Вводные слова
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Пятовская Мария Вячеславовна

Урок русского языка в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5-м классе. Тема: "Вводные слова"

Цели:

образовательные:

  • познакомить учащихся с понятием “вводные слова” и их опознавательными признаками;
  • выработать умение видеть вводные слова в предложении;
  • формировать умение конструировать предложения с вводными словами;
  • формировать умение выделять вводные слова на письме запятыми;

развивающие:

  • развитие познавательного интереса к языку и познавательной активности учащихся во время урока;
  • развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления;
  • развитие речи учащихся;

воспитывающие:

  • воспитание интереса к предмету и внимания к слову;
  • воспитание любознательности, творческой активности;
  • воспитание умения выбирать информацию и критически к ней относиться.

Тип урока: урок приобретения новых знаний, умений и навыков

Вид урока: урок-исследование.

Форма урока: на основе игровой технологии (с помощью лингвистической сказки) и с применением компьютерной презентации

Оборудование к уроку: компьютерная презентация, карточки.

Ход урока

1. Оргмомент. Приветствие.

2. Объявление темы и целей урока.

- Запишите тему урока: “Вводные слова”.

- Как вы думаете, что это за слова? (Выслушиваются все мнения детей.)

- По опорным словам сформулируйте цель нашего урока.

Узнать о …, определить их … и роль в …

(Цель: узнать о вводных словах, определить их признаки и роль в предложении.)

- Поможет нам в изучении новой темы Почемучка. Он расскажет нам грамматическую сказку

- Как вы думаете, почему у него такое имя? Какими качествами должен обладать человек с таким именем? (Он все время что-то спрашивает, чем-то интересуется, это любознательный человек.)

- Почемучке без вашей помощи не обойтись. Вы, надеюсь, сегодня будете настоящими исследователями языка.

Итак, начинаем…

3. Работа с грамматической сказкой (на основе компьютерной презентации).

Слайд 1. Грамматический сон Почемучки

- Почему сон Почемучки называется грамматическим? (Грамматика – раздел лингвистики (науки о языке)). Сон Почемучки связан с лингвистической темой.)

Слайд 2. Хотите верьте, хотите – не верьте, но однажды мне приснился удивительный сон. Будто сижу я в театре, жду начала представления. И вот открывается занавес, и на сцену один за другим выходят… необыкновенные артисты – члены предложения: подлежащее с определением и сказуемое с дополнением.

- С каким разделом грамматики связан сон Почемучки? (С синтаксисом.)

- А что изучает синтаксис? (Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений.)

Слайд 3. Выстроились, взялись за руки и составили такое предложение: Это представление вам понравится.

- Докажите, что это предложение. (Выражает законченную мысль.)

- Какую характеристику можно дать этому предложению? (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, ничем не осложнено.)

Слайд 4. Вдруг из-за кулис вынырнуло еще одно словечко и втиснулось в самую середину, а соседние слова тут же от него запятыми отгородились. Читаю: Это представление, возможно, вам понравится.

- Что изменилось в предложении? (Появилось лишнее слово, появились знаки препинания. Смысл немного изменился: можно предположить, что представление не понравится.)

- Проверим, что подумал Почемучка после появления слова “возможно”.

Слайд 5. Прочитал… Что это значит: возможно, понравится. Что же это такое? Выходит, что сами артисты совсем не уверены в успехе? Даже предполагают, что представление зрителям не понравится?

- Продолжим вместе с Почемучкой смотреть сон.

Слайд 6. Но тут на сцену выскочило другое слово, растолкало всех, вытеснило слово “возможно” и заняло его место. Получилось: Это представление, бесспорно, вам понравится.

- Что же теперь изменилось в предложении? (Появилось опять лишнее слово. Смысл немного изменился: теперь артисты уверены, что спектакль понравится зрителям.)

- Проверим, совпало ли наше мнение с рассуждением Почемучки.

Слайд 7. Извините, друзья, но мне вовсе это не понравилось. Что значит “бесспорно”? Ну и самоуверенность у этих артистов!

Слайд 8. Однако члены предложения тоже проявили недовольство, нажали с двух сторон на слово “бесспорно”, и оно быстро исчезло, а через пару секунд возникло снова и встало в начало предложения: Бесспорно, это представление вам понравится.

- Что произошло со словом “бесспорно”? (Оно переместилось в начало предложения, а смысл не изменился; и теперь это слово выделено запятыми с двух сторон.)

- Сделаем выводы: такие слова, как “возможно”, “бесспорно”, могут занимать любое место в предложении, но смысл предложения не изменится; и также они выделяются на письме запятыми.

Слайд 9. И начался шум и на сцене, и в зале. Слово “бесспорно” перекочевало в конец предложения, но это никого не успокоило. И неизвестно, чем бы все закончилось, если бы на сцену не вышел сам режиссер. Он строго что-то сказал своенравному слову и вывел его из предложения.

- А почему на сцену вышел именно режиссер? (Это главный человек, он руководит спектаклем, а значит, должен навести порядок.)

Слайд 10. А вместо него режиссер ввел слово “вероятно”. Теперь предложение звучало так: Это представление, вероятно, вам понравится.

- Что изменилось в предложении? Как вы думаете, как дальше поведут себя слова-“артисты”? (Благодаря слову “вероятно” все должны помириться, потому что у зрителей теперь есть выбор: они сами решат, когда посмотрят спектакль, понравился он им или нет. Выбор должен быть всегда у каждого человека.)

- Какой же вывод сделал Почемучка?

Слайд 11. Мне, да и всем зрителям, такое предложение очень даже понравилось: артисты предполагают, что их ждет успех, но не считают это предположение бесспорным – зрители должны сами решить: нравится им или нет.

Слайд 12. Уселся я в кресло поудобнее, приготовился смотреть… но, к сожалению, проснулся.

- Появилось новое слово “к сожалению”. Какой смысл оно внесло в предложение? (Почемучке жалко, что сон закончился.)

Слайд 13. Еще раз прочитаем тему урока. Думаю, что вы догадались, что слова, которыми были так недовольны члены предложения и пытались отгородиться от них, и есть вводные.

- Кто оказался самым внимательным и сможет назвать все вводные слова, которые нам встретились?

- Попробуем сформулировать определение: что же такое вводные слова? Проверим, насколько мы правы. Слайд 14.(Слова, при помощи которых говорящий или пишущий выражает своё отношение к высказанному).

4. Письмо по памяти. Определение признаков вводных слов.

Восстановим по памяти предложения, в которых были вводные слова. Запишем их.(по 1 человеку у доски).

Это представление, возможно, вам понравится.

Это представление, бесспорно, вам понравится.

Бесспорно, это представление вам понравится.

Уселся я в кресло поудобнее, приготовился смотреть, но, к сожалению, проснулся.

- Вводные слова никак не  подчеркиваются.

- Перечислим признаки вводных слов: могут находиться в любом месте предложения (составляем схемы, показывающие расположение вводных слов), выделяются запятыми.

- Можно ли задать к ним вопрос? (Нет, не зря другие члены предложения пытались их вытеснить.) Вводные слова не являются членами предложения.

- Проверим, все ли признаки вводных слов мы назвали. Слайд 15.

5. Определяем группы вводных слов по значению.

- Вводные слова можно распределить в группы, в зависимости от того, какое отношение к происходящему они помогают выразить.

1.Мы встретились со словами “возможно”, “вероятно”. Определите их значение. (Неуверенность.)/уверенность. Еще нам встретилось слово “бесспорно”. Каково его значение? (Уверенность.) Выбирайте из карточки слова, относящиеся к этой группе.

Карточка: К счастью, наверное, по мнению, к сожалению, по-моему, итак, конечно, к несчастью, может быть, по-твоему, во-первых, во-вторых, кажется.

Из списка слов на карточке выберите те, которые, по вашему мнению, можно отнести к этой группе. Учащиеся подчеркивают слова. Затем слушаем все варианты.

2. Что вы скажете о значении слова “к сожалению”? (Выражает чувство.) Выбирайте вводные слова и затем проверяйте себя по слайду 18: к сожалению, к радости, к счастью, к удивлению, к огорчению.

2.Название ещё одной группы вы можете угадать, если вспомните о типе речи рассуждении. Какие  слова и обороты используются в тексте- рассуждении? (во-первых, во-вторых, следовательно, значит, таким образом).Такие слова указывают на связь мыслей и их последовательность.  Так и назовём эту группу. Обращаем особое внимание на написание слов “во-первых”, “во-вторых”, “в-третьих”. Несколько забегая вперед, можно рассказать ученикам об образовании этих слов.

- И еще одна группа вводных слов “Источник информации”. Как вы думаете, почему она так называется? Выберите из карточки оставшиеся вводные слова и запишите их в таблицу. Проверьте себя, сверяясь с учебником. (стр.124-125) себя. 

Физкультминука.

Мы, конечно, встанем.

Мне кажется, надо всем потянуться.

Во-первых присесть, во-вторых нагнуться.

Теперь, по-моему, нужно сесть на места.

6. Все на поиск вводных слов!

Задание: найти вводные слова, определить группу по значению, расставить знаки препинания.

  1. Начался дождь, и я безусловно вымок до нитки.
  2. Июнь возможно будет теплым.
  3. Он к удивлению моему не рассердился, а рассмеялся.
  4. К счастью в глубине леса блеснул свет, и мы вышли на широкую поляну.
  5. Кажется шепчут колосья друг другу: “Скучно нам слушать осеннюю вьюгу”.
  6. Мы долго плутали по лесу, но грибов к сожалению не нашли.
  7. Говорят человек создан для счастья, как птица для полета. (Прошу учеников объяснить смысл пословицы.)

7. Творческая работа. Конструирование предложений с вводными словами.

Составьте 3 предложения с вводными словами.

- Чтение вслух 2-3 работ.

8. Подведение итогов урока.

- Итак, удалось ли нам достигнуть цели урока? Почему вы так считаете? (Прошу детей при рассуждении использовать вводные слова.)

- Для чего же необходимы вводные слова в речи?

Оцените свою работу на уроке. Подсказка внизу рабочего листа.

9. Слайд 20. Домашнее задание. П. 31

На выбор:

  1. Выполнить упражнение 162.
  2. Составить текст-рассуждение на одну из тем (употребить вводные слова):

“Почему я люблю заниматься спортом?”

“Почему я люблю читать книги?”

“Мое любимое время года”

3) Написать по аналогии грамматическую сказку с использованием вводных слов.

10Спасибо за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Грамматический сон Почемучки

Слайд 2

Хотите верьте, хотите – не верьте, но однажды мне приснился удивительный сон. Будто сижу я в театре, жду начала представления. И вот открывается занавес, и на сцену один за другим выходят... необыкновенные артисты – члены предложения - подлежащее с определением и сказуемое с дополнением.

Слайд 3

Выстроились, взялись за руки и составили такое предложение: Это представление вам понравится.

Слайд 4

Вдруг из-за кулис вынырнуло еще одно словечко и втиснулось в самую середину, а соседние слова тут же от него запятыми отгородились. Читаю: Это представление, возможно , вам понравится.

Слайд 5

Прочитал... Что это значит: возможно, понравится. Что же это такое? Выходит, что сами артисты совсем не уверены в успехе? Даже предполагают, что представление зрителям не понравится?

Слайд 6

Но тут на сцену выскочило другое слово, растолкало всех, вытеснило слово «возможно» и заняло его место. Получилось: Это представление , бесспорно , вам понравится.

Слайд 7

Извините, друзья, но мне это вовсе не понравилось. Что значит «бесспорно» ? Ну и самоуверенность у этих артистов!

Слайд 8

Однако члены предложения тоже проявили недовольство, нажали с двух сторон на слово «бесспорно», и оно быстро исчезло, а через пару секунд возникло снова и встало в начале предложения: Бесспорно , это представление вам понравится.

Слайд 9

И начался шум на сцене, и в зале. Слово « бесспорно » перекочевало в конец предложения, но это никого не успокоило. И неизвестно, чем бы все закончилось, если бы на сцену не вышел сам режиссер. Он строго что-то сказал своенравному слову и вывел его из предложения.

Слайд 10

А вместо него режиссер ввел слово « вероятно ». Теперь предложение звучало так: Это представление, вероятно , вам понравится.

Слайд 11

Мне, да и всем зрителям, такое предложение очень даже понравилось: артисты предполагают, что их ждет успех, но не считают это предположение бесспорным – зрители должны сами решить: нравится им или нет.

Слайд 12

Уселся я в кресло поудобнее, приготовился смотреть... но, к сожалению , проснулся.

Слайд 13

Тема урока Вводные слова

Слайд 14

Вводными называются слова, при помощи которых говорящий (пишущий) выражает свое отношение к высказыванию.

Слайд 15

Передавать уверенность неуверен-ность Выражать разные чувства Указывать на связь мыслей и их последова-тельность Сообщать источник информа-ции Наверное Конечно Кажется Может быть К счастью К сожалению К несчастью Итак Во-первых Во-вторых По мнению По-моему По-моему

Слайд 16

Спасибо за помощь, юные исследователи языка!

Слайд 17

Домашнее задание 1. Упражнение 162 2. Составить текст-рассуждение на одну из тем (употребить вводные слова): «Почему я люблю заниматься спортом?» «Почему я люблю читать книги?» «Мое любимое время года» 3. Написать по аналогии грамматическую сказку с использованием вводных слов



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Пятовская Мария Вячеславовна

Класс:  5 «В»

Предмет: Русский язык

УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений в 2ч./ Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013. (ФГОС)

Дата урока: 23октября 2015г.

Тип урока: Урок – «открытие» нового знания.

Технология построения урока: Технология развития критического мышления через чтение и письмо с элементами игровой технологии.

Тема урока: Вводные слова.

Педагогическая цель: создание условий для формирования УУД в процессе познавательной  деятельности по изучению вводных слов.

Планируемые результаты:

  • Предметные:

- пятиклассники узнают, что такое вводные слова, какие вводные слова в русском языке, на какие группы они делятся, изучат правила постановки знаков препинания при вводных словах;

- научатся находить в тексте вводные слова, определять, к какой группе они относятся, выделять их на письме запятыми;

- научатся использовать вводные слова в устной и письменной речи в соответствии с ситуацией общения.

  • Личностные:

- формирование интереса к изучению темы и желания использовать приобретенные знания и умения на практике;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;

- развитие навыков самостоятельной работы и совместной деятельности с учителем и сверстниками.

  • Метапредметные:

- формирование умения сначала совместно с учителем и одноклассниками, а затем самостоятельно определять цели урока, ставить и формулировать для себя новые задачи в  учебе, планировать пути достижения целей;

- формирование умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять самоконтроль;

- формирование умения определять понятие, сравнивать, делать выводы

- формирования умения работы с текстом;

- формирование умения преобразовывать текстовую информацию в таблицу и наоборот.

Обеспечение урока: учебники, рабочие тетради, дидактический материал, компьютер, проектор, экран.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Организационный момент.

Проверяет готовность детей к уроку.

Контролируют и оценивают свою готовность к уроку.

2.Актуализация знаний.

При работе с текстом «Листопад» с помощью вопросов организует деятельность обучающихся по повторению материала из орфографии, лексики, синтаксиса.

Работают с текстом, заполняют таблицу на основе имеющихся знаний по теме «Научный стиль речи», формулируют и выполняют задания на основе имеющегося дидактического материала.

Познавательные

-анализировать, сравнивать, делать выводы;

- заполнять таблицы

Личностные

- развитие навыков самостоятельной работы,

- формирование интереса к обучению

Коммуникативные

- работать в парах, устанавливать рабочие отношения.

3. Переход к изучению новой темы.

Организует деятельность обучающихся по формулированию темы и целей урока, по планированию действий.

Выполняя задание (найти в тексте переходный глагол, определить его грамматические признаки), сталкиваются с затруднением: нехватка знаний. Под руководством учителя формулируют тему: «Наклонение глагола» и цель урока: "Изучить категорию наклонения глагола», планируют пути достижения целей.

Личностные

- осознавать неполноту знаний формировать интерес к получению новых знаний

Регулятивные

- определять цель урока,

- высказывать предположения на основе наблюдений

4. Изучение нового материала.

1.Организует самостоятельную деятельность обучающихся по изучению нового материала, предлагая выполнить работу в парах по заданиям.

2. Организует самопроверку, самоконтроль и самооценку «открытия» новых знаний.

3.Включает новые знания обучающихся в систему знаний о русском языке.

1. Самостоятельно работая в парах, выписывают из текста в таблицу глаголы, время, в котором употреблены глаголы; делают вывод о том, какие действия данные глаголы обозначают.

2. Под руководством учителя, используя материал учебника и осознанно воспринимая на слух ответы одноклассников,  

- определяют наклонение глаголов и способ образования наклонения (сначала изъявительного, затем условного и повелительного)

- производят самопроверку, самоконтроль и самооценку (сверяют с таблицей на доске).

   Устно формулируют определение изъявительного, условного и повелительного наклонений.

   Опираясь на материал таблиц и учебника, делают вывод об использовании глаголов изъявительного наклонения в текстах научного стиля, вписывают недостающую информацию в ячейку «Морфологические особенности» таблицы №1.

Познавательные

-использовать различные источники информации,

 -находить и извлекать  необходимую информацию из источников, представленных в разной форме (текст, таблица, высказывания одноклассников), преобразовывать из одной формы в другую,

- анализировать, сравнивать, обобщать.

Личностные

- формирование интереса к изучению новой темы

Регулятивные- адекватно и самостоятельно оценивать правильность выполняемых действий, вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные

-строить монологическое высказывание

- слушать учителя и своих одноклассников, обосновывать своё мнение

5.Физкультминутка

Во время интерактивной игры «Вопросбол» нацеливает обучающихся на взаимодействие и быструю реакцию.

   Включаясь в  физкультминутку, вспоминают пройденный и вновь изученный материал..

Коммуникативные

- взаимодействовать  с учителем и одноклассниками

6. Закрепление изученного материала.

1.Организует первичное закрепление изученного материала.

1. Под руководством учителя планируют деятельность по закреплению изученного материала, предлагая выполнить задания различного характера по работе с глаголами:

- устного, письменного;

- определить наклонение глаголов;

- распределить глаголы по группам в соответствии с наклонением;

- составление собственных предложений, используя данные глаголы;

- осуществляют взаимопроверку и взаимооценку;

- разрешают спорные моменты, используя изученный материал, формулируя вопросы, адресованные одноклассникам и учителю.

Личностные

- умение самостоятельно работать.

Познавательные

-формулировать задание.

Коммуникативные

- работать в парах, осуществлять взаимопроверку

Регулятивные

- самоконтроль

7. Информация о домашнем задании.

   Предлагает домашнее задание: устно параграф № 83 и письменно на выбор:

- упр. №106 в Рабочей тетради;

- составить 5 предложений, используя глаголы в различных наклонениях.

   Осуществляют самостоятельный выбор и выполнение домашнего задания в соответствии с собственными возможностями и способностями и проявленным интересом к изученной теме.

Личностные

- делать самостоятельный выбор

8. Рефлексия и подведение итогов урока.

   Организует рефлексию и подведение итогов урока.

- Соотносят поставленные цели урока с достигнутыми результатами.

- Обобщают новые знания, продолжая данные высказывания об уроке и употребляя  изученные термины и глаголы различных наклонений.

- Используя «смайлики», дают оценку уроку в целом и собственной деятельности на занятии.

Регулятивные

- соотносить цели и результаты своей деятельности,

- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы



Предварительный просмотр:

Работа_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Узнать  о_______________,определить их______________и роль в ___________________.

  1. Восстановите по памяти предложения, в которых были вводные слова. Запишите их.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Запишите  вводные слова в таблицу, распределяя их в группы по значению.

Передавать уверенность/ неуверенность

Выражать разные чувства

Указывать на связь мыслей и их последовательность

Сообщать источник информации

Наверное

Конечно

Кажется

Может быть

К счастью

К сожалению

К несчастью

Итак

Во-первых

Во-вторых

По мнению

По-моему

По-воему

К счастью, наверное, по мнению, к сожалению, по-моему, итак, конечно, к несчастью, может быть, по-твоему, во-первых, во-вторых, кажется.

  1. Найдите вводные слова, определить группу по значению, расставить знаки препинания.
  1. Начался дождь, и я безусловно вымок до нитки.
  2. Июнь возможно будет теплым.
  3. Он к удивлению моему не рассердился, а рассмеялся.
  4. К счастью в глубине леса блеснул свет, и мы вышли на широкую поляну.
  5. Кажется шепчут колосья друг другу: “Скучно нам слушать осеннюю вьюгу”.
  6. Мы долго плутали по лесу, но грибов к сожалению не нашли.
  7. Говорят человек создан для счастья, как птица для полета.

4.Составьте и запишите 3 предложения с вводными словами.    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Оцени себя: 5 – всё сделал(а) сам(а), всё верно, всё понятно; 4- сделано почти всё самостоятельно, с небольшими исправлениями, всё понятно, 3- старался(лась) выполнять всё самостоятельно, но многое пришлось исправлять, стало всё понятно. Не оцениваете себя, если многое не удалось сделать самостоятельно, что-то осталось неясным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов, вводных предложениях

Урок   с  использованием  таблиц, творческих  заданий, интерактивной  доски...

Вводные слова и пунктуация при вводных словах

Вводные слова и пунктуация при вводных словах...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ О ВВОДНЫХ СЛОВАХ. ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ»

Урок "Понятие о вводных словах. Группы вводных слов по значению" создан с применением технологии развития критического мышления. Учитель - проводник ученика, а не "транслятор" знаний...

Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

Цель урока. Дать понятие о вводных словах как средстве выражения субъективной оценки  высказывания, формировать умения: 1) выражать определённые отношения к высказываемому с помощью вводных ...

Таблицы по русскому языку.8 класс.Тема" Выделительные знаки препинания при вводных словах,вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. "

Русский язык.8 класс. Выделительные знаки препинания при вводных словах,вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Таблицы....

Урок русского языка в 11 классе "Вводные слова.Знаки препинания при вводных словах (конспект урока)

На уроке повторяются и углубляются знания по орфографии и пунктуации,формируется умение различать вводные слова и члены предложения. Для проверки знаний используются интерактивные тесты LECTA...