Технологические карты. УМК, Русский язык, 5 класс под ред.А.Д. Шмелёва.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Омарова Ольга Александровна

 Пособие содержит технологические карты уроков русского языка в 5 классе, разработанные в соответствии с ФГОС основного общего образования и ориентированные на работу с учебником под ред.А.Д.Шмелева.
Использование технологической карты как универсального инструментария проектирования процесса обучения позволяет учителю сделать урок интерактивным, структурированным, алгоритмичным, увидеть учебный материал системно, целостно, спрогнозировать планируемые результаты и формируемые УУД, обеспечить метапредметные связи и согласованные действия учителя и учащихся, гибко применять эффективные приемы и формы, осуществить интегративный контроль результатов деятельности.
Предназначено учителям и руководителям МО русского языка общеобразовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a_u_i_posle_ship._5_klass.docx17.67 КБ
Файл alfavit_5_kl.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема и номер урока в теме: «Гласные А, У, И, Ы после шипящих и Ц», 1.

Базовый учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (алгоритм успеха) под редакцией А.Д.Шмелева. Москва, Издательский центр «Вентана-Граф» 2012 год.

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по изучению темы: «Гласные А, У, И, Ы после шипящих и Ц».

Задачи:

- обучающие: научить обучающихся грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее и слышать; формировать умения и навыки применения теории на практике и умения графически обозначать изученную орфограмму;

- развивающие: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей; содействовать развитию у обучающихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;

- воспитательные: воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умение работать коллективно, воспитывать любовь к родному языку.

Результаты:

- предметные: знание правила написания  А, У, И, Ы после шипящих и Ц, умение применять изученное правило на письме;

- метапредметные: умение определять и сохранять цель, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат, сравнивать, делать вывод, работать индивидуально;

- личностные: осознание ценности изучаемого материала, практической его важности, ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

 Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат

Формируемые УУД

Время (в мин.)

1.

Организационный момент

Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности:

- Проверь–ка, дружок,

 Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Ручка, азбука, тетрадка?

(садитесь)

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать?

Начинаем наш урок.

Приветствуют учителя

Самооценка готовности к уроку. Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Коммуникативные, регулятивные

1 мин.

2.

Повторение предыдущего материала

Словарный диктант.

Народ, библиотека, девиз, федерация, традиция, информация, регион, поколение, орудие, богатство, языкознание, инструмент.

- Произвести фонетический разбор слова орудие.

Записывают слова, объясняют их написание, выполняют фонетический разбор указанного слова.

Повторение усвоения ранее изученной темы

Коммуникативные, личностные, познавательные

5 мин.

3.

Определение темы и целей урока. Мотивация учащихся. Актуализация знаний

- Ответьте на вопросы на стр. 105 и попробуйте сформулировать тему нашего урока и цель.

- Чтобы проверить, насколько усвоено вами правило, выполните упр. 62

Отвечают на вопросы, делают выводы и самостоятельно формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь, формулируют цель урока.

Дописывают предложения, используя текст П.12.

Самостоятельно определять тему и цель урока, выполняют работу по теме.

Регулятивные, познавательные

8 мин.

4.

Закрепление изученного материала

- Чтобы закрепить теорию, выполните упражнение 60 на стр.106

Списывают слова, вставляя пропущенные буквы И, У, А. Подчеркивают сочетания шипящих с гласными, приводят примеры слов с такими сочетаниями, записывают их

Успешно выполненное задание

Познавательные, коммуникативные

10 мин.

5.

Физминутка

На дверях висит замок, (сомкнуть руки в “замочек”)

Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с “замочком” вперед)

Мы замочком постучали, (постучать “замочком” по столу)

Мы замочек повертели, (повертеть “замочком” вправо-влево)

Мы замочек покрутили, (покрутить “замочком” к себе – от себя)

И открыли! (разомкнуть руки)

Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.

Ценностное отношение к здоровому образу жизни. Охрана здоровья, развитие двигательной активности, положительный эмоциональный фон для продолжения работы

коммуникативные

2 мин.

6.

Продолжение изучения новой темы

- Изучите схему на стр. 107 и попробуйте самостоятельно сформулировать правило написания И, Ы после Ц.

Изучают схему , самостоятельно формулируют правило.

Успешно выполненные задания

Познавательные, коммуникативные

3 мин.

7.

Закрепление изученного материала

- Выполните задание, предложенное вам в упр.64

Распределяют слова по группам в зависимости от того, в какой части слова пропущена буква. Записывают слова группами, вставляя нужную гласную и обозначая орфограмму.

Успешно выполненные задания

Познавательные, коммуникативные

7 мин

8.

Оценивание учащихся.

Рефлексия

Учитель настраивает учащихся на оценивание работы одноклассников

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Удалось ли ее достичь?

- Каким образом?

-Дополните фразы:

Я узнал…

В ходе работы удалось научиться…

 Комментируют работу  своих одноклассников на уроке.

Высказывают собственные мнения об уроке

Осознание работы одноклассников и каждого этапа урока

Регулятивные, познавательные

2 мин.

9.

Домашнее задание

- Для того, чтобы закрепить полученные на уроке знания, необходимо выполнить домашнее задание.

Выучить правило на стр.105 и 107,

1 уровень: Упр. 67;

2 уровень: выписать из художественных произведений 4 предложения с изученной орфограммой.

Задают вопросы по домашнему заданию (если они есть) и записывают его в дневник

Способность выбрать домашнее задание по своему уровню, соизмеряя собственные возможности

2 мин.



Предварительный просмотр:

Тема и номер урока в теме: «Буквы русского алфавита. Обозначение звука Й», 1.

Базовый учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (алгоритм успеха) под редакцией А.Д.Шмелева. Москва, Издательский центр «Вентана-Граф» 2012 год.

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по изучению темы: «Буквы русского алфавита. Обозначение звука Й».

Задачи:

- обучающие: научить обучающихся  обозначать звук Й, правильно писать прописные и строчные буквы;

- развивающие: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей; содействовать развитию у обучающихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;

- воспитательные: воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умение работать коллективно, воспитывать любовь к родному языку.

Результаты:

- предметные: знание состава русского алфавита, названия букв, соотношение звука и буквы, способов обозначения Й;

- метапредметные: умение определять и сохранять цель, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат, сравнивать, делать вывод, работать индивидуально;

- личностные: осознание ценности изучаемого материала, практической его важности, ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

 Тип урока: урок изучения материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат

Формируемые УУД

Время (в мин.)

1.

Организационный момент

Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности:

- Проверь–ка, дружок,

 Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Ручка, азбука, тетрадка?

(садитесь)

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать?

Начинаем наш урок.

Приветствуют учителя

Самооценка готовности к уроку. Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Коммуникативные, регулятивные

1 мин.

2.

Повторение предыдущего материала

- Запишите словосочетания, графически объясните выбор орфограмм в корне.

Преподаватель, долина, удивительный, объединить, удивиться, удалиться, преодолеть, соединение, далекий лес, единица, задавать тон, продавать, раздаваться в тишине.

Записывают словосочетания, графически объясняют выбор орфограмм в корне

Повторение усвоения ранее изученной темы

Коммуникативные, личностные, познавательные

5 мин.

3.

Определение темы и целей урока. Мотивация учащихся. Актуализация знаний

- Отгадайте загадку и вы узнаете тему нашего урока

На странице букваря

 Тридцать три богатыря.

 Мудрецов – богатырей

 Знает каждый грамотей.

Отгадывают загадку, делают выводы и самостоятельно формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь, формулируют цель урока

Самостоятельно определять тему и цель урока.

Регулятивные, познавательные

3 мин.

4.

Закрепление изученного материала

- Выполните упражнение 43 на стр.94

- Ответьте на вопросы на стр.95

- Выполните упр. 46 на стр.97

Читают текст и дополняют последнее предложение, объяснив, для чего нужно знать порядок букв в алфавите.

Отвечают на вопросы, обосновывают свою точку зрения

Списывают слова, располагая их в алфавитном порядке

Успешно выполненное задание

Познавательные, коммуникативные

12 мин.

5.

Физминутка

На дверях висит замок, (сомкнуть руки в “замочек”)

Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с “замочком” вперед)

Мы замочком постучали, (постучать “замочком” по столу)

Мы замочек повертели, (повертеть “замочком” вправо-влево)

Мы замочек покрутили, (покрутить “замочком” к себе – от себя)

И открыли! (разомкнуть руки)

Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.

Ценностное отношение к здоровому образу жизни. Охрана здоровья, развитие двигательной активности, положительный эмоциональный фон для продолжения работы

коммуникативные

2 мин.

6.

Продолжение изучения нового материала

- Прочитайте теоретический материал на стр. 100 и выполните упр.54

- Поиграем в игру “Знаешь алфавит – угадаешь слово”.

Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой “Б”, вторая за – буквой “Н”, третья – за “К”, последняя – за буквой “Й”.

Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Л”, вторая – перед буквой “П”, третья – перед “Т”, четвёртая – перед “Б”.

Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Ъ”, вторая – за буквой “Д”, третья – за буквой “К”, четвёртая – перед “Э”.

В слове четыре буквы. Первая буква этого слова в алфавите – девятая, вторая буква в алфавите – двадцать первая, третья буква в алфавите – вторая, четвёртая буква в алфавите – восемнадцатая.

Волк, коса, щель, зубр.

Читают теоретический материал, выполняют указанное упражнение

Успешно выполненные задания

Познавательные, коммуникативные

13 мин.

7.

Оценивание учащихся.

Рефлексия

Учитель настраивает учащихся на оценивание работы одноклассников

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Удалось ли ее достичь?

- Каким образом?

-Дополните фразы:

Я узнал…

В ходе работы удалось научиться…

 Комментируют работу  своих одноклассников на уроке.

Высказывают собственные мнения об уроке

Осознание работы одноклассников и каждого этапа урока

Регулятивные, познавательные

2 мин.

8.

Домашнее задание

- Для того, чтобы закрепить полученные на уроке знания, необходимо выполнить домашнее задание.

1 уровень: Упр. 49 на стр.99;

Задают вопросы по домашнему заданию (если они есть) и записывают его в дневник

2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологические карты. УМК, Русский язык, 5 класс под ред.А.Д. Шмелёва.

Пособие содержит технологические карты уроков русского языка в 5 классе, разработанные в соответствии с ФГОС основного общего образования и ориентированные на работу с учебником под ред.А.Д.Шмел...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Повторение изученного в 5 классе. Чередующиеся гласные в корне слова"

Урок проведен в соответствии с требованиями ФГОС, с применением технологий проблемного обучения, группового обучения, развития критического мышления и здоровьесберегающей....

Технологическая карта урока русского языка  в 7 классе Тема: «Признаки прилагательного и глагола у причастия».  1.Предмет:  русский язык

                 Технологическая карта урока русского языка  в 7 классе                Тема: &laqu...