Технологическая карта урока по теме "Слово о поэте. А.А. Ахматова". 9 класс
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Курасова Анна Александровна

Технологическая карта урока по теме "Слово о поэте. А.А. Ахматова". 9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 9 классе

Класс

9

Предмет

Литература

УМК

Литература. 9 класс. Автор-сост. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. и др. / Под ред. Коровиной В. Я. Ч.2 2013г.

Тема урока

Слово о поэте. А.А. Ахматова

Тип урока

Комбинированный

Цели урока

Воспитывающие:

  • Способствовать формированию читательской культуры.
  • Акцентировать внимание на гуманитарном аспекте изучаемого материала (факты биографии Ахматовой, значимые для неё события жизни и произведения искусства, творчество поэтессы в контексте времени), используя средства ИКТ.
  • Побуждать к проявлению личностного отношения к творчеству А.Ахматовой, сказавшей новое слово в русской поэзии.
  • Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Обучающие:

  • Познакомить учащихся с ранним творчеством А.Ахматовой, используя средства ИКТ.
  • Через организацию деятельности учащихся по выявлению художественного своеобразия “женской поэзии” А.Ахматовой включить их в поиск собственного смысла приобретаемых знаний посредством переживания с опорой на личностный опыт.

Развивающие:

  • Развивать умение анализировать стихотворения, делать обобщения и выводы, сравнивать литературные произведения с произведениями других видов искусства.
  • Развивать навыки владения культурными нормами, традициями русской речи.
  • Развивать умения общаться через работу в творческих группах.

Планируемые образовательные результаты

1.Предметные:

  • Знакомство с биографией А.А. Ахматовой.
  • Умение определять особенности раннего творчества А.А. Ахматовой.
  • Умение понимать тему, идею произведения.

2.Метапредметные:

  • Умение слушать учителя и друг друга.
  • Умение работать индивидуально и в группе.

3.Личностные:

  • Эмоциональное вовлечение обучающихся в пространство текста.
  • Осознание обучающихся своей учебной деятельности.
  • Умение обучающихся оценивать самого себя.

Методы и формы обучения

Эвристический метод, исследовательский метод, текстовые и информационно-коммуникативные технологии. Формы организации обучения: индивидуальная, групповая.

Оборудование

Компьютерная презентация, карточки с заданиями, романс Д. Тухманова на слова А.Ахматовой (“Смятение”), аудиозапись стихотворения «Сжала руки под темной вуалью…».

План урока:

  1. Организационно-мотивационный этап
  2. Постановка темы и целей урока. Решение учебных задач
  3. Усвоение новых знаний
  4. Обобщение знаний
  5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
  6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Организационная структура занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность обучающихся

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

I.Организационно-мотивационный этап

Цель этапа: подготовить обучающихся к усвоению изучаемого материала.

.

Вступительное слово.

- Здравствуйте. Сегодня  урок литературы в вашем классе проводить буду я. Меня зовут Анна Александровна.

Звучит романс Д. Тухманова на слова А.Ахматовой (“Смятение”)

- Скажите, пожалуйста, вам знакома песня, которая сейчас звучит?

- Я подскажу вам, что это песня композитора Давида Тухманова, нашего современника. А как вы думаете, кто мог бы быть автором этих слов?

- Эти слова принадлежат Анне Андреевне Горенко. Её литературный псевдоним Анна Ахматова. Вам знакомо это имя?

- Нет.(Да)

Делают разные предположения.

- Да, это русская поэтесса.

Регулятивные:

готовить себя к продуктивной деятельности, самостоятельно оценивать условия деятельности.

Регулятивные: осуществлять актуализацию полученной информации.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи

II.Постановка темы и целей урока. Решение учебных задач.

Цель этапа: подготовить к восприятию новой темы; сформулировать тему урока, определить цели.

- За 50 лет поэтического труда она приобрела всеобщее признание. Её стихи переведены на все основные языки мира. За 50 лет поэтического труда она приобрела всеобщее признание. “Анна всея Руси” назвала её современница поэтесса Марина Цветаева. Замечательные слова.

-  (Слайд 1) Итак, тема нашего урока “Слово о поэте”. А.Ахматова. А эпиграфом урока я выбрала слова из одного стихотворения поэтессы (Слайд 2):

Я - голос ваш, жар вашего дыхания.
Я – отраженье вашего лица.

- (Слайд 3)А почему именно эти слова, мы поразмышляем в заключительной части урока. нам с вами сегодня предстоит познакомиться с некоторыми замечательными стихотворениями А.Ахматовой и попытаться понять, в чём же особенность лирики женщины - поэтессы, женщины ХХ века, что отличает её лирическую героиню. Это вопрос, на который мы должны ответить, на который мы должны будем ответить сегодня на уроке, вслушиваясь в голос поэтессы, вчитываясь в строки ее стихов.

Слушают учителя, делают записи в тетради.

Определяют цели и задачи урока.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи,

Коммуникативные: сообща находят ответ, формируют собственную точку зрения для продолжения развития темы.

Регулятивные: самостоятельно оценивают условия для формирования точки зрения. Умение слушать в соответствии с целевой установкой.

Личностные: участие в диалоге, определение своеобразие создания образа у Ахматовой.

3. Усвоение новых знаний.

Цель этапа: познакомить обучающихся с новым материалом.

  • Знакомство с биографией А.А. Ахматовой.

- Ознакомимся с основными фактами биографии А.А. Ахматовой. Откроем стр. 130 учебника.  (Приложение 1) (Слайд 4-10)

  • Чтение и анализ стихотворений. Работа в группах.

- (Приложение 2)Я приготовила вам задание: Прочитать стихотворение и, пользуясь небольшой подсказкой в виде высказывания о творчестве поэтессы литературных критиков, поэтов, выбрать ту черту её лирики, которая, на ваш взгляд, характерна для этого стихотворения.

Работа в группах. 5 минут.

 - (Слайд 11) Итак, я прочту сейчас стихотворение, которое было предложено первой группе. Оно называется “Песня последней встречи”. (Чтение стихотворения).

(На слайдах 12, 13 репродукции картин И. Левитана “Осень. Усадьба” и “Осенний день. Сокольники.”)

- Вы обратили внимание, как я проиллюстрировала это стихотворение? Как вы думаете, почему я остановила свой выбор на полотнах Исаака Левитана, который, кстати, был современником Ахматовой?

- Совершенно верно, то есть вы обратили внимание на настроение. Ну что ж, думаю, я вам подсказала. А теперь я предоставляю слово ребятам из первой группы. Какую черту ахматовской лирики вы отметили?

- Правильно. Вы совершенно точно отметили эту особенность. И я попрошу вас быть внимательными и понаблюдать, встретится ли эта черта в других стихах поэтессы, которые прозвучат сегодня на уроке.

- (Слайд 14) О такой же последней встрече другое стихотворение Ахматовой. Наиболее яркое и точное впечатление производят стихи в авторском исполнении. Послушайте, как читала его сама поэтесса.

Прослушивание аудиозаписи

- Вторая группа готова поделиться с нами своими наблюдениями? Пожалуйста.

- Записали. Особая разговорная манера. А в предыдущем стихотворении эта черта есть?

- Да. Значит, мы можем говорить о том, что эта черта присуща лирике Ахматовой. (Слайд 15) Следующее стихотворение, о котором мы поговорим, это “Сероглазый король”. Думаю, оно вам тоже понравится. Я бы хотела, чтобы его прочитал кто-то из вашей группы. Пожалуйста.

- (Слайд 16) Ребята, а вас не удивляет иллюстрация, которую я подобрала к этому стихотворении? Ведь, казалось бы в содержании картины Э. Блейра-Лейтона, английского художника- неоромантика, нет ничего общего с сюжетом “Сероглазого короля”?

- Спасибо. А значит, какую черту лирики Анны Ахматовой мы увидели?

- (Слайд 17) А это стихотворение мне бы очень хотелось прочитать для вас самой. Написано оно в 1913 году во Флоренции, где Анна Андреевна в это время находилась со своим мужем, поэтом Николаем Гумилёвым. И обращено, вероятно, к нему. 

Помолись о нищей, о потерянной,

О моей живой душе,

Ты, в своих путях всегда уверенный,

Свет узревший в шалаше.

И тебе, печально-благодарная,

Я за это расскажу потом,

Как меня томила ночь угарная,

Как дышало утро льдом.

В этой жизни я немного видела,

Только пела и ждала.

Знаю: брата я не ненавидела

И сестры не предала.

Отчего же Бог меня наказывал

Каждый день и каждый час?

Или это ангел мне указывал

Свет, невидимый для нас?

- Скажите, похоже ли это стихотворение на исповедь?

- Скажите, пожалуйста, что такое исповедь?

- Что это слово обозначает буквально? Какой здесь корень?

- А какая здесь приставка? Что она обозначает?

- Значит, исповедь, буквально “поведать о том, что внутри”.

-  Где обычно исповедуются? Можно ли на исповеди солгать?

- Перед кем исповедуется героиня?

- Как вы думаете, кто ещё может быть её исповедником? Ведь это стихотворение, и опубликовано оно было при жизни поэтессы?

- Конечно, мы с вами. Вот так, исповедуясь, Анна Ахматова и “научила женщин говорить”. Это уже женщина современная, женщина ХХ века, с новой психологией, не боящаяся выражать свои чувства. Значит, о какой особенности её поэзии идёт речь?

Слушают учителя и делают записи в тетрадях.

Работа в группах. 5 минут.

- И картины, и стихотворение грустные.

- Психологизм

-  Учащиеся отвечают, возможно, затруднятся назвать разговорную манеру

- Есть. (Подтверждают текстом)

Учащиеся читают стихотворение

- И в картине, и в стихотворении есть сюжет. Можно предположить, что происходило с героями до того, как мы с ними познакомились.

- Сюжетность и новеллистичность

Отвечают на вопросы

- Оно произошло из старославянского языка от глагола “поведати”, то есть рассказать.

- ис- изнутри, наружу

- Читатели

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают, отвечают и слушают, извлекая нужную информацию.

Регулятивные: контролируют учебные действия, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Обобщение знаний.

Цель этапа: обобщить полученные знания, подготовить обучающихся к изучению следующих разделов курса; оценить деятельность обучающихся на уроке.

 -  А теперь давайте подведём итог. Какие же черты отличают “женскую поэзию” Анны Андреевной Ахматовой?

-  Конечно, можно было бы выделить и другие особенности лирики Ахматовой. Но и те выводы, которые мы с вами сделали, позволяют судить о том, насколько новой и, я бы сказала, неожиданной была для современников лирика этой женщины-поэта. И теперь мне бы хотелось услышать ваше “слово” .Какой вы увидели Ахматову-поэта?

- Действительно, она учила мужчин выслушивать не лепет влюблённой, а жаркие, гордые слова. Она учила женщин быть достойными любви, быть равными в любви, щедрыми и жертвенными. А эти качества важны во все времена. И , наверное, главное то, что её личные переживания, мысли, чувства, слова перекликаются с нашими ощущениями, с нашим настроением.

- И теперь, после наших размышлений, я думаю, вам будет более понятен эпиграф нашего урока. Почему именно эти слова : "Я — голос ваш, жар вашего дыханья, //Я — отраженье вашего лица"?

- Психологизм, исповедальность, особая разговорная манера, новеллистичность, сюжетность.

-  Смелой, чувственной, сильной, гордой, откровенной, искренней.

- Да, её стихи о понятных нам чувствах, переживаниях, написаны очень простым доступным языком. И говорит она о том, что всегда волновало и будет волновать людей.

Коммуникативные: умение услышать товарища и дополнить свое восприятие.  

Регулятивные: выделение необходимой информации, определение ее границ.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цель этапа: продолжить изучение творчества А.А. Ахматовой.

(Слайд 18)

  •   Выучить понравившееся стихотворение А.А. Ахматовой.
  • Написать аргумент к сочинению 15.3. «Что такое сила духа»

Записывают домашнее задание.

Регулятивные: планируют свою деятельность в соответствие с инструктажем

Коммуникативные: взаимодействие с учителем, выбор задания.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Цель этапа: выявить, выполнены или нет поставленные цели урока; оценить деятельность на уроке.

- Давайте вспомним, какие цели стояли перед нами в начале урока.

- Как вы думаете, мы смогли всё это сделать на сегодняшнем уроке?

- Что нового вы узнали на этом уроке?

  • Спасибо вам за урок.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

- Да. Все цели мы выполнили на уроке.

- Мы узнали интересные факты биографии А.А. Ахматовой, выполнили анализ стихотворения.

        

Приложение 1.

Детство и юность (слайд 4)

Родилась Анна Андреевна Горенко 11 июня 1889 года под Одессой. Ахматова – это псевдоним, который идет от прабабушки – татарской княжны. Отец был отставным инженером – механиком флота. Годовалым ребенком была перевезена в Царское Село. Там прожила до 16 лет. Каждое лето проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты. Самые сильные впечатления тех лет – древний Херсонес, около которого жила семья. Читать училась по азбуке Льва Толстого. Первое стихотворение написала, когда было 11 лет. Училась в Царскосельской женской гимназии.

В 1905 году родители расстались, мама с детьми уехала на юг. Целый год прожили в Евпатории, где Анна дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество стихов. Отзвуки революции пятого года глухо доходили до отрезанной от мира Евпатории. Последний класс проходила в киевской гимназии, которую окончила в 1907 году.

После окончания гимназии Анна поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве.

Начало творческой деятельности. (слайды 5,6,7)

Первый сборник стихов Ахматовой “Вечер” вышел весной 1912 года.

Через два года появилась книга стихов “Четки”. Книги “Белая стая” (1917 г.) и “Подорожник” (1921 г.) упрочили за Ахматовой славу одного из первых поэтов современной России.

Образ ее к тому времени отразился не только в стихах.

Портрет Альтмана не сразу приняли современники. Казалось, он разрушает представления о художественном идеале и женском обаянии модели. Но впоследствии многие отмечали, что в портрете есть и своя красота, и свой характер, и свое выражение. Его помнили и через пять, и через двадцать лет.

Жизнь и творчество (слайд 8,9)

Литературный путь Анны Ахматовой, начавшийся еще в дореволюционные годы и завершившийся в советское время, был длительным и нелегким. С самого начала ее поэзия отличалась правдивостью поэтического слова. Она сразу же заняла особое место уравновешенностью тона и четкостью мыслей. Было ясно, что у молодого поэта свой голос и своя интонация.

Прежде всего, Анна Ахматова стала известна читателям своими стихотворениями о любви. Стихи о любви – это встречи и разлуки, нежность, чувство вины, разочарование, ревность, страдание, но всегда это нравственно чистое, всепоглощающее чувство.

В тридцатые годы Ахматову настигла волна сталинских репрессий. Сначала она потеряла мужа. Поэта Николая Гумилева. Это был удивительный человек. Он мечтал исследовать Африку и объединить все африканские племена, создать для них общий язык. Три путешествия в Африку Гумилев предпринял на собственные средства. Поэт был обвинен в причастности к контрреволюционному заговору и расстрелян. Был арестован и единственный сын поэтессы Лев Гумилев.

1939г.

Блокада застала Ахматову в родном Ленинграде. Она мужественно переносила тяготы жизни в осажденном городе.

Говоря об этой поэтессе, нельзя не выделить особо такую черту её творчества, как гражданственность и патриотизм. Если человек, находящийся под ударом собственной утраты, боли, не окунается полностью в личное горе, а разделяет его с судьбами народа, с горем родины, то у этого человека огромное сердце.

Мировое признание(слайд 10)

В шестидесятые годы к Ахматовой наконец пришло мировое признание. Ее стихи появились в переводах на итальянском, английском и французском языках, за границей стали выходить ее поэтические сборники.

В 1962 году Ахматовой была присуждена Международная поэтическая премия в связи с пятидесятилетием поэтической деятельности и выходом в Италии сборника избранных произведений Ахматовой. В Риме в советском посольстве был дан прием в ее честь. (18 слайд) В том же году Оксфордский университет принял решение присвоить Анне Андреевне Ахматовой степень почетного доктора литературы. В 1964 году Ахматова побывала в Лондоне, где состоялась торжественная церемония ее облачения в докторскую мантию. Анна Ахматова стала всемирно признанным поэтом, чья литературная слава была безмерной. К ней стремились попасть и маститые, и начинающие поэты, ее оценок ждали. К ней приезжали советские и зарубежные исследователи, изучавшие ее поэзию, историю русской литературы XX века. Ее авторитет был непререкаем.

Приложение 2.

ГРУППА № 1

1. Прочитайте стихотворение А.Ахматовой. Понравилось ли оно вам? Обсудите своё восприятие стихотворения в группе.

Песня последней встречи

Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,
А я знала - их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: "Со мною умри!

Я обманут моей унылой
Переменчивой, злой судьбой".
Я ответила: "Милый, милый -
И я тоже. Умру с тобой!"

Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.

2. Выберите из предложенных особенностей ту, которая, на ваш взгляд, есть в этом стихотворении. Обсудите это  в группе и выразите общее мнение.

  • Психологизм (углублённое изображение психических, душевных переживаний);
  • особая разговорная манера;
  • новеллистичность, сюжетность;

3. Докажите свою точку зрения, обратив внимание на то, как проиллюстрировано это произведение с помощью мультимедийной презентации.

Соотнесите свою точку зрения с мнением поэта Вс. Рожденственского:                                                               

«В художественной системе Ахматовой умело выбранная деталь, примета внешней обстановки всегда наполнена большим психологическим содержанием. Через внешнее поведение человека, его жест Ахматова раскрывает душевное состояние героя».

ГРУППА  № 2

1. Прочитайте стихотворение А.Ахматовой. Понравилось ли оно вам? Обсудите своё восприятие стихотворения в группе.

Сжала руки под тёмной вуалью...
"Отчего ты сегодня бледна?"
- Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: "Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру."
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: "Не стой на ветру".

2. Выберите из предложенных особенностей ту, которая, на ваш взгляд, есть в этом стихотворении. Обсудите это  в группе и выразите общее мнение.

  • психологизм;
  • особая разговорная манера;
  • новеллистичность, сюжетность;

 3. Докажите свою точку зрения, обратив внимание на то, как проиллюстрировано это произведение с помощью мультимедийной презентации.

Соотнесите свою точку зрения с мнением критика В.Виноградова :                                                                        

                                                       

 «Она (Ахматова) обратилась к помощи «диалога», как особой разновидности речи, внедрение которой в «повествование», в «монолог» могло пестро расцвечивать эмоциональную канву художественного произведения».  

ГРУППА № 3

1. Прочитайте стихотворение А.Ахматовой. Понравилось ли оно вам? Обсудите своё восприятие стихотворения в группе.

Приготовьтесь к выразительному чтению.

Сероглазый король

Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.
Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:
"Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.
Жаль королеву. Такой молодой!...
За ночь одну она стала седой".
Трубку свою на камине нашел
И на работу ночную ушел.
Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки ее погляжу.

А за окном шелестят тополя:
"Нет на земле твоего короля..."

2. Выберите из предложенных особенностей ту, которая, на ваш взгляд, есть в этом стихотворении. Обсудите это  в группе и выразите общее мнение.

  • психологизм;
  • особая разговорная манера;
  • новеллистичность, сюжетность (новеллистичность - преобладание жанра рассказа;

3. Докажите свою точку зрения, обратив внимание на то, как проиллюстрировано это произведение с помощью мультимедийной презентации.

Соотнесите свою точку зрения с мнением современников А.Ахматовой.

«Кроме дара музыкально-лирического, у Ахматовой редкостный дар беллетриста. Её стихи не только песни, но и повести. Возьмите рассказ Мопассана, сожмите его до предельной сгущённости, и вы получите стихотворение Ахматовой».

                                                                                                        К.Чуковский

«Даже ранние её лирические миниатюры постоянно устремлены в сторону эпоса: любовное признание, крик ревности, плач об утрате — всё это хочет стать новеллой, отделиться от субъекта, приобрести самостоятельную сюжетность».                                                                             Е.Эткинд  

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Моделирование и формализация. Логические модели", информатика 11 класс, профильный

Информатика и ИКТ ( профильный курс) 11класс Тема урока: Моделирование и формализация. Логические модели. Тип урока: изучение нового материала Материал к уроку: флипчарт с опорными сигналами действ...

Технологическая карта урока математики по теме "Угол. Обозначение углов." 5 класс

Данный урок проведен в 5 классе с учетом требований ФГОС....

Технологическая карта урока. Сравнение десятичных дробей. УМК И.Зубарева 5 класс.ФГОС.

Технологическая карта урока по теме Сравнение десятичных дробей. УМК И.Зубарева 5,позволяет организоватьэффективный учебный процесс,обеспечить реализацию предметных,метапредметных и личностных умений....

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Не с причастиями». 7 класс

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе.УМК: Русский язык. Под ред. Разумовская М. М. и др.Учебный предмет: русский языкТип урока: урок закрепленияТема урока: Не с причастиями...

Технологическая карта урока музыки "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"

Технологическая карта урока музыки "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"...

Технологическая карта урока немецкого языка "Рождество в Германии" в 3 классе и самоанализ урока

Технологическая карта урока немецкого языка "Рождество в Германии" в 3 классе с самоанализом...

Технологическая карта урока с использованием электронной формы учебников биология 9 класс. Тема урока: Покровы тела. Строение и функции кожи

Данная разработка предназначена для проведения урока биология в 9 классе с использованием ЭФУ. УМК  М.Р.Сапин, Н.И.Сонин. Биология. Человек....