Подготовка обучающихся 9 классов к написанию сочинений в формате 9.1, 9.2 ОГЭ по русскому языку (из опыта работы)
статья по русскому языку (8, 9 класс)

Быкова Мария Юрьевна

В данной статье описывается алгоритм подготовки обучающихся 9 классов к сочинению-рассуждению 9.1, 9.2 ОГЭ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx51.41 КБ

Предварительный просмотр:

Статья учителя русского языка и литературы Марии Юрьевны Быковой

Подготовка обучающихся 9 классов к написанию

  сочинения в формате 9.1, 9.2 ОГЭ

 по русскому языку

(из опыта работы)

Русский язык является основной дисциплиной для учащихся школ в Российской Федерации. С момента введения основного государственного экзамена по русскому языку тема подготовки учащихся стала одной из самых актуальных.

Давно доказано, что успешность человека связана с умением применять полученные знания. Важно научиться грамотно писать, но не менее важно понять особенности основного государственного экзамена по русскому языку. Во многом, введение такой формы экзамена связано с более эффективной подготовкой учащихся к переходу на последующую ступень обучения.

В настоящее время педагоги накопили большое количество методических материалов для более успешной подготовки к вышеуказанной форме экзамена. Процесс этот непростой. Объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, проверяют многие компетенции.

        Подготовка к итоговой аттестации – это очень важный процесс. В поисках эффективного пути подготовки учащихся у  каждого  учителя  постепенно  формируется  свой  стиль  подготовки к экзамену.

Экзаменационная работа по русскому языку в 9 классе состоит  из трёх частей, которые связаны между собой общетематической направленностью. Это сжатое изложение, тестовая часть и сочинение. Каждый вид этих заданий проверяет определенный набор компетенций учащихся.

Подготовка к сдаче ОГЭ отличается от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки, а не реализацию основной общеобразовательной программы. Большая часть подготовки к ОГЭ осуществляется мной на занятиях по внеурочной деятельности. На них отводится по 45 минут в неделю. Программой предусмотрено 34 занятий. Условно каждая четверть посвящена отработке определенного вида заданий. Так в первую четверть мы больше отрабатывали написание сжатого изложения. Во второй четверти писали сочинения-рассуждения 9.1, 9.2, 9.3. 6 часов третей четверти планируется посвятить подготовке к устному собеседованию. Более подробно изучаем тестовую часть ОГЭ в четвертой четверти. Каждый урок посвящен определенному заданию. Также в рабочую программу основной программы по предмету заложены отдельные часы для подготовки к устному собеседованию и огэ. Кроме того, отдельные задания из тестовой части можно включать в отдельные этапы уроков повторения и изучения нового материала.  Таким образом, подготовка к экзамену приобретает определенную системность.

В данной статье рассмотрим основные принципы подготовки и отдельные методические материалы с заданиями 9.1 и 9.2 ОГЭ.

Алгоритм подготовки к сочинению-рассуждению по типу ОГЭ.

1.        Чтение предложенной цитаты.

2.         Определяем основную мысль высказывания. Выделение «сигналов» текста – ключевых слов. Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

3.        Чтение текста, где нужно найти 2 примера-доказательства. Поскольку собственных аргументов здесь выдумывать не нужно, все, что Вам требуется, - проанализировать текст, при необходимости внимательно его перечитав, и найти ключевые слова, предложения, мысли, высказанные автором текста с целью сделать свои слова более убедительными.

Проблема состоит в том, что большинство детей не понимают смысла прочитанного текста. Цель учителя – воспитать культурного читателя, умеющего понимать текст. Исследование текста можно начать с описания картин, возникающих в воображении при чтении.         

4. Приведите два примера-аргумента из текста, подтверждающих правильность высказанных вами мыслей. Цитируйте примеры или указывайте в скобках номера предложений. 

5.        Составляем план сочинения (каждый пункт плана — это новый абзац! за несоблюдение абзацного членения текста снимаются баллы). Таким образом, минимальное количество абзацев в экзаменационном сочинении - 4. За несоблюдение абзацного членения текста снимают баллы.

6.        Написание текста, соблюдая объём сочинения: он должен составлять не менее 70 слов. Это должно быть сочинение-рассуждение (тезис, аргументы, вывод)!

7.        Когда сочинение написано, можно проверить текст на наличие орфографических ошибок. При прочтении текста нужно подчеркнуть все слова, в написании которых вы сомневаетесь. Правильность их написания стоит обязательно проверить по словарю.

8.        Можно приступать к заключительному этапу – переписывание сочинения в чистовик.

В 8 и 9 классах, когда особое внимание по программе уделяется изучению синтаксиса, тексты подбираются разной тематики.

Работа над заданием 9.1 (сочинение – рассуждение на лингвистическую тему).

Вопросы подготовки к итоговой аттестации в форме ОГЭ по русскому языку волнуют каждого учителя, работающего в девятом классе. У каждого по этим двум частям экзаменационной работы накоплены переделённый опыт и материалы.

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему - одно из наиболее трудных заданий экзамена.

Какие умения должен обнаружить учащийся 9-го класса в сочинении на лингвистическую тему?

  1. Умение рассуждать на лингвистическую тему.
  2. Умение  создавать  высказывание,  соответствующее  структуре  сочинения- рассуждения.
  3. Умение аргументировать свою точку зрения, используя предложенный лингвистический материал.
  4. Умение и навыки точно, логично выражать свои мысли в письменном высказывании.
  5. Умение пользоваться лингвистической терминологией.
  6. Практическую грамотность.

Написание сочинения-рассуждения 9.1 – это одно из самых сложных заданий из ОГЭ. Чтобы предупредить возможные композиционные и логические ошибки, выстраиваем систему обучения написанию сочинения – рассуждения на лингвистическую тему. Подготовку девятиклассников провожу систематически, в несколько этапов.

Подготовку учащихся к созданию сочинений-рассуждений можно начать:

Во-первых,  начинаем подготовку к сочинению на лингвистическую тему с отработки композиции (структуры) сочинения-рассуждения.

Во-вторых, повторяем теоретические сведения по лингвистике на уровне школьной программы 5 - 9-го классов:

  1. Что изучает лингвистика; разделы лингвистики.
  2. Повторяем основные теоретические понятия каждого раздела.

В-третьих, читаем и обсуждаем  критерии  оценки  сочинений,  данные  в демоверсии. Хорошее  знание  критериев  поможет  постепенно  овладеть  умением самостоятельно оценивать уровень своей подготовки

         В-четвертых, знакомимся с примерами формулировок, которые могут встретиться на экзамене.

          В-пятых, прорабатываем написание сочинений-рассуждений определенного типа по плану.

План сочинения-рассуждения 9.1.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему должно состоять из 3 частей: вступления, основной части (доказательств), вывода.

Вариант 1

  1. Вступление, в котором сформулирован тезис: цитата+ объясняем ее смысл;
  2. Первый аргумент (пример из текста + комментарий к нему). Нужно не только назвать языковые явления, но и указать их роль в тексте.
  3. Второй аргумент (пример из текста + комментарий к нему);

4.   Вывод.

Вариант 2

1. Цитируем высказывание.

2. Приводим пример №1 из прочитанного текста.

3. Приводим пример №2 из прочитанного текста.

4. Объясняем смысл высказывания.

При написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему для перехода от одного абзаца к другому можно использовать речевые клише. Но, возможно, придумать что-то свое.

1.        Вступление

Известный лингвист (или филолог, писатель и пр.) <…> утверждает (или пишет, замечает): <…>  Я понимаю высказывание известного лингвиста <…> следующим образом: <…>  Прочитав предложенный текст, я убедил(-ся, -ась) в справедливости слов известного лингвиста <…>,  который писал: <…> По-моему, в этом высказывании речь идёт о… Докажем это примерами из текста. Я полностью соглас(-ен, -на) с автором и попробую доказать справедливость высказывания на примерах, взятых из текста.

     2. Основная часть

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту…  Моё рассуждение легко можно подтвердить примерами из текста. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению…  Проиллюстрировать это лингвистическое/языковое (лексическое, грамматическое, синтаксическое) явление можно на примере <…> предложения. Пример этого лингвистического явления можно найти в предложении… Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения… Рассмотрим предложение… Предложение <…> подтверждает мысль о том, что… Также убедительным аргументом может стать… В качестве второго аргумента я хотел бы привести пример из предложения… Ещё одним примером этого языкового явления может стать предложение…- Рассмотрим предложение... В нѐм использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как...

3.        Заключение. Его надо писать, обязательно используя речевые сигналы завершения работы. Это могут быть различные скрепы.

Таким образом, <…> Итак, мы смогли доказать, что… (Итак, мы смогли доказать, что важнейшим условием синонимии слов является близость их лексических значений.) Таким образом, предложенное для анализа высказывание известного филолога (лингвиста, писателя, филолога) <…> справедливо. Можно сделать вывод о том, что прав был известный лингвист <…>, утверждавший, что… Следовательно, можно сделать вывод: утверждение известного лингвиста <…> верно (справедливо, бесспорно). Таким образом, предложенное для анализа высказывание лингвиста <…> справедливо.

Пример задания к сочинению-рассуждению 9.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Льва Владимировича Щербы: «Посредством существительного мы можем представлять любые лексические значения, и действия, и состояния, и качества, не говоря уже о предметах».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. В. Щербы. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст к заданию:

(1)Я тащился по улице и вдруг увидел толпу… (2)Мальчишек десять, старшеклассники, а сбоку, в сторонке, стоял Газовый Баллон, главный зачинщик всех самых «неправильных», бесчестных дел.

(3)Мальчишки торопливо наклонялись к земле, лепили снежки и швыряли в стену нового дома: там, по шероховатой бетонной стене, карабкалась белка.

(4)Мальчишки веселились, пуляли в стену снежками, а белка перебиралась смелыми короткими рывками всё выше и выше, к самой крыше, цепляясь неизвестно за что. (5)Тайга была рядом, белки забегали в посёлок нередко, но по деревьям они легко удирали назад, а этой не повезло, она, наверное, перебегала по земле, когда её заметили, метнулась к дому и теперь карабкалась по стене, беззащитная перед ударами снежков.

(6)Снежные снаряды, словно пушечные ядра, с глухим фырканьем разрывались рядом с белкой, она вздрагивала всем маленьким телом, пушистый хвост прижимала к стене, как бы помогая себе даже им.

(7)Десятеро здоровенных головорезов против маленькой беззащитной белки! (8)Но эти десятеро были людьми. (9)И у каждого на плечах была голова, а в груди –– сердце. (10)Газовый Баллон с каменным лицом стоял рядом. (11)С интересом ждал, чем всё кончится.

(12)Кровь возмущённо застучала у меня в висках.

 —  (13)Вы!  —   крикнул я, дрожа от ненависти.  —   (14)Вы, гады! (15)Что делаете!

(16)Газовый Баллон обернулся ко мне, глаза его хитро сощурились.

 —   (17)А! Генерал!  —   закривлялся он.  —   (18)Опять командуешь.

(19)И захохотал:

 —   (20)Генерал без войска!

(21)В другой раз я бы сошёл с ума от этих неприятных слов, опять бы что-нибудь выкинул, может быть, а тут едва услышал.

 —   (22)Прекратите!  —   заорал я, впившись взглядом в белку, уже еле передвигающуюся по стене.

(23)Возле неё теперь уже не снежки хлопали. (24)Цокали мёрзлые комья земли и камни. (25)И тут белка упала вниз.

(26)Она упала вниз, а я по-прежнему смотрел на стену дома. (27)Там, на шероховатом бетоне, краснело пятнышко…

(28)Я швырнул портфель, надвинул поглубже шапку и, разогнавшись, шарахнул головой в живот здоровому парню. (29)Он охнул, свалился, а я таранил следующего, следующего. (30)Мальчишки ненадолго опешили, потом я ощутил лицом колючий снег и стал задыхаться в сугробе. (31)Меня лупили по спине, по голове, но я не чувствовал боли, а яростно вертелся, норовя вскочить и протаранить кого-нибудь ещё.

(32)Неожиданно удары стихли. (33)Я отряхнулся. (34)Старшеклассников не было, не было нигде видно и белки. (35)Только Газовый Баллон стоял на своём старом месте. (36)Губы мои дрожали, а руки тряслись, когда я обтёр тающий снег с лица и увидел деда. (37)Он тяжело дышал, глядя хмуро на удаляющихся мальчишек.

 —   (38)Я всё видел,  —   сказал он, переводя дыхание,  —   ты молодец.

(По А.А. Лиханову*)

* Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.) –– советский, российский писатель, председатель Российского детского фонда, автор многих произведений о подростках.

Образец сочинения-рассуждения на лингвистическую тему:

Вступление.  

Запишите цитату, объясните ее смысл:

С высказыванием известного отечественного лингвиста Л.В. Щербы относительно сущности имени существительного невозможно не согласиться. Имя существительное – знаменательная часть речи. Чтобы отличить данную часть речи от других, принято считать, что имя существительное, отвечая на вопросы «кто?», «что?», обозначает предмет. Однако такое понимание сущности имени существительно поверхностно. В русском языке есть существительные, которые обозначают живое или неживое существо как субъект или объект действия, но также есть и существительные, которые несут значение качества предмета, состояния и даже действия. Это указывает на то, что слова, формально являющиеся именами существительными, несут в себе значения имени прилагательного, категории состояния или глагола. Например, в русском языке есть отглагольные существительные, которые образованы от глаголов и несут в себе значение действия. Это позволяет имени существительному выйти за рамки предметности и иметь совершенно разные значения, формально оставаясь именем существительным. Чтобы подтвердить приведенную выше позицию, обратимся к тексту А.А. Лиханова.

Аргументируйте свой тезис примерами из текста (их должно быть 2, нужно не только назвать языковые явления, но и указать их роль в тексте):

Первый аргумент

В 13 предложении показано, как герой, от лица которого ведется повествование, кричит, «дрожа от ненависти». Слово «ненависть» отвечает на вопрос «что?», следовательно, является именем существительным. Данное слово не обозначает какой-то конкретный предмет, который можно увидеть или пощупать. Имя существительное «ненависть» является отвлеченным именем существительным, которое обозначает состояние. Здесь представлено состояние человека, который почувствовал негативные эмоции по отношению к группе людей. В слове «ненависть», помимо состояния, есть и оттенок значения действия. В данном случае слово имеет своеобразную связь с глаголом «ненавидеть». Предложение в тексте можно изменить следующим образом: «крикнул я, ненавидя всех ребят, которые издеваются на белкой».

Первый аргумент (пример из текста + комментарий к нему).

Второй аргумент

В 32 предложении («Неожиданно удары стихли») есть слово «удары». Оно отвечает на вопрос «что?», следовательно, является именем существительным. Однако оно тоже не обозначает конкретный предмет. Важно понимать, что имя существительное «удар» – отглагольное имя существительное. Оно образовано от глагола «ударить» с помощью нулевого суффикса. Сравнение основ говорит о том, что существительное «удар» имеет глагольное значение. В тексте показано, как окружающие рассказчика мальчики наносят ему удары, то есть совершают действия.

Второй аргумент (пример из текста+комментарий к нему)

Вывод.

Исходя из размышлений о сущности имени существительного и конкретных примеров из текста А.А. Лиханова, можно сделать вывод о том, что имя существительное как часть речи может обозначать не только предмет, но и действие, состояние, признак. Слово, формально оставаясь именем существительным, будет иметь лексическое значение, свойственное глаголам, категориям состояния или имени прилагательному.

Работа над заданием 9.2 (сочинения-рассуждения на основе интерпретации фрагмента текста)

Задание 9.2 проверяет умение самостоятельно истолковывать (т.е разъяснять, раскрывать) смысл главного фрагмента текста.

Как правило, это предложение, в котором заключена главная мысль (идея) исходного текста.

По структуре сочинения 9.1 и 9.2 достаточно похожи, но имеют различный смысл.

Обратимся к композиции сочинения 9.2.

План сочинения-рассуждения:

 1. Вступление. 1 абзац: Во вступлении ты должен сформулировать тезис, для этого:

• объясни, как ты понимаешь смысл фрагмента текста;

• вырази собственное отношение к содержанию высказывания (с позицией автора сложно не согласиться, если он говорит о ценности каких-либо нравственных категорий).

Здесь закладывается та мысль, которую надо доказывать, а доказывать нужно Ваше понимание данного высказывания. Не высказывание, а Ваше понимание. Само высказывание в 1 абзац не переписывать. Начинать сразу с  понимания:

  Смысл данного высказывания я понимаю так:  … Автор утверждает, что …  Докажу свои слова примерами из прочитанного текста.

2. Основная часть.

В основной части приведи 2 примера из текста, подтверждающие твой тезис, и прокомментируй их:

Абзац 2: аргумент-пример № 1 из текста + комментарий; Первый пример и его роль в тексте.

       Ищем такое предложение в тексте, которое докажет, что понимание верно. Если сложно, попробуйте найти предложение, которое будет отвечать на такие вопросы:

•         почему Вы выбрали именно это предложение?

•         что в нем говорится?

•         как это подтверждает/описывает/доказывает Ваш тезис?

 Получается:  В предложениях  … приводится неоспоримое доказательство того, что

Абзац 3: аргумент-пример № 2 из текста + комментарий. Второй пример и его роль в тексте

  Рассуждаем точно так же, как в предыдущем абзаце.  

3. Заключение. Абзац 4: Сделай вывод, подтверждающий заданный тезис.

        Мы доказали, что поняли высказывание из текста верно. Сообщим об этом. Можно на этом и остановиться.

         А можно продолжить, дополнив предыдущее высказывание пояснением о том, что именно Вы поняли. Получается:

         Таким образом, на основе приведенных доказательств можно сделать вывод о том, что высказывание мною трактовано верно. Разумеется,  …

Внимание!

     Цитирование или ссылка на номер предложения является аргументом, когда есть объяснение, комментарий ситуации и его подтверждение примерами из текста.

      Отмечаю, что фраза "с этим трудно не согласиться" весьма хороша для окончания любого сочинения ОГЭ.

Для более гладкого перехода от одной части сочинения к другой можно также использовать  речевые клише, характерные для данного вида сочинений. Во многом они будет подходить и для остальных сочинений-рассуждений.

Типовые конструкции для аргументации

Речевые клише к тезису:

1)   - Действительно...

- Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

-Попробую доказать эту мысль примерами из текста.

- В фрагменте произведения ...

- Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…

 - Текст заканчивается словами: "…".

- На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …

 - Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что - Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом...

- Автор показывает формирование внутреннего...

- По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем:

- В этом отрывке автор говорит о том, что…

 - Смысл данного отрывка я понимаю так: …

- В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

2) - Свои слова (эту мысль) я докажу примерами из текста.

- Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах из текста.

- Попробую доказать эту мысль примерами из текста.

- Попробуем доказать его справедливость примерами из текста.

- Давайте порассуждаем и ответим на поставленный вопрос.

- Докажем эту мысль  на примерах , взятых из текста.

- Попробую доказать это на примерах, взятых из текста.

Речевые клише  к 1 аргументу:

1)- Во-первых,...

- Давайте заглянем в текст. Вот предложение...

- Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…

- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № …

- Проиллюстрировать данную мысль  можно на примере предложения .. .

- Рассмотрим предложение... В нѐм говорится о том, как...

- Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор говорит…

- Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…

- Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, рассмотрим конкретные примеры...

- Убедимся в этом, обратившись к тексту...

- Присмотримся повнимательнее к словам в тексте...

- Обратимся к тексту русского писателя...

- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к ...предложению из текста...

- Подтвердить данный аргумент можно примером из ... предложения  текста...

- В подтверждении собственных выводов  приведу пример из ... предложения прочитанного мною текста...

- Пример можно найти в предложении № …

- Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует…

2)  Комментарий:

- В нём автор говорит ...

- Действительно, автор утверждает...

- Таким образом, автор считает...

- В данном предложении говорится о...

- Предложение №.. подтверждает мысль о том, что...

Речевые клише ко 2 аргументу:

1)  - Следующим аргументом может служить пример из ... предложения...

- Далее следует привести пример из ... предложения...

- Пример из ... предложения может стать иллюстрацией к ....

- Во-вторых,...

- Также пример можно найти в предложении № …

- Далее рассмотрим в качестве примера предложение №…

- Вот ещё одно предложение..., иллюстрирующее...

2) Комментарий:

- И мы понимаем, что....

- Нам открывается ...

- Мне ясен смысл...

- Мы убеждены в том, что...

- Это позволяет судить о том, что...

- Это говорит о том, что...

Речевые клише к выводу:

1)- Таким образом, ...

- Итак, ...

- Можно сделать вывод…

- Следовательно...

- В итоге можно прийти к такому выводу...

- В заключении можно сказать, что...

- Обобщая сказанное...

- Из этого следует, что...

- Подводя итог вышесказанному...

- Делая выводы из выше изложенных умозаключений...

- Таким образом,  можно сделать вывод, что...

- Проанализировав два аргумента, можно прийти к выводу...

- Таким образом, приведённые примеры  подтверждают мысль... о том, что...

- Мы пришли к выводу...

- Итак, в заключении мы видим,...

- Итак, можно увидеть, что...

- В результате размышления мы пришли к выводу о том, что...

- Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что...

- Нам удалось доказать, что...

- Итак, можно увидеть, что…

- Нам удалось доказать, что...

 - В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…

 - Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

2) Комментарий:

- Автор убеждает нас в том ...

- Автор раскрывает перед нами смысл....

- Автор приводит нас к выводу...

Ознакомимся с образцом задания к сочинению-рассуждению. И разберем структуру одного из сочинений.

Задание к сочинению-рассуждению:

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Даже непонятно им самим, как это утром их «Кавказский пленник» так расстроил? Ведь превесёлая же, право, штука».

Текст, в котором нужно найти доказательство:

Перед закрытой стеклянной дверью, ведущей из столовой в сад, стояли, прижав к стеклу носы, две девочки, две сестры. Если бы кто из сада на них взглянул, сразу бы увидел, что только им в этот солнечный весенний день было грустно. Только что прочли они в первый раз в жизни «Кавказского пленника» Толстого и разволновались ужасно. Раз написано — значит, настоящая правда. — Что ж, всё-таки удрал он в конце концов благополучно, — сказала со вздохом Катюша. Ей уже надоело кукситься: раз окончание хорошее, не стоит и горевать. Может быть, Жилин потом со своими солдатами устроил засаду и поймал в плен тех самых татар, которые его мучили... Правда? И больно-пребольно велел их высечь! — обрадовалась Валя. Впрочем, она сейчас же и передумала: Нет, знаешь, сечь их не надо. Жилин бы только презрительно посмотрел на них и сказал: «Русские офицеры великодушны... Марш! На все четыре стороны. Татарской же девочке Дине, которая меня лепёшками кормила, передайте Георгиевскую медаль. А теперь вон с моих глаз!» Вон! — закричала Катюша и топнула каблучком в пол. Неизменный адъютант Тузик, виляя косматым хвостом, подбежал к девочкам. Сёстры спрыгнули с крыльца и пошли по влажным дорожкам вокруг сада. В углу сада, у старой заброшенной оранжереи, девочки остановились над ямой. На дне горбом лежали прошлогодние, слежавшиеся листья... Они переглянулись и поняли друг друга без слов. А где ж мы пленных возьмём? — спросила младшая. Мишку посадим... А кто будет вторым пленником, Костылиным? Тузик угодливо завертел у девочкиных ног хвостом: он всё понял. Ми-ша! Чего надо? — звонко отозвался с улицы дворницкий мальчик Миша. Играть иди! Через минуту Миша, дожёвывая баранку, стоял перед сёстрами. Во что играть будем? В «Кавказского пленника». Ты будто Жилин, русский офицер, из крепости к своей маме верхом едешь. Она тебе невесту приискала, хорошую и умницу. А мы тебя в плен возьмём и в яму посадим, понял? Сажайте, что ж. Мишка спрыгнул, уселся, Тузик за ним. Пленники вели себя очень странно: катались весело по дну ямы, задрав кверху ноги и лапы, и обдавали друг друга охапками ржавых листьев. Стоп! — закричала Валя. — Я вас сейчас рыжему татарину продам... Продавай, ладно, — равнодушно отозвался Мишка. — Как дальше играть-то? Ты куколок будто лепи и наверх нам бросай... Мы теперь татарские девочки... А мы тебе за это лепёшки бросать будем. Из чего лепить-то? Валя слетала домой и принесла в корзинке плюшевого слона, резинового верблюда и матрёшку — всё, что на скорую руку в детской собрала. Да у кухарки выпросила три пирожка с капустой (ещё вкуснее лепёшек!). Потом девочки, пыхтя и толкая друг дружку, спустили в яму длинный шест, чтобы пленники, наконец, удрали. Но ни Мишка, ни Тузик даже с места не тронулись. Кричали девочки, сердились, приказывали. Кончилось тем, что сами в яму соскочили, уселись с пленниками рядом и тоже стали на облака смотреть. Часа через два вернулась мама девочек. Дети! Ау... Валя! Ка-тю-ша! И вдруг с конца сада, точно из-под земли, детские голоса: Мы здесь! В оранжерее!.. Побежала мать на голоса. И что же! Сидят, прижавшись плечом к плечу, в яме все четверо: Мишка, Тузик и девочки, — и у всех глаза от удовольствия блестят. Что вы здесь делаете? Мы кавказские пленники. Какие там пленники! Сейчас же домой!.. Вскарабкались девочки по шесту, Мишка за ними, а Тузик и без шеста обошёлся. Идут домой, к матери с двух сторон, как котята, жмутся. Даже непонятно им самим, как это утром их «Кавказский пленник» так расстроил? Ведь превесёлая же, право, штука.

Сочинение-рассуждение 9.2:

 Собственное отношение к содержанию высказывания (тезис) + комментарий.

  Смысл финала текста я понимаю так: сила человеческого воображения способна превратить даже самые обыкновенные вещи в необычные, а печальное сделать весёлым. Действительно, герои рассказа С. Чёрного справились с волнением и лёгкой грустью после прочтения «Кавказского пленника», придумав интересную игру по мотивам рассказа Л.Н. Толстого.

   Основная часть. Аргументы

В основной части аргументируется тезис.

Необходимо привести 2 примера-аргумента из указанного текста;

Примеры должны

  1. соответствовать тезису;
  2. иллюстрировать мнение о смысле цитаты.

Найдите в тексте смысловые части, которые помогут вам ответить на поставленный вопрос. Приведите два примера-аргумента из текста, подтверждающих правильность высказанных вами мыслей. Цитируйте примеры или указывайте в скобках номера предложений.

Пример из текста № 1+ комментарий

В предложениях 10-15 ребята фантазируют о том, как Жилин помиловал взятых в плен татар, а девочку Дину наградил Георгиевской медалью. С помощью воображения дети восстанавливают справедливость.

Пример из текста № 2+ комментарий

    Героям С. Чёрного очень понравилось прочитанное произведение, поэтому они распределяют роли и начинают играть (предложения 31-34). Ребята так увлеклись, что забыли о времени. Они получили много положительных эмоций благодаря своему умению фантазировать.

   Заключение.

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и  не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

Начать заключение можно вводными словами: значит, итак, следовательно, таким образом или речевым клише: мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного  и т.д.

Таким образом, каждый человек наделён от природы прекрасным даром: он умеет представлять, предполагать, воображать. Такой творческий подход к жизни делает её особенно яркой и насыщенной

       Не имеет смысла пересказывать содержание критериев к каждому типу сочинений-рассуждений.

Но их обилие влечет за собой более внимательное отношение к данной части ОГЭ по русскому

языку, и, как следствие, более обстоятельную подготовку к созданиям-рассуждениям всех 3 типов.

Чтобы навыки и знания, приобретенные учащимися ранее, не были забыты, подготовка должна

носить системный характер, опыт моей работы это подтверждает. Для того, чтобы задания были понятны всем ученикам, нужно подробно разбирать каждый элемент заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникативных технологий в подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку (из опыта работы)

Опыт работы с компьютером, наблюдения и знакомство с разнообразными программными продуктами привели к выводу: компьютер может помочь учителю сделать урок динамичным и результативным, но именно учитель...

Сообщение по теме "Система организации подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку" (из опыта работы)

Подготовка к сочинению по русскому языку к ЕГЭ должна строиться по плану в соответствии с алгоритмом написания сочинения....

Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку( из опыта работы)

Система подготовки учащихся к  ЕГЭ по русскому языку( из опыта работы)...

Методические рекомендации при подготовке к ОГЭ (ЕГЭ) по русскому языку (из опыта работы)

Рекомендации учителям русского языка для подготоки к ЕГЭ (ОГЭ) по русскому языку...

Доклад на тему: «Мастерство учителя по формированию знаний учащихся по русскому языку» (из опыта работы по подготовке к сочинению)

Опыт работы по подготовке к написанию сочинения в 9, 11 классе (материал к педагогическому совету)...

Использование инновационных методик подготовки к ОГЭ по русскому языку (из опыта работы учителя русского языка и КНЯ Писчиковой Е.Ю.)

Язык тесно связан с мышлением, его природа и связи обуславливают изучение языка как многогранной материи, посредством которой человек способен выразить свои чувства, мысли, переживания. В современном ...