Технология встречных усилий как условие гуманизации образовательного процесса
статья по русскому языку

Новикова Ирина Федоровна

В работе говорится о технологии встречных усилий,  которая  формирует субъектную позицию педагога и учащегося в учебном процессе.  Одним из необходимых условий организации педагогических взаимодействий учителя и ученика является наличие между ними постоянной обратной связи.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvu.docx26.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Технология встречных усилий как условие гуманизации образовательного процесса»

Менеджмент – управление. Что означает сочетание «педагогический менеджмент»? От учителя (как от начальника на производстве) зависит атмосфера, отношения; прежде всего учитель определяет цели коллектива. Но учитель – «управленец» особенный, потому что особенны его «подчиненные» - дети, особенна его деятельность, следовательно, необходим поиск собственных подходов.

Обучение - это процесс познания окружающего мира, направляемый педагогом и самим учеником путь преодоления незнания, а преодоление требует определенных усилий. Без усилий – эмоционального, интеллектуального, волевого напряжения невозможны ни активная познавательная деятельность , ни сознательное участие в учебном процессе, ни субъект-субъектное взаимодействие учителя и ученика. Субъект - это тот, кто активно, сознательно включается в деятельность, несет ответственность за ее процесс и результат.

Ученик изначально поставлен в такие условия, что он должен прикладывать определенные усилия в процессе образования. Педагог, со своей стороны, тоже должен - не только замечать эти усилия, поддерживать ученика, обеспечивать ему условия для дальнейшего продвижения вперед, но и каждый раз, делая "шаг навстречу", подниматься на новую ступеньку в своем методическом опыте, умении строить отношения с учениками. В этом случае можно говорить о технологии встречных усилий (ТВУ) педагога и учащегося.

Урок, построенный в соответствии с технологией встречных усилий, условно разбивается на пять основных этапов: разминка, контрольно-подготовительный, «вызов», «сотворчество», рефлексия. На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания.

1 этап урока. Разминка. Начиная урок, необходимо достигнуть эмоционально-психологического единства с классом: преодолеть «барьеры» с помощью самоанализа, отказа от ролевого учительского поведения (трех «Д» - дистанции, дидактизма, демонстративности), формируя чувство «мы». (Формулировка «мы с вами» на уровне подсознания объединяет, приближает, делает учителя если не «одним из нас», то во всяком случае тем, кто «с нами»).

Блестящий мастер общения с аудиторией, Д. Карнеги, заявлял: дело не столько в том, что вы говорите, сколько в том, как вы это делаете. Карнеги предпочитает разговорный тон, который определяет атмосферу личностного контакта. Говорите так, будто вы ждете, что сейчас вам начнут отвечать. Заинтересованность и активность несравненно повышаются при диалоговом общении. К сожалению, школьная аудитория не всегда готова к ткому общению. Поэтому, подводя к такой форме взаимодействия, можно использовать совет психолога: «Вообразите себе, что кто-то задал вам вопрос и вы отвечаете на него. Скажите вслух: «Вы спросите, откуда я это знаю? Я вам скажу». Или: «Почему я так считаю? Вот почему…» Такие «повороты» делают речь более естественной, блокируют официальную фразеологию.

Другой совет Карнеги: «завести» себя вначале, впасть в легкую аффектацию (возбуждение, эмоциональную увлеченность).

Содержание первого этапа деятельности: психотренинговые упражнения, связанные с темой урока, цель которых – создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу. Эмоциональная атмосфера становится основой, благодаря которой возникает возможность перейти к необходимым усилиям на последующих этапах урока. Приемы данного этапа:

«Отсроченная отгадка». Учитель предлагает загадку (удивительный факт), отгадка которой (ключик для понимания) будет открыта в процессе работы над новой темой. Например, при знакомстве с темой «Самостоятельные и служебные части речи» учитель начинает с того, что пишет на доске известное предложение Л.В. Щербы: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка. К этой фразе учитель возвращается в конце урока, предлагая учащимся найти в ней самостоятельные части речи.

 При знакомстве с темой «Состав слова» учитель предлагает ответить на «простой» вопрос: может ли приставка оказаться в середине слова? (Водопровод, трубопровод и др.)

 «Эпиграф». Предлагается осмыслить текст и подумать, как он может быть связан  с новой темой урока. Например, при изучении правописания –ться и –тся можно использовать известную фразу Митрофанушки: «Не хочу учиться, а хочу жениться».

 «Погружение» проводится по «учебной цепочке». Учащиеся один за другим дают характеристику какого-то языкового явления. Так, вспоминая, что они знают о глаголе, ученики говорят: «отвечает на вопросы что делать? что сделать?». «изменяется по временам», «обозначает действие» и т.д. По ход работы возникают детали, которые необходимо обобщить.

2. Контрольно – подготовительный этапа урока. Здесь происходит «уплотнение» имеющихся знаний,  создается основа для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала. Такой подход требует уже не только эмоциональной, но и интеллектуальной отдачи. Приемы данного этапа: «Лови ошибку». Прием уместно использовать на повторительно-обобщающих уроках или уроках подготовки к контрольной работе; здесь можно широко использовать материал тестовых заданий по русскому языку. Учитель намеренно допускает ошибки, например, он говорит: «Основу составляют такие части слова, как корень, приставка, суффикс, окончание». Ученики не должны согласиться с суждением, где окончание включается в основу слова.

 «Опрос-кроссворд». Необходимо заполнить «кроссворд по изучаемой теме, который подготовлен учителем или учениками.

 «Согласен - не согласен». Работа проходит в форме диалога: ученики обращаются друг к другу с тезисами, которые можно принять или не принять, например: «Я утверждаю, что все прилагательные имеют степень сравнения». «Не согласен. Я настаиваю, что прилагательные изменяются по родам и падежам». «Согласен, но имеется уточнение – и по числам».

Этот прием обладает большими диагностическими возможностями, поскольку позволяет учителю по характеру утверждений сделать вывод о степени усвоения материала.

3 этап урока.  Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова». Цель     «вызова» заключается  в создании  ситуации  преодоления: учитель   (ученик)   сознательно   ставит  себе   или   партнеру   задачу, решение которой потребует определенных усилий. Ситуация требует осознанного    участия    в    процессе    познавательной    деятельности, принятия ответственности за собственные действия, т. е. формирует реальную субъективную позицию в учении и обучении.  Приемы, используемые на данном этапе:

«Цель и цели». Учитель сообщает основную цель урока, предлагает учащимся сформулировать свои цели учебной деятельности (понять определение, составить опорный конспект и др.) Таким образом, учащиеся включаются в учебную деятельность как активные участники.

 «Знаю – не знаю», «Вопросы к тексту». Прием уместен при изучении общих и вводных тем. Ученик, прорабатывая текст, на полях ставит сигналы, степени освоения темы: «V» - известные факты; «+» - хотелось бы узнать подробнее;  «?» - нуждается в дополнительных разъяснениях. Происходит активная оценка собственного познавательного опыта ученика, что служит залогом адекватного включения его в учебный процесс.

Возможно использование в подаче материала противоречия (парадокса), сопоставления («сталкивания») точек зрения, вопросов на установление сходства и различия: (Несложно установить, чем не похожи Чацкий и Молчалин. А в чем сходство?), вопросов на установление причинно-следственных связей (Почему Сальери бросает яд в стакан Моцарта сразу после его слов: «Гений и злодейство – две вещи несовместные»?), заданий на выбор варианта и сопоставление вариантов («Я вас люблю, к чему лукавить…»- говорит Татьяна Онегину. Было бы легче Онегину, если бы Татьяна «слукавила», сказав, что не любит его? или  Вышла бы Катерина за калитку к Борису, если бы у нее были дети?), неожиданных вопросов. Иногда, чтобы ответить на такие вопросы, надо думать, искать в тексте, иногда ответ очевиден, но в любом случае это вопросы, стимулирующие интерес, провоцирующие включение в материал (обсуждение).

«Необычная ситуация» (театрализация, фантастический элемент и др.)

4. Этап "сотворчество": сведение воедино усилий всех участников. Главное здесь - поддержка активности, усилий, возникших на предыдущих этапах урока, и сведения этих усилий в совокупные знания. Деятельность учителя должна складываться из организационных и координирующих функций. И только в конце данного этапа при подведении итогов руководящая роль возвращается к педагогу. Возникают условия для гибкого конструирования информации, учебного материала, что развивает креативность восприятия, - именно поэтому данный этап назван со-творчество.

 Приемы данного этапа:

«Деловые игры». Прием воплощается в самых неожиданных вариантах: «Машина времени», «Колонка редактора» и др.

 «Театрализация». Это несколько забытые в школьной практике суды, например, над запятой («Казнить нельзя помиловать»), многочисленные «сказки» из русского языка.

 «Кластер». Прием активно использует возможность видеоряда: идеи группируются вокруг ключевого слова. Кластер может иметь разное количество блоков и разнообразное геометрическое воплощение, в нем могут быть отражены столкновения противоположных точек зрения. Таким образом, создается коллективный сигнал по теме.

5. Рефлексивный этап урока. Основное его содержание - осмысление результатов работы, их общая и индивидуальные оценки, со-участие учеников в определении домашнего задания. Приемы этапа:

«Возврат к началу»

 «Эссе». Пятиминутное письменное задание, которое помогает учащимся подвести итоги по теме и дает учителю представление о восприятии темы школьниками.

  «Синквейн» - пятистишие, по содержанию отвечающее изучаемой теме. По форме представляет собой последовательную «лесенку» из пяти строк: в каждой строке происходит добавление-убавление слова (от 1до 5 или наоборот). Обычно каждая строка состоит из одной части речи: 5 существительных, 4 прилагательных, 3 глагола, фраза-кульминация, эмоциональное отношение. Поскольку синквейн - разновидность творческого задания, не нужно излишне канонизировать его форму.

Пример такого пятистишия

Предмет

Такой разнообразный

Определит, опишет, даст имя…

Существительное, ты основа нашей речи!

 Ты – суть…

К приемам данного этапа относятся прежде всего те, которые были использованы на предыдущих этапах и предполагают завершение работы. Так называемая кольцовка придает уроку смысловую законченность и эстетическую завершенность. Возвращение к записанному на доске «эпиграфу» дает возможность оценить его соответствие изучаемой теме и качество предположений учащихся. Процесс содержательного обобщения «цели и целей» трансформируется в подведение итогов – общих и индивидуальных. Приемы «Вопросы к «тексту», «Знаю- не знаю» и др. дают материал для сравнения предыдущего уровня знаний с новым уровнем.

Важный аспект рефлексивного этапа урока - определение домашнего задания. Целесообразно варьировать задание на дом по уровням. Первый уровень, обязательный, - то, что должен знать каждый ученик. Домашнее задание второго уровня (понятийного) выполняют те, кто считает, что хорошо знает предмет. Третий уровень, творческий, предполагает не только  свободное владение материалом, но и умение выйти за его рамки. Например, при изучении сложноподчиненных предложений задание первого уровня сводится к усвоению основных признаков каждого вида придаточных, умению их определить и кратко охарактеризовать. Задание второго уровня потребует умения дать развернутую характеристику предложений каждого вида, составить их по заданным схемам, осложняя каждую из частей однородными членами, причастными и деепричастными оборотами. В задании третьего уровня, помимо названного, может быть включено составление кроссворда по теме; запись текста, состоящего только из предложений данного типа, составление задания для класса. Заведомо содержащее ошибки. Учащиеся, выбирающие домашнее задание третьего уровня, становятся соорганизаторами процесса обучения.

Итак, технология встречных усилий формирует субъектную позицию педагога и учащегося в учебном процессе.  Субъектность ученика не является данностью, она формируется в процессе обучения в контакте с учителем. Динамика превращения ученика в субъект зависит от многих условий. Но в любом случае одним из необходимых условий организации педагогических взаимодействий учителя и ученика является наличие между ними постоянной обратной связи. Именно она регулирует поведение участников образовательного процесса, корректирует ход урока, создает предпосылки для развития встречных усилий, взаимопонимания и взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология встречных усилий на уроках русского языка и литературы

Данная стаья представляет собой описание моей системы работы, оторая была представлена на конкурсе "Педагог года" в номинации "Учитель-предметник"....

Использование технологии встречных усилий на уроках истории: приемы и методы.

Процесс обучения - это целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся с целью усвоения содержания образования: знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций, взглядов, убеждений. Этот процесс дву...

Статья "Технология встречных усилий учителя и ученика на уроке"

В русле современных подходов к обучению заслуживает внимание построение урока, основанное на технологии встречных усилий учителя и учащегося. Без  усилий, эмоционального, интеллектуального и и во...

Технология встречных усилий как один из системных методов преподавания в условиях ФГОС.

Методическая статья ,которая кратко знакомит с особенностями, структурой и возможностями  технологии встречных усилий,актуальной в условиях введения ФГОС....

Использование технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы.(творческий отчёт)

Творческий отчет учителя русского языка и литературы в виде презентации (аттестация)...

конспекты уроков по Технологии встречных усилий в 6 классе по теме "Лексика"

Данные конспекты уроков построены по технологии встречных усилий...

Обновление педагогической деятельности учителя в условиях введения ФГОС. Технология встречных усилий

   Технология встречных  усилий.Учение не схватка с учеником, а сотрудничество, общение, исключающее « дуэли».Это поиск контакта – тесного и органичного&he...