Урок русского языка по теме "Имя существительное" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Чернышова Татьяна Ивановна

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: «Имя существительное как часть речи».

Тип урока: комбинированный урок.

Элементы содержания: имя существительное как часть речи, морфологические признаки существительного, его роль в предложении, употребление в речи.

Цель:

-         знать морфологические признаки имени существительного, его роль в предложении.

-         уметь узнавать существительное среди других частей речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_5_klasse_imya_sushchestvitelnoe.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: «Имя существительное как часть речи».

Тип урока: комбинированный урок.

Элементы содержания: имя существительное как часть речи, морфологические признаки существительного, его роль в предложении, употребление в речи.

Цель:

  • знать морфологические признаки имени существительного, его роль в предложении.
  • уметь узнавать существительное среди других частей речи.

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Пятиминутка.

А) Вставьте пропущенные буквы.

0)  выр__стать                             3) Р__стов

  1. подр__с                                   4) Р__стислав
  2. пор__сль                                 5) прир__ст

Б) Вставьте пропущенные буквы.

  1. произр__стать                      3) пол__жить
  2. насл__ждение                       4) нал__гать
  3. прил__гать                            5) прир__щение

Е) Вставьте пропущенные буквы.

  1. крыж__вник                           3) ж__лтый
  2. ч__рт                                      4) ч__рный
  3. ш__лк                                     5) ж__рдочка

Ж) Вставьте пропущенные буквы.

  1. ж__лудь                                  3) пч__лы
  2. ш__мпол                                 4) ш__л
  3. ш__пот                                    5) ж__рнов

З) Вставьте пропущенные буквы.

  1. щ__лкать                                3) ш__рох
  2. ш__к                                        4) ш__фер
  3. ш__в                                        5) ш__колад

  1. Запись даты в тетради, постановка целей урока, план урока.

Ребята, мы начинаем изучать удивительную часть речи. Для того, чтобы узнать, какая это часть речи, надо отгадать загадку

 –  Давно живу я мире этом, даю названье всем предметам.

  • Что это? (имя существительное).

План урока:

  1. Имя существительное.
  2. Работа по учебнику.
  3. Работа в парах (фонетический и морфемный разборы).
  4. Повторение изученного ранее (морфемика, чередующиеся корни)
  5. Кроссворд.
  6. Итог урока.
  7. Домашнее задание.

  • Что вы знаете о существительном?

(Отвечает на вопросы: кто? что?; изменяется по падежам; имеет три склонения; изменяется по числам; имеет категорию рода; бывает одушевленным и неодушевленным, собственным и нарицательным; в предложении бывает чаще всего подлежащим, дополнением или обстоятельством).

  1. Работа с новым материалом:
  1. Имя существитльное обозначает предмет.

  1. Имя существительное относится к

мужскому, женскому или  среднему роду.

  1. Имена существительные имеют три склонения.

Поле, тень, земля ,лень, солнце, вода, дядя ,день ,мышь.

  1. Имя существительное изменяется по падежам.                                        
  2. Имена существительные изменяются

 по числам (единственное или множественное)

6.. Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?

Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос что?

7 .Имена существительные могут быть собственные или нарицательные.

  1. Синтаксическая роль: подлежащее, дополнение, обстоятельство.

Зеленую полоску у края леса тронула первая желтизна.

- Что значит слово «желтизна»?

- Как оно образовано?

Приведите свои примеры с суффиксом –ИЗН-

Материал для наблюдения

Работа по учебнику:

Повторение

  1. Что изучает фонетика?
  2. Что изучает морфемика?
  3. Какая часть слова называется корень?
  4. Какая часть слова называется приставка?
  5. Какая часть слова называется суффикс?
  6. Какая часть слова называется окончание?
  7. Что входит в основу слова?
  8. Какие слова называются синонимами.
  9. Какие слова называются омонимами.
  10. Какие слова называются антонимами.

11.Вставьте пропущенные буквы на интерактивной доске:

Ра__чертить, в__дыхать, во__становить, __бить, __десь, ра__будить. Предл__жение, сл__жение, изл__гать, предл__гать, изл__жение.

Выр__сти, подр__сли, подр__стать, выр__щивать, р__сток.

Ж__лтый, ч__рточка, капюш__н, ш__л, зайч__нок.

Ц__пленок, ц__фра, полиц__я,  сестриц__н, с улиц__.

  1. Работа в парах:

По алгоритму сделать фонетический разбор слов: весна, ее, ель, поздно.

Морфемный разбор слов: подорожник, пригородный, прислушаться, веселого.

  1. Закрепление изученного.

  1. Итог урока. Оценки за урок.
  2. Домашнее задание упр. 474 (индивидуально- повтор правил).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»

Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....

Статья. Личностно - ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ. (Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель рус-ского языка и литературы Гришина Л.Н.)

Личностно ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ.(Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель русского языка и литературы Гришина Л.Н.)Использовани...

Урок русского языка (развитие речи) в классе 6 классе: "Нелепый мир из песен и огня…". Концепт "ОГОНЬ" в русской культуре

В предложенном конспекте урока развития речи рассматривается концепт "ОГОНЬ". Представлен материал для лингвистических наблюдений....

Изобразительно-выразительные средства языка художественного текста на уроках русского языка в 5-7 классах

Именно в художественном тексте наиболее ярко отражается эстетическая ценность языка в целом и его разных элементов.В последние годы методика пытается найти ответ на вопрос, как организовать проц...