Урок развития речи в 9 классе (для обучающихся с ОВЗ) по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения по тексту Д.С. Лихачева"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Урок развития речи в 9 классе (для обучающихся с ОВЗ) по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения по тексту Д.С. Лихачева". Эта разработка поможет подготовить обучающихся с ОВЗ к ГИА. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Запись темы

-… Подготовка к написанию сжатого изложения.

2.Актуализация

- Вспомните, что такое изложение?

+ ...письменный пересказ текста своими словами

- ...(чтение точной формулировки на слайде)

- Какие виды изложений вам известны?

+ ...подробное и сжатое

- Чем отличается подробное изложение от сжатого?

+ … подробное изложение передает содержание текста подробно, полно, а сжатое — кратко, в уменьшенном объёме.

- ( чтение точного определения со слайда)

- Когда в жизни мы используем краткий пересказ?

+ … на уроках литературы при пересказе текстов, эпизодов. Можно кратко пересказать фильм, спектакль, случай из жизни.

3. Первичное знакомство с текстом.

- Сейчас я прочитаю вам текст Д.С Лихачева.

- Кто слышал это имя или читал произведения Д.С. Лихачева?

( П Р Е З Е Н Т А Ц И Я)

-Дмитрий Сергеевич Лихачев — известный публицист, ученый-литературовед, историк культуры (слайд 4).

- Д.С. жил и работал в нашем городе в Выборгском районе недалеко от площади Мужества.

- (слайд 5)

- Сейчас на фасаде дома ему установлена памятная доска.

-Текст для изложения я взяла из его замечательной книги (сл 6), сборника мудрости «Письма о добром и прекрасном».

- На страницах сборника Д.С. дает мудрые советы молодым людям по самым разным проблемам жизни.

- Наш текст — это второе письмо ( сл 7) из сборника, которое он назвал «Молодость — вся жизнь»

- Послушайте текст. Ваша задача — понять содержание текста. Подумать и сказать, о чем этот текст? Какова его тема?

а) чтение исходного текста учителем.

 Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего... А на самом деле оказалось всё иначе. Мои сверстники остались со мной. Друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Подлинные друзья приобретаются в молодости.

  Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только её подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту.. Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. Неразделённая радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

  Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. А как это важно для человеческого счастья! (176 сл)

(Д.С.Лихачёв)

- О чём текст? Какова его тема?

+… о дружбе; ... о молодости

- Как понимаете заглавие письма?  ( слайд 7 ) Какая цель автора?

+… убедить читателя в том, что молодость - очень важный этап в жизни человека.

- В каком стиле написан текст?

+ ...в публицистическом

- Какие признаки публицистического стиля узнали?

+ … автор обращается к читателям;

+ … в тексте используются призывные предложения;

+…  автор стремится убедить читателей;

+ … в тексте ярко звучит авторская позиция;

4. Работа с текстом.

а) определение структуры текста.

( выделение композиционных частей)  - тексты выдаются учащимся.

Исходный текст.

Опорные слова.

Микротема абзаца

Вариант сжатого изложения абзаца

Записан исходный текст без деления на смысловые части

- Перед вами текст письма в таблице. Перечитайте его и подумайте, на сколько смысловых частей можно разделить текст?

+ …. на 3 смысловые части.

- От имени кого ведется повествование?

- Какие слова в тексте это подтверждают?

- Мы тоже будем писать изложение от 1 лица.

- Прочитайте 1 смысловую часть.

- О чем размышляет Д.С. Лихачев?

+...друзья молодости самые верные и остаются с нами на всю жизнь.

- О какой взрослой жизни пишет автор?

- Как понимаете выражение «жизнь будет в иной обстановке»?

- Что означает выражение « ...от настоящего не останется ничего»?

- А на самом деле так получилось?

- Что главное понял автор?

+ Подлинные друзья приобретаются в молодости.

- Подчеркните это предложение.

- Прочитайте 2 часть.

- Кто такие сокурсники?

- Как понимаете выражение «молодость — время сближения»?

- Какой добрый совет дает нам автор в этой части?

+ ...друзей и молодость надо беречь

- Почему друзей и молодость надо беречь?

+… настоящий друг поможет в горе и разделит радость.

- У кого в жизни был случай, когда друг помог пережить счастье или горе? Расскажи об этом.

+ ………..

-  Что говорит автор о настоящей дружбе?

+ Настоящая дружба очень помогает и в радости и в горе.

- Подчеркните это предложение.

- Прочитайте 3 часть.

- Каким словом начинается 3 часть?

+ … «поэтому»

-О чем это говорит?

+ … автор делает вывод

- Началась заключительная часть.

- Какое напутствие, наказ дает нам автор?

+ … беречь молодость; ….  ценить все хорошее, что приобрели в молодости; ….  ничто не проходит бесследно.

- От чего предостерегает автор?

+ ….  ничто не проходит бесследно.

б) членение текста на микротемы.

- Возьмите карандаши и разделите текст на 3 смысловые части, отчеркивая каждую горизонтальной линией.

- В каждой смысловой части мы подчеркнули главное предложение.

-  Прочитайте подчеркнутые предложения.

+ 1ч.- Подлинные друзья приобретаются в молодости;

+ 2ч.- Настоящая дружба помогает и в горе и в радости.

+ 3ч.- Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно.

- Вы выделили в каждой части главные смысловые положения — МИКРОТЕМЫ, в которых сжато выражена главная мысль каждой части.

( слайд в презентации)

- Прочитайте определение микротемы.

- Выпишите во вторую графу таблицы напротив каждой части выделенные вами главные смысловые предложения — микротемы.

+ ( выписывают)

- Обратите внимание, выписанные микротемы помогли нам составить план текста для сжатого пересказа.

в) выделение опорных слов в смысловых частях

- Что нужно сделать, чтобы кратко, сжато пересказать каждую часть?

+ Использовать приемы сжатия текста.

- Какие приемы сжатия можно использовать?

+ ...исключение и обобщение

- Работаем с 1 смысловой частью текста. Прочитайте название микротемы первой смысловой части и подчеркните наиболее значимые слова и словосочетания — опорные слова,которые помогут раскрыть эту микротему.

- Опираясь на опорные слова, составьте устно пересказ первой части.

+….. ( прослушивание 3-х учащихся)                                      

- А я бы пересказала так:

В школьные годы я думал, что когда повзрослею, мир вокруг меня изменится и не будет рядом знакомых людей. Но вышло совсем по-другому: друзья детства остались со мной.

Именно в молодые годы приобретаешь верных друзей.

- Подумай, что ты можешь изменить в своем пересказе и запиши в 3 столбик таблицы напротив 1 части полученный сжатый пересказ.

5. Дом. задание

Если времени для записи 2-ой части не останется, предложить для дом работы составить сжатые пересказы  2-ой и 3-ей части.

6. Рефлексия.

- Что главное для будущей жизни вы узнали?

+ ….( ответы учащихся)

- Чему учились на уроке?

+ … сжимать текст

- Кому было трудно на уроке?

- На следующем уроке мы отредактируем составленные вами пересказы и напишем сжатое изложение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к написанию сжатого изложения Тема

Слайд 2

Изложение — это пересказ текста и передача его языковой формы, стиля автора.

Слайд 3

Сжатое изложение – краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности.

Слайд 4

Дмитрий Сергеевич Лихачев

Слайд 7

«Молодость – вся жизнь»

Слайд 8

Микротема - это тема части текста. Сумма микротем передает основное содержание текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. 6 класс. Подготовка к изложению.

Данный урок является одним из многих в системе развития речи учащихся.  При помощи таких уроков формируются навыки написания изложения, отрабатываются основные умения по грамматике, орфографии; в...

Урок развития речи, 6 класс. Написание этюда "Весна - это победа света, весны, зелени"

Сочинение-этюд, урок развития речи, котрый проводится в 6 классе....

Урок развития речи 6 класс. Подготовка к написанию сочинения-описания народного промысла.Процесс изготовления дымковской игрушки.

Цели урока :·        Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.·        Развивать монологическую  речь учащихся...

Открытый урок по русскому языку. Обучение написанию сжатого изложения по тексту В. Ю. Драгунского «Друг детства»

Познакомить учащихся со способами сжатия текста на этапе подготовки к написанию сжатого изложения.Предметные цели: освоение и совершенствование знаний о тексте, его структуре, проблематике, особенност...

Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.

В данной методической разработке представлен урок развития речи " Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя".Цели:  развитие умений определять реч...

Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОСс использованием современных образовательных технологий(технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие...