Конспект урока русского языка в 6 А классе по теме «Порядковые числительные» в условиях реализации ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Конспект урока русского языка в 6 А классе по теме «Порядковые числительные» в условиях реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_poryadkovye_chislitelnye.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 6 А классе  в условиях реализации ФГОС

 

Тема урока: Порядковые числительные

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Форма урока: комбинированный

Метод: частично-поисковый, проблемный.

Цели урока: Научить детей новым способам нахождения знаний о порядковых числительных, особенностях их склонения и правописания.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • организовать деятельность  учащихся   по  изучению    порядковых  числительных;
  •  развить умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические и  грамматические умения.
  1. Развивающие:
  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие внимания; умения формулировать проблему; умения  работы в парах
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;  применять новые знания;  
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к родному языку; истории своей страны;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • взаимодействие учащихся в  парах: развитие уважения друг к другу.

Планируемые результаты: знание правил написания порядковых числительных, особенностей склонения составных порядковых числительных; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

 


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организацион- ный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

Добрый день, дорогие ребята!

Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь                                                         

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний

3. Постановка учебной цели.

Фронтальный опрос. 

- Сколько человек в нашем классе?

(тридцать три)

- На какой вопрос отвечает числительное тридцать три? (сколько)

- Укажите его разряд (количественное)

- Какое это числительное по составу? (составное)

- Почему в числительном тридцать мягкий знак пишется в конце слова?

Недавно в гимназии проходил конкурс «Строевой песни». Командир класса попросил ребят рассчитаться по порядку.

- А как мы с вами рассчитывались? ( на первый, второй…).

- К какой части речи относятся данные слова? (это числительные).

- На что указывают эти числительные?  (на порядок).

Делаем вывод, какие это числительные? (порядковые числительные).

Запись учащимися числа (Второе марта), «Классная работа»

В оформлении нашей работы есть числительные? Какого они разряда? Изменяется ли это слово?

Значит тема  сегодняшнего урока?  Учащиеся записывают тему урока Порядковые числительные .(слайд2)
 - Итак, попробуйте сформулировать цель нашего урока .

Предполагаемые ответы:

(Познакомиться с порядковыми числительными,

Узнать, как изменяются порядковые числительные, как склоняются.

Где мы можем использовать порядковые числительные)

отвечают на поставленные вопросы

Учащиеся:  Это порядковые числительные.

Запись учащимися числа, «Классная работа»

Записывают тему урока

Формулируют цель урока

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

  1. Усвоение новых знаний.

Первичное закрепление знаний.

   

(Создание проблемной ситуации).  (слайд 3)                                                                                                                                                           

А какие праздники у нас в стране отмечают в мае?  (1мая, 9 мая).  

- Как вы думаете, самый великий из названных праздников это… (Победа нашего народа в Великой Отечественной войне).

 Война длилась долгие  четыре года, много испытаний, горя, страдания пришлось пережить людям в годы Великой Отечественной войны.  А какой год   был  самым  тяжелым?

Запись в тетради предложения: произвести синтаксический разбор предложения. (слайд 4-5)

 Первый год войны был самым тяжелым  для русского народа.

 (Возникновение проблемной ситуации)                                                         

- Ребята,  с какой  проблемой мы столкнулись? ( слово первый является определением, так как отвечает на вопрос:  какой?, а выражено…) Попробуем разобраться.

(побуждение к формулированию проблемы,  и  выдвижению гипотезы) .(слайд 6 )

 Задание№1:  Из предложения выпишите словосочетания

Первый   год                                         Тяжелый     год        Слайд №4.

При разборе словосочетаний, учащиеся замечают, что и числительное и прилагательное отвечают на вопрос какой? стоят в одном падеже, числе и роде.

Гипотеза: докажем, что порядковые числительные изменяются так же, как и прилагательные. (слайд 6 )

- Как вы будете решать эту задачу?

(Задания по решению проблемы)                                                                                          

Задание №2 

Склонение прилагательного         

 И. п. тяжелый год

 Р. П. тяжелого года

Д. п. тяжелому году

В.п.  тяжелый год

Т.п.  тяжелым годом

 П.п.  о тяжелом годе

(слайд 7)

Самостоятельно просклонять числительное         

 И. п. первый год

 Р. п. первого года

Д. п. первому году

 В.п.  первый год

Т.п.  первым годом

 П.п.  о первом годе                                      

(слайд 8)

- Что у нас получилось?

Учащиеся формулируют правило: порядковые числительные обозначают порядок при счете и отвечают на вопросы какой? какая? какие?, изменяются по падежам, как и прилагательные.

Учитель: давайте посмотрим, изменяются ли числительные по родам и числам?

Задание № 3  придумайте словосочетание (числительное + существительное) на военную тему, чтобы у числительных был другой род и другое число.

Первая  битва  (ед.ч., ж.р.)

Первое сражение  (ед.ч.,с.р.)

Первые победы ( мн.ч.)                                                                                         

Вывод: порядковые числительные изменяются по родам и числам так же, как и прилагательные.

Гипотеза подтвердилась. (слайд 9)

Коллективная работа

(1 ученик у доски) остальные на местах

У доски и на местах

Самостоятельно с проверкой

Стр. 49

Совместная работа

(3 ученика у доски) остальные на местах

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

УУД: регулятивные (работа с предложениями).

Физ. минутка (пауза релаксации)

Физкультминутка

Закрепление изученного материала

Задание №1.   (слайд 10-12)

 Прочитайте текст. Выпишите  числительные, заменяя цифры словами,  определите  разряд и падеж числительных.     (к – количественные, п – порядковые).

22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война.  

Особая страница военных лет Татарстана эвакуация на ее территорию около 70 крупных предприятий с различных регионов нашей страны. В короткие сроки все эвакуированные предприятия были пущены в эксплуатацию. Один из них завод имени Горбунова (22-ой завод). Началось массовое производство военной продукции. За годы воины 22-ой авиационный завод выпустил более 10 тысяч знаменитых пикирующих бомбардировщиков Пе-2. Они до 1943 года были основной ударной мощью бомбардировочной авиации. Каждый шестой боевой самолет, выпущенный в годы войны, получил путевку в небо в Казани.

количественные

порядковые

Около семидесяти (р.п.)

Двадцать второй (и.п.)

Более десяти тысяч (р.п.)

Один (и.п.)

До тысяча девятьсот сорок третьего (р.п.)

Два (и.п.)

Шестой  (и.п.)

Задание №2.  До какого года бомбардировщики Пе-2 были основной ударной  мощью бомбардировочной авиации?

Бомбардировщики Пе-2 были основной ударной  мощью бомбардировочной авиации до 1943 года.

Самостоятельная работа.  

Просклонять числительное  тысяча девятьсот сорок третий (год). Самостоятельно в тетрадях.   1 ученик у доски. Выделить окончания.

И.п. Тысяча  девятьсот  сорок третий                

Р.п. Тысяча  девятьсот  сорок  третьего                        

Д.п. Тысяча  девятьсот сорок  третьему                        

В.п. Тысяча  девятьсот сорок  третий                 

Т.п. Тысяча  девятьсот сорок  третьим                

П.п. О тысяча  девятьсот сорок третьем

Проверка по эталону (слайд 13)

Учитель: Что можно сказать об этом числительном? (оно состоит из нескольких слов, значит оно составное). Какой  еще вывод можно сделать?  (В составном порядковом числительном изменяется только последняя часть)

Задание №2.   (слайд14)

 Из предложения:                           

Татарстан с ее почти трехмиллионным населением внес огромный вклад в победу нашей страны над фашистской Германией.

Выпишите числительное.  

(слайд14)

Какое это числительное?

Трехмиллионный

Учитель: ребята, давайте обратим внимание на правописание числительного. Списать  в тетрадь кластер. Чтобы понять, почему оно  пишется слитно, вспомним правописание сложных прилагательных.

железная дорога – железнодорожный                                                                            сельское хозяйство -  сельскохозяйственный                                                                                  

трех миллионов – трехмиллионный

пять десятков – пятидесятый

шесть сотен -   шестисотый

  (слайд 16-17)   

    Учащиеся: Состоит  из 2 слов (количественного числительного в Р.п  и порядкового числительного), но пишется слитно. Это числительное -  сложное.

  Задание № 3  Словарная работа. Рассмотрите примеры  в таблице.    

  Учитель диктует слова, а дети записывают в тетради.

Запишите слова: Семидесятый, четырёхсотый, девятитысячный, шестисотый, девяностотысячный, стотысячный. Затем осуществляется проверка.(слайд 18)       

Задание № 4   (слайд 19-20)

 Ребята, 9 мая мы будем поздравлять ветеранов с праздником.  А как правильно подписывать открытки, используя порядковые числительные?

Существует правило.                               

1) При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в Р.п.

      Д.п.          Р.п.                                                 Т.п.       Р.п.                                        

К  девятому  мая                              перед  первым  апреля

2)  Если перед числом будут стоять  слова: дата, день, праздник, то порядковое числительное будем ставить в Им. п., писать с большой буквы, а название месяца – с маленькой.                                                                                              

                             И.п.           Р.п.

С праздником    Девятое   мая

Учитель: Итак, ребята, мы подкованы, теорию изучили.                                                                                      

Самостоятельно в тетрадях.   2 ученика у доски.

Ответ учащихся: В составных порядковых числительных склоняется последнее слово.

Составляется кластер

Работа в парах

Работа в парах

работа  осуществляется в парах

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.

Итоги урока.         (слайд 21-22)                                                                                                         

- О склонении каких  числительных сегодня на уроке мы говорили? (порядковых)

- Как изменяются порядковые числительные?  (как и прилагательные: по родам, числам и падежам).

- От чего зависит род, число, падеж порядкового числительного?                                    (от существительного, к которому оно относится).

- смайлики

Коллективная работа

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.

Домашнее задание: (1 мин) (слайд 23)

  1. Составить текст поздравительной открытки к 9 мая, используя порядковые числительные;
  2.  Упражнение     405 (по заданию)  1 вариант
  3. Упражнение 407  (по заданию)      2 вариант                                            

Запись учащимися задания в дневники.

Наглядный метод



Задание.  

Прочитайте текст. Выпишите  числительные в 2 столбика, заменяя цифры словами,  определите  разряд и падеж числительных.     ( количественные, порядковые).

22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война.  

Особая страница военных лет Татарстана эвакуация на ее территорию около 70 крупных предприятий с различных регионов нашей страны. В короткие сроки все эвакуированные предприятия были пущены в эксплуатацию. Один из них завод имени Горбунова (22-ой завод). Началось массовое производство военной продукции. За годы воины 22-ой авиационный завод выпустил более 10 тысяч знаменитых пикирующих бомбардировщиков Пе-2. Они до 1943 года были основной ударной мощью бомбардировочной авиации. Каждый шестой боевой самолет, выпущенный в годы войны, получил путевку в небо в Казани.

Задание.  

Прочитайте текст. Выпишите  числительные в 2 столбика, заменяя цифры словами,  определите  разряд и падеж числительных.     ( количественные, порядковые).

22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война.  

Особая страница военных лет Татарстана эвакуация на ее территорию около 70 крупных предприятий с различных регионов нашей страны. В короткие сроки все эвакуированные предприятия были пущены в эксплуатацию. Один из них завод имени Горбунова (22-ой завод). Началось массовое производство военной продукции. За годы воины 22-ой авиационный завод выпустил более 10 тысяч знаменитых пикирующих бомбардировщиков Пе-2. Они до 1943 года были основной ударной мощью бомбардировочной авиации. Каждый шестой боевой самолет, выпущенный в годы войны, получил путевку в небо в Казани.

Задание.  

Прочитайте текст. Выпишите  числительные в 2 столбика, заменяя цифры словами,  определите  разряд и падеж числительных.     ( количественные, порядковые).

22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война.  

Особая страница военных лет Татарстана эвакуация на ее территорию около 70 крупных предприятий с различных регионов нашей страны. В короткие сроки все эвакуированные предприятия были пущены в эксплуатацию. Один из них завод имени Горбунова (22-ой завод). Началось массовое производство военной продукции. За годы воины 22-ой авиационный завод выпустил более 10 тысяч знаменитых пикирующих бомбардировщиков Пе-2. Они до 1943 года были основной ударной мощью бомбардировочной авиации. Каждый шестой боевой самолет, выпущенный в годы войны, получил путевку в небо в Казани.

Задание.  

Прочитайте текст. Выпишите  числительные в 2 столбика, заменяя цифры словами,  определите  разряд и падеж числительных.     ( количественные, порядковые).

22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война.  

Особая страница военных лет Татарстана эвакуация на ее территорию около 70 крупных предприятий с различных регионов нашей страны. В короткие сроки все эвакуированные предприятия были пущены в эксплуатацию. Один из них завод имени Горбунова (22-ой завод). Началось массовое производство военной продукции. За годы воины 22-ой авиационный завод выпустил более 10 тысяч знаменитых пикирующих бомбардировщиков Пе-2. Они до 1943 года были основной ударной мощью бомбардировочной авиации. Каждый шестой боевой самолет, выпущенный в годы войны, получил путевку в небо в Казани.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 6 классе по теме Имя числительное

Данная разработка предназначена для учащихся  6 класса.ЦЕЛЬ УРОКА: Повторить и обобщить изученный материал по имени числительному....

Конспект урока английского языка в 3 классе по теме "Порядковые числительные. Даты" с элементами проектной деятельности.

Конспект урока английского языка в 3 классе по теме "Порядковые числительные. Даты" с элементами проектной деятельности. УМК Биболетовой....

Урок русского языка в 6 классе по теме "Порядковые числительные"

                Целью урока в 6 классе является ознакомление с изменениями порядковых числительных, согласовании их с существительными, синтаксической ро...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Порядковое числительное как член предложения"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Порядковое числительное как член предложения" разработана мной в 2014 году и имеет отсылки к олимпиаде в Сочи....

План – конспект урока по применению технологии развития критического мышления на примере урока русского языка в 7 классе « Причастие как часть речи» в условиях реализации ФГОС.

Тип урока:  усвоение  и    новых   знаний в условиях реализации ФГОС.Форма урока: урокМетод: комбинированныйМодель обучения: базовая.Реализуемая программа: сос...

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Порядковые числительные"

      Конспект  урока  русского языка  в 6 классе по теме «Порядковые числительные». Данный урок разработан в соответствии с  требованиями  Ф...