Обособление определений и приложений.Обобщающий урок.8 класс.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Тема "Обособленные второстепенные члены предложения" является одной из самых трудных в курсе "Синтаксис". Представленный урок "Обособленные определения и приложения" является последним в системе уроков по названной теме и направлен на введение приобретённых знаний и умений в общую систему языковых и коммуникативных и навыков учащихся..

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx29.98 КБ
Office presentation icon otkrytyy_urok.ppt930 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 Учитель:Кривец Елена Владимировна

Тема: «Обособление определений и приложений. Обобщающий урок».

Тема "Обособленные второстепенные члены предложения" является одной из самых трудных в курсе "Синтаксис". Представленный урок "Обособленные определения и приложения" является последним в системе уроков по названной теме и направлен на введение приобретённых знаний и умений в общую систему языковых и коммуникативных и навыков учащихся.

Цель педагогической деятельности на уроке:

  • создать условия для отработки алгоритма учебного действия с изученным понятием;
  • создать условия для формирования умения выделить это понятие среди других;
  • создать условия для развития умения распознавать изобразительно-выразительные средства языка (обособленные члены предложения);
  • интегрировать материал русского языка и литературы, создать условия для переноса лингвистических знаний в новые учебные ситуации.

Планируемые результаты изучения материала: 

  • учащиеся находят в тексте изученные понятия: обособленные определения и обособленные приложения, применяя алгоритм учебных действий;
  • учащиеся умеют выделить это понятие среди других;
  • учащиеся умеют распознавать изобразительно-выразительные средства.

 Формы организации учебной деятельности: 

  • приёмы деятельности учителя: опрос, беседа, организация исследования, организация работы в группах, организация разноуровневой самостоятельной работы;
  • деятельность учащихся: схематизация изученного правила, выделение изученного понятия по алгоритму, работа в группах, лингвистическое исследование, самостоятельная работа.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично – поисковый.

Используемые источники: 

  • Фрагменты произведений А.С. Пушкина.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, раздаточный материал для каждого ученика.

                                                                     ХОД УРОКА

1. Приветствие. Организационный момент.

2.Актуализация  знаний.

Слайд. (Метапредметность -это теоретическое мышление, сквозное мышление: ОБОБЩЕНИЕ, систематизация,умение определить ПРОБЛЕМУ и найти ее РЕШЕНИЕ, умение отличить ФАКТЫ от МНЕНИЙ…)

     Проблемный вопрос Представьте, что лицеист Александр Пушкин в 1815 году готовится к экзамену . О ком он мог бы рассказать? Мое мнение-обо всех, а ваше? Выберите из списка:

Слайд.   1.Борис Годунов

                2.Николай I

                3.Лев НиколаевичТолстой

                4.Наполеон

                5.Гомер

                6.Александр I

                7.Емельян Пугачев

                8.Юрий Гагарин

                9.Михаил Юрьевич Лермонтов

(Ответы учеников: выделили факты и не согласились с моим мнением).

Таким образом ,мы можем сказать, что метапредметность -это глобальное обобщение: каждый из нас, имея свою картину мира, мгновенно извлекает из  нее необходимые знания для решения конкретной сиюминутной задачи?

Какие еще мы знаем примеры надпредметных связей в жизни?(Домашнее задание).

А можно ли внутри предмета что-то обобщить, систематизировать?

Каким образом мы это делаем в русском языке?(Определение сходства и различий языковых явлений, обобщение знаний материала по разделам…)

3.Формулирование темы урока.

А в каком разделе «Синтаксиса» мы находимся с вами?( Обособление второстепенных членов предложения, в частности…)

Напомните, что же такое обособление?(Смысловое и интонационное выделение синтаксической конструкции в составе простого предложения)

Слайд. Обособить-выделить: в устной речи -интонационно, в письменной-пунктуационно.

Не забудьте! Обособление-это вставная синтаксическая конструкция, которую можно изъять из предложения или вставить обратно, при условии сохранения смысла высказывания.

Можем ли мы сформулировать тему сегодняшнего урока, обсудив, что такое обобщение, при этом опираясь на наши знания об обособлениях?

Тема.

4.Проверка индивидуального домашнего задания.

Слайд. Придуманы три предложения с обособленным определением, приложением,                 однородными членами предложения.(К доске ученики-решают, объясняют расстановку знаков препинания, оформляют графически)

Слайд. Правильное написание.(Оценка).

5. Целеполагание и  закрепление изученных понятий. Тренировка алгоритма их применения.

Давайте откроем учебник, упр.402,которое предлагает  нам обратиться к упр.432(задание на опережение).

Обобщающая таблица: с каким материалом мы уже знакомы, с каким - еще нет?

Можем ли мы сформулировать ЦЕЛИ сегодняшнего урока?

 Итак, сформулируйте, пожалуйста, цель, которую мы сегодня поставим на уроке. Что мы должны знать и уметь? Какие должны решить проблемные задачи? (знать правила обособления определений и приложений, уметь выделять их графически и использовать в речи, конструировать собственный текст).

Для чего нам необходимо знать об обособленных определениях и приложениях и уметь употреблять их в речи? (свободно владеть русским языком, совершенствовать культуру речи, с целью подготовки к ОГЭ).

Задание.

Решить карточки. Проставить знаки пунктуации, оформить графически, обозначив цифрой пункт обобщающей таблицы, к  которому относится предложение.  

Красные

Желтые

Синие

1. Леса примыкающие к заливу богаты разнообразием животного мира.

2. Сквозь полукруглые окна мы увидели сад заваленный снегом.

3. Утомленный тяжелой дорогой я вскоре заснул.

4. Ты молодой и сильный должен идти вперед.

5. Платон Половцев инженер был старым другом моего отца.

1. Я старый солдат стал активным сторонником мира.

2. Пыль розовая от блеска молнии неслась по земле.

3. Это был морской офицер высокий и бледный.

4. Неприхотливый в одежде Алексей начал вдруг ежедневно гладить брюки.

5. Мы бойцы верили в своего командира.

1. Набежавшая с востока туча обещала дождь.

2. Первые лучи солнца пробились сквозь тучу.

3. Тишина прерывается звуками песен долетающих с реки.

4. Над ракитой обвитой плющом от ненастья мы ищем защиты.

5. Он страстный охотник знал много занимательных историй.

Зеленые

Фиолетовые

1. Ветер шевелил молодые листочки яркие душистые и клейкие.

2. Осыпавшиеся с деревьев лепестки душистой черемухи уплывают по тихой воде.

3. Поднимавшийся от реки туман постепенно исчезал под лучами солнца.

4. Пламя перебегало на хвою и раздуваемое ветром разгоралось со стонами и свистом.

5. Мы до леса дошли без труда и остановись на опушке обращенной к солнцу.

1. Мелкий дождь предвестник осени кропит землю.

2. Из хвои высунулась длинная бурая морда увенчанная тяжелыми ветвистыми рогами.

3. Дедушка обессиленный навязчивой мыслью о парусе впадал в забытье.

4. Я рвал отчаянной рукой шиповник спутанный плющом.

5.Тишина прерывалась звуками песни долетевшей с реки.

Слайд. Критерии оценивания.(Обсуждение).Правильные ответы.

6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

7.Организация лингвистического исследования. Работа в группе. Обобщение и закрепление знаний.

 Слово учителя. Перед нами письмо. Оно продиктовано единственному в Кистенёвке грамотею нянькой Дубровского, Ориной. Давайте разделимся на группы и поработаем, изучая письмо.

 Прочитать письмо, найти все случаи обособления определений и приложений.

Восстановить авторские знаки препинания.

"Государь ты наш, Владимир Андреевич, я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином! Он очень плох, иногда заговаривается и весь день сидит как дитя глупое, а в животе и смерти Бог волен:Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное. Слышно, земский суд к нам едет отдать под начало Кириллу Петровичу Троекурову, потому что мы - дескать ихние, а мы искони ваши, - и отроду того не слыхивали. Ты бы мог, живя в Петербурге, доложить о том царю-батюшке, а он бы не дал нас в обиду. Остаюсь твоя верная раба, нянька Орина Егоровна Бузырёва:" .

                                       Или

Составить миниатюры.используя данные синтаксические конструкции:

Тихо падая на землю, слегка покачиваясь от тихого ветерка, чувства, возникающие в такую погоду, пытаясь окончательно разбудить уже проснувшийся мир, небо, затянутое серыми тучами, роняя на землю холодные слезы, завораживая нас тихим шуршанием, тихий, заискивающий дождь, разукрашенный яркими красками лес, успокоенная осенней тишиной река. 

Защита работ.Взаимопроверка.

Слайд.Критерии оценивания.Авторский текст.

8. Рефлексия (подведение итогов урока).

Достиг ли урок цели? Что, по- вашему, удалось на уроке и над чем ещё нужно работать? Итак, оцените свой результат усвоения знаний по теме. Что изменилось в ваших знаниях после урока?....

  • Выставление оценок.

9. Домашнее задание.

– Ребята, вам даны карточки с текстом «Легенды рассказывают…». Дома вы должны расставить и графически объяснить знаки препинания и пропущенные орфограммы. Указать, что обособляется. На карточках напишите свою фамилию. Завтра карточки сдадите. Я поставлю вам оценки. Задание дается по вариантам.

Текст I варианта..

Древнегреческая легенда.
Молодой Пан, бог лесов и лугов, однажды повстречал пр…красную реч(?)ную нимфу Сирингу – нежную вес…ницу утренней з…ри. Он залюбовался ее нежной грацией и красотой, забыв о своих забавах. Решил Пан заг…ворить с Сирингой, но та, и(с,з)пугавшись, убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа (не)ожиданно пр…вратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Пан (не)утешно плакал возле куста и с тех пор стал печальным, гуляя по лесным чащам в одиночестве, и всем старался делать добро. А имя Сиринги стало латинским названием с…рени.

Текст II варианта.

Однажды пут…шественник попал в страну латофагов, пита…щ…ся лотосами. Отведав кушанья из листьев р…стений, он забыл о матери, о родине, прельстившись красотами чуж…й земли.
Долго ждала его мать и, отчаявшись, попросила прохожего гусляра отнести сыну букет (не)забудок.
Придя в восточную страну, гусляр увид…л пут…шественника, утопающ… в роскоши и богатстве. Откашлявшись, гусляр попросил разрешения исполнить дорожную песню.
Он так запел, что юноша вспомнил землю, его породивш…. Со слезами на глазах упросил юноша гусляра указать дорогу на родину, а гусляр вместо ответа прот…нул ему букетик (не)забудок, луговой цветной узор.
По (не)забудкам и песням нашел юноша дорогу на родину, но застал мать ум…рающей.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОБОБЩЕНИЕ- познавательный процесс, мысленное соединение сходных признаков нескольких предметов в одно понятие об этих предметах, ПЕРЕХОД ОТ ЧАСТНОГО К ОБЩЕМУ.

Слайд 2

МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ- сквозное мышление, ОБОБЩЕНИЕ, систематизация, умение определить ПРОБЛЕМУ и найти ее РЕШЕНИЕ, умение отличить ФАКТЫ от МНЕНИЙ…

Слайд 3

Представьте, что лицеист Александр Пушкин в 1817 году готовится к выпускному экзамену и должен написать литературное эссе об исторической личности. О ком он мог бы рассказать? Борис Годунов Николай I Лев Николаевич Толстой Наполеон Гомер Александр I Емельян Пугачев Юрий Гагарин Михаил Юрьевич Лермонтов

Слайд 4

:

Слайд 5

Обособление — способ смыслового ВЫДЕЛЕНИЯ или УТОЧНЕНИЯ. В письменной речи обособления выделяются запятыми. Обособляются только второстепенные члены предложения! Обособленный – расположенный отдельно от других, стоящий особняком. (Словарь)

Слайд 6

Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости. ( А.С. Пушкин)

Слайд 7

Тема урока Обособление определений и приложений. Обобщающий урок.

Слайд 8

Критерии оценки теста Баллы 3 4 5 Пунктуационные ошибки 3-4 1-2 0 Графические ошибки 2 1 0 Орфографические ошибки Больше двух ошибок 2 0

Слайд 9

«Государь ты наш, Владимир Андреевич, я, твоя старая нянька , решилась тебе доложить о здоровье папенькином! Он очень плох, иногда заговаривается и весь день сидит как дитя глупое, а в животе и смерти Бог волен… Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное. Слышно, земский суд к нам едет, отдавший нас под начало Кириллу Петровичу Троекурову , а мы искони ваши,- и отроду того не слыхивали. Ты бы мог, живя в Петербурге , доложить о том царю-батюшке , а он бы не дал нас в обиду. Остаюсь твоя верная раба, нянька Орина Егоровна Бузырева ». ( А.С. Пушкин)

Слайд 10

Критерии оценки текста Баллы 3 4 5 Пунктуационные ошибки Больше четырех ошибок 1-3 0 Графические ошибки 2 1 0 Орфографические ошибки Больше двух ошибок 2 0

Слайд 11

Самооценка Я ничего не понял- 2 балла Для полного понимания мне нужно повторить тему- 3 балла Сам все понял, но объяснить другому не берусь- 4 балла Все понял, могу материал объяснить другому- 5 баллов

Слайд 12

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения.Обособленное определение""

Конспект урока  русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения. Обособленное определение"(1-ый урок)...

Технологическая карта "Обособление определений с обстоятельственным оттенком. Изобразительно-выразительные функции обособленных определений в речи".

Технологическая карта урока русского языка для учащихся 8 класса в рамках изучения темы "Обособленные определения"...

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме: «Обособленные члены предложения. Обособленные определения».

Разработка урока русского языка в 8 классе по теме: "Обособленные члены предложения. Обособленные определения"....

Урок русского языка в 8 классе на тему "Понятие об обособлении. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них".

Знакомство с понятием обособление членов предложения.Задачи: показать, что обособление – один из способов смыслового выделения части предложения; научить находить грамматические условия обособле...

Разработка урока по теме "Обособленные определения и приложения" в 8 классе

Разработка урока по теме "Обособленные определения и приложения" в 8 классе...