Открытый урок.Местоимение как часть речи.
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Утина Любовь Ивановна

УМК:  Гольцова Н.Г., И.В. Шамшин, М.А. Мищерина «Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч 1. – М.: ООО «Русское слово», 2015 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mestoimenie_-_10_klass.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА "МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ"- 10 класс

Дата: 13.03.2018 г.

Учитель: Утина Л.И.

УМК:  Гольцова Н.Г., И.В. Шамшин, М.А. Мищерина «Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч 1. – М.: ООО «Русское слово», 2015 год

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные: повторение и обобщение ранее изученного теоретического материала по теме «Местоимение»,  отработка навыков правописания местоимений, употребления местоимений (соблюдение орфографических и грамматических норм), подготовка к ЕГЭ.

Развивающие:  формирование познавательного интереса, самостоятельности в изучении предмета на основе соединения теоретического материала с пониманием его практического применения,  использования потенциала художественной литературы.

Воспитательные: воспитание читательского вкуса, трудолюбия, дисциплинированности, самостоятельности, добросовестности, ответственности.

 

План урока:

1. Организационный момент.

  1. Контроль за готовностью класса к уроку.
  2. Формирование атмосферы, благотворно влияющей на ход урока.
  3. Мотивационный настрой учащихся на работу над темой урока.

2.Проверка домашнего задания.

  1. Проверка упражнения заданного на дом.
  2. Вопросы:
  • Как называется раздел лингвистики, который изучает части речи?
  • Какие части речи мы изучали на предыдущих уроках?
  • Что такое существительное? прилагательное? числительное?

       3.   Актуализация на познавательную деятельность.

1. Словарная работа (лексический диктант) – (один учащийся у доски, класс работает в тетрадях)

Задание: написать словосочетания. Объяснить орфограммы.

 Комментировать футбольный матч

Рассуждения известного автора

Серьезный одиннадцатый аргумент Пятьдесят седьмым вагоном

Актуальная проблема

Мировоззрение писателя

Сохранить оптимизм

2. По зачитанному учителем лексическому значению определить слово.

Задание: учитель зачитывает значения слов. Ученики   определяют слово по его значению,  

РАССУЖДЕНИЕ, -я, ср. 1. Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.

ПРОБЛЕМА (от греч. problema — задача), в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения

КОММЕНТАРИЙ, -я, м., обычно мн. 1. Разъяснительные примечания к какому-н. тексту.

АРГУМЕНТ, -а, м. 1. Довод, доказательство.

АКТУАЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. Важный, существенный для настоящего момента.

ОПТИМИЗМ, -а, м. Бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всем видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро; противоп. пессимизм

Последним было определено слово "оптимизм".

Вывод учителя: таким образом, несмотря на возникающие трудности, мы с вами должны с оптимизмом смотреть в будущее!

При выполнении каких заданий  ЕГЭ нам понадобится знание этих слов? (Запомните их. Мы сегодня ещё вернёмся к ним)

3. Морфологический разбор слов: известного, писателя, пятьдесят седьмым

4. Орфоэпическая разминка:

 премировАть, баловАть, откУпорить,  звонИт,  включИт , нЕкогда, нИкогда

 5.Мотивация к изучению  новой темы.

    Сегодня на уроке  мы будем работать с одной из изученных ранее, самой загадочной части речи. Запишем предложение и постараемся самостоятельно определить её. 

Эта часть речи может изменяться до неузнаваемости и может не изменяться вовсе, она всё всегда в маске. всегда скрывает своё истинное лицо, но, несмотря на такую обманчивость, даже коварство, мы не можем обойтись без неё ни дня. Мы часто не узнаём её в лицо, но в ней узнаём себя.

Итак, вы, конечно, догадались, что это местоимение.

Тема нашего урока "Местоимение". Запишите её в тетрадь.

  1. Слова какой части речи преобладают в этом предложениях? (Местоимения)
  2. Прочитайте  местоимения, употребленные в данном высказывании.  
  3. С какой целью я начала урок именно с такого предложений? ( Привлечь внимание к этой части речи, показать, что местоимения очень распространены в речи).
  4. Каковы цели и задачи сегодняшнего урока? ( Повторить, закрепить, обобщить знания по теме, отработать полученные ранее навыки).
  5. Где могут пригодиться эти знания? ( Много вопросов встречается в заданиях ЕГЭ, в ежедневной речевой практике).

Значит, нас ждёт разнообразная, интересная работа, которая принесёт и пользу, и удовольствие.

Учитель: Мир местоимений действительно чрезвычайно широк и разнообразен. Мы постоянно пользуемся ими в речи. Неслучайно по частоте употребления местоимения занимают 3-е место после существительных и глаголов.

Об этом вы узнаете   из теоретического материала п.45,46.

О местоимениях очень много высказываний, например,

«Местоимения, как запасные игроки на футбольном поле или дублёры в театре, выходят на арену, когда освобождают место знаменательные слова».

А.Реформатский.

"Местоименные слова в языках независимо от их появления - слова вторичные, слова-заместители. Это как бы бумажная валюта, функционирующая ради удобства, благодаря наличию золотого фонда. Золотым фондом для местоимения являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений "обесценено", как и стоимость бумажных денег без обеспечивающего их стоимость золота".

6. Изучение темы.

 Беседа по вопросам:

-О какой особенности местоимений говорит учёный?

(Ответ: Местоимения употребляются вместо имен, они заменяют слова именных частей речи, указывают на них, но не называют. Вместо каких частей речи  употребляется местоимение?

-Назовите группы местоимений(мест.-сущ., мест.-прил., мест.-нареч., мест.-числит.)

-Назовите разряды местоимений.

-Какие местоимения встретились вам в этом тексте?

(Ответ: их, это, которых)

-Какое предложение связано с предыдущим с помощью местоимения?

(Ответ: второе)

Сделаем вывод: какова же стилистическая функция местоимений в тексте?

(Ответ уч-ся: местоимения помогают избежать повторов и объединяют предложения в связный текст).

Практическая работа.

Карточка №1. Работа в парах.  

Найдите в данных предложениях местоимения, определите их разряд (напишите разряд над каждым местоимением, не переписывая предложения). Запишите эти местоимения в сводную таблицу. 

ПРОВЕРКА.

Из какого произведения взяты предложения? Какое просторечное слово вы нашли?

Учащиеся читают предложения, называют местоимения, определяют разряд.


1.Наташа знала, ей надо уйти, но она не могла этого сделать: что-то сжимало! ей горло, и она неучтиво, прямо, открытыми глазами смотрела на князя Андрея.

2. Однако вот какой-то волшебный лес с переливающимися черными тенями и блестками алмазов и с какой-то анфиладой мраморных ступеней, и какие-то серебряные крыши волшебных зданий, и пронзительный визг каких-то зверей.

3. Пока она ехала в карете, сидя рядом с отцом, и задумчиво глядела на мелькавшие в мерзлом окне огни фонарей, она чувствовала себя еще влюбленнее и грустнее. 

4.Следующий после театра день Ростовы никуда не ездили, и никто не приезжал к ним. Марья Дмитриевна о чем-то скрывая от Наташи, переговаривалась с ее отцом. 

5. Подожди, Соня, ты все поймешь. Увидишь, какой он человек. Ты не думай дурное ни про меня, ни про него.

 6. Что с тобой, мой ангел?

7.  Что ж, это сам, что ли, царь ихний? — слышались тихие голоса.

Общая таблица должна выглядеть так. Проверьте.  

Разряды местоимений

Местоимения

Личные

ей, она, он, к ним, ты, меня, про него,тобой

Возвратное

себя

Притяжательные

ее, мой, их

Указательные

этого, это

Определительные

все, каждому, сам

Вопросительные

что (в составе вопросительных предложений)

Относительные

какой (связывают части сложного предложения)

Отрицательные

никуда, никто

Неопределенные

что-то, какой-то, какие-то, каких-то, о чем-то

Итак, перед нами 9 разрядов местоимений.

Какие разряды местоимений требуют особого внимания с точки зрения их правописания?

Карточка №2. Итак, обращаемся к заданию карточки №2.  

«Правописание неопределенных и отрицательных местоимений»

Внимательно прочитайте задание. У кого возникли вопросы?

Проанализируйте данные примеры, устно сформулируйте необходимые правила и запишите слова в соответствии с этими правилами. Используйте материал §46 стр. 217-218. 

 (кое)кто, что(нибудь)

Кое-кто, что-нибудь

В неопределенных местоимениях приставка кое- и суффиксы –то, -либо, -нибудь пишутся через дефис

(кое)(у)(кого)

Кое у кого

Если после приставки следует предлог, то она пишется раздельно

(ни)кто, (ни)чей, (ни)какой

Никто, ничей,

никакой

В отриц.местоимениях в безударном положении пишется ни

(не)кого, (не)чего

Некого, нечего

В отриц.местоимениях под ударением пишется не

(ни)(для)(кого), (не)(с)(кем)

Ни для кого, не с кем

Если при отрицательных местоимениях в косвенных падежах есть предлоги, то не и ни пишутся раздельно.

Музыкальная минутка.

  Прослушаем песню на слова Марины Цветаевой "Мне нравится, что Вы больны не мной" (упр.237)

1. Анализ лирического произведения.

2. Выписать местоимения, определить разряд,  объяснить правописание слов. Разбор по 3 местоимений.  (при наличии времени- правописание слов)

- Упр.229

Слово учителя: Итак, мы повторили с вами определенный объем материала по теме. Молодцы, ребята.  

        А сейчас сделаем еще один шаг для хорошей сдачи экзаменов на будущий год.

Работа над речевыми и грамматическими ошибками (при наличии времени)- задание 7 - ЕГЭ.

(Устно объяснить характер ошибки)

В.Г.Распутин—самый известнейший сибирский писатель. (Ошибка в образовании превосходной степени прилагательного.)

Все, кто уехали из деревни, очень скучали по родным местам. (Местоимение КТО сочетается со словами мужского рода единственного числа: КТО УЕХАЛ, а ЧТО—со словами среднего рода: ЧТО СЛУЧИЛОСЬ.)

В ихней голове не укладывалось, как они будут жить без самовара. (Притяжательные местоимения: их, его, её.)

Крестьянство боролось против затопления острова, они защищали свою землю и могилы родителей. (Нельзя заменять слово КРЕСТЬЯНСТВО местоимением ОНИ. Лучше использовать слово «крестьяне».)

Клавка грозилась матёринцам, что я подожгу всю деревню и страдать из-за вас не собираюсь. (Ошибка в передаче чужой речи. Следует сказать: «Клавка грозилась матёринцам, что она подожжёт всю деревню и страдать из-за них не собирается.»).

7.  Подведение итогов. Рефлексия. Оценки.

8.  Домашнее задание.

 Упр. 235,  зад.1-6, стр.219-220


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока "Местоимение как часть речи"

Конспект содержит описание открытого урока по русскому языку в 7 классе (в 6 массовой школы) по теме "Местоимение как часть речи. Обобщение изученного материала".Особенностью урока является большое ко...

Открытый урок "Местоимение как часть речи"

Данный урок из раздела «Морфология» является уроком изучения нового материала. На данную тему  отведен 1 час.Урок  даёт понятие о местоимении как части речи, формирует у учащихся умения нахо...

Конспект урока: Местоимение и другие части речи.

Повторение  и систематизация полученных знания о местоимении; умение отличить местоимение от других частей речи; выделение параметров местоимения как самостоятельной части речи; формирование умен...

презентация к открытому уроку "Каламалъул бут1аби"(Части речи)

презентация к открытому уроку "Каламалъул бут1аби такрар гьари"...

Открытый урок "Деепричастие как часть речи"

ТЕМА:              Деепричастие как часть речи (повторение изученного по теме)ЦЕЛИ:Образовательная: 1) систематизировать...

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...