Презентация "Зачет по теме "Сложное предложение. 9 класс"
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Клочкова Елена Вячеславовна

Презентация предназначена для проведения письменного зачета в 9 классе по теме "Сложное предложение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл test_9_kl.pptx589.65 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Из данных простых предложений составьте сложные, используя союз И. Запишите полученные предложения, применяя нужное правило пунктуации. I.1) Пошёл дождь. 2) Полеводы облегчённо вздохнули. II. 1) Пошёл дождь. 2) Полеводы начали беспокоиться.

Слайд 2

Найдите сложные предложения, подчеркните грамматические основы. Укажите средства связи входящих в сложные простых предложений. Запишите, обозначая вид сложного предложения. 1) Нет счастья вне родины, каждый пускает корни в родную землю. (И. Тургенев) 2) Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. (М. Салтыков-Щедрин) 3) Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское. (К. Паустовский) 4) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там, где мы рождаемся и живём. (В. Песков)

Слайд 3

Из данных простых составьте сложные предложения, используя подходящее средство связи и устраняя повтор слов. Запишите полученные предложения, расставляя знаки препинания. Объясните, какие новые оттенки значения появились в сложных предложениях по сравнению с простыми, из которых они составлены. 1) В этом году мы начинаем изучать историю русской литературы. Знать историю русской литературы — потребность каждого культурного человека. 2) С именем М. В. Ломоносова мы могли бы встретиться не только на уроках химии, физики, астрономии, литературы, но и на уроках русского языка. М. В. Ломоносов — автор первой русской грамматики. 3) «Слово о полку Игореве» написано на древнерусском языке. Мы читаем «Слово о полку Игореве» в переводе.

Слайд 4

Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Составьте схемы предложений, выделенных для синтаксического разбора, чтобы объяснить расстановку знаков препинания. 1) Я узнал что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их как на холст на далёкие пространства земли и неба. 2) Я видел листву не только золотую и пурпурную но и алую фиолетовую коричневую чёрную серую и почти белую. 3) Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы неподвижно висевшей в воздухе.4 4) А когда шли дожди мягкость красок сменялась блеском.4 5) В сосновых чащах дрожали от холода берёзы осыпанные сусальной позолотой. 6) Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины красные внизу и совсем ещё зелёные на верхушках. 7) Я уверил себя что эта осень первая и последняя в моей жизни.

Слайд 5

Тестовая часть 1. Дайте верную характеристику следующего предложения. У Берсенева в комнате стояло фортепьяно, небольшое и не новое, но с мягким и приятным, хоть и не совсем чистым тоном. (И.С. Тургенев) 1) простое осложнённое 2) сложносочинённое 3) сложноподчинённое 4) сложное бессоюзное

Слайд 6

2. Сколько грамматических основ содержится в следующем предложении? Давно уже отмечено умными людьми, что счастье как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь. (М. Булгаков)

Слайд 7

3. В каком случае дано сложное предложение? 1) Каждый язык принадлежит обществу, известному общественному союзу. 2) Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век разнообразный тобой украсил я. 3) Есть терпение, будет и умение. 4) Подъезжая к крыльцу, заметил он выглянувшие из окон почти в одно и то же время два лица: женское в чепце, узкое и длинное, как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы.

Слайд 8

4 . Какое сложное предложение состоит из трех простых? 1) Жизнь страшна и чудесна, а потому, какой страшный рассказ ни расскажи на Руси, как ни украшай его разбойничьими гнездами, длинными ножичками и чудесами, он всегда отзовется в душе слушателя былью. 2) Некоторые магазины залиты светом, и кажется, что люди в них плавают, точно рыбы в воде аквариумов. 3) Я помню, что, когда вы, бывало, приезжали к нам на каникулы или просто так, то в доме становилось как-то свежее и светлее, точно с люстры чехлы снимали. 4) Кончался лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, ударила в глаза росистая ярость лугов.

Слайд 9

5. Какое сложное предложение состоит из четырех простых? 1) Увидеть и услышать писателя для меня, провинциала, — я тогда работал в Сибири — было бы необычайным, ослепительным счастьем, на которое я не мог и надеяться. 2) Я заметил, что, куда ни пойдешь, найдешь что-нибудь замечательное. 3) Мне захотелось броситься отцу на шею и, как учила Анисья , поклониться ему в ноги, но вид дачи с готическими окнами удержал меня. 4) Камю пришел в литературу с осознанием того, что жизнь бессмысленна, а небо пусто, и это в известной мере парализовало его гуманистические устремления

Слайд 10

6. Какое предложение является сложносочиненным? 1) Гейне создал «Зимнюю сказку» в Париже, там же Тургенев писал «Отцы и дети». 2) Едва начался декабрьский рассвет, Аночка вышла на улицу. 3) Глушь и дичь в пуще, однако чистые просеки делятся на правильные нумерованные квадраты. 4) Как он добрался сюда — уж этого никак не мог он понять.

Слайд 11

7. Укажите номера двух сложносочинённых предложений. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Как все русские дворяне он в молодости учился музыке и как почти все русские дворяне играл плохо. (И.С. Тургенев) 2) В это мгновение донёсся голос супруги и повернувшись Василиса столкнулся с ней. (М. Булгаков) 3) В томленьях грусти безнадежной в тревогах шумной суеты звучал мне долго голос нежный и снились милые черты. (А.С. Пушкин) 4) Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон в заботах суетного света он малодушно погружён.

Слайд 12

8. Выпишите цифры, обозначающие в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью. Пространства стали доступней, (1) дороги сократились во времени. Однажды в течение одного дня мне пришлось побывать в столицах трех европейских государств, (2) а вечером я еще успел поглазеть на публику в Марсельском порту, (3) но за день из-за утомления и спешки почти ничего не осталось в моей памяти… Многим кажется, (4) что чем больше человек изъездит, (5) тем культурнее он будет и тем шире станет его кругозор.

Слайд 13

9 . Какое из предложений сложносочиненное? 1) Мелких чувств не бывает – мелкими бывают только души. 2) Музыка хороша тем, что соединяет людей в одном чувстве. 3)Тихо плескалась струйка воды, да где-то вскрикивала ночная птица. 4) Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Слайд 14

Укажите количество грамматических основ в предложении Она схватила, смяла Михаську , сжала его так, что ему стало даже больно, крепко прижала к себе, и Михаська услышал, как стучит мамино сердце


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложное предложение. Части сложного предложения. Средства связи 5 класс

Цель:  Познавательная: ознакомление учащихся с отличительными особенностями сложного предложения. Практическая:  научить различать и находить сложные предложения и  определят...

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения"

Урок «Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения" первый  в блоке "Сложное предложение". По типу урок комбинированный. Форма - урок-исследо...

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...

Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)

Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "«Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях» с презентацией

Урок закрепления знаний по теме "Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных". Цель урока - подготовиться к выполнени...