Открытый урок по русскому языку в 11 классе на тему "Порядок слов в предложении"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Растворова Катера Сергеевна

Конспект содержит материал о прямом и обратном порядке слов, задания к ЕГЭ, анализ изобразительно- выразительных средств

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 11 классе

Тема: Порядок слов в предложении.

Дата проведения: 15.12.2015

Цели урока:

-Раскрыть стилистические функции порядка слов в предложении;

- закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии;

-развить навык логического чтения; развить умения связно излагать мысли, развить умение использовать знания по синтаксису для выполнения заданий ЕГЭ;

– воспитывать языковой вкус через средства выразительности речи.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа, доска.

                                                 Ход урока

1.Орг. момент

- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.

Тема нашего урока: Порядок слов в предложении. Сегодня на уроке постараемся раскрыть стилистические функции порядка слов в предложении.

2. Орфографическая разминка

Игра "Четвертое лишнее" (Какое слово лишнее в каждом

ряду?)

а) (Не)законченный портрет; (не)распустившийся цветок;
(не)понимающий человек; (не)навидящий взгляд.

б) Зал (не)освещен; письмо (не)распечатано; ответы
(не)подготовлены; (не)приятная весть.

в) (Не)начатая тетрадь; (ни)кем (не)исследованный край;
(не)тронутый человеческой ногой; (не)спящий, а
проснувшийся ребенок.

г)(не)смотря на угрозы; (не)смыкая глаз; совсем (не)растерявшись; (не)смотря вниз

3.Синтаксическая разминка

Он играет на свирели или пугает людей своим безобразным видом или грустит.

Лось прибежал на опушку заросшую кустарником и не останавливаясь направился к реке.

Мы долго кружили по заливу и разумеется заблудились.

Низкий дом с голубыми ставнями не забыть мне тебя никогда.

Он играет на свирели, или пугает людей своим безобразным видом, или грустит.

Лось прибежал на опушку, заросшую кустарником, и, не останавливаясь, направился к реке.

Мы долго кружили по заливу и ,разумеется, заблудились.

Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда.

 

3. Синтаксическое и стилистическое значение порядка слов

Актуализация знаний

- Что такое прямой порядок слов в предложений?

- Что такое инверсия?

- Что вы знаете о порядке слов в русском предложении? (В русском предложении порядок слов считается свободным.)

- Какие изменения влечет перестановка членов предложения? (Всякая перестановка членов предложения связана с большим или меньшим изменением его значения или стилистических оттенков высказывания.)

- Какую роль выполняет порядок слов в предложении и от чего зависит порядок слов? (Синтаксическую и стилистическую. Порядок слов зависит от цели высказывания.)

Анализ предложений.

1. Я встретил учителя брата. — Я встретил брата учителя.

2. Москва — столица России. Столица России — Москва.

3. Наша задача — учиться. — Учиться — наша задача.

4. Брат вернулся больной. — Больной брат вернулся.

-  Какие изменения заметили вследствие перестановки слов в предложении? (Изменилось значение предложений. Это связано с изменением синтаксической роли переставляемого члена предложения: в первой паре в результате перестановки дополнение «учителя» стало несогласованным определением, а несогласованное определение «брата» — дополнением; во второй и третьей парах сказуемое и подлежащее «поменялись» местами; в четвертой паре слово «больной», образующее именную часть составного сказуемого, стало играть роль определения.)

- Какой вывод можно сделать? (Порядок слов имеет синтаксическое значение.)

-  Что вы знаете о прямом и обратном порядке слов? Какую стилистическую функцию они выполняют в предложении, в контексте?

Обратный порядок (инверсионный характер) предложения определяется местом слова в предложении и положением связанных между собой членов предложения по отношению друг к другу. Выигрышным, значимым оказывается тот член предложения, который выносится в начало или, наоборот, отодвигается в конец предложения:

Сметливость его и тонкость чутья меня поразили. (А. Пушкин.) Чуден Днепр при тихой погоде... (Н. Гоголь.) С радостью принял он эту весть.

- Назовите сферу употребления предложений с прямым и обратным порядком слов. (Прямой порядок характерен для речи научной и публицистической, обратный чаще используется в речи разговорной и в произведениях художественной литературы.)

- Всегда ли оправдан обратный порядок слов в предложении? (Инверсия содержит в себе богатые стилистические возможности, но ими нужно умело пользоваться. По словам А. М. Пешковского, если прямой порядок слов воспринимается как норма, то стилистическое применение обратного порядка должно быть эстетически оправдано. Неоправданная инверсия приводит к стилистическим ошибкам, искажению смысла фразы или к двусмысленности.)

4. Анализ предложений

Определить стилистические недочеты, исправить предложения.

1. На стендах ... афиши и плакаты о выступлениях И. Эренбурга на немецком, французском, чешском, польском и других языках.

(Имелись в виду афиши и плакаты на разных языках, а не выступления писателя.)

2. Хорошо выполнила учебную практику вторая группа IV курса, где старостой Нина Петрова, которая в этом году значительно увеличилась в своем объеме по сравнению с прошлым годом.

(Речь идет об увеличении практики, смысл искажен из-за неудачного порядка слов.)

3. Лучшая доярка Козлова М. П. на 28-й день после отела получила от коровы по кличке Маруська 37 литров молока.

(Слова на 28-й день после отела следовало поставить после слова Маруська.)

2) Прочитайте предложения, исправьте ошибки. Запишите предложения в исправленном виде  и  подчеркните главные члены предложения.

 1. Образ Татьяны наиболее близок автору, которая, по его мнению, является идеалом русской женщины.

 2. Но однажды Галя понимает, что ее художник не любит.

 3. Татьяна молода и наивна, воспитанная на романах.

 4. Раскольников пролил кровь и за что должен расплачиваться.

 5. Он даже обретает веру среди природы, которую потерял среди людей.

 6. Перед нами пример людей того времени высшего света.

- Определите стилистическую нагрузку слова в начале и в конце предложения.

1. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. 2. Из одного окошечка тускло светил огонек. 3. Судьбы свершился приговор. 4. Тут сгорел мой приятель со стыда. 5. Развязка же наступила неожиданная. 6. Ослепительно яркое вырвалось из печи пламя. 7. По крайнему к степи проулку январским вечером 1930 года въехал в хутор Гремячий Лог верховой.

5.Подготовка к ЕГЭ. 

- Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.

1. И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов.)

2. Игру его любил творец Макбета. (А. Пушкин.)

3. Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь. (С. Есенин.)

4. Путь шел по целине; люди падали с обрывов. (И. Эренбург.)

5. Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча!

                                          (А. Толстой.)

6. Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную —

Вынесет все, что господь не пошлет!

Вынесет все — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

                                          (Н. Некрасов.)

7. «Не станет нас!» А миру хоть бы что.

«Исчезнет след!» А миру хоть бы что.

Нас не было, а он сиял и будет.

Исчезнем мы, — а миру хоть бы что!

                                           (Омар Хайям.)

8. Она свежа, как вешний цвет,

Взлелеянный в тени дубравной.

Как тополь киевских высот,

Она стройна.

                                          (А. Пушкин.)

9. Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

                                           (А. Пушкин.)

10. Мне нравятся веселые люди. Нравятся сияющие глаза, звонкий смех, громкий говор. Крики. Мне нравятся румяные девушки с коньками в руках. Или такие, знаете, в майках, в спортивных туфельках, прыгающие вверх и вниз. (М. Зощенко.)

Ключ к тесту:

1. Синекдоха. 2. Перифраза. 3. Олицетворение. 4. Параллелизм. 5. Параллелизм и анафора. 6. Анафора. 7. Эпифора. 8. Сравнение. 9. Антитеза. 10. Параллелизм и анафора.

6. Творческое задание

Напишите сочинение- миниатюру на тему «Потерянное время», используя предложения с инверсией.

 7. Подведение итогов урока

- Какую роль выполняет порядок слов в предложении?

- Какую стилистическую функцию выполняет обратный порядок слов?

8.Домашнее задание

1. Подготовиться к контрольной работе. Повторить изученный материал по синтаксису простого предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

открытый урок по русскому языку по теме"Тире в бессоюзном сложном предложении"

Методическая разработка урока в 9 классе с презентацией...

Материал для работы в группах к открытому уроку по русскому языку "Правописание гласных в корнях слов" в 5 классе

Материал для работы в группах к открытому уроку по русскому языку "Правописание гласных в корнях слов" в 5 классе в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы...

Сценарий урока по русскому языку. 9 класс. Двоеточие в сложном бессоюзном предложении.

Учебный материал: Двоеточие в сложном бессоюзном предложении.1. Понятие о союзных и бессоюзных предложениях и правила постановки запятой в сложном предложении.2.Функции знаков препинания: смыслоразлич...

Урок по русскому языку 8 класс "Строение и грамматическое значение предложения"

Надеюсь, что этот урок заинтересует учителей русского языка. Он построен по методике обучения русскому языку средствами субъективизации  (методика проф. Г.А. Бакулиной).Содержание и организация у...