Простые, сложные и составные числительные
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Калашникова Елена Васильевна

Конспект урока по русскому языку для 6 класса (к учебнику Бабайцевой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prostye.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОСТЫЕ, СЛОЖНЫЕ И СОСТАВНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

( 6 класс)

Цели урока: 

Познавательные: дать классификацию видов имен числительных по строению, ознакомить учеников со способами образования и написания сложных слов, дать правила правописания Ь в числительных.

Практические: формировать умение анализировать влияние состава числительных на их правописание и употребление, верно определять тип числительного по строению, употреблять числительное с существительным в форме Р.п. в соответствии с языковой нормой.

Развивающие: развивать умение обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы.

Воспитательные: на материале заданий создать условия для воспитания любви к родному языку и культуре; способствовать развитию культуры речи учащихся.

Тип урока: изложение нового материала.

Оборудование: учебники русского языка под ред. Бабайцевой В. В. в 2-х частях: «Теория» (2011г.) и «Практика» (2008г.), изд-во «Дрофа».

Вид контроля: словарно-орфографическая и словарно-орфоэпическая работа, тестовые задания.

Ход урока.

1. Организационный момент (1-2 мин.);

2. Проверка домашнего задания (10 мин.)

3. Объяснение нового материала (10-15 мин.);

4. Закрепление изученного на практике (15-20 мин.);

5. Обобщение изученного (2-3 мин.);

6. Выставление оценок (1-2 мин.).

1. Организационный момент:

Учитель: Здравствуйте, дети! Рада вас приветствовать на уроке русского языка. Достаём учебники, тетради, ручки, готовимся слушать меня и работать.

  1. Проверка домашнего задания:

Учитель: Итак, на прошлом уроке мы изучили понятие об имени числительном. В качестве домашнего задания вы выполняли упражнение 460-ое. Прочитаем задание.

Ученик: Распределите слова, имеющие корень со значением числа, по пяти колонкам: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные.

Двойка, утроить, пять, тройка, вдвоём, пятак, пятикратный, двузначный, трое, семимильный, семьдесят, удвоить, семидневный, трижды, втрое, тройной, двойня, второй, раздваиваться, оба, трёхэтажный, однажды.

Учитель: Хорошо. Сейчас к доске выйдут пять человек, и каждый начнёт работу со своей колонкой. Как только закончите, можете сесть на место. (Учитель вызывает к доске учеников. Они заполняют столбцы. В это время идёт проверка пройденного параграфа).

Учитель: Приступим к повтору теоретического материала. На дом вам был задан § 108. Итак, что же мы называем именем числительным, каким общим грамматическим значением оно обладает? (Учитель вызывает к доске ученика, который должен будет ответить на эти вопросы). Ребята, нам нужно  проверить, верно ли отвечает ученик, поэтому все опускаем глаза в учебник и следим за ответом.

Ученик: Имя числительное — самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счёте и отвечает на вопросы сколько? который (какой?), например: Вышло тридцать томов сочинений А. П. Чехова (сколько томов вышло?). Получен тринадцатый том (который (какой) том получен?). Во втором томе напечатан рассказ «Каштанка» (в каком (котором) томе?).

Общее грамматическое значение числительного — число, количество предметов и порядок их при счёте.

По значению и грамматическим особенностям числительные делятся на два основных разряда:

  1. количественные числительные (пять, двадцать три, шестьдесят);
  2.  порядковые числительные  (пятый, сто двадцать третий).

Учитель: Хорошо. Ты закончил?

Ученик: Да.

Учитель: Дети, все согласны с ответом?

Ученики: Да.

Учитель: Верно. Ответ правильный. Можешь сесть. В конце урока не забудь подать мне свой дневник.

(Если в ответе ученика есть недочёты, нужно обязательно разобрать проблемные места).

Учитель: Хорошо. Следующий ученик должен будет рассказать о морфологических  и синтаксических признаках имени числительного. (Учитель вызывает к доске ученика).

Ученик:  Морфологические признаки числительных. Количественные числительные изменяются только по падежам. Рода и числа они не имеют (кроме слов один, два). Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам.

 Начальная форма количественных числительных — форма им. п.: два, пять, сто.

Начальная форма порядковых числительных — форма им. п., м. р., ед. ч.: первый, пятый, сотый

Синтаксические признаки числительных. Количественное числительное может быть любым членом предложения. Сочетание количественного числительного (в им. и вин. п.) с существительным

(в род.п.) является одним членом предложения: Девять альпинистов разбили лагерь у подножия Казбека.

Порядковые числительные в предложении обычно бывают определениями: Второй дом от угла — музыкальная школа, реже — сказуемыми: Я — первый, ты — второй. Количественные числительные  могут выполнять функцию подлежащего (например: Сорок машин участвовало в автопробеге),  сказуемого (например: Пятью пять – двадцать пять), дополнения (например: Класс поделили на четыре группы) и обстоятельства (например: Открытие выставки состоялось в двенадцать часов).

Учитель: Молодец, садись. Сейчас возвращаемся к нашему домашнему заданию. Все смотрим на доску и проверяем. Как вы считаете, всё ли верно?

Сущ.

Прил.

Гл.

Нареч.

Числит.

двойка

пятикратный

утроить

вдвоём

пять

тройка

двузначный

удвоить

трижды

трое (собират.)

пятак

семимильный

раздваиваться

втрое

семьдесят

двойня

семидневный

однажды

второй (порядковое)

тройной

оба (собират.)

Ученики: Да.

Учитель: Хорошо. Я тоже согласна с данным ответом. Теперь можем перейти к изучению новой темы.

(Если в ответах есть ошибки, нужно обязательно найти их методом частично-поисковой беседы. С теми учениками, которые неверно выполнили задание, произвести небольшой теоретический опрос и выставить оценки).

  1. Объяснение нового материала:

Учитель: Итак, записываем число и тему сегодняшнего урока: Простые, сложные и составные числительные. Открываем учебники на странице 143-ей, берём в руки простые карандаши и выделяем опорные элементы.

(Учитель выбирает ученика, который будет читать абзац).

Ученик: По строению числительные могут быть простыми, сложными и составными. Простое числительное – это слово с одним корнем: два, четыре, второй, четвёртый и др.

Учитель: Хорошо. Следующий абзац прочитает другой ученик (выбор ученика).

Ученик: Сложное числительное – слово с несколькими корнями: одиннадцать, пятьдесят, пятьсот, двухсоттысячный.

Учитель: Достаточно. Спросим ещё кого-нибудь (выбор ученика).

Ученик: Составное числительное состоит из нескольких слов, каждое из которых может быть как простым, так и сложным: сорок восемь, сто пятьдесят четыре, сорок восьмой, сто пятьдесят четвёртый.

Учитель: Хорошо. Мы ознакомились с теоретическим материалом. Что же мы узнали нового? На какие разряды по своему строению делится имя числительное?

Ученик: На простое, сложное и составное.

Учитель: Верно. Что отличает простое числительное?

Ученик: Это слово с одним корнем.

Учитель: Хорошо. Что отличает сложное?

Ученик: Это слово, имеющее несколько корней.

Учитель: Верно. А что вы можете сказать по поводу составных числительных?

Ученик: Это числительное состоит из нескольких слов, каждое из которых может быть как простым, так и сложным.

Учитель: Хорошо. Ещё у нас есть правила в рамочке. Ознакомимся с ними.

Ученик: Слова одиннадцать, миллион, миллиард пишутся с удвоенной согласной.

Учитель: Дети, это словарные слова. Вам нужно их запомнить. Прочитаем следующее правило.

Ученик: Числительные от пяти до двадцати и тридцать пишутся с Ь на конце (так же как существительные 3-го склонения кость, тень): пять, пятнадцать, двадцать. В середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать Ь не пишется. Числительные от 50 до 80 и от 500 до 900 пишутся с Ь в середине слова в им. и вин.п.: пятьдесят, шестьсот.

  1. Закрепление изученного:

Учитель: Хорошо. Выполним упражнение 463-е письменно. Прочитаем задание.

Ученик: Укажите сначала простые, а потом сложные и составные числительные, а среди них – однокоренные слова.

Учитель: Хорошо. Теперь прочитаем числительные.

Ученик: Пятнадцать, семь, сто шестнадцать, восемь, восемнадцатый, одиннадцать, шестьсот, семидесятый, пять, восемьсот, восемьдесят шестой, шестьдесят четыре, семьсот сорок один, шесть, двадцать один, одиннадцать.

Учитель: Хорошо. Теперь распределим числительные в три красные строки.

Ученик:

Простые: семь, восемь, пять, шесть.

Сложные: пятнадцать, восемнадцатый, одиннадцать, шестьсот, семидесятый, восемьсот, одиннадцать.

Составные: сто шестнадцать, восемьдесят шестой, шестьдесят четыре, семьсот сорок один, двадцать один.

Учитель: Итак, прочитаем ещё раз. Хорошо. Повторим снова:

Какие числительные называются простыми?

Какие числительные называются составными?

Какие числительные называются сложными?

Учитель: Теперь обратим внимание на упр. 464. Прочитаем текст и ответим на вопросы.

Ученик:  Одиннадцать образовано из выражения один на десять и означает «один сверх десяти»; десять в произношении изменилось в дцать. Так образованы все числительные второго десятка.

Учитель: Хорошо. Так как же образованы числительные второго десятка (от 11 до 19)?

Ученик: Образованы по аналогии с числительным одиннадцать.

Учитель: Верно. Теперь обратим внимание на доску и посмотрим, как выглядели эти числительные в др.р. эпоху.

(На развороте доски должна быть заранее заготовлена запись с историческим комментарием).

Учитель: Сейчас мы начнём работу со словарными словами.

миллион

миллиард

одиннадцать

неделя

декада

квартал

минута

секунда

Ребята, эти слова особенные, их правописание нужно выучить.

  1. Обобщение изученного:

Учитель: Что же мы узнали нового? На какие разряды по своему строению делится имя числительное?

Ученик: На простое, сложное и составное.

Учитель: Верно. Что отличает простое числительное?

Ученик: Это слово с одним корнем.

Учитель: Хорошо. Что отличает сложное?

Ученик: Это слово, имеющее несколько корней.

Учитель: Верно. А что вы можете сказать по поводу составных числительных?

Ученик: Это числительное состоит из нескольких слов, каждое из которых может быть как простым, так и сложным.

6. Выставление оценок

Учитель: Итак, наш урок подошёл к концу. Открываем дневники и записываем домашнее задание. К следующему уроку вам нужно будет выполнить упр.465, знать наизусть теоретический материал и словарные слова. Я обязательно всё проверю. Тем ученикам, кто отвечал на сегодняшнем уроке, я поставлю положительные оценки. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Простые, сложные и составные числительные" (6 класс)

Презентация к уроку в 6 классе "Простые, сложные и составные числительные" по программе В.В.Бабайцевой...

Разработка урока по теме « Простые, сложные и составные количественные числительные»

Урок изучения нового материала по теме « Простые, сложные и составные количественные числительные» для 6 класса....

Конспект урока: «Имя числительное. Простые, сложные и составные числительные».

Цели:   познакомить с признаками числительного как части речи; показать отличие числительных от других частей речи с числовым значением; учить находить числительные в тексте.Тип урока: урок ...

Простые, сложные и составные числительные. Урок закрепления знаний.

Конспект к уроку русского языка, 6 класс (к учебнику Бабайцевой)...

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные"

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные  числительные" представляет собой разработку перв...

Конспект урока по теме "Простые, сложные и составные числительные. Их правописание"

Конспект и презентация по теме "Простые, сложные и составные числительные. Их правописание"...