Дидактический материал. Краеведение на уроках русского языка.
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Васькина Лариса Петровна

Пособие представляет подборку материалов"Малая родина в творчестве поэтов Смоленщины". Может быть использовано на уроках русского языка при изучении различных тем по орфографии и пунктуации, а также во внурочное время, в кружковой и индивидуальной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Краеведение

Повторение изученного в начальных классах. Правописание безударных гласных в корне слова.

  1. Выразительно прочитайте стихотворение.

Автор не озаглавил его, а как бы вы назвали это стихотворение?

Понравилось ли вам стихотворение, обоснуйте своё мнение.

Какую иллюстрацию к нему вы создали бы, нарисуйте ее словами.

Помните ли вы прошедшее лето? Расскажите о том, что запомнилось вам, больше всего.

Где еще вы встречались с выражением «наливное яблоко»? Что ещё есть сказочного в этом стихотворении?

2.        Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначьте орфограмму № 1.

Найдите в тексте однокоренные слова, выделите их корень.

Подберите однокоренные слова к словам: росяной, садовник.

3 . . л . .тистым  соком   нал. . лось

Яблоко и светится  насквозь.

В нем к . . чает ос . . нь на в . . су

Лета отпылавшую красу.

Только прикоснись к нему, и вдруг

На тебя п . . хнет ромашкой луг,

Теплый ветер с поля принесет

Зап . . х хлеба и м. . довых сот.

X..л . . док   рассвета   р . . сяной,

Свежесть утра и полдневный зной, —

Все, чем жил с . . довник день за днем,

В яблоке найдешь ты нал . . вном.

Н. И. Рыленков


Повторение изученного в 1—4 классах. Местоимение.

1. Выразительно прочитайте стихотворение. Какие предложения вы прочитаете с особой интонацией, почему?

Определите тему текста. Как она раскрывается в стихотворении? Как бы вы озаглавили это стихотворение?

2.Почему автор любит синичек?

Почему именно зимой их песенка особенно нужна сердцу?

Какие ещё птицы не улетают осенью на юг? Как мы должны помочь птицам перенести холодную зиму? Знаете ли вы, почему синичка получила такое имя? Если вам трудно ответить на этот вопрос, вспомните, как выглядит эта птичка, опишите её.

3.Спишите, обозначая изученные орфограммы.

Найдите в тексте личные местоимения, укажите их грамматические признаки.

СИНИЦА

Первый сне . .   опуш . . л  (у)  д . . рев . . ев ресницы.

И  (в)  л . . су   и   (в)   п . . лях -   т . . ш . . на,   т . . ш .. на.

Вдруг  (из)  сада доносится гол . . с синицы...

Как теперь ее песенка сер . . цу нужна!

Я недаром люблю её  (с)  детства. Я знаю,

Что в . . сной мы всегда забываем о ней,

Но  (под) ос . . нь,  (за) верность отцовскому краю,

Нам она всех других и м . . лей и р . . дней!

Н. И. Рыленков


Предложение.

1.Прочитайте стихотворение. Определите его тему. Озаглавьте его так, чтобы в названии отразилась тема стихотворения. Устно нарисуйте иллюстрацию к тексту.

Почему в апрельском лесу нет тишины? Какие звуки вы могли бы там услышать?

2.Объясните значение слова «гравюра». За справками обратитесь к «Словарю русского языка» И. С. Ожегова. Укажите описательный оборот, употребленный вместо слова лед.

3.        Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Определите грамматическую и смысловую связи слов

в предложении. Найдите грамматические основы предложений. Какие признаки отличают предложения от словосочетаний?

Из последнего предложения выпишите все возможные словосочетания.

Блестят (под) н. . гами осколки лазури.

(В)  н . . чи   (по)   м . . розцу ушла т . . ш . . на.

(В)   апрельском л . . су, как на старой гравюре,

Отчетливо каждая ветка  в . . дна.

Н. И. Рыленков.


Главные члены предложения.

Цифровой распределительный диктант.

1. Выразительно прочитайте стихотворные строки.

Устно нарисуйте иллюстрацию к одному предложению. Что объединяет ваши иллюстрации и все предложения, взятые из разных стихотворений?

2. Запишите номера предложений, где сказуемое выражено глаголом в один столбик, где прилагательным — в другой.

1.Ветер тени гонит прочь.

2.Небо русское расписное

Распахнулось передо мной.

3.Здесь краски не ярки,

И звуки не резки.

4.Опять прозрачны дни, а ночи светло-сини.

5.Цвели кувшинки над водой,

Пестрели лютики на скате.

6.Здесь медленны реки,

Туманны озера.

7.Вскрикнула иволга звонко,

Всхлипнул кулик невзначай.

8.Как чудесен каждый уголок наш!

9.О тебе в столетьях песни громки.

10. Тени летят с косогора,

Месяц стоит у куста.

Н. И. Рыленков.

Простые и сложные предложения.

1.Приготовьтесь к выразительному чтению стихотворных строк.

Как бы вы озаглавили этот отрывок. Определите его тему. Как она раскрывается в стихотворении?

2. Какие приметы весны увидел  автор?
Только ли в природе происходят весной изменения? Как вы понимаете выражение: «воробьи от солнца опьянели»?

Напишите сочинение-миниатюру «Воробьи радуются весне».

Если вам показалась трудной эта тема, предложите свою.

Подберите для своего сочинения такое заглавие, которое

отражало бы его тему.

3.Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Подберите однокоренные слова к словам: зазеленели,

раскрыты.

Составьте схему сложного предложения, объясните знаки препинания.

Растаял сне.., луга заз . . л..нели,

Телеги вновь гр . . хочут по м . . сту,

И в..робьи от со . . нца опьянели,

И яблони к . . чаются в цв . . ту.

Раскрыты окна. Веет теплый ветер,

И ле . . кий пар клубится у р.. ки,

И шумно со . . нцу радуются дети,

И думают о ж . . зни ст . . рики.

М. В. Исаковский.

VI КЛАСС

Фразеологизмы

1. Прочитайте отрывок из стихотворения. Постарайтесь интонационно передать чувства поэта.

Какие слова вы выделите усилением голоса? Где понизите интонацию?

Определите тему стихотворения. Докажите, что она отразилась в его названии.

Какие слова употреблены здесь в переносном значении? Для какого стиля характерно употребление таких! слов? Найдите в тексте другие признаки художественного стиля. Укажите слова, обороты, характерные для разговорного стиля.

Почему автор использовал, их в стихотворении?

2. Найдите в тексте многозначные слова, определите, в каком значении они употреблены.

При помощи синонимов объясните лексическое значение слова «иссякла». Вспомните определение синонимов. Найдите антонимы в тексте, обозначьте их корень. Подберите антонимичное выражение; к словосочетанию «хлесткий дождь». Вспомните определение   антонимов. Найдите в тексте фразеологические обороты. Объясните их смысл. Подберите синонимичный фразеологизм к обороту: «в мгновенье ока». Замените его одним словом. Замените другие фразеологизмы, где это возможно, одним словом. Является ли в данном тексте выражение «как из пушки» фразеологизмом?  Проверьте свое мнение но «Фразеологическому словарю русского языка». Составьте предложение, употребив это выражение как фразеологический оборот.

3.Спишите 3 -5 предложений, вставьте пропущенные буквы, знаки препинания.

Выпишите из текста слова с пропущенными орфограммами, сгруппировав их следующим образом: 1. орф. в окончании, 2. орф. в корне слова.

Составьте предложение, употребив это выражение как
фразеологический оборот.;

ПЕРВЫЙ ДОЖДЬ

Вдруг пот . . мнело на опушк . . ,

И гром ударил, как из пушки . . . ,

За ним, без всякой проволочки,

Полился ливень, как из бочки.

Пока он лил, крутой и хлесткий,

В..сна ст . . яла (под) б . .резкой

Л.. вила ш.. рохи л ..сные

Считала молнии к..сые

(В) л..донях небо поднимала

II все ей было мало, мало.

Л ну, прибавь ещё,— просила.

А у дождя иссякла сила

И он ослаб

В мгновенье ока.

Встр..хнулся лес, взд..хнул глубоко

И, подождав па вздох ответа,

Заснул с устатку до рассвета.

Когда ж проснулся, изумленный,

Увидел: он совсем   з. . лёный,

Кусты ст..лпилпсь на опушк..,

Д .. ревья тянутся друг к дружке,

Тр . . ва на кочках шевелится,

И всюду гнезда ладят птицы...

Весна оделась и в туман . .,

Зари дождалась па полян . .,

Но, убедясь, что все в порядке,

Ушла с п . .ляпы без оглядки.

Н. И. Рыленков.

Правописание корней —ГОР—, —ГАР—.

  1. Прочитайте стихотворные строки.
  2. Объясните фразу: «загорелись снега».

А каким вы представляете осенний костер? А как горит роса па траве.

Какими красками вы пользовались, иллюстрируя эти строки?

Найдите предложения с однородными членами, с обращением, сложное предложение. Объясните постановку знаков препинания в них. Составьте схемы предложений.

  1. Нам такое не встречалось и во сне,

Чтобы солнце заг..ралось на сосне.

  1. Земля наполнена весною,

И красное число зари

Ещё г . . рит передо мною.

М. В. Исаковский.

  1. И хлынет свет, как будто заг . . релись

Закатом подожженные снега

  1. Г . . ри, костер осенний, дог.. рай.
  2. Дробится солнце в инее по соснам,

Перег . . рает в струнах проводов.

  1. Слышен крик перепелки частый,

На траве роса заг . . релась.

Н. И. Рыленков.

Повторение изученного по теме «Местоимение».

  1. Прочитайте стихотворение. Передайте интонацией то, в
    чем убеждает нас автор. Какие слова надо выделить усилением голоса?

Определите тему текста.  Озаглавьте стихотворение так, чтобы тема отразилась в названии. Сформулируйте и запишите основную мысль текста. Проследите, как она раскрывается в стихотворении. Укажите в тексте черты художественного стиля. Доводилось, ли вам встречать рассвет. Поделитесь своими впечатлениями об этом.

  1. Объясните выражение «истоки дня». Определите по «Словарю русского языка» И. С. Ожегова все лексические значения слова «исток».
  2. Спишите, объясняя пропущенные орфограммы.

Определите разряды местоимений.

(Ни) чего мне (не) нужно лучшего,

Как в п .. лях у истоков дня

Встретить со..це, чтоб первый луч.. его,

Вспыхнув вдруг, к . . снулся меня.

Снова полон той сла . . кой жажды я,

Что сулит мне горячий го..;

Снова верю: былинка каждая

Здесь любовью моей живет.

Н. И. Рыленков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Стили речи". Дидактический материал для работы на уроках русского языка.

Данный  материал удобно использовать на уроках русского языка,речи и культуры общения при прохождении или повторении темы "Стили речи" в 5-9 классах. Котрольная работа "Стили речи" составлен...

"Типы речи". Дидактический материал для работы на уроках русского языка.

Данный материал удобен для использования на уроках русского языка, речи и культуры общения при изучении и повторении темы "Типы речи" в 5-9 классах....

Методические рекомендации " Дидактический материал: "Активные методы обучения как один из путей развития способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Задания творческого характера могут быть использованы для подготовки к олимриадам, интеллектуальным марафонам, во внеклассной деятельности....

Урок русского языка в 6 классе. Дидактический и демонстрационный материал к уроку контроля знаний по разделу «Морфология. Имя числительное»

Презентация снабжена дидактическим и демонстрационным материалом познавательного характера (серия «Знаете ли вы?») для проведения контрольного урока в 6 классе по разделу «Морфология. Имя числительное...

Доклад Дидактические игровые технологии на уроках русского языка в национальной школе.

Современный век – век новейших информационных технологий, и чтобы идти в ногу со временем, приходится переходить с традиционного метода обучения на более современный. Применение новейших техноло...

Урок в форме дидактической игры Тема: «Числительное в русском языке и математике». Учителя: русский язык - Кибирева Н.А, математика - Меренкова Н.Г

Урок повторительно-обобщающий.Вид урока: экскурсия.Технология:  элементы технологии развивающего обучения,  ИКТ.Оборудование: презентация заочной экскурсии по родному селу, текст...