Урок по теме "Правописание имен существительных с суффиксами –чик-, -щик-. 6 класс.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Кумейко Людмила Викторовна

На уроке использована ролевая игра "Слет  специалистов", которая снимает напряжение, помогает формировать навыки учебной деятельности,прочные и глубокие знания. Игра развивает устойчивый интерес к предмету,оказывает эмоциональное воздействие на детей. У учащихся развиваются и воспитываются такие необходимые качества как, активность, самостоятельность, ответственность, творческий подход к делу. Готовясь к уроку, учащиеся  дополнительно знакомятся с профессиями,   что способствует социализации и профориентации личности, самостоятельно изучают особенности рекламы. Ролевая игра сплачивает коллектив, дает радость общения с одноклассниками, возможность ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их понарошку, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в достижении поставленной цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kospekt_uooka_po_teme_pravopisanie_suffiksov_chik-shchik.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Правописание имен существительных

                       с суффиксами –чик-, -щик-.

Цели урока:  * закрепить правописное суффиксов существительных –чик-,

                          -щик-;

                       * повторить постановку знаков препинания в сложных

                         предложениях;

                       * повторить изученное по теме «Имя существительное».

Каждая группа обучающихся знакомилась с особенностями своей специальности, составляла рекламу, подбирала профессионализмы, рисовала эмблему.

Ход урока.

   1.Учитель. Мы сегодня собрались на слет специалистов. Как трактует словарь Ожегова: «Специалист- это работник в области определенной какой-нибудь определенной специальности».

2.Запись определения слова «специалист», морфологический разбор существительного «специалист» (повторение теории об имени существительном).

3. На слет специалистов прибыли рыболовы, летчики, строители, музыканты. Они сегодня будут доказывать важность своей профессии, свою компетентность. А судить их будет наша экспертная группа (представление экспертов).

 4. Реклама в газету об открытии школы по их специальности.

 Члены  команд представляют рекламу, в которой обязательно должны быть сложные предложения, реклама должна быть яркой, привлекательной и   отражать специфику профессии. Все внимательно слушают, определяя наличие сложных предложений в текстах рекламы.

4. Проверка грамотности специалистов.

«ЖУК летает под окном,

 Он устал ходить пешком».

- Какое правило зашифровано в ЖУКе?

Повторение правила о правописание суффиксов - чик-, -щик-:

  • устно правило,
  • работа с перфокартами,
  • объяснительный диктант для каждой команды свои слова:

«Рыболовы»:                                                              «Летчики»:

- великолепный рассказчик,                    -   отличный выдумщик,

- умелый паяльщик,                                 -   отважный разведчик;

- талантливый резчик,                              -  удивительный спорщик,

«Строители»:                                                        «Музыканты»:

- аккуратный переписчик,                        -  прекрасный стекольщик,

- хороший сварщик,                                  - замечательный каменщик,

- отличный арматурщик,                         - опытный крановщик.

  • Составить сложные предложения с любыми словосочетаниями.
  • Чтение предложений от каждой группы специалистов.

5. Словарная работа.

Каждая группа специалистов представляет слова, характерные именно для

данной профессии. ( Не менее 3- профессионализмов, другие специалисты объясняют их, записывают, составляют словосочетания с данными словами).

 6. Проверка компетентности специалистов: отгадывают «Кто такой?»

(От каждой группы специалистов по одному у доски):

  1. Строительный рабочий, специалист по сооружению арматуры.
  2. Специалист по электросварке.
  3. Специалист по типографскому набору.
  4. Солдат, служащий в ракетных войсках.
  5. Бродячий музыкант с шарманкой.
  6. Человек, работающий на кране.
  7. Продавец мороженого.

7. Музыкальная пауза: песни о присутствующих специалистах готовили дети.

8. Составление предложений.

На доске предложения. Каждая группа находит свое предложение, заканчивает его, превращая в сложное:

  1. Шарманка была старинная, страдающая хрипотой, но …
  2. Чинно шагали тверские каменщики, а …
  3. Раннее утро – хорошее время для рыбалки, поэтому …
  4. Самолет совершил посадку в аэропорту города Волгограда, потому что…

Комментирующий берет бочонок  знаний из волшебной шкатулки.

9. «Новоселье».

Праздники. В жизни их бывает много, все они разные. Но у них есть одна особенность – они приносят нам радость, улыбки, смех.

- Какие праздники вы знаете?

Есть замечательный праздник – новоселье. Как приятно въезжать в новую квартиру. Я даю вам домики, заселите специалистами, в названии которых есть суффиксы  - чик-, -щик-.

10. Экспертная группа определяет победителей слета. «Все работы хороши, выбирай на вкус».

  1. Анализ игры. Итог урока. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Морфологический портрет имени существительного" 5 - 6 класс

Данный конспект содержит материал, актуальный на этапе изучения нового материала или повторения темы "Имя существительное", подан в интерактивной форме....

Конспект урока по теме "Имя существительное. Орфограммы в именах существительных. Комплексный анализ текста" 10 класс

Повторение лексических, грамматических категорий имени существительного, орфограмм на примере текста Ю.Бондарева. Подготовка к сочинению-рассуждению в форме ЕГЭ....

Конспект урока. Тема: «Род имен существительных». Класс: 5

Данный конспект урока предназначен для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)....

Технологическая карта урока " Три склонения имен существительных", 5 класс (с презентацией)

Цель урока :систематизировать умение определять склонение имен существительных в начальной форме и в косвенных падежах, повторить правила написания падежных окончаний имен существительных в единственн...

6 класс Тема урока: Морфологический разбор имени существительного

На уроке проводитсяч систематизация знаний, умений учащихся об имени существительном Используются элементы сингапурской методики....

Разработка открытого урока на тему: "Три склонения имен существительных" по русскому языку 5 класс ФГОС

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. Так как, курс 5 класса - это повторение, то тема для них не новая, поэтому я использовала комбинированный тип урока. Сценарий урока был разработан в соотв...

Конспект урока: Единственное число имен существительных, 6 класс

Конспект урока для специальных (коррекционных) школ: Единственное число имен существительных, 6 класс...