетания.

Без году неделя, пиши пропало, остаться без ног, рукой подать, сесть на мель - именно такие сочетания, в которых слова, соединяясь вместе, вдруг теряют свои индивидуальные лексические значения и дают одно, совершенно новое значение, закреплённое в языке многовековой практикой употребления.

4.1. Запись определения.

Совокупность таких устойчивых словосочетаний языка называется фразеологией, а каждое отдельное сочетание - фразеологизмом или фразеологической единицей.


Важно уметь различать свободные словосочетания и фразеологически связанные.

4.2.        Определить, какие сочетания являются свободными, какие -фразеологически связанными? (упражнение устное).

золотая осень, золотое кольцо, золотое дно, золотая молодёжь, золотой мешок, золотые горы, золотые часы, золотая середина, золотые руки, золотой перстень, золотая свадьба, белый стих, белые мухи, белые манжеты, белое золото, белое вино.

4.3.        Интересна история появления" фразеологизмов в русском языке: античная и русская истории, религии, народная мудрость, классическая история, литература.

-        заслушивание сообщений учащихся об истории происхождения некоторых фразеологизмов (4 человека)

4.4.        Выполнение упражнения - вспомнить фразеологизмы со словом «Слово», запись их и их значений.

  • Без лишних слов (говорить мало, но ёмко)
  • Бросать слова на ветер (обещать, но не выполнять)
  • Верить на слово (доверять)
  • Дар слова (хорошо, красиво говорить, владеть речью)
  • За-словом в карман не лезет (не затрудняться с ответом)
  • К слову сказать (кстати)
  • На пару слов (вызвать на короткий разговор)
  • Набор слов (чушь).

4.5. Выполнение упражнения (устно).

-        Ответьте фразеологизмом на вопросы: как говорят о человеке,

  1. который часто меняет свои решения (семь пятниц на неделе).
  2. у которого слова не расходятся с делом, который всегда выполняет свои обещания (хозяин своего дела).
  3. которого трудно заставить поверить чему-либо (Фома неверующий).
  4. который с трудом, с неохотой трогается с места, принимается за что-либо ( тяжёлый на подъём)
  5. очень скромном, тихом, кротком ( воды не замутит).
  6. кротком, безобидном, добром ( мухи не обидит).
  7. очень болтливом (язык без костей).

8.        который чувствует большую неловкость, стыд (готов сквозь землю провалиться).        ,

- К различным жизненным ситуациям подобрать фразеологизмы, которые кратко и образно выразили бы их основной смысл:

1. Мой друг никогда не говорит впустую, напрасно, и если уж пообещает что-нибудь, то обязательно сделает (слов на ветер не бросает).


  1. Дядя Миша всё умеет: на гитаре играет, рисует хорошо, телевизор может починить (золотые руки, мастер на все руки).
  2. Вадим немногословен, говорит он не часто, но замечания его всегда «бьют в цель» (редко, но метко).

  1. Только мы вспомнили об Андрее, а он тут как тут, пришёл (лёгок на помине).
  2. Егор напроказничал, но каким-то образом избежал наказание (вышел сухим из воды).

4.6. При употреблении фразеологизмов могут возникать ошибки. Непонимание значения, коверканье фразеологизмов - причины ошибок. В таком случае необходимо обращаться к словарям.

- выполнение упражнения №44 (устно) из учебника «Пособие по русскому языку в старших классах» под ред. Грекова.

5.        Закрепление.

Письменное выполнение упражнения 42, проверка.

6.        Домашнее задание.

  1. подобрать фразеологизмы со словом «рука»;
  2. составить 6 предложений с фразеологизмами.

7.        Итоги занятия.

Подведение итогов урока, выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительно-выразительные возможности морфем в художественном тексте

Интегрированный урок-исследование проводится в форме лабораторной работы, в ходе которой учащиеся выполняют   лингвистический анализ текстов М.И.Цветаевой, рассматривая морфемы (приставки) в един...

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций.

Презентация предназначена для повторения изобразительно-выразительных средств учащимися 10-11 классов, при подготовке части В8 ЕГЭ по русскому языку. Вней представленны различные виды работы на уроке,...

Урок - лабораторная работа в 10 классе "Изобразительно -выразительные средства русской лексики"

Урок №3 по по учебнику "Русский язык. 10-11 классы" Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной знакомит учащихся с основными тропами русского языка на основе текста поэмы А.С. Пушкина "Медный всадни...

Презентация к практическому занятию "Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики"

Урок по теме "Наблюдение над изобразительно-изобразительными средствами лексики" входит в раздел "Лексика и фразеология" и является практическим занятием. Презентация к уроку по да...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РУССКОЙ РЕЧИ" 10 класс

Цели рабочей программы элективного  курса по русскому языку в  10 классе:повторение и изучение выразительных средств речи.Задачи курса:воспитание культурно-ценностного отношения к русской ре...