Простые, сложные и составные числительные. Урок закрепления знаний.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Калашникова Елена Васильевна

Конспект к уроку русского языка, 6 класс (к учебнику Бабайцевой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zakrepleniya_znaniy.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОСТЫЕ, СЛОЖНЫЕ И СОСТАВНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

(урок закрепления знаний)

( 6 класс)

Цели урока: 

Познавательные: дать правила правописания Ь в числительных.

Практические: формировать умение анализировать влияние состава числительных на их правописание и употребление, верно определять тип числительного по строению, употреблять числительное с существительным в форме Р.п. в соответствии с языковой нормой.

Развивающие: развивать умение обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы.

Воспитательные: на материале заданий создать условия для воспитания любви к родному языку и культуре; способствовать развитию культуры речи учащихся.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Оборудование: учебники русского языка под ред. Бабайцевой В. В. в 2-х частях: «Теория» (2011г.) и «Практика» (2008г.), изд-во «Дрофа».

Вид контроля: словарно-орфографическая и словарно-орфоэпическая работа, тестовые задания.

Ход урока.

1. Организационный момент (1-2 мин.);

2. Проверка домашнего задания (15-20 мин.)

3. Закрепление изученного на практике (15-20 мин.);

4. Обобщение изученного (2-3 мин.);

5. Выставление оценок (1-2 мин.).

1. Организационный момент:

Учитель: Здравствуйте, дети! Рада вас приветствовать на уроке русского языка. Садимся, достаём учебники, тетради, ручки, готовимся слушать меня и работать.

  1. Проверка домашнего задания:

Учитель: Итак, на прошлом уроке мы изучили, какими же могут быть числительные по своему строению. В качестве домашнего задания вы выполняли упражнение 465-ое. Прочитаем задание.

Ученик: 1. Подумайте, по какому принципу объединены здесь слова разных частей речи (выделите в них корни – это поможет ответить на вопрос). Запишите, обозначая корни.

Учитель: Хорошо. (Вызывает к доске ученика для того, чтобы тот выполнил упражнение).

Учитель: Приступим к повтору теоретического материала. На дом вам был задан повтор § 108-ого и § 109-ый – учить наизусть. Итак, нужно ответить на следующие вопросы:

  1. Что же мы называем именем числительным?
  2.  Каким общим грамматическим значением оно обладает?

(Учитель вызывает к доске ученика, который должен будет ответить на эти вопросы). Ребята, нам нужно  проверить, верно ли отвечает ученик, поэтому все опускаем глаза в учебник и следим за ответом.

Ученик: Имя числительное — самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счёте и отвечает на вопросы сколько? который (какой?), например: Вышло тридцать томов сочинений А. П. Чехова (сколько томов вышло?). Получен тринадцатый том (который (какой) том получен?). Во втором томе напечатан рассказ «Каштанка» (в каком (котором) томе?).

Общее грамматическое значение числительного — число, количество предметов и порядок их при счёте.

По значению и грамматическим особенностям числительные делятся на два основных разряда:

  1. количественные числительные (пять, двадцать три, шестьдесят);
  2.  порядковые числительные  (пятый, сто двадцать третий).

Учитель: Хорошо. Ты закончил?

Ученик: Да.

Учитель: Дети, все согласны с ответом?

Ученики: Да.

Учитель: Верно. Ответ правильный. Можешь сесть. В конце урока не забудь подать мне свой дневник.

(Если в ответе ученика есть недочёты, нужно обязательно разобрать проблемные места).

Учитель: Хорошо. Следующий ученик должен будет рассказать о морфологических  и синтаксических признаках имени числительного. (Учитель вызывает к доске ученика).

Ученик:  Морфологические признаки числительных. Количественные числительные изменяются только по падежам. Рода и числа они не имеют (кроме слов один, два). Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам.

 Начальная форма количественных числительных — форма им. п.: два, пять, сто.

Начальная форма порядковых числительных — форма им. п., м. р., ед. ч.: первый, пятый, сотый

Синтаксические признаки числительных. Количественное числительное может быть любым членом предложения. Сочетание количественного числительного (в им. и вин. п.) с существительным

(в род.п.) является одним членом предложения: Девять альпинистов разбили лагерь у подножия Казбека.

Порядковые числительные в предложении обычно бывают определениями: Второй дом от угла — музыкальная школа, реже — сказуемыми: Я — первый, ты — второй. Количественные числительные  могут выполнять функцию подлежащего (например: Сорок машин участвовало в автопробеге),  сказуемого (например: Пятью пять – двадцать пять), дополнения (например: Класс поделили на четыре группы) и обстоятельства (например: Открытие выставки состоялось в двенадцать часов).

Учитель: Хорошо, садись. После урока подай мне дневник. Теперь приступим к повтору материала, который был пройден нами вчера. Итак, какими же могут быть числительные по своему строению? (Учитель вызывает к доске ученика).

Ученик: По строению числительные могут быть простыми, сложными и составными. Простое числительное – это слово с одним корнем: два, четыре, второй, четвёртый и др.

Сложное числительное – слово с несколькими корнями: одиннадцать, пятьдесят, пятьсот, двухсоттысячный. Составное числительное состоит из нескольких слов, каждое из которых может быть как простым, так и сложным: сорок восемь, сто пятьдесят четыре, сорок восьмой, сто пятьдесят четвёртый.

Учитель: Молодец, ты хорошо знаешь теоретический материал, садись. Сейчас возвращаемся к нашему домашнему заданию. Все смотрим на доску и проверяем. (Учитель просит выйти ученика к доске и прочесть слова, которые были даны в упражнении).

Ученик: Землетрясение, семидневный, шестнадцать, двухдневный, юго-запад, полкилограмма, пароход, сверхзвуковой, пятьсот, старожил, двухэтажный.

Учитель: Как вы считаете, всё ли верно?

Ученик: Да.

Учитель: Хорошо. Я тоже согласна с данным ответом. Как же вы думаете, по какому принципу объединены здесь слова разных частей речи?

Ученик: Они все образованы при помощи двух основ.

Учитель: Это действительно так. Благодаря выделению корней нам было легко это определить.

(Прежде чем поставить оценку, следует задать ученику теоретический вопрос).

Учитель: Хорошо. Какие числительные мы называем составными?

Ученик: Составное числительное состоит из нескольких слов, каждое из которых может быть как простым, так и сложным: сорок восемь, сто пятьдесят четыре, сорок восьмой, сто пятьдесят четвёртый.

Учитель: Молодец. Садись. На прошлом уроке вы узнали о происхождении числительного одиннадцать. Оно имеет два корня, первым из которых является корень один. А вы знаете, что у этого слова около 30 родственников, причём из разных частей речи?

Ученик: Нет.

Учитель: Хорошо. Сейчас мы найдём их. (Учитель представляет вниманию учеников таблицу с однокоренными словами числительного один (един):

Сущ.

Прил.

Гл.

Нареч.

Союз

одиночка

одинаковый

соединять

однажды

однако

одиночество

одинарный

объединять

единожды

единство

одиночный

воссоединять

воедино

единение

единый

единица

единственный

Учитель: Хорошо, мы познакомились с большой семьёй числительного один. Теперь переходим к словарной работе. Приготовились и записываем под мою диктовку словосочетания со словарными словами. Обязательно подчеркивайте гласные. Итак:

        Первый километр, шестиэтажный дом, тридцать минут, десять шофёров, одиннадцать учеников, коричневый саквояж, сорок километров, миллиард людей, три секунды, пятикратный чемпион, миллион домов, сорок один секретарь, вторая неделя, восьмимесячный срок, тридцать два процента, новая программа, седьмой портфель, один квартал, семилетний ребёнок, прошлая декада.

Учитель: После урока я обязательно всё проверю и поставлю оценки. Сейчас открываем учебники на странице 143-ей и повторяем правило во второй рамке. (Учитель назначает ученика, который будет его читать).

Ученик: Числительные от пяти до двадцати и тридцать пишутся с Ь на конце (так же как существительные 3-го склонения кость, тень): пять, пятнадцать, двадцать. В середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать Ь не пишется. Числительные от 50 до 80 и от 500 до 900 пишутся с Ь в середине слова в им. и вин.п.: пятьдесят, шестьсот.

Учитель: Хорошо. Теперь изобразим правило в виде схемы. (Учитель пишет на доске схему). Обязательно перепишите её в свои тетради. Итак, что мы узнали? Как пишутся числительные от пяти до двадцати и тридцать?

Ученик: Числительные от пяти до двадцати и тридцать пишутся с Ь на конце слова.

Учитель: Хорошо. Пишется ли в середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать Ь?

Ученик: Нет, в середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать Ь не ставится.

Учитель: Хорошо. Как пишутся числительные от 50 до 80 и от 500 до 900 в середине слова в им. и вин.п.?

Ученик: Числительные от 50 до 80 и от 500 до 900 в середине слова в им. и вин.п. пишутся с Ь в середине слова.

Учитель: Хорошо.  Выполним упражнение 472-ое. Прочитаем задание.

Ученик: Применяя правило о правописании Ь в числительных, запишите цифры словами.

Учитель: Итак, будем выходить по очереди и записывать.

Ученик: 9 – девять, 777 – семьсот семьдесят семь, 568 – пятьсот шестьдесят восемь, 18 – восемнадцать, 932 – девятьсот тридцать два, 20 – двадцать, 60 – шестьдесят, 89 – восемьдесят девять, 16 – шестнадцать, 58 – пятьдесят восемь.

Учитель: Хорошо. Сейчас обращаем внимание на упражнение 473-е. Прочитаем задание. Всем всё ясно?

Ученик: Да.
Учитель: Тогда открываем дневники и записываем домашнее задание: упр. 473-е, §109-ый. Я обязательно всё проверю и поставлю оценки. Урок окончен, можете быть свободны. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Простые, сложные и составные числительные" (6 класс)

Презентация к уроку в 6 классе "Простые, сложные и составные числительные" по программе В.В.Бабайцевой...

Разработка урока по теме « Простые, сложные и составные количественные числительные»

Урок изучения нового материала по теме « Простые, сложные и составные количественные числительные» для 6 класса....

Конспект урока: «Имя числительное. Простые, сложные и составные числительные».

Цели:   познакомить с признаками числительного как части речи; показать отличие числительных от других частей речи с числовым значением; учить находить числительные в тексте.Тип урока: урок ...

Простые, сложные и составные числительные

Конспект урока по русскому языку для 6 класса (к учебнику Бабайцевой)...

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные"

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные  числительные" представляет собой разработку перв...

Конспект урока по теме "Простые, сложные и составные числительные. Их правописание"

Конспект и презентация по теме "Простые, сложные и составные числительные. Их правописание"...