«Творческая мастерская по формированию коммуникативной компетенции обучающихся в ролевой игре»
план-конспект урока по русскому языку на тему

Рогачева Дарья Сергеевна

 

Цель занятия: познакомиться со способами повышения коммуникативного уровня учащихся.

Задачи: практически опробовать упражнения, повышающие уровень коммуникативной компетенции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_masterskaya.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Творческая мастерская по формированию коммуникативной компетенции обучающихся в ролевой игре»

Рогачева Д.С.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №28 г.о. Самара

Цель занятия: познакомиться со способами повышения коммуникативного уровня учащихся.

Задачи: практически опробовать упражнения, повышающие уровень коммуникативной компетенции.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Объявление темы и цели занятия. (Слайд 1)

Ведущий.   «В начале было  Слово…», – говорится в Евангелии.  Способность общаться – это дар свыше или то, чему можно научиться?   

Наше время - время активных, предприимчивых деловых людей. Проблема общения является одной из самых важных для достижения успеха в жизни: это искусство нравиться людям, искусство слушать и искусство понимать человеческие эмоции. И этому искусству сегодня  мы должны научиться. В своей работе я использую технологию личностно-ориентированного обучения, которая предусматривает выход на уровень межличностных отношений.

2.  Беседа.

- Можете ли вы подтвердить или опровергнуть фразу: «Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент-Экзюпери)?

(Добрый, благожелательный человек умеет общаться, поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми.)

    Наша конечная цель – общение во всех формах и на всех уровнях (парном, групповом, коллективном), которое требует развития специальных умений. Для этого обязателен этап обучения общению. Но этот тип работы должен проходить до начала занятия.    Чтобы обеспечить коммуникативную компетенцию выпускников средней школы, необходимо работать над ней задолго до итоговой аттестации, вооружившись формами и методами коммуникативного процесса.

Вывод: общению надо учиться.   

3. Демонстрация презентации.

- Что такое общение? (Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.) (Слайд 2)

- Каковы компоненты ситуации общения?  (Слайды 3,4)

  • Кто? кому? (участники общения)      
  • Почему? (мотив)  
  • Зачем? (цель)  
  • Что? (содержание)  
  • Как? (канал и форма сообщения)  

- Какие виды общения существуют? (Вербальное и невербальное). (Слайд 5) 

Ведущий: Вербальное общение – это знаковая система, речь. Невербальное общение – это  различные неречевые знаки:  жесты, мимика, поза, интонация, паузы, плач, смех, темп речи и др.

Ведущий: Общительный человек чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях бытового, социального, делового и профессионального общения. Общительного человека называют коммуникабельным (т.е. это человек, который легко находит общий язык с другими людьми).  

Существует  3 правила, которые помогают нравиться людям, легко вступать в контакт. Учеников следует познакомить с этими правилами.

1 правило. Основа  отношения  к  нам  закладывается   в  первые    15  секунд   общения. (Слайд 6)

  2 правило. Чтобы расположить к себе собеседника,  нужно сделать 4 «психологических подарка».   (Слайд 7)

1.Сделать человеку комплимент.

2.Улыбнуться.  Чувство юмора и искренняя улыбка могут сыграть решающую роль в затруднительной ситуации.

3. Назвать человека по имени.  Человек относится более доброжелательно к тем собеседникам, которые называют его по имени (отчеству).

4. Собеседнику необходимо внушать сознание его значимости и делать это искренне.

 («Я хотел бы с вами посоветоваться»  или «Я очень ценю ваше мнение» и т.д.).

3 правило. Сделайте слушающего вас  центром внимания. (Слайд 8)

– Какие качества нужны человеку для общения? (Слайд 9)

  • умение слушать собеседника;
  • способность сочувствовать и сопереживать;
  • тактичность;
  • деликатность;
  • отзывчивость.

Ученики могут оценить степень развития определяемых качеств у самих себя.

Критерии этих оценок представлены на слайде. (Слайд 10)

5 – определяемые качества проявляются всегда, общение с этим человеком приносит радость и удовлетворение;

4 – эти качества проявляются часто;

3 – трудно сказать, часто проявляются или редко;

2 – проявляются редко, общение часто приносит разочарование и неудовлетворение;

1 – не проявляются никогда, общение грозит конфликтом.

      Важными факторами формирования коммуникативной компетентности учащегося я считаю  следующие особенности деятельности словесника.

1.  Отбор речевого материала. Главное на нашем уроке – живое слово.

2. Снятие эмоционального напряжения в процессе учебной деятельности. Интерес к общению поддерживается переживанием успеха.

3. Музыка и живопись на уроках словесности – средство активизации и развития ассоциативного мышления, творческого воображения.

4. Урок литературы – это писатель, учитель и ученик, и каждый имеет право на свою позицию.

Коммуникативная компетенция – одна из базовых характеристик социально адаптированного члена социума. Что может сделать учитель, чтобы обеспечить коммуникативную компетенцию учащихся? Какие формы наиболее приемлемы?  (Слайд 11)

  •  Тренинг
  •  Устный диалог
  •  Конструирование ответа на вопрос
  •  Самопрезентация в виде резюме
  •  Полилог (коллективная дискуссия)
  •  Ролевая игра

 На уроках литературы не обойтись без игр. (Слайд 12)

             

Игры бывают деловые, ретроспективные, тренинговые,  дискуссионные, театрализованные.

            Деловая игра построена на проигрывании профессиональных ролей (юриста, писателя, журналиста). К деловым играм можно отнести диспуты, симпозиумы ученых, круглые столы, киностудии, телемосты. Такая игра строится  на учебном диалоге, носит импровизационный характер, именно этим она интересна учащимся.

            Ретроспективная игра предполагает  участие в ней  современников, очевидцев событий, которые «встречаются» с потомками для обсуждения важных вопросов.

           Тренинговые игры – это разыгрывание ситуаций. Например, как поступить Катерине из драмы Островского «Гроза», когда Варвара даёт ей ключ от калитки.

           Дискуссионные игры. Это обсуждение какой-то проблемы. Например, что есть лежание Обломова на диване? Вам хочется осудить или оправдать Обломова?

            В театрализованной игре происходит “оживление картин”, затем идет обсуждение этих сцен всем классом.

             Проявляя себя в общении, личность выступает как личность коммуникативная.

Ведущий: - Предлагаю вашему вниманию  тренинговые игры, которые можно использовать для развития коммуникативной компетентности

1.Игра «Скульптор и глина». Цель: Развивает фантазию, творчество ребенка, креативное мышление, способствует кинестетическому контакту.

Технология. Дети стоят лицом друг к другу. Один скульптор, другой – глина. Скульптор создает композицию и дает ей название. Глина старается быть податливой, чтобы из нее было легко лепить. Затем участники меняются ролями. Учитель выясняет, как чувствовали себя ученики в роли глины и скульптора.

2. Игра «Общее дело».

Технология. Учитель сообщает учащимся: «Вы живете в разных домах. Сегодня воскресенье, договоритесь, что вы делаете сегодня, найдите общие занятия и нарисуйте их». Рисунки можно выполнять схематично.

3. Игра «Комплимент».

Технология. Упражнение выполняется в кругу. Один из участников берет мячик и бросает его тому, кому хочет. Тот, кто ловит мячик, должен его вернуть обладателю с приятными словами о нем. Каждый участник может кидать мячик стольким людям, скольким захочет. Затем мячик передают следующему, сидящему в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока мячик не обойдет весь круг.

4. Игра «Девиз».

Технология. Все участники по очереди (по кругу) говорят о том, какую футболку и с какой надписью-девизом они купили бы себе, если бы была такая возможность. Эта надпись должна отражать жизненное кредо человека, его основной жизненный принцип, а цвет соответствовать его характеру.

5. Игра «Телефон доверия».

Представьте себе, что вы набираете номер телефона доверия. Какой вопрос вы задали бы дежурному?

Ответом может быть коллективное обсуждение или чьё-то персональное высказывание, но обязательно в рамках роли – специалиста, отвечающего на вопрос клиента по телефону доверия.

Ведущий. Подведение итогов: данные психологические игры являются тренингом общения, их можно использовать как на уроках, так и на переменах. Как видите, они просты в исполнении и не требуют особых средств, дополнительного инвентаря.

РОЛЕВАЯ ИГРА.  «СУД  НАД ЧИЧИКОВЫМ». 

Ход игры.

1. Обсуждение деталей сюжета. 2. Игра. 3. Обсуждение проигранной ситуации.

Ведущий: Вам хорошо известна поэма Н.В. Гоголя, герой которой колесит по губернии, скупая души умерших крепостных крестьян. Кто же Чичиков: подлец или приобретатель, прав он или виноват?  В ходе деловой игры «Суд над Чичиковым» учащиеся в общении находят верный ответ. Роли разнообразны: судья, секретарь, прокурор, адвокат, свидетели и обвиняемый. Каждый обдумывает свою роль, входит в образ.

         

Попробуем обыграть фрагмент урока на данную тему. Для этого разделимся на две группы: обвинителей и защитников и разыграем фрагмент урока-суда. Используя предложенную информацию, попробуем помочь судье принять правильное решение.

Вопросы для «прокурора».

1. В чём преступность деятельности Чичикова?

2. Почему его поступки можно назвать безнравственными?

3. Почему явление «чичиковщины» опасно?

4. Какого наказания заслуживает герой?

Вопросы для «адвоката».

1. Как и за что можно оправдать героя?

2. Можно ли назвать Чичикова современным нам человеком?

3. Чем «чичиковы» могут быть полезны обществу?

4.Нужны ли деловые качества, свойственные герою Гоголя, современному предпринимателю?

ИНФОРМАЦИЯ

Чичиков – центральный герой поэмы, вокруг него происходят все действия, с ним связаны все действующие лица. Сам Гоголь писал: «…что ни говори, не приди в голову Чичикову эта мысль (о покупке мертвых душ), не явилась бы на свет сия поэма».

Каждая глава расширяет наше представление о возможностях Чичикова и приводит к мысли о поразительной его изменчивости: с Маниловым он приторно-любезен, с Коробочкой – мелочно-настойчив и груб, с Ноздревым – напорист и трусоват, с Собакевичем торгуется коварно и неотступно, Плюшкина покоряет своим «великодушием».

В чем же секрет его «искусства нравиться»? Может быть, главный герой – великолепный актер или дальновидный психолог? Пожалуй, нет. Он обманулся в Ноздреве и не смог сыграть роль его лучшего друга, разбудил скупую подозрительность Коробочки, спровоцировал ревность губернских дам. Обратим особое внимание на те моменты поэмы, где Чичикову нет необходимости маскироваться и изменять себя ради приспособления, где он остается наедине с самим собой.

При осмотре города N наш герой «оторвал прибитую к столбу афишу, с тем, что бы, пришедши домой, прочитать ее хорошенько», а прочитав, «свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что попадалось». Это собирание ненужных вещей, напоминает привычки Плюшкина. С Маниловым Чичикова сближает неопределенность поведения. Ноздрев замечает, что главный герой похож на Собакевича: «…никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич». А знаменитый ларчик! Все в нем разложено с мелочной педантичностью, точь-в-точь как в комоде Настасьи Петровны Коробочки. В характере Чичикова есть и маниловская любовь к фразе, к «благородному» жесту, и мелочная скаредность Коробочки, и самовлюбленность Ноздрева, и грубая прижимистость, холодный цинизм Собакевича, и скопидомство Плюшкина. Чичикову легко оказаться зеркалом любого из этих собеседников, потому что в нем есть все те качества, которые составляют основы их характеров.

Чичиков отличается от своих двойников-помещиков: он человек нового времени, делец и приобретатель и обладает всеми необходимыми качествами: «…и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых играх», но он тоже «мертвая душа», ибо ему недоступна «блистающая радость» жизни. «Самоотвержение», терпение и сила характера главного героя позволяют ему постоянно возрождаться и проявлять громадную энергию для достижения поставленной цели.

Чичиков умеет приспосабливаться к любому микромиру, даже внешний облик героя таков, что подойдет к любой ситуации: «не красавец, но и не дурной наружности», «не слишком толст, не слишком тонок», «человек средних лет» – все в нем неопределенно, обтекаемо.

                                               Выступления участников занятия.

Ведущий: - Вам была представлена модель урока, а именно деловой игры, в ходе которой формируется коммуникативная компетенция.

 Рефлексия.

 - Какие чувства вы испытали при общении? Каковы причины их возникновения? Чего вы хотели добиться в данной ситуации, и удалось ли вам это?

Ведущий. Теперь обратимся к древнеримскому писателю Апулею: «…от употребления меч начинает блестеть, а оставшись без дела, ржавеет; точно так же и слово: оно слабеет от длительного оцепенения. Человеку дан голос свыше, который, правда, не столь могуч, как у зверей, но зато доставляет больше пользы уму, чем наслаждения уху. Поэтому применять его следует как можно чаще».

● Помните: «Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения».  (Антуан де Сент-Экзюпери)   (Слайд 13)

                                                           

 Приглашаю  вас к сотрудничеству!     Мой адрес: komspoljakova@rambler.ru

РЕЛАКСАЦИЯ.  ♫ «Счастливая жизнь».  Позитивное отношение к миру, пересмотр ценностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования мультимедийной презентационной технологии на уроках немецкого языка".

Представлен опыт учителя немецкого языка Николаевой Е.В. по теме“ Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования мультимедийной презентационной технологии на ...

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся и педагогов гимназии

Доклад на семинаре заместителей директоров по УВР...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ «ДИАЛОГ КУЛЬТУР» В УСЛОВИЯХ «ШКОЛЫ ГРАЖДАНСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ»

Данная работа описывает работу учителей иностранного языка школы по развитию личностных качеств школьников таких как, патриотизм, гражданская идентичность, толерантность, социокультурная грамотность, ...

Статья "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся через использование информационно-коммуникативных технологий"

Учитель способен развивать коммуникативную компетенцию, научить грамотно работать с информацией, используя при этом компьютер как средство обучения....

Интерактивная игра «Дебаты» как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся

В данной статье представлен опыт работы по проведению дебатов как одной из форм дискуссионного общения...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ».

материал полезен с точки зрения предотвращения скуки на уроке, и вовлечение школьников в процесс обучения....