Методические рекомендации
учебно-методическое пособие по русскому языку

Туз Наталья Владимировна

Методические рекомендации, реализуемые на практических занятиях ОУД «Русский язык», являются частью программы подготовки квалифицированных рабочих по разным специальностям.  Согласно рабочей программе общеобразовательной УД «Русский язык» на практические занятия отведено 64 часа. Данные методические рекомендации посвящены одной теме «Имя существительное» и предназначены для обучающихся 1 курса, а также как пособие для преподавателей русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Тюменской области

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Тюменской области

«Агротехнологический колледж»

           МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к практическим занятиям

по дисциплине ОУД.01

Русский язык

                                                   

2018

Рассмотрено на заседании предметной

цикловой комиссии

общеобразовательных дисциплин

Протокол № ___ от __________ 2018 г.

Председатель:

Составитель: преподаватель русского языка и литературы

                          Туз Н.В.

Пояснительная записка

Практическое занятие – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности обучающихся и приобретение умений и навыков. Выполнение обучающимися практических заданий ориентировано на:

- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам;

- формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

- развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;

- выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива, исполнительность.

Методические рекомендации, реализуемые на практических занятиях ОУД «Русский язык» являются частью программы подготовки квалифицированных рабочих по специальностям СПО 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства; 35. 02. 06 Технология производства и переработки с/х продукции.  Согласно рабочей программе общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» на практические занятия отведено 64 часа. Данные методические рекомендации посвящены одной теме «Имя существительное» и предназначены для обучающихся 1 курса, а также как пособие для преподавателей русского языка. 

 

Практическое задание к разделу «Морфология»

Тема: Имя существительное – 2 часа

Цель: систематизация материала по данной теме, развитие орфографических навыков обучающихся.

Оснащение: учебники, справочники, словари, тетради для практических работ, план учебного занятия.

Перед выполнением практической работы студент должен предварительно повторить теоретический материал темы, по которой проводится практическое занятие.

План:

  1. Теоретические вопросы:

А) Что такое имя существительное?

Б) Какими морфологическими признаками обладают существительные?

В) Группы по значению. Примеры.

Г) Склонение существительных.

Д) Синтаксическая роль.

Е) Правописание частицы НЕ с именами существительными.

Ё) Правописание сложных имен существительных.

2) Практические задания:

Задание 1

Запишите в два столбика, определив категорию одушевленности и неодушевленности следующих имен существительных:

конь, зерно, мёд, семья, такси, родня, персонаж, отец, характер, адвокат, вата, вишня, детвора, юнец, кенгуру, матрёшка.

Задание 2

Поставьте существительные в форму Р.п., мн.ч.

Вафля, договор, шофер, ордер, трактор, инженер, лектор, округ, доктор, сорт, бухгалтер, торт, помидор, цапля, простыня, блюдце.

Задание 3

Составьте со следующими именами существительными словосочетания:

Тюль, кольраби, шампунь, мозоль, лебедь, кофе, авокадо, кофе, кашне, бра.

Задание 4

Составьте предложения со следующими словами так, чтобы эти существительные в зависимости от контекста были собственными и нарицательными:

Роман, вера, соня, надежда.

Задание 5

           Перепишите данные словосочетания, применяя правило «Правописание сложных имен существительных». Составьте с выделенными словосочетаниями простые предложения.

Отсутствовать (пол)года, скосить (пол)луга, изъездить (пол)России, объехать (пол)Европы, отстать на (пол)очка, встать (пол)третьего, перерыв в (пол) одиннадцатого, (пол) ложки меда, купить (полу) кеды, сделать (полу)оборот, отрезать (пол)лимона, положить (пол)чайной ложки соливыйти в (полу)финал.

Творческие задания:

- Друзья, отгадай загадки, запишите отгадки к ним в алфавитном порядке, обозначьте в скобках их род и число.https://fsd.multiurok.ru/html/2017/07/19/s_596f4bb65eef6/662320_10.jpeg

1) Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся мягкой лапкой.
https://fsd.multiurok.ru/html/2017/07/19/s_596f4bb65eef6/662320_11.jpeg

2) Один льет, второй пьет, третий растет.

3) Зубов много, а не едят, все хватают, а себе ничего не оставляют. Где пройдут - там чисто станет.https://fsd.multiurok.ru/html/2017/07/19/s_596f4bb65eef6/662320_12.jpeg

4) Нос длинный, голос тонкий.https://fsd.multiurok.ru/html/2017/07/19/s_596f4bb65eef6/662320_13.jpeg

Кто его убьет, тот свою кровь прольет.

5) Стоит на дороге, всем мешает, кто идет, тот толкнет,https://fsd.multiurok.ru/html/2017/07/19/s_596f4bb65eef6/662320_15.png

А с дороги никто не убирает.https://fsd.multiurok.ru/html/2017/07/19/s_596f4bb65eef6/662320_16.jpeg

6) Сердитый недотрога живет в глуши лесной, 
Иголок очень много, а нитки - ни одной.
https://fsd.multiurok.ru/html/2017/07/19/s_596f4bb65eef6/662320_17.jpeg

7) Ну и капризный конь у Матвея: бегает быстро - стоять не умеет.

Прочитайте существительные. Можно ли догадаться, из какого рассказа они «выпали»? Попробуйте сочинить небольшой рассказ, используя эти слова: день, небо, ветер, тучи, капли, молния, ливень.

В двух любых предложениях подчеркните подлежащее и сказуемое.

        Система оценивания:

Ответы на теоретические вопросы -1-2 балла

1 задание – 8 баллов

2 задание – 8 баллов

3 задание – 10 баллов

4 задание – 2 балла

5 задание – 5 баллов

Творческие задания:

Загадки - 7 баллов

Создание текста по ключевым словам -10 баллов.

Максимальное количество баллов – 64.

«5» - 64 – 60 б.

«4» - 59 – 52 б.

«3» - 51 – 42 б.

«2» - меньше 41 б.

Литература

Основные источники:

Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования. – М.: 2014

Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования. – М.: 2014

Дополнительные источники:

Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учебн. пособие для нач. и сред. проф. образования. – М.: 2012

Гольцова Н.Г., Мищерина М.А., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11

классы. – М.: 2013

Словари

Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. –

СПб. 2003

Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: 2008

Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М.: 2005

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М.: 2006

Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка /Сост. В.В. Бурцева. – М.: 2006

Интернет-ресурсы:

http://russkiyjazik.ru/– Энциклопедия «Языкознание»

Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»

www .uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации,

контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические

разработки по русскому языку и литературе

www .Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www .uroki.ru)

http://spravka.gramota.ru – Справочная служба русского языка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...

Методические рекомендации по комплектованию учебно-методического комплекса педагога дополнительного образования

Учебно-методический комплекс(УМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, твор...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов

Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...

Методические рекомендации педагогам для поддержки психического здоровья и благополучия во время вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании рекомендаций ВОЗ

Дистанционное обучение предполагает, что обучающийся может присоединиться к занятиям взволнованным или возбужденным.Ученик в таком эмоциональном состоянии не готов получать новые знания, но задача пед...