Рабочая программа по внеурочной деятельности "К пятерке шаг за шагом"
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Степаненко Анжела Сергеевна

Программа разработана в помощь учителю русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_pyaterke_shag_za_shagom.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9 г. Холмска

муниципального образования «Холмский городской округ»

Сахалинской области

РЕКОМЕНДОВАНА        УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО                                                          Директор МАОУ СОШ №9

Протокол № _____                                                 _____________Е.В. Гололобова

от ____________                                                                   от ______приказ №____

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«К пятёрке шаг за шагом»

для учащихся 5- В класса

на 2018-2019 учебный год

составитель: А.С. Степаненко,

учитель русского языка и литературы

г. Холмск

2018 год

 Пояснительная записка

Данная программа внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе предполагает развитие кругозора и мышления учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении языка, воспитывает чувство уважения к языку своих предков.

Направление внеурочной деятельности: научно-познавательное.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Нормативно- правовой базой программы   являются:

  • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации и обучения в общеобразовательных учреждениях;
  • Распоряжение Министерства образования Сахалинской области «О введении федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Сахалинской области»;
  • Устав муниципального автономного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 9 г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области;
  •  Основная образовательная программа основного общего образования ОО;
  • Учебный план МАОУ СОШ № 9 г. Холмска на 2018-2019 учебный год.

Программа   модифицированная, разработана на основе рекомендаций по организации внеурочной деятельности: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сфер и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Программа направлена на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

  1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в   образовательный процесс.

                                              Актуальность.

Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности, что способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов обусловлена всё чётче проявляющейся проблемой современной речевой культуры.

    Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками. Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.   Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Современное образование переносит акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.

В этих условиях большую актуальность приобретает проведение планомерной, систематической внеклассной работы по русскому языку в рамках внеурочной деятельности.

Обращение к проблеме связано с попыткой поставить вопрос об ее актуальности с позиции системного подхода в организации внеурочной деятельности, адекватного в нынешней социокультурной ситуации.

Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливают актуальность изучения данной проблемы и определяют необходимость разработки образовательной программы внеурочной деятельности по русскому языку.

Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде.

  1. Связь с уже существующими по данному направлению программами.

            Содержание занятий внеурочной деятельности представляет собой введение в некоторые вопросы языкознания, как сопутствующие изучению русского языка, изучение лексического состава языка, введение в этимологию русского языка, обращение к историческому комментарию слова, знакомство с   языковыми нормами.  

Практическая значимость.

Учащиеся среднего звена совершенствуют свои знания, умения и навыки по русскому языку.

Итогом работы является создание учебно-исследовательских проектов (индивидуальных и групповых).

Перспективность данного курса заключается в том, что предполагается дальнейшее расширение темы от слова к словесности.  

Формируя коммуникативную компетенцию учащихся, программный курс развивает способность к собственному речетворчеству, учит творческому употреблению родного языка.

 Творческие работы, проектная деятельность, коллективная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил широкую практику работы с различными текстами.

3.Цель и задачи программы.

Цель – расширение лингвистического кругозора; приобщение к языковым ценностям; увеличение словарного запаса; формирование общей языковой культуры.  

Задачи:

1) закрепление уже изученных лингвистических терминов;  

2) знакомство с новой лексикографической терминологией;

3)  развитие умения работать со словарем;

4) развитие навыка поиска лингвистической информации;

5) формирование стремления бороться за чистоту и красоту русского языка;

6) формирование умения самостоятельного лингвистического исследования и наблюдения над художественным текстом.

4. Отличительные особенности программы:

       Базовые теоретические идеи; ключевые понятия:

Учащиеся 5 класса познакомятся   с наукой «Этимология», звуковыми законами, понятием «Родственные языки», формированием синонимических гнезд, с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, метаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью.

5. Этапы реализации программы, их обоснование и взаимосвязь.

Разделы программы изложены в логической последовательности. Каждый последующий раздел связан с предыдущим. Программа реализуется в течение одного учебного года.

6. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.

Возраст учащихся 11-12 лет. Это возраст, когда развивается отношение к Родине, родному языку, формируется личностная манера поведения и желание внести свой вклад в какую-нибудь сферу деятельности. Каждый ребенок пытается найти свое место в коллективе, продемонстрировать свои возможности и таланты, участие в работе дает возможность самореализации через участие в коллективной творческой деятельности.

7. Режим занятий: общее число часов в год; число часов и занятий в неделю.   

Программа рассчитана на 68 часов в год, занятия проводятся 2 раза в неделю.  

8. Прогнозируемые результаты и способы их проверки. 

Личностные результаты:

 эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; 
  • сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту, богатство и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; 
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; 
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; 
  • потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; 
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия; 
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); 
  • пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; 
  • устанавливать причинно-следственные связи; 
  • строить рассуждения;

    Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; 
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

9. Уровень результатов работы по программе:

Первый уровень результатов приобретение школьниками знаний о происхождении, истории образования и изменения лексических единиц русского языка, о причинах и механизмах заимствования, исчезновения и появления слов в русском языке, о способах нахождения информации в справочной литературе; расширение словарного запаса, осознанное овладение лингвистическими терминами.  

Второй уровень результатов —  развитие ценностных отношений школьников к родному языку, Отечеству, родной культуре, народу; умения находить необходимую информацию, употреблять термины в речи, работать с лингвистическими словарями, выявлять «болезни языка» и бороться с ними, применять полученные знания на практике.    

Третий уровень результатов — получение школьниками опыта взаимодействия (изготовление наглядных пособий по русскому языку, раздаточного материала, лингвистических бюллетеней (карточки, буклеты, сменный материал для стендов).

10. Формы проведения занятий:

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
  • анализ и просмотр проектов;
  • составление проектов.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

11.Содержание программы.

1. Языкознание – удивительная наука. Старое и новое в слове. Народное слово в литературном языке. Из истории слов и выражений. Почему мы так говорим. Ученые-лингвисты.  (7 ч.)

2. Начальные сведения о происхождении слов. Этимология. Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо. Знакомство со словарной статьей этимологического словаря.  Работа с этимологическим словарем. (6 ч.)

3. О слове.

Из истории письменности. Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества. Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь. (2 ч.)

 Работа с этимологическим словарём.

4. Фонетика. Звуковая жизнь слова. Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии «буквы» от «звука». Составление транскрипций. (4 ч.)

5. Как рождаются и живут слова. Сколько слов в русском языке. Сколько мы знаем слов. Активные и пассивные слова. Группы слов. Лингвистические словари. (3 ч.)

6. Омонимы и многозначность. Лексическое богатство русского языка. Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова

однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности. Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях. (6 ч.)

7. Явление синонимии в русском языке. Синонимы и антонимы, их роль в художественных произведениях. Неологизмы, устаревшие слова. Их значение в произведении. (4 ч.)

8. Русская фразеология. Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Введение понятия «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в литературных произведениях.

 9.  Как вас зовут? Имена, фамилии, прозвища. Процесс появления имен на Руси. Исконно русские имена и заимствованные. Грамматика собственных имен. Происхождение фамилий. Прозвища. (10 ч.)

10. Секреты географических названий. Топонимика родного края. Происхождение и жизнь топонимов нашей местности. (Водоемы, леса, сёла.) (7 ч.)

11.  Всегда ли мы говорим правильно?  Орфоэпия. Речь и культура общения. (7 ч.)

12. Русская пунктуация и ее особенности.  История русской пунктуации. Можно ли обойтись без запятых? (2 ч.)

13. «Я люблю свой родной язык!» Итоговые занятия. Подготовка и проведение утренника «Язык мой - друг мой!». (2 ч.)

12. Ресурсное обеспечение реализации программы:

Материально-техническое:

Кабинет для проведения аудиторных занятий, библиотека, кабинет информатики.

Информационно - методическое (пособия, методическая литература и т.п., Интернет):

-лингвистические словари и справочники, дополнительная и занимательная литература, компьютер, проектор, доступ в Интернет,

 -портреты учёных – языковедов;

-  рисунки и творческие работы учащихся;

-  диски   с материалами по русскому языку.

13. Тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

Кол.- во часов

Виды деятельности

          Дата

Пл.

Факт.

1

Введение. Языкознание – удивительная наука.

1

 Беседа.

Составление буклета «Русские лингвисты».

2

3

Старое и новое в слове. Народное слово в литературном языке.

2

Лекция.

Сообщение учащихся.

4

5

Из истории слов и выражений. Почему мы так говорим.

2

Лекция.

Сообщение учащихся.

 6

7

Наш язык. Когда и как люди научились говорить (проблема происхождения языка).

2

     

Лекция.

Ролевая  игра

8

9

Этимология. Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо.

2

Исследование по теме занятия.

Работа с этимологическим словарём.

10

11

Происхождение и развитие письма.

2

Исследование по теме занятия.

Лекция.

Сообщение учащихся.

12

Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества.

1

Беседа. Создание буклета.

Лекция.

Сообщение учащихся.

13

14

Значение языка для жизни общества.

2

Исследование по теме занятия.

Лекция.

Сообщение учащихся.

15

16

Фонетика. Звуковая жизнь слова.

2

Беседа.

Конкурс скороговорок.

17

Знакомство с наукой фонетикой,  правилами чтения и записи транскрипции.

1

Исследование по теме занятия.

18-

20

Как рождаются и живут слова.

3

Беседа.

 Шарады.

21

22

Омонимы и многозначность.

2

 Лабораторная работа «Анализ текста»

Лото «Омонимы»

23

24

Лексическое богатство русского языка.

2

Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.

25

26

Лексическое значение слова. Способы определения значения слова.

2

Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов-омонимов».

27

28

Явление синонимии в русском языке. Синонимы,

их роль в художественных произведениях.

2

  Исследование по теме занятия.

Составление кроссворда «Синонимы»

29

30

Синонимы,

их роль в художественных произведениях.

2

Исследование по теме занятия.

31

32

         Русская фразеология.

2

Беседа. Викторина «Фразеологизмы»

33

Введение понятия «фразеологические обороты».

1

Исследование по теме занятия.

34

35

Изучение особенностей фразеологических сочетаний.

2

Исследование по теме занятия.

Лекция.

Сообщение учащихся.

36

37

Нахождение фразеологизмов  в литературных произведениях.

2

Мини-проект «Фразеологизмы»

38

39

Как вас зовут?    

         

2

Беседа.  

Сообщения учащихся «Тайна моего имени».

 Составление словаря имен.

40

41

Процесс появления имен на Руси.

2

Беседа.

Работа с художественными текстами. Составление словаря имен.

42

43

Исконно русские имена и заимствованные.

2

Беседа.

Работа с художественными текстами. Составление словаря имен.

44

45

Грамматика собственных имен. Происхождение фамилий.

2

Беседа.

Работа с художественными текстами. Составление словаря имен.

46

47

          Прозвища.

2

Исследование по теме занятия.

48-

51

Где вы живете?

       Секреты географических названий.

4

 Исследовательский проект  «Топонимика родного края».

52-

54

  Топонимика родного края.

Происхождение и жизнь топонимов нашей местности. (Водоемы, леса, сёла.)

3

Исследовательский проект «Топонимика родного края».

55-

58

Всегда ли мы правильно говорим?

4

Составление орфоэпического словарика. Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.

59-

62

Орфоэпия. Речь  и культура общения.

4

Составление орфоэпического словарика. Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.

63

64

А все-таки она хорошая! (Русская орфография и ее принципы).

2

Научное сообщение.

Презентация «Занимательная орфография»

65

66

 Особенности русской пунктуации.

2

Оформление стенгазеты  «История русской пунктуации»

67

68

«Я люблю свой родной язык!»

2

Подготовка и проведение утренника «Язык мой – друг мой!»

Литература, используемая для разработки

программы и организации образовательного процесса по внеурочной деятельности.

Вартаньян, В.А. Путешествие в слово. Книга для внеклассного чтения. М.: ООО «ТИД «Русское слово».1999.

 Введенская Л.А. Наш родной язык. / Л.А. Введенская, Р.Я Саакьян. –М.:  Просвещение, 1971. –143с.

Горбачевич К.С. Русский язык: прошлое, настоящее, будущее.  М.: Просвещение, 1984. –190с.

Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. / В.М. Мокиенко. –М.: Высшая школа, 1990. –158с.

Откупщиков Ю.В.К истокам слова. Азбука-классика, 2005г.

Панов М.В. Занимательная орфография. М.: Просвещение 2010 г

 Литература, рекомендуемая для детей.

Голанова Е.И. Как возникают названия. / Е.И. Голанова. – М.: Просвещение, 1989. –142с.

Голуб И.Б. Занимательная стилистика. / И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь. – М.: Просвещение, 1988. –207с.

Горбаневский М.В. В мире имён и названий. / М.В. Горбаневский. – М.: Знание, 1983. –191с.

Горшков А.И. Всё богатство, сила и гибкость нашего языка /Пушкин в истории русского языка. // А.И. Горшков. – М.: Просвещение, 1993. –175с.

Граник Г.Г. Секреты орфографии. / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М.: Просвещение, 1991. –220с.

Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. / Л.Т. Григорян. – М.: Просвещение, 1988. –205с.

Электронные образовательные ресурсы:

1.Культура письменной речи http://www.gramma.ru

2.Русский язык и культура речи: электронный    учебник http://www.ido.rudn.ru/ffec/rlang-index.html

3.Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты.

 4.Мир слова русского  http://www.rusword.org

5.Культура письменной речи http://www.gramma.ru

6. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru

7. Имена.org - популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org

8.Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Школа экономики. Первые шаги. Разговор о правильном питании

Эта программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шаг за шагом» 9 класс

Текстовые задачи являются традиционным разделом на экзамене по математике. Вместе с тем многие учащиеся 9 классов испытывают затруднения при их решении в связи с недостаточной сформированностью умения...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Первые шаги в лингвистику"

Программа внеурочной деятельности, целью которой является развитие исследовательских навыков обучающихся, а итогом - написание исследовательской работы по английскому языку и участие в конференции НОУ...

Рабочая программе курса внеурочной деятельности «К пятёрке шаг за шагом» 7 класс

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.Содержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности для 2-4 классов «Английский шаг за шагом».

Рабочая программа курса внеурочной деятельности обще интеллектуальной направленности «Английский шаг за шагом» адресована обучающимся 2-4-х классов....