Роль наречия в художественном тексте. Урок-проект
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Наталья Гайдук

В уроке реализован коммуникативно-деятельностный подход. Урок направлен на формирование познавательных универсальных учебных действий (формулировать проблему, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, извлекать необходимую информацию, осмысливать вид чтения в зависимости от коммуникативной цели, перерабатывать, систематизировать информацию и представлять ее разными способами); коммуникативных универсальных учебных действий (строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем, точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи); регулятивных универсальных учебных действий (формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять самоконтроль, самооценку).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка.

Тема. Роль наречия в тексте.

Цель: формировать на основе анализа художественного текста представление учащихся о наречии как части речи, способной точно и конкретно характеризовать действия и признаки, придавать тексту выразительность и эмоциональность (предметные); формировать навыки исследовательской деятельности; развивать логическое мышление, память, письменную и устную речь (метапредметные); воспитывать успешную личность, способную самостоятельно формулировать и достигать поставленную цель (личностные).

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, доска, мультимедийный проектор, «Дневник исследователя», модель сотового телефона для рефлексии, писчая бумага для писем, раздаточный материал.

В уроке реализован коммуникативно-деятельностный подход. Урок направлен на формирование познавательных универсальных  учебных действий (формулировать проблему, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, извлекать необходимую информацию, осмысливать вид чтения в зависимости от коммуникативной цели, перерабатывать, систематизировать информацию и представлять ее разными способами); коммуникативных универсальных учебных действий (строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем, точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной  и письменной речи); регулятивных универсальных учебных действий (формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять самоконтроль, самооценку).

Орг.момент

  • Слайд 1.

Беседа. Мотивация к деятельности.

  • У меня в руках мобильный телефон. Обычно его нельзя использовать на уроке. Как  вы думаете, какое отношение телефон имеет к сегодняшнему уроку?
  • Сегодня  урок-исследование, а вы будете исследователями. Итак, вперед, к интересным фактам и открытиям.
  • Любое исследование строится по определенной схеме. И 1 этап – это формулировка темы.
  • Поднимите руку, кто из вас никогда не писал СМС?
  • Перед вами ШАБЛОНЫ смс (Слайд 2), которые есть в любом телефоне. Посмотрите внимательно, и скажите, какие части речи не используются в шаблонах? (Прил., прич., нареч.) А как вы думаете, почему?

Формулировка темы урока 

  • Какую часть речи вы сейчас изучаете? (Наречие).
  • Как вы думаете, какова тема нашего урока? НАРЕЧИЕ в ТЕКСТЕ. Слайд 3. Проверим наше предположение. Переверните Дневники Исследователя.
  • Составьте свой ШАБЛОН (Слайд 4) о встрече, используя наречие. Что изменилось?

Постановка цели урока.

  • Теперь сформулируйте цель исследования: ОПРЕДЕЛИТЬ ФУНКЦИИ НАРЕЧИЯ В ТЕКСТЕ. Слайд 5.
  • Какие задачи, необходимо решить для достижения поставленной цели?
  • Перед началом исследования, сформулируйте гипотезу о роли наречий в тексте в форме сложноподчиненного предложения. (Если наречия используются в тексте, то он становится более конкретным (точным), выразительным, эмоциональным). Слайд 6.

Изучение темы. Исследование.

Докажем 1 функцию наречия в тексте: делать его конкретным, точным.

Задание 1. Слайд 7. Приложение. (Работа в парах.)

  1. Внимательно прочитайте первоначальный вариант. Найдите наречия.
  2. Замените наречия своими, чтобы смысл предложения стал более точным.
  3. Откройте окончательный вариант.  Сравните первоначальный вариант, свои варианты с Окончательным вариантом. Как называется такая работа по исправлению текста? (корректировка, редактирование)
  4. Зачем писатели, даже самые талантливые и известные, прибегают к редактированию текстов?

Проверка:  Слайд 8. чтение полученных вариантов.

Итог: наречие делает речь более конкретной, а смысл предложения – более точным. Слайд 9.

 

  • Чтобы доказать следующую функцию наречия (Слайд 10), перенесемся в прошлое.
  • А что было предшественником смс? Как вы считаете, почему письмо уходит в прошлое?

Видео. Отрывок из фильма «Письма к Джульетте».

- Ребята, скажите, а можно читать чужие письма? А почему? А когда можно?

Перед вами находятся конверты. Интересно, что в них?

Следующую работу будете выполнять в группе. Внимательно прочитайте задание.

Задание 2. Приложение. Слайд 11.

Перед вами 2 текста. Ваша задача, внимательно прочитать тексты и выполнить к ним задания. Работать вы будете в группах.

Нейтральные наречия

Стилистически окрашенные наречия

Разговорные

Книжные

Проверка. Представление «страниц» Словаря наречий.

Итог: Наречия могут выполнять также изобразительную и оценочную функции, эмоционально окрашивать речь, передавать настроение автора. Слайд 12.

 

  • У каждой группы было 2 текста. Один из них – письмо известных писателей, музыкантов. А что представляет собой 2 текст? Это ШАБЛОН поздравления, признания в любви. А что такое шаблон? Что написать легче? Почему? А кто-нибудь получал такие поздравления-шаблоны? Скажите, что приятнее получить в качестве признания в любви письмо от души, единственное, или ШАБЛОННОЕ, такое как у всех? Почему? А письмо такое получали?

  • Вам для работы были предложены отрывки из писем. А где можно, по вашему мнению, прочитать эти письма в полном объеме? (В сети, в библиотеке). А вы знаете, что существует Музей писем? Этот музей посвящен письмам А. П. Чехова. Слайд 13. Как вы думаете, а будет ли когда-нибудь музей смс? Это вам вопрос для размышления.

  • Вы хорошо поработали исследователями, выявляя наречия в тексте и объясняя их функцию. А теперь вам предстоит творческая работа. 

Творческая работа. Слайд 14.

Задание 4.

  • Используя наречия, напишите небольшое письмо дорогому человеку с надеждой на скорую встречу. (Музыка)
  • Проверка. Чтение писем.
  • Послушайте еще одно письмо. Видео Отрывок из фильма «Гранатовый браслет». Это удивительное по красоте и глубине чувств письмо – отрывок из фильма по роману Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет».
  • Вернемся к началу урока. Посмотрите, мы начали с короткого шаблона, а сейчас у вас получились красивые письма. Посчитайте, сколько наречий вы употребили в письме.
  • Где вы можете использовать полученные умения?

Закрепление.

  • В течение урока мы заполняли Дневник исследователя, анализировали тексты и выявляли их роль наречий. Теперь обязательно нужно  сделать вывод о функции наречий в речи. Заполните пропуски в Отчетах. Слайд 15. Самопроверка по слайду16. Оцените себя по критериям.  Сегодня на уроке мы даже оцениваем себя при помощи наречий.

Итог урока.

  • Поднимите руки, кто оценил себя отлично? Молодцы! Вы работали отлично и достигли поставленной цели.
  • Но помните, самое главное — не останавливаться на достигнутом!

Рефлексия.

  • Какое у вас настроение после урока? Напишите на шаблонах телефонов короткое сообщение о работе на уроке и настроении после него, используя только наречия.
  • Работал (КАК?)
  • Чувствую себя (КАК?)
  • Спасибо за урок!

Дневник исследователя

Фамилия, имя ____________________________                                 Дата _________

Тема: _________________________________________________________________

Цель: _________________________________________________________________

Задачи:

  1. __________________________
  2. __________________________
  3. __________________________

Гипотеза:    Если  ________________________ , то _________________________.

Шаблон смс                                                                Количество наречий в шаблоне

Задание 1.

Первоначальный вариант

Собственный вариант

Окончательный вариант

      Петр был чрезвычайно им доволен.  

       Всех лучше оценить сумеешь ты свой труд.

        Все эти звуки, нерешительно колыхаясь, стоят в небе над гаванью.

       Петр был очень им доволен.                 (А.С.Пушкин)

       Всех строже оценить сумеешь ты свой труд.     

                                            (А.С.Пушкин)

        Все эти звуки, мятежно колыхаясь, стоят в небе над гаванью.                  (М.Горький)

Самооценка ________________

Вывод: Наречие делает речь более _________________________, а смысл предложения – более _______________________.

Задание 2.

Прочитайте внимательно тексты. Найдите наречия. Заполните таблицу. Сделайте вывод о функции наречия.

Нейтральные наречия

Стилистически окрашенные наречия

Разговорные

Художественные

Вывод: Наречия могут выполнять также ______________________ и оценочную функции, _______________________ окрашивать речь, передавать настроение автора.

Творческая работа.                                              Количество наречий в работе:

Отчет.

Самооценка.

Задание 1. Перед вами первоначальный вариант отрывков из произведений русских писателей. Прочитайте внимательно предложения. Найдите наречия. Авторы заменили эти наречия на другие в Окончательном варианте.

Попробуйте создать свою версию.

Сравните первоначальный вариант, свои варианты с Окончательным вариантом. Как называется такая работа? Зачем писатели, даже самые талантливые и известные, прибегают к редактированию текстов?

План работы для учащихся

Задание 1. (в парах) – 2 мин.

  1. Внимательно прочитайте первоначальный вариант. Найдите наречия.
  2. Замените наречия своими, чтобы смысл предложения стал более точным.
  3. Откройте окончательный вариант.  Сравните первоначальный вариант, свои варианты с Окончательным вариантом. Как называется такая работа по исправлению текста? (корректировка, редактирование)
  4. Зачем писатели, даже самые талантливые и известные, прибегают к редактированию текстов?

Задание 2. (в группах) – 5 мин.

  1. Распределите ОБЯЗАННОСТИ в группе (См. памятку «Работа в группах»).
  2. Следите за временем!
  3. Прочитайте тексты. Подчеркните наречия.
  4. Выпишите наречия, распределяя по столбикам.
  5. Распределите наречия на бумаге по группам. Приклейте их на соответствующий лист.

Памятка

Алгоритм работы в группе

  • Выберите капитана.
  • Прочтите задание.
  • Выслушайте мнение каждого по решению данного задания.
  • Примите совместное решение.
  • Выберите секретаря и оформите решение.
  • Выберите спикера. Проговорите в группе выступление спикера.
  • Представьте решение классу.

Структура исследовательской деятельности

  1. Тема исследования. Общее ознакомление с проблемой исследования, определение ее внешних границ.
  2. Формулирование цели исследования.
  3. Разработка гипотезы.
  4. Постановка задач исследования.
  5. Методы исследования.
  6. Организация и проведение исследования.
  7. Обобщение и синтез экспериментальных данных.
  8. Проверка гипотезы. Вывод.

Тексты к заданию 2.

Без тебя я ужасно скучаю.
Без тебя мое сердце болит.
Я тебя каждый день вспоминаю!
Мне тебя никогда не забыть!

Луна одиноко смотрит в окно
Мне без тебя в этой жизни темно
Ты солнышко ясное в жизни моей
Напиши смс и мне станет теплей

Когда мне грустно на душе
Когда печаль одолевает
Я вспоминаю о тебе
Тебя мне очень не хватает

В день Святого Валентина,
Так как праздник это наш,
Поздравляю и целую
Много, много, много раз!

Любит тот, кто горячо ревнует
Любит тот, кто при встрече молчит,
А не тот, кто все время целует
И всегда про любовь говорит!

Я сейчас от тебя далеко,
Но так хочется быть рядом...
Ведь мне с тобою так легко,
Люблю тебя - и большего не надо!

Бетховен - «Бессмертной Возлюбленной», графине Джульетте Гуаварди
«Здравствуй! Едва проснулся, как мысли мои летят к тебе, бессмертная любовь моя!
Меня охватывают то радость, то грусть при мысли о том, что готовит нам судьба.
Я могу жить только с тобой, не иначе; я решил до тех пор блуждать вдали от тебя, пока не буду в состоянии прилететь с тем, чтобы броситься в твои объятия, чувствовать тебя вполне своей и наслаждаться этим блаженством. К сожалению, это надо; ты согласишься на это тем более, что ты не сомневаешься в моей верности к тебе; никогда другая не овладеет моим сердцем, никогда, никогда. О, Боже, зачем покидать то, что так любишь!.. Люби навеки тебя, меня, нас».
 


Джек Лондон

Дорогая Анна:

Я говорил, что всех людей можно разделить на виды? Если говорил, то позволь уточнить - не всех. Ты ускользаешь, я не могу отнести тебя ни к какому виду, я не могу раскусить тебя. Я могу похвастаться, что из 10 человек я могу предсказать поведение девяти. ...Но десятый для меня загадка, я в отчаянии, поскольку это выше меня. Ты и есть этот десятый.
Бывало ли такое, чтобы две молчаливые души, такие непохожие, так подошли друг другу? Конечно, мы часто чувствуем одинаково, но даже когда мы ощущаем что-то по-разному, мы все таки понимаем друг друга, хоть у нас нет общего языка. Нам не нужны слова, произнесенные вслух. Мы для этого слишком непонятны и загадочны...


 А. С. Пушкин

Чем боле я думаю, тем сильнее убеждаюсь, что мое существование не может быть отделено от вашего: я создан для того, чтобы любить вас и следовать за вами; все другие мои заботы - одно заблуждение и безумие. Вдали от вас меня неотступно преследуют сожаления о счастье, которым я не успел насладиться. Рано или поздно, мне, однако, придется все бросить и пасть к вашим ногам. Мысль о том дне, когда мне удастся иметь клочок земли в... одна только улыбается мне и оживляет среди тяжелой тоски. Там мне можно будет бродить вокруг вашего дома, встречать вас, следовать за вами…

Болдино, 11 октября.

Въезд в Москву запрещен, и вот я заперт в Болдине. Именем неба молю, дорогая Наталья Николаевна, пишите мне, несмотря на то, что вам не хочется писать. Скажите ин, где вы? Оставили ли вы Москву? Нет ли окольного пути, который мог бы меня привести к вашим ногам? Я совсем потерял мужество, и не знаю в самом деле, что делать. Ясное дело, что в этом году (будь он проклят!) нашей свадьба не бывать. Но неправда ли, вы оставили Москву? Добровольно подвергать себя опасности среди холеры было бы непростительно. Итак, вы в деревне хорошо укрыты от холеры, неправда ли? Пришлите мне ваш адрес и бюллетень о вашем здоровье! Мы не окружены карантинами, но эпидемия еще не проникла сюда. Болдино имеет вид острова, окруженного скалами. Ни соседа, ни книги. Погода ужасная. Я провожу мое время в том, что мараю бумагу и злюсь. Передо мной теперь географическая карта; я смотрю, как бы дать крюку и приехать к вам через Кяхту или через Архангельск? Дело в том, что для друга семь верст - не крюк…

Прощайте. Повергните меня к ногам вашей maman; мои сердечные приветы всему семейству. Прощайте, мой прелестный ангел. Целую кончики ваших крыльев, как говорил Вольтер людям, которые не стоили вас.

В.Г. Белинский - невесте М.В. Орловой

«...Мысль о вас делает меня счастливым, и я несчастен моим счастьем, ибо могу только думать о вас.

Самая роскошная мечта стоит меньше самой небогатой существенности; а меня ожидает богатая существенность: что же и к чему мне все мечты, и могут ли они дать мне счастье? Нет, до тех пор, пока вы не со мной, - я сам не свой, не могу ничего делать, ничего думать. После этого очень естественно, что все мои думы, желания, стремления сосредоточились на одной мысли, в одном вопросе: когда же это будет? И пока я еще не знаю, когда именно, но что-то внутри меня говорит, что скоро. О, если бы это могло быть в будущем месяце!..
Прощайте. Храни вас Господь! Пусть добрые духи окружают вас днем, нашептывают вам слова любви и счастья, а ночью посылают вам хорошие сны. А я, — я хотел бы теперь хоть на минуту увидеть вас, долго, долго посмотреть вам в глаза, обнять ваши колени и поцеловать край вашего платья...»  

1843, сентябрь, 7-20 , Санкт-Петербург

Грибоедов А. С. – Н. А. Грибоедовой

Сочельник. 24 декабря 1828. Казбин 

   Душенька. Завтра мы отправляемся в Тейран, до которого отсюда четыре дни езды. Вчера я к тебе писал с нашим одним подданным, но потом расчел, что он не доедет до тебя прежде двенадцати дней, также к m-me Macdonald, вы вместе получите мои конверты. Бесценный друг мой, жаль мне тебя, грустно без тебя как нельзя больше. Теперь я истинно чувствую, что значит любить. Прежде расставался со многими, к которым тоже крепко был привязан, но день, два, неделя -- и тоска исчезала, теперь, чем далее от тебя, тем хуже. Потерпим еще несколько, ангел мой, и будем молиться богу, чтобы нам после того никогда более не разлучаться.

      Когда я к тебе ворочусь! Знаешь, как мне за тебя страшно, всё мне кажется, что опять с тобою то же случится, как за две недели перед моим отъездом. Только и надежды, что на Дереджану, она чутко спит по ночам, и от тебя не будет отходить.

       Давиче я осматривал здешний город, богатые мечети, базар, каравансарай, но всё в развалинах, как вообще здешнее государство. На будущий год вероятно мы эти места вместе будем проезжать, и тогда всё мне покажется в лучшем виде.

   Прощай, Ниночка, ангельчик мой. Теперь 9 часов вечера, ты верно спать ложишься, а у меня уже пятая ночь, как вовсе бессонница.

Весь твой

А. Гр.

  Завтра Рождество, поздравляю тебя, миленькая моя, душка. Я виноват (сам виноват и телом), что ты большой этот праздник проводишь так скучно, в Тефлисе ты бы веселилась. Прощай, мои все тебе кланяются.

"Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это. Сегодня я уезжаю и никогда не вернусь, и ничто Вам обо мне не напомнит.
Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которую Богу было угодно что-то меня вознаградить.
Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата, Николая Николаевича. Уходя, я в восторге говорю: " Да святится имя Твое.".

Восемь лет тому назад я увидел Вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли…
Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно сердце было всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас… сладким бредом. Я очень стыжусь и мысленно краснею за мой дурацкий браслет, — ну что же?- ошибка. Воображаю, какое он впечатление произвел на Ваших гостей.
Через десять минут я уеду, я успею только наклеить марку и пусть письмо в почтовый ящик, чтобы не поручать это никому другому. Вы это письмо сожгите. Я вот сейчас затопил печку и сжигаю все самое дорогое, что было у меня в жизни: Ваш платок, который я, признаюсь, украл. Вы его забыли на стуле на балу в Благородном собрании. Вашу записку, — о, как я ее целовал, — ею Вы запретили писать Вам. Программу художественной выставки, которую Вы однажды держали в руке и потом забыли на стуле при входе… Конечно. Я все отрезал, но все-таки думаю и даже уверен, что Вы обо мне вспомните, то… я знаю, что Вы очень музыкальны, я Вас видел чаще всего на бетховенских квартетах, — так вот, если Вы обо мне вспомните, то сыграйте или прикажите сыграть сонату D-dur N2, ор. 2.
Я не знаю, как мне кончить письмо. От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай Бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки.
Г. С. Ж."

А. Куприн «Гранатовый браслет»

Отчет

Наречия выполняют в тексте различные функции.

Прежде всего каждое наречие делает речь более _______________, а смысл предложения -  более ________________.

Наречия могут выполнять также ___________________ и ___________________ функции, ______________ окрашивать речь, передавать ___________________ автора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль причастия в художественном тексте

Урок развития речи по русскому языку. Анализ художественного текста....

Урок русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему «Роль синонимов в художественном тексте»

Цели урока:повторить  композицию сочинения-рассуждения и понятие о синонимах;рассмотреть особенности построения сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;пробудить чувства бережного отношения...

Роль деепричастий в художественных текстах.

Материал предназначен для заклчительных уроков по т. "Деепричастие"....

Роль тропов в художественном тексте. Лексический разбор слова.

Данная работа предназначена для учащихся 5 классов и может использоваться на уроках русского языка и литературы (интеграция)...

Урок русского языка в 7 классе "Роль наречий в художественном тексте"

Урок-обобщение в 7 классе по теме "Роль наречий в художенственном тексте" с применением технологии критического мышления и элементами исследовательской технологии....

Интегрированный урок "Роль деепричастий в художественном тексте"

Интегрированный урок русского языка в 7 классе...

Конспект урока русского языка "Роль прилагательных в художественном тексте. 6 класс" и презентация к нему

Урок позволяет раскрыть возможности использования имён прилагательных при построении  художественного  текста, закрепить представление об эпитете, учит различать тексты разных стилей и типов...