«Имя числительное как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Урок "открытия новых знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka._bukalova_o.v.docx98.02 КБ

Предварительный просмотр:

Автор разработки: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 19 г. Балаково Саратовской области  Букалова Ольга Владимировна

Тема программы: «Морфология. Имя числительное»

Тема урока: «Имя числительное как часть речи»

Тип урока:  урок «открытия» нового знания

Содержательная цель урока: создать условия для формирования умения отличать имя числительное от других частей речи с числовым значением, количественные от  порядковых числительных, находить их в тексте,

расширения  понятийного аппарата, связанного с изучением самостоятельной речи числительного,  формирования начального представления о роли имени числительного в речи.

Деятельностная цель урока: создать условия для формирования умения планировать действия в соответствии с поставленной задачей; способствовать развитию критического мышления через формирование умений прогнозировать; овладевать логическими действиями сравнения, анализа, навыком смыслового чтения текста в соответствии с заданием,  умением осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; выбирать наиболее эффективные способы решения задач,  развивать умения переводить информацию из одной формы в другую, упорядочивать её;

уметь слушать собеседника, полно и точно выражать свои мысли; договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию.

Межпредметные связи: УНТ, история

Материально-техническое обеспечение:  учебники: Русский язык: Теория. 5-9 классы.: Учеб.для общеобразоват. учреждений / В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. - М.: Дрофа, 2009;  Русский язык: Практика. 6 класс / Под ред. Г. К. Лидман-Орловой. – М.: Дрофа, 2009;  презентация PowerPoint(2003) ;  видесообщение «информационного агентства»; фрагменты мультфильма38 попугаев”;  компьютерное и мультимедийное оборудование; сигнальные карточки, карточки  для дифференцированной  и проверочной работы,  тесты.

Технологическая карта урока

Этап

Форма работы

Действия учителя

Действия учащихся

Формируемые УУД

I. Этап мотивации (самоопределения) учащихся к учебной деятельности.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, создание положительного эмоционального настроя.

 (1 минута)

 Фронтальная

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Настраиваются на позитивную работу, делают «зарядку успешности».

Регулятивные УУД:

целеполагание

  • эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД:

  • мобилизация внимания, уважение к окружающим.

II. Этап актуализации опорных знаний

Цель: актуализация полученных ранее знаний, подготовка мышления учащихся  к формулированию темы, цели и задачей урока.

(4 минуты)

Работа в парах

Фронтальная

Демонстрирует видео сообщение.

Организует погружение в проблему.

Организует работу в парах - орфографическую  разминку – с целью выяснения названия новой части речи.

Подводит к формулированию темы, целей и задач урока.

1.Дети смотрят видео сообщение.

2.Записывают число и «классная работа».

3.Ожидаемый ответ:

- Узнать, как зовут нового жителя.

4.Дети в группе по два человека вставляют на карточках с заданием нужную букву.

5.Формулируют тему и записывают в тетрадь

Ожидаемый ответ:

 - Имя числительное.

Формулируют цель.

Ожидаемый ответ:

– Познакомиться с именем числительным как частью речи.

- Рассмотреть значение, морфологические и синтаксические признаки имени числительного и научиться отличать его от других частей речи.

Коммуникативные УУД:

  • умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса.
  • достижение договоренностей и согласование общего решения.

 Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала;
  • умение планировать и оценивать свои действия;
  • умение выявлять затруднения в выборе орфограмм.

Познавательные УУД :

•    умение    анализировать языковой материал;

  • поиск и выделение необходимой информации.

III. Этап открытия новых знаний и выявления места и причины затруднения.

Цель:

обеспечение восприятия, осмысления учащимися знаний об имени числительном.

осознание того, в чем именно состоит недостаточность знаний.

(7 минут)

Фронтальная

Индивидуальная.

Фронтальная

Использует приемы создания проблемной ситуации.

Предлагает обратиться к историческому эксперту.

Организует беседу на основе ранее изученного материала с целью выделения слов с числовым значением.

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний

Постановка проблемы.

1.Делают орфографический разбор.

Ожидаемые ответы:

 - Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. – «Число».

Дети вспоминают, где они слышали, видели, изучали числа, приводят примеры.

2.Ожидаемый ответ:

-К историку.

Слушают

историческую справку.

3.Называют фразеологизмы, объясняют их значения, выделяют слова с числовым значением.

4.Выделяют сочетания с числительными, записывают в столбик примеры.

Ожидаемый ответ:

- Сколько?

- преобразуют слова. Записывают во второй столбик.

Ожидаемые ответы:

- Обозначает число.

- Сколько? Какой (который?)

5.- Нет. Мы еще не собрали сведения о морфологических и синтаксических признаках числительного.

Познавательные УУД :

  • овладение знаниями и  умениями  аналитического  характера, развитие устной речи учащихся;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач;
  •  извлечение необходимой информации  и ее использование, постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные УУД:

  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

IV.Этап построения проекта выхода из затруднения.

Цель:

постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

(2 минуты)

Фронтальная

Предлагает выбрать пути решения возникшей проблемы, выслушивает мнения детей.

Выбирают и ранжируют шаги решения проблемы, обсуждают и корректируют свой план реализации проекта задания.

Гипотезы:

 - проанализировать языковой материал;

- разобраться при помощи объяснения учителя;

- обратиться к учебнику «Теория».

Коммуникативные УУД:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные УУД:

  • коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия).

V. Этап реализации построенного проекта.

Цель: развитие умения переводить информацию из одной формы в другую.

(5 минут)

Работа в парах

Организует реализацию построенного проекта в парах: предлагает с помощью теоретического материала заполнить «слепую» таблицу (или кластер).

Читают § 108,

 выписывают ключевые слова, заполняют предложенную учителем «слепую» таблицу или кластер, анализируют результаты, уточняют кластер.

Регулятивные УУД:

  • планирование;
  • прогнозирование.

Познавательные УУД :

  • поиск и выделение необходимой информации;
  • умение работать с опорными схемами и таблицами; умение структурировать полученные знания;
  • использование знаково-символических средств.

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель:

проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала.

(4 минуты)

Фронтальная

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках.

Составляют устный отчет по составленному кластеру.

Коммуникативные УУД:

  • умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса.

Регулятивные УУД:

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • оценка деятельности;  саморегуляция.

Физкультминутка

(1 минута)

VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель:

развитие умения отличать числительные от других частей речи с числовым значением, выявлять синтаксическую роль числительных, выполнять самопроверку по эталону.

(13 минут)

Фронтальная

Дифференци-рованная.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Ожидаемые ответы:

- Нужно правильно задать вопрос.

Дети высказывают предположения, приводят примеры, делают вывод о невозможности заменить цифрами ни одну часть речи, кроме числительного.

2.Выполненяют задания в тетради.

Проверка по образцу: 1 вариант выводится на экран; 2 вариант  раздается на парты.

3.Производят синтаксический разбор предложений.

Взаимопроверка по образцу с экрана.

Регулятивные УУД:

  • умение осуществлять  проверку знаний, сверяясь с эталоном.

Познавательные УУД :

  • анализ, классификация;
  • понимание текстов, извлечение необходимой информации.

VIII.Этап включения нового знания в систему знаний и повторение.

Цель:

включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

(7 минут)

Фронтальная

Индивидуальная

Организует выполнение учащимися самостоятель-

ной работы на новое знание.

1.Дети поднимают сигнальные карточки.

2.Прохождение теста на индивидуальном компьютере, если нет возможности – бумажный вариант распечатан на каждого ребенка.

Регулятивные УУД:

  • умение осуществлять  проверку знаний, сверяясь с эталоном;
  • коррекция;
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов.

Личностные УУД:

  • самоопределение

IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной)  деятельности.

(2 минуты)

Фронтальная

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

1.Высказывают свое мнение и отношение к уроку и полученным знаниям.

2.Поднимают руку согласно своей внутренней оценке.

3.Записывают задания в дневник.

Регулятивные УУД:

  • саморегуляция осознание качества и уровня усвоения знаний;

Личностные УУД:

  • оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

Коммуникативные УУД:

  • умение выражать свои мысли.  
  • инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации.

Сценарий урока

I. Этап мотивации (самоопределения) учащихся к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! А чтобы начать урок, нам надо зарядиться (успехом) успешностью. Скажите себе: «Я буду успешным! У меня все получится! Я буду думать! Я буду стараться! Я буду доброжелательным!»

СЛАЙД 1

II. Этап актуализации опорных знаний

1. - Нам пришло видеосообщение. Давайте посмотрим: «Внимание! К вам обращаются сотрудники информационного агентства «Новости планеты «Лингвистика»». Срочно требуется помощь обучающихся 6А класса МБОУ СОШ №19!  Необходимо за 45 минут собрать и обработать информацию о новом жителе страны Грамматика! Его имя вы узнаете, когда расшифруете код, показав себя при этом знатоками русской орфографии».

СЛАЙД 2

2.-Ну что ж, ребята. Мы должны помочь! Собирать информацию мы будем в наши рабочие тетради. Каждый из вас становится супер-агентом. Ваши персональное данные уже занесены в базовый компьютер.

-Итак, откроем тетради и запишем дату и место сбора информации.

3.-Приступаем к сбору информации. Что же нам нужно сделать в первую очередь?

4. - Начинаем работать. На каждом столе - задание. Чья же пара первая узнает имя нового жителя? (ПРИЛОЖЕНИЙ 1)

5. - Пожалуйста, скажите. Как зовут нового жителя страны «Грамматика»?

Запишем в тетрадь  имя изучаемого объекта.

СЛАЙД 3

- Как вы думаете, какова же цель сегодняшнего урока?

- Какие мы поставим перед собой задачи?

III. Этап открытия новых знаний и выявления места и причины затруднения.

1. - Какая орфограмма встретилась в слове «числительное»?  

- От какого же слова образовано?

- А где встречаются в нашей жизни числа?

- Мы видим, что числа и цифры «знают» и «говорят» нам о многом, а вот имя числительное помогает словесно выразить эти данные.

2. – А мы начинаем сбор информации. Как вы думаете, к кому мы можем обратиться, чтобы узнать прошлое нашего жителя?

- Слово нашему историческому эксперту.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 2) СЛАЙД 4-8

3. – Спасибо. Частотность употребления числительных подтверждается большим количеством фразеологизмов, в которых они встречаются. Давайте их вспомним и найдем слова со значением числа.

(На сайдах изображения ПРИЛОЖЕНИЕ 3) СЛАЙД 9-15

4.- О том, что числительные часто употребляются в образной речи, говорят множество пословиц и поговорок. Выделите в данных примерах сочетания с числительными.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 4) СЛАЙД 16

- Запишем в столбик несколько примеров.

- На какой вопрос они отвечают?

- Измените сочетание так, чтобы числительное отвечало на вопрос который?, существительное можно изменить.

- Итак, подведем предварительные итоги. Что обозначает числительное?

- На какие вопросы отвечает?

5.- Достаточно ли собрано материала? Почему?

IV.Этап построения проекта выхода из затруднения.

- Как можно решить возникшую проблему?

- Где же взять необходимое? Кто нам может помочь?

- V. Этап реализации построенного проекта.

 И мы продолжаем сбор информации об имени числительном. Нам предстоит заполнить «слепую» таблицу (или кластер). Поработаем с § 108 («Русский язык: Теория»)

(ПРИЛОЖЕНИЕ № 5) СЛАЙД 17

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

- Расскажите об имени числительном, используя кластер и приводя свои примеры.

Физкультминутка

Но чтобы продолжить нашу работу, надо отдохнуть  и немного размяться. Сделаем зарядку. А помогут нам герои мультфильма “38 попугаев”. Уже в названии мультфильма нам встречается числительное? Какое оно порядковое или количественное? Мы делаем зарядку и запоминаем, какие числительные употребляют герои мультфильма. СЛАЙД 18

VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

1. - Итак, кто запомнил, какие числительные встретились в мультфильме?

- Хорошо, мы собрали необходимую информацию, теперь нам надо на практике показать,  сможем ли отличить нового жителя страны «Грамматика»  от других жителей страны с числовым значением.

- Скажите, какой у нас универсальный инструмент по определению частеречной принадлежности?

- Подумайте, какую часть речи мы можем заменить цифрой  при записи текста, а какие нет?

2. - Начинаем обработку информации. Выберите, как вы будете это делать. Одни могут выполнить упр. № 460 из учебника (базовый уровень), другие - задание на карточке (повышенный уровень).

(ПРИЛОЖЕНИЕ № 6) СЛАЙД 19

3. Следующий этап – синтаксический разбор предложения, в состав которых входят числительные. Кроме этого, нам необходимо определить их разряд.  1 предложение разбираем вместе, а 2,3,4 самостоятельно по вариантам.

Девочки собрали две корзины грибов.

Три да два – пять.

Уроки в школе начинаются в восемь часов.

Наше место в десятом ряду. СЛАЙД 20

VIII.Этап включения нового знания в систему знаний и повторение.

 - Необходимо закончить обработку информацию, для этого проверим, насколько каждый из нас хорошо знаком с новым жителем страны Грамматика.

1. Работа с сигнальными карточками.

Количественные числительные -  желтые

Порядковые числительные – зеленые.

Три, пятидесяти человек;    первый день;  семьсот,  двенадцатого числа;  сотый покупатель;  шестьдесят деревьев;  одиннадцать часов;  пятьсот, тридцатый по счету.

2. А теперь оправляем отчет  сотрудникам информационного агентства «Новости планеты «Лингвистика»».

Тест из 5 заданий

(Программа MyTestStudent)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

1. Выразите ваши впечатления от урока, продолжив предложения:

- Я узнал…..

- Мне понравилось….

- Я открыл для себя….

- Было интересно

- Полученные знания нам помогут….

- Я иногда испытывал затруднения при(в)…….

СЛАЙД 21

2. А теперь выберите то предложение, которое имеет отношение лично к вам.

Я работал быстро, самостоятельно

Я работал хорошо, но с помощью других.

Я работал медленно, много ошибался.

3. Домашнее задание.

Предлагаю выбрать любой вариант домашнего задания:

А) Составить синквейн по теме «Имя числительное»;

Б) Подобрать ребусы, в которых зашифрованы слова, содержащие в себе числа;

В) Упр. № 461. 

СЛАЙД 22

2.4. Дидактический материал к уроку.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Ч(и,е)стота в квартире.

Дра(м,мм)а.

Посв(я,е)тить стихи.

С(ч,щ)астливый.

Скр(и,е)пить дверью.

Иску(с,ст)ный.

Приви(лл,л)егия.

Зав(и,е)зировать документ.

Лес(т,т)ница

Прож(е,и)вать хлеб.

Ли(лл,л)ипут.

Б(ъ,ь)ющийся.

Ветре(н,нн)ый.

Позв(о,а)лять шалости.

Пос(и,е)деть от горя  

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

     В глубокой древности люди считали по пальцам рук. Было время, когда счет достигал только четырех – по числу протянутых четырех пальцев рук. Потом возник счет пятерками. С развитием хозяйственной и культурной жизни счет совершенствовался. Возник наконец и современный счет – десятками.

     Наши русские числительные первоначально были существительными или прилагательными. Так, например, слово пять означало примерно то же, что и пятерка или пятерня, т.е. имело значение предмета. Впоследствии это значение у большинства счетных слов перестало осознаваться, и они утратили признаки числа и рода.

     Так возникала новая часть речи.

     Посмотрите, как в Древней Руси записывали числа.

     По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Это самая немногочисленная часть речи, она насчитывает всего несколько десятков слов. Самые частотные 1,2,3,4,5,6,7,8,10. В русском языке есть всего 13 корней, от которых образовано множество числительных: один – десять, сорок, сто, тысяча. Употребление числительных делает высказывание более убедительным, аргументированным.

(По В.Добромыслову)

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

1)Идти на все четыре стороны

2) От горшка два вершка.

3) Как две капли воды.

4) За семью печатями.        

5) Два сапога – пара.

6) Наговорить с три короба.

7)Заблудился в трех соснах;

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Один ум хорошо, а два ума лучше.

Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

Семьдесят одежек и все без застежек.

Без четырех углов изба не рубится.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Два брата бегут, а два догоняют.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

                     ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ –

   слова со значением____________________

  Сколько?                                            Какой? (Который?)  

                                                   

                                 Изменяются

                      Синтаксическая роль

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ -

слова со значением     числа

  Сколько?                                                Какой? (Который?)  

                                                   

                                             Изменяются

                                 Синтаксическая роль

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

 Выпишите слова с числовым значением. Поставьте к ним вопрос. Определите часть речи.

“Это все взрослые выдумали про счастливое детство. Чтобы им было не так стыдно. Есть только счастливая взрослость. А счастливого детства нет и не может быть. Спросите у любого ребенка.

Начнем с работы. У взрослых в нашей стране восьмичасовой рабочий день. У школьника – шесть уроков в школе, а потом еще, даже если учиться на тройки, как я, нужно дома готовить уроки не меньше трех часов. Значит, выходит девятичасовой рабочий день, как в самых отсталых колониальных странах. У взрослого – два выходных дня в неделю. У многих школьников – один.

Когда у взрослого что-нибудь не получается на работе, ему все сочувствуют, все его жалеют. Когда мамин отдел завалил первый проект, так все говорили: “Ах, Елена Павловна, как мы вас понимаем, не нужно ли вам какой-нибудь помощи, не поедете ли вы на курорт?” А мама в ответ делала жалкие губки и говорила, что она очень переживает.

Но когда я схватила двойку по алгебре, весь двор смеялся, и продавщица мороженого – ей-то какое дело! – сказала, что двоечницам мороженое вредит”. (По В. Киселеву)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

А1. Найдите числительное

  1. Двойной     2. Утроить    3.Семёрка   4.Пятый

А2. Какое из утверждений является неверным?

  1. Имя числительное обозначает число, количество предметов или их порядок при счёте.
  2. Имя числительное – служебная часть речи.
  3. Числительные отвечают на вопросы сколько?, который?
  4. Имя числительное изменяется по падежам.

А3. Укажите ряд, в котором все числительные количественные:

  1. Пятый, семьдесят, семисотый, десятый, четыре, тридцать седьмой.
  2. Семьдесят восемь, одиннадцать, семь, сто восемь, сто тысяч двести, восемьсот.
  3. Два, миллион, четвёртый, тридцать семь, восемьсот, четырнадцать.
  4. Третий, сто двадцатый, шесть, семнадцать, девяноста,  тысяча девятьсот двадцать два.

А4. Укажите ряд, в котором все числительные порядковые.

  1. Четырёхсотый, первый, сто десятый, двенадцать.
  2. Пять, шесть, седьмой, одиннадцать, три.
  3. Седьмой, тысяча сорок пятый, семьсот пятьдесят девятый.
  4. Семьсот шестьдесят первый, сороковой, третий, восемь.

А5. Имена числительные в предложении выполняют синтаксическую роль:

  1. Подлежащего, сказуемого, определения,  дополнения, обстоятельства;
  2. Подлежащего, сказуемого;
  3. Определения,  дополнения, обстоятельства;
  4. Не являются членами предложения.

Список литературы (источников) педагогов.

  1. Русский язык: Теория. 5-9 классы.: Учеб.для общеобразоват. учреждений / В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. - М.: Дрофа, 2009;  
  2. Русский язык: Практика. 6 класс / Под ред. Г. К. Лидман-Орловой. – М.: Дрофа, 2009;  
  3. Иванова В.А, Потиха Э. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке. – М.:Просвещение. 1990

Интернет ресурсы.

  1. http://festival.1september.ru/articles/419962/
  2. http://www.livelib.ru/book/1000311491
  3. bibliofond.ru/view.aspx?id=565095
  4. http://referat.yabotanik.ru/yazykovedenie/chislitelnye-v-shkole/149078/139192/page1.html
  5. http://fgos.isiorao.ru

Список литературы для учащихся.

  1. Русский язык: Теория. 5-9 классы.: Учеб.для общеобразоват. учреждений / В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. - М.: Дрофа, 2009;  
  2. Русский язык: Практика. 6 класс / Под ред. Г. К. Лидман-Орловой. – М.: Дрофа, 2009;  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Числительное как часть речи" с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления учащихся"

Формирование навыков фиксации мыслей и образов, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания. ...

Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"

Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...

Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые

Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые...

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные"

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные  числительные" представляет собой разработку перв...

Урок по теме "Имя числительное как часть речи. Разряды числительных"

Данный конспект урока ориентирован на работу по учебнику  Л.М. Рыбченковой, О.А. Александровой «Русский язык 6 класс»Конспект урока «Имя числительное как часть речи. Разряды чис...

Числительное как часть речи. Разряды числительных. Орфограммы числительных.

Памятка о числительном как части речи. В ней представлены разряды числительных, особенности употребления и написания числительных....