Программа промежуточной аттестации по дисциплине «Русский язык» для специальности: 060501.51 Сестринское дело
рабочая программа по русскому языку на тему

Кирилова Юлия Владимировна

Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180). Итоговый контроль освоения образовательной программы среднего (полного) общего образования согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов НПО/СПО проводится в рамках промежуточной аттестации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

.

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области

«Шатурское медицинское училище (техникум)»

                                                           

Программа промежуточной аттестации

по дисциплине 

«Русский язык»

Для специальности: 060501.51 Сестринское дело

Форма проведения: экзамен

Время проведения: 2 семестр




Преподаватель русского языка и литературы

Ю.В. Кирилова

РАССМОТРЕНО

на заседании ЦМК общегуманитарных, социально-экономических и общеобразовательных дисциплин

Протокол №_____ от "_____"___________  20____г.

Председатель ЦМК______________Т.В. Кашаева

  УТВЕРЖДАЮ

      Заместитель директора по учебной работе

 ГБОУ СПО МО «Шатурское медицинское училище»                                                            

                                                           __________________Л.В. Карпухина

"____" ______________20___  г.

                                                                                 

        

Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180). Итоговый контроль освоения образовательной программы среднего (полного) общего образования согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов НПО/СПО проводится в рамках промежуточной аттестации.

Автор программы:

преподаватель русского языка и литературы

                                                  ______________ Ю.В. Кирилова

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Общие положения
  2. Рекомендации по подбору текста для изложения с заданиями творческого характера
  3. Процедура проведения экзамена
  4. Оценивание изложения с творческим заданием
  5. Умения, проверяемые на итоговом экзамене
  6. Нормативные документы

Приложение

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Экзамен по русскому языку проводится за счет времени, выделяемого ФГОС СПО на промежуточную аттестацию.

Содержание экзаменационных материалов должно отвечать требованиям к уровню подготовки выпускников, предусмотренным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования и зафиксированным в примерной программе учебной дисциплины «русский язык» для профессий НПО и специальностей СПО (рекомендована департаментом государственной политики и нормативно- правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.).

Выбор вида экзаменационных материалов осуществляется преподавателем русского языка и согласовывается в установленном порядке с руководством образовательного учреждения. Содержание экзаменационных материалов и критерии оценки разрабатываются преподавателем русского языка, согласовываются с цикловой (предметной) методической комиссией и утверждаются в установленном порядке.

Экзаменационные материалы для проведения экзамена формируются из двух частей: обязательной, включающей задания минимально обязательного уровня, правильное выполнение которых достаточно для получения отметки «3» («удовлетворительно»), и дополнительной части с более сложными заданиями, выполнение которых позволяет повысить отметку до «4» или «5».

Экзаменационная работа оценивается по пятибалльной системе.

Образовательное учреждение может самостоятельно разрабатывать соответствующий комплект экзаменационных материалов, а также использовать рекомендации Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).

Результаты экзамена по русскому языку признаются удовлетворительными в случае, если обучающийся получил отметку не ниже «3» по пятибалльной шкале. Результаты экзамена объявляются в сроки, утверждённые локальными актами учреждения.

2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ ТЕКСТА ДЛЯ ИЗЛОЖЕНИЯ С ЗАДАНИЯМИ ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Изложение – это вид творческой работы студентов, в которой они должны пересказать прочитанный им текст подробно или сжато, с изменением или без изменения лица рассказчика.

Ежегодно в ГБОУ СПО МО «Шатурское медицинское училище» для проведения письменного экзамена по русскому языку готовится новый комплект экзаменационных материалов в виде текстов для изложения с заданиями творческого характера из расчёта один текст на одну группу обучающихся, сдающих экзамен одновременно в один день.

Комплект экзаменационных материалов содержит:

  • образец художественного текста и два творческих задания к нему;
  • образец публицистического текста и два творческих задания к нему.

Художественный текст представляет собой фрагмент художественного произведения. Публицистический текст представляет собой фрагмент (или законченный текст) статьи, очерка, рассказа, связанный с философской, социальной, нравственной проблематикой.

Тексты рекомендуется подбирать о проблемах, волнующих подростков, об интересных людях, о великих открытиях, о технике, спорте, музыке, об отношениях между людьми, о будущем человечества. Лучше всего для этой цели подходят научно-популярные и некоторые публицистические тексты, реже - с определенной обучающей задачей - художественные.

Выбор текста из двух предложенных вариантов (художественный или публицистический) осуществляет преподаватель русского языка. Далее тексты для изложения рассматриваются и утверждаются предметно-цикловой комиссией.

Обучающимся предоставляется право выбора формы изложения: подробное или сжатое.

Задачей подробного изложения является максимально полное воспроизведение содержания исходного текста с сохранением авторского стиля.

Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, вычленения в тексте основных микротем, обобщения содержания исходного текста. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако обучающийся должен использовать авторские ключевые слова и словосочетания.

Примерный объем текста для изложения должен составлять 350-460 слов. Объем текста для сжатого изложения должен быть больше, чем для подробного.

К каждому тексту прилагается два творческих задания. Обучающийся имеет право выбрать для выполнения одно из двух творческих заданий.

Творческие задания к двум типам текста различны по своей структуре и содержанию.

Задания к художественному тексту формулируются в виде вопросов. Первое задание связано с содержанием текста и нацеливает обучающегося на его анализ. Второе творческое задание предполагает большую независимость от предложенного текста (текст рассматривается как стимул для создания собственного аргументированного высказывания на близкую к проблематике текста тему).

Первое задание к публицистическому тексту формулируется в виде вопроса и предлагает обучающимся самостоятельно поразмышлять над поднятой в тексте проблемой (или общей темой), т. е. текст рассматривается как стимул для создания собственного высказывания. Второе задание связано с содержанием текста и нацеливает на комментарий одного из утверждений автора и аргументацию собственной позиции.

  1. ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА

На выполнение письменной экзаменационной работы отводится 4 астрономических часа (240 минут). На подготовку к экзамену отводится 3-4 дня. До экзамена проводится консультация по вопросам, вызывающим затруднения у студентов.

Для проведения экзамена по русскому языку с использованием экзаменационных материалов в виде текста для изложения с заданиями творческого характера каждому обучающемуся выдаются:

  • листы для чистовика, которые подписываются под руководством преподавателя;
  • листы для черновика.

Выполненную работу обучающийся сдает для проверки вместе с черновиком.

Перед началом выполнения экзаменационной работы преподаватель русского языка знакомит всех обучающихся с экзаменационным материалом, кратко определяет тему изложения, зачитывает формулировки творческих заданий.

Обучающимся предоставляется право писать как подробное, так и сжатое изложение. Подписывая работу, обучающийся должен указать, какой вид изложения (подробное или сжатое) он избрал.

Предложенный для изложения текст читается трижды. Первое ознакомление с текстом предполагает обычный темп чтения, позволяющий обучающимся воспринять смысл фрагмента в целом, второе и третье прочтение должно быть медленным, позволяющим обучающемуся зафиксировать главные смысловые особенности текста.

После написания изложения выполняется творческое задание, которое зависит от типа изложения. Творческие задания должны быть записаны на доске. При необходимости на доске записываются имена собственные, упомянутые в тексте изложения. Объем творческого задания строго не лимитируется.

На экзамене обучающимся разрешается пользоваться орфографическими словарями.

Оформление экзаменационной работы:

- первая страница работы:

Экзаменационная письменная работа

по русскому языку (изложение)

студента(ки) 1-го курса  11группы

ГБОУ СПО МО «Шатурское медицинское училище»

Ф И О ( в родительном падеже)

Самая нижняя строчка отведена для указания даты написания работы. Листы черновика подписываются вверху.

        Если не хватило двойного листа, то используется вкладыш. В этом случае каждый лист подписывается и нумеруется с пятой страницы.

4. ОЦЕНИВАНИЕ ИЗЛОЖЕНИЯ С ТВОРЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ

        За изложение с творческим заданием выставляются три отметки: первая – за содержание, вторая – за выполнение творческого задания, третья – за орфографическую и пунктуационную грамотность    (суммарно за изложение и выполнение творческого задания).

        Отметка выставляется по действующим «Нормам оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

        Экзаменационная отметка за экзамен по русскому языку определяется как среднее арифметическое выставленных за изложение с творческим заданием отметок и выставляется целым числом в соответствии с правилами математического округления.

Отметка

Критерии оценки изложения

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  • Содержание работы полностью соответствует теме
  • Фактические ошибки отсутствуют
  • Содержание излагается последовательно
  • Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления
  • Достигнуто стилевое единство и выразительность текста

В целом в работе допускаются: 1 недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта.

Допускается: 1 орфографическая или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка

«4»

  • Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы)
  • Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности
  • Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей
  • Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен
  • Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью

Допускается: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки при отсутствии грамматических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

В целом в работе допускаются не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов

«3»

  • В работе допущены существенные отклонения от темы
  • Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности
  • Допущены отдельные нарушения последовательности изложения
  • Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление
  • Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна

В целом в работе допускаются не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов

Допускаются: 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибок или 3 орфографических и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки

«2»

  • Работа не соответствует теме
  • Допущено много фактических неточностей
  • Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану
  • Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления
  • Нарушено стилевое единство текста

В целом в работе допущены 6 недочётов в содержании и до 7речевых недочётов

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок


5. УМЕНИЯ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ НА ИТОГОВОМ ЭКЗАМЕНЕ

  1. Различные виды анализа

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов.

Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм.

Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов.

  1. Чтение

Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи.

Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации.

Владеть основными приёмами информационной переработки письменного текста.

3. Письмо

Создавать письменные высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст.

Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка.

Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

6. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

  1. Об образовании [Электронный ресурс] : закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 (действующая редакция). - Режим доступа:http: //www.consultant.ru/popular/edu/.
  2. Об обязательном общем образовании [Электронный ресурс] : письмо Минобрнауки России от 29.05.2007 г. № 03-1810. - Режим доступа: http: //lawrussia.ru/authority/body 5 5/index.htm.
  3. Федеральный Базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования [Электронный ресурс] : приказ Минобразования России от 09.03. 2004 г. № 1312. - Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/309/39309.
  4. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс] : приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089. - Режим доступа: http: //www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d 04/1089.html.
  5. Типовое положение об образовательном учреждении начального профессионального образования [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 14.07.2008 г. № 521. - Режим доступа: http: //base.garant.ru/193584/.
  6. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 18.07.2008 г. № 543. - Режим доступа:http://base.garant.ru/193595/.
  7. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование [Электронный ресурс] / Минобразования России. - М., 2004. - 266 с. - Режим доступа : http: //mon.informika.ru/work/obr/dok/obs/1487/.
  8. Рекомендации по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования [Электронный ресурс] : письмо Минобрнауки России от 29.05.2007 г. № 03-1180. - Режим доступа: http://www.lawrussia.ru/texts/legal 216/doc216a973x543.htm.
  9. Примерная программа учебной дисциплины «русский язык» для профессий НПО и специальностей СПО [Электронный ресурс] : одобрена Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16.04.2008 г. - Режим доступа:http: //rudocs.exdat.com/docs/index-438148.html.
  10. Разъяснения ФИРО по формированию учебного плана ОПОП НПО и СПО [Электронный ресурс] / ФГАУ «Федеральный институт развития образования». - Режим доступа:http://www.firo.ru/7page id=774.
  11. Методическое письмо о проведении государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике в 2010-2011 учебном году [Электронный ресурс] : письмо Рособрнадзора от 28.02. 2011 г. № 0132/10-01. - Режим доступа:http://window.edu.ru/resource/839/72839.
  12. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку[Текст] // Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: пособие для учителя / авт.-сост.: В. И. Калинос, Т. А. Костяева. - М. : Просвещение, 1986. - С. 134-143

     ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПИСЬМЕННОГО ЭКЗАМЕНА В ВИДЕ ТЕКСТА ДЛЯ ИЗЛОЖЕНИЯ С ЗАДАНИЯМИ ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

О А. А. Ахматовой из статьи «Анна Ахматова» (Чуковский)

Анну Андреевну я знал с 1912 года. Тоненькая, стройная, похожая на робкую пятнадцатилетнюю девочку, она ни на шаг не отходила от мужа, молодого поэта Н. С. Гумилева, который тогда же, при первом знакомстве, назвал ее своей ученицей.

То были годы ее первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов. Прошло два-три года, и в ее глазах, и в осанке, и в ее обращении с людьми наметилась одна главнейшая черта ее личности: величавость. Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно величавость: «царственная», монументально-важная поступь, нерушимое чувство уважения к себе, к своей высокой писательской миссии.

С каждым годом Ахматова становилась величественнее. Она нисколько не старалась об этом, это выходило у нее само собою. Даже в очереди за керосином и хлебом, даже в поезде, в жестком вагоне, даже в ташкентском трамвае, всякий незнавший ее чувствовал ее «спокойную важность» и относился к ней с особым уважением, хотя держалась она со всеми очень просто и дружественно, на равной ноге.

Замечательна в ее характере и другая черта. Она была совершенно лишена чувства собственности. Не любила и не хранила вещей, расставалась с ними удивительно легко. Вокруг нее не было никакого комфорта, и я не помню в ее жизни такого периода, когда окружавшая ее обстановка могла бы назваться уютной. Конечно, она очень ценила красивые вещи и понимала в них толк. Старинные подсвечники, восточные ткани, гравюры, иконы древнего письма и т. д. то и дело появлялись в ее скромном быту, но через несколько недель исчезали. Даже книги, за исключением самых любимых, она, прочитав, отдавала другим. Только Пушкин, Библия, Данте, Шекспир были ее вечными спутниками, и она нередко брала их — то одного, то другого — в дорогу. Остальные книги, побывав у нее, исчезали. Близкие друзья ее знали, что стоит подарить ей какую-нибудь, скажем, нарядную шаль, как через день или два эта нарядная шаль украсит другие плечи. И чаще всего она расставалась с такими вещами, которые были нужны ей самой. Как-то в двадцатом году, в пору лютого петроградского голода, ей досталась от какого-то заезжего друга большая и красивая жестянка, полная сверхпитательной, сверхвитаминной «муки», изготовленной в Англии достославною фирмою «Нестле». Одна маленькая чайная ложка этого густого концентрата, разведенного в кипяченой воде, представлялась нашим голодным желудкам недосягаемо-сытным обедом. А вся жестянка казалась дороже бриллиантов. Я от души позавидовал обладательнице такого сокровища. Было поздно. Гости, вдоволь наговорившись, стали расходиться по домам. Я почему-то замешкался и несколько позже других вышел на темную лестницу. И вдруг — забуду ли я этот порывистый, повелительный жест ее женственно красивой руки? — она выбежала вслед за мною на площадку и сказала обыкновеннейшим голосом, каким говорят «до свидания»:

— Это для вашей— для Мурочки...

И в руках у меня очутилось драгоценное «Нестле».
Напрасно повторял я: «что вы! это никак невозможно!., да я ни за что, никогда...» Передо мною захлопнулась дверь, и сколько я ни звонил, не открылась.

Таких случаев я помню немало.

(453 слова)

(К. И. Чуковский)

1. Озаглавьте текст и перескажите его.

2.Ответьте на вопрос: «О каких чертах характера А. Ахматовой вы узнали из данного текста?

3.Ответьте на вопрос: «Какую черту характера А. Ахматовой вы считаете наиболее яркой и почему?»

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по дисциплине "Математика" для студентов 2 курса специальности 060501 Сестринское дело

Материал содержит вопросы по применению математики в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала...

Технологические карты занятий по английскому языку на 3 курсе СПО по специальности 060501 Сестринское дело

В данных технокартах занятий предложен вариант распределения учебного материала по предмету "Английский язык" на 3 курсе для студентов, обучающихся по специальности 060501 Сестринское дело базовый уро...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 060501 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК) 1 курс (30/48) 78

Расписано планирование лексического и грамматического материала, календарные сроки изучения,количество аудиторной и самостоятельной работы студентов...

Программа промежуточной аттестации учебной дисциплины "Английский язык" по специальности 100701 Коммерция (по отраслям),2014 год.

Программа описывает виды и формы промежуточной аттестации студентов, критерии выставления оценок....

Методические указания для преподавателей по подготовке к практическим работам по математике студентов II курса специальности 060501 «Сестринское дело»

В методических указаниях рассмотрены основные темы современной математики, необходимые для профессионального обучения будущих медицинских работников среднего звена, а также предложены основные теорети...

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине "Иностранный язык" для специальностей СПО "Сестринское дело", "Лечебное дело"

Пояснительная записка Комплект оценочных средств (КОС) предназначен для оценки результатов освоения учебной дисциплины «Иностранный язык» студентами, обучающихся по специальностям  34....

Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» (немецкий) основной образовательной программы (ОПОП) по направлению подготовки (специальности) 060501 «Сестринское дело»

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины  «Немецкий язык».КОС включают ко...