разработка открытого урока по теме "Степени сравнения имен прилагательных"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Донгак Сайлык Юрьевна

Составитель: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 г.Кызыла Донгак Сайлык Юрьевна (первая квалификационная категория).

Дата: 23.01.2023

Тема урока: СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

 

Цель урока:

дать понятие о степени сравнения имен прилагательных, о способах образования, синтаксической роли и употреблении в речи прилагательных в сравнительной степени.

предметные: ученик научится:

-определять и различать степени сравнения прилагательных;

-составлять алгоритмы образования различных форм степеней сравнения;

-составлять предложения с использованием различных степеней сравнения имён прилагательных;

личностные:

-проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-понимает причины успеха в учебной деятельности.

Универсальные учебные действия.

Регулятивные:

-ученик определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-учится самостоятельно разрабатывать план работы.

Познавательные:

-ученик использует знаково-символические средства при оформлении опорного конспекта;

-делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

-составляет алгоритм под руководством учителя.

Коммуникативные:

-слушает и понимает речь других;

-договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

 

Ресурс: (учебники, наглядные пособия, ИКТ) Ладыженская Т.А. Русский язык. 6 класс., презентация по теме урока, дидактический материал, оценочные листы.

 

Формы организации учебной работы: индивидуальная, парная и групповая.

В этой работе вам поможет отрывок из «Повести о светлом мальчике» тувинского писателя Степана Сарыг-оола (в переводе замечательной, талантливой Светланы Козловой).

 

Ход урока

1.Организационный момент.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Цель урока:

дать понятие о степени сравнения имен прилагательных, о способах образования, синтаксической роли и употреблении в речи прилагательных в сравнительной степени.

предметные: ученик научится:

-определять и различать степени сравнения прилагательных;

-составлять алгоритмы образования различных форм степеней сравнения;

-составлять предложения с использованием различных степеней сравнения имён прилагательных;

личностные:

-проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-понимает причины успеха в учебной деятельности.

Универсальные учебные действия.

Регулятивные:

-ученик определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-учится самостоятельно разрабатывать план работы.

Познавательные:

-ученик использует знаково-символические средства при оформлении опорного конспекта;

-делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

-составляет алгоритм под руководством учителя.

Коммуникативные:

-слушает и понимает речь других;

-договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Ресурс: (учебники, наглядные пособия, ИКТ) Ладыженская Т.А. Русский язык. 6 класс., презентация по теме урока, дидактический материал, оценочные листы.

Формы организации учебной работы: индивидуальная, парная и групповая.

В этой работе вам поможет отрывок из «Повести о светлом мальчике» тувинского писателя Степана Сарыг-оола (в переводе замечательной, талантливой Светланы Козловой).

Ход урока

1.Организационный момент. 

Психологический настрой формировать в группе атмосферу взаимной поддержки.

Учитель раздает лист самооценки.)

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы работаем в группах, поэтому нам важна поддержка, взаимовыручка, сплоченность в работе. У каждого из вас есть листы самооценки. Помимо собственной оценки вас будут оценивать и руководители групп. В конце урока мы подведем итог работы в группе.

2. Подготовка к ВПР

На доске записаны предложения.

Ч.десен и сказочен лес з.мой. (Над) л.сными тр.пинками с.гнулись под тяжест.ю инея ств.лы м.л.дых б.ре.. 

Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы.

(Проверка. 1 обучающийся у доски, остальные в тетради (в листе). Самопроверка и самооценка.) 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы.

К1

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).

4

Допущено не более двух ошибок

3

Допущены три-четыре ошибки

2

Допущено пять ошибок

1

К2

Соблюдение пунктуационных норм

3

Пунктуационных ошибок нет

3

Допущена одна ошибка

2

Допущены две ошибки

1

К 3

Правильность списывания текста

2

Текст переписан безошибочно

2

Допущено четыре–семь описок и ошибок

1

Максимальный балл

9

Критерии оценивания: «5»-9б, «4»-8-7б,  «3»-5-6б,  «2»-менее 5

-Какая часть речи в данном предложении помогает нам более образно представить лес зимой. (прилагательное)

-Назовите прилагательные, указав разряд по значению и форму прилагательного. (чудесен – качеств., краткая форма , сказочен – качеств., краткая форма , лесными – относит.разряд, полная форма, молодых –качеств., полная форма, Мн.ч.)

3. Повторение изученного.

«Крестики-нолики» (распечатки)

Ученики работают с картой готовых утверждений:

1.Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.

2.Изменяется по лицам, числам и падежам.

3.Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с именем существительным.

4.Качественные прилагательные обозначают такой признак предмета, который может быть выражен в большей или меньшей степени.

5.Общее грамматическое значение прилагательного - признак предмета.

6.В предложении имя прилагательное чаще всего бывает определением, в краткой форме - сказуемым.

7.Имена прилагательные во множественном числе изменяются по родам.

8.Все прилагательные имеют краткую форму.

9.Относительные прилагательные обозначают признак предмета по его принадлежности какому-либо человеку или животному.

10.Признаки, которые обозначают притяжательные прилагательные, не могут быть у предмета в большей или меньшей степени.

(проверка по слайду, самооценка)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

х

0

х

Х

Х

х

0

0

0

х

 Критерии оценивания: «5» - 9-10б, «4» - 7-8б, «3» - 5-6б, «2» - менее 5.

4. Выявление проблемы. Целеполагание.

(на слайде)

 

Поставить песню «Веселый урок»

- Скажите пожалуйста, ребята, какие слова больше всего прозвучали, и к какой части речи они относятся?  Определите тему урока.

- Молодцы. Тема нашего урока так и называется – Степени сравнения имён прилагательных. Запишите, пожалуйста, в тетрадях число и тему урока.

-  Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться? (Находить в тексте,  узнать, как образуются, какие формы существуют, чем являются в предложении.)

Работа над темой.

--- Прочитайте предложение, о ком и о чем идет речь, ребята? Жираф попытался достать до солнца.

Но оно было слишком высоко, а всё жираф тянулся и тянулся к нему.

 - Давайте, вспомним ребята, какие степени сравнения имеет имя прилагательное, прочитайте про себя правило на странице 14 учебника, а для того, чтобы было более понятно попробуйте нарисовать жирафа и солнце над ним.

на шее пишем суффиксы –ее-, -ей-, -е-, -шеhttps://toys4you.com.ua/image/catalog/products/be-26069.jpg

сравнительная степень: простая форма – длинная (шея) – длиннее, длинней;

составная форма – более, менее длинная.  

Превосходная степень: простая форма – ейш-, -айш-, красивый (жираф) – красивейший, великое (животное) – величайший;

Составная форма – самый красивый, наиболее, наименее красивый.
итак, мы с вами повторили степени сравнения имен прилагательных.

http://ic.pics.livejournal.com/roevik/63176131/8719/8719_original.jpgСолнце – яркое, теплое, (образуйте степени сравнения – яркий – ярче, более/менее ярче? так правильно ребята? Нет. Правильно более/менее яркое; ярчайший, ярче всех, т.е. самый яркий). Теплое – теплее, более/менее теплое; теплейшее, наиболее/наименее теплое.

Молодцы, ребята!

--- Степени сравнения имен прилагательных - одна из самых сложных тем русского языка. Именно эта тема встречается в одном из тестовых заданий ОГЭ и ЕГЭ, которые вы будете сдавать в 9 и 11 классах. Выполняя такое задание, вы должны найти слово с ошибкой

- Попробуйте выполнить задание ЕГЭ. Определите, в употреблении какого слова допущена ошибка: болтлИва, слИвовый, красивЕе, знАчимый.

- Правильно! Запомните нормы произношения данных прилагательных.

Болтлива – ударение падает на 2 слог, сливовый – ударение падает на 1 слог (сохр-ся во всех родах, падежах и числах), значимый – ударение падает на гласную А, оно неподвижно, не изменяется!!!

Красивее - Если же ударение падает на корень, то в сравнительной степени оно остается на корне: красИва — красИвее.

!- Определите, в форме какой степени сравнения употреблено слово «красивее» и как она образована. (в форме простой сравнительной степени, образована прибавлением суффикса –ее- к основе начальной формы прилагательного красивый)

IV. Обобщение и систематизация изученного.

- А теперь ваша задача – самостоятельно заполнить таблицу «Степени сравнения имен прилагательных», посмотрите на слайд. Как видите, таблица «немая», пустая. (таблица лежит перед детьми).

- Какая перед вами цель? (заполнить таблицу так, чтобы она «заговорила»).

- В этой работе вам поможет отрывок из «Повести о светлом мальчике» тувинского писателя Степана Сарыг-оола (в переводе замечательной, талантливой Светланы Козловой).

Текст делится на 3 группы: 1 и 2 абзацы – 1 группа; 3 абзац – 2 группа; 4 абзац – 3 группа.

!!! Чтобы было легче, работайте в группе, помогайте друг другу, действуйте сообща, учитывайте мнение каждого. Когда будете готовы, поднимите руку и озвучивайте результаты вашей  работы. Кто первым закончит.  Всем удачи!

!!! Шагаа1 приходится на первое марта — первый день весны. Этот праздник самый большой у нас и считается вроде Нового года...

К празднику этому у нас начинают готовиться, едва аалы2 прикочёвывают на зимние стоянки: режут самого жирного козла или барана, разделывают тушу, затем, уложив мясо в брюшину, замораживают тушу для Шагаа. Если мясо не приготовить заранее, то к весне любое животное потеряет упитанность и не будет таким лакомым куском на празднике.

Беднота, не имеющая скота, мясных блюд приготовить не могла. Но и самые бедные варили хотя бы кашу и свежий крепкий чай не только для себя, но и для гостей. И на этот лучший свой обед звали всех, кто встретится, — звали, конечно, и богачей, но те от приглашения старались отделаться.

Накануне праздника вещи из юрты выносятся, чистятся, вытряхиваются. Юрта пустеет до самого дымохода. Вокруг юрты, у коновязей и на скотных дворах тоже метут, чистят, приводят все в порядок. Вечером извлекают из футляра священную стрелу, нанизывают на неё сваренный курдюк, украшают разноцветными лентами и хадаками3 и кладут стрелу в почетный угол. Изображения богов расставляют на аптарах4, украшенных резьбой, изображающей священных животных. Богов моют, чистят, перед ними ставят бронзовые чашечки с пищей, зажигают лампадки. Под потолком юрты, вокруг дымохода, развешивают раскрашенные фигурки разных домашних животных, а также крохотные ступки, корытца, чашечки, половники — всю домашнюю утварь. Эти игрушки обычно делали хорошие мастера, в семье их передавали из поколения в поколение.

1 группа. Новый – новее, более/менее новый, новейший, самый новый. Жирный – жирнее, более/менее жирный, жирнейший, наиболее/наименее, самый жирный.

2 группа., бедный – беднее, более/менее бедный, беднейший, самый бедный. Крепкий – крепче, более/менее крепкий, крепчайший, самый крепкий.

3 группа. Почетный – почетнее, более/менее почетный, почетнейший, самый почетный. Крохотный – крохотнее, более/менее крохотный. Крохотнейший, самый крохотный.

группа

Нач.форма прилаг

Сравнительная степень

Превосходная степень

Простая

сравнительная

простая

сравнительная

первая

новый

Жирный

новее

Жирнее

Более новый

менее жирный

новейший

жирнейший

Самый новый

Самый жирный

вторая

Бедный

Крепкий

Беднее

Крепче

Более бедный

менее крепкий

Беднейший

крепчайший

самый бедный

самый крепкий

третья

Почетный

Крохотный

Почетнее

Крохотнее

Более почетный

Более крохотный

Почетнейший

крохотнейший

самый почетный

самый крохотный

 

Образование форм степеней сравнения имен прилагательных ребята, есть еще и в тувинском и английском языках. Вы ведь изучаете эти языки, ребята? Так вот давайте посмотрим на таблицы.

The Positive Degree

The Comparative degree

The Superlative degree

Good (хороший)

Better (лучше)

The best (самый лучший)

Beautiful (красивый)

The more beautiful (более менее красивый)

The most beautiful (прекрасный)

Шынарнын демдек ады

ойунде

кошкадыр

Куштелдирер

улуг

Улуг бажын

Улугзумаар бажын

Дыка улуг бажын

ФИЗМИНУТКА.

- Устали? Давайте отдохнем. Встаньте из-за парт, подтянитесь, улыбнитесь!)

-Я буду называть имена прилагательные в разной форме. Если назову прилагательное в начальной форме, т.е. в положительной степени, то вы разминаете руки;

 если в сравнительной степени, то вы садитесь на корточки, руки вперед;

если превосходной степени, то прыгаете и делаете хлопок над головой. Начали!

Самый почетный (прыжок и хлопок)

Бедный (разминаете руки)

Более крохотный (присесть и вытянуть руки)

жирный (разминаете руки)

крепче (присесть и вытянуть руки)

первый (разминаете руки)

беднейший (прыжок и хлопок)

крепкий (разминаете руки)

- Молодцы! Отдых наш кончается,

                      Работа начинается! Занимайте свои места.

А теперь посмотрите в текст, какие тувинские слова вам знакомы? Молодцы!

Словарная работа.

Шагаа, аал, кадак, аптара

(показать обряд чолукшууру - Совершая этот обряд, старейшина произносил йорээл — благопожелание, в котором просил всем жителям... После него совершали обычай чолукшууру — приветствие.

  1. Шагаа – Новый год у тувинцев по восточному календарю.
  2. Аал – стойбище, селение.
  3. Кадак - тонкий мягкий шёлк в форме широкой ленты, который раньше преподносили почётным гостям.
  4. Аптара  - сундук.

VI. Контроль усвоения знаний.

- Наш урок подходит к завершению, а я хочу, чтобы каждый из вас получил сегодня оценку. Поэтому возьмите листочки и посмотрите внимательно на «магический квадрат», в котором находятся словосочетания с прилагательными. Обведите в кружочек только те 5 ответов, в которых форма степени сравнения прилагательного образована верно!

Боец сильнее

Задача более легче

Дружба крепче

Поступок хужее

Самый любимый праздник

Событие более страшнейшее

Менее холодная зима

Самый важнейший день

Красивейшая форма

- Кто обвел правильно все 5 ответов, получит оценку «5»;

Кто верно определил 4 ответа – оценку «4»;

Если не ошибся в 3 ответах – получит «3»;

А если допущено больше трех ошибок, то будет «2». Но я уверена, что вы все усвоили тему хорошо и  у вас за урок будут только положительные отметки. Оцените себя самостоятельно, поставьте себе оценку сами. Позже сдадите мне листочки, а я выставлю оценки в журнал. 

Боец сильнее

Задача более легче

Дружба крепче

Поступок хужее

Самый любимый праздник

Событие более страшнейшее

Менее холодная зима

Самый важнейший день

Красивейшая форма

VII. Рефлексия.

- Перед тем, как вы сдадите мне ваши рабочие листы, напишите, пожалуйста, как бы вы оценили наш урок, с помощью разных форм степеней сравнения прилагательных:

Урок (какой?) хороший, лучше, самый хороший.

Тема (какая?) понятная, более понятная, самая понятная.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

- Запишите домашнее задание: Выполнить письменно упражнение 336 или 339 (по выбору).

-На этом урок окончен. До встречи!



Предварительный просмотр:

Шагаа1 приходится на первое марта — первый день весны. Этот праздник самый большой у нас и считается вроде Нового года...

К празднику этому у нас начинают готовиться, едва аалы2 прикочёвывают на зимние стоянки: режут самого жирного козла или барана, разделывают тушу, затем, уложив мясо в брюшину, замораживают тушу для Шагаа. Если мясо не приготовить заранее, то к весне любое животное потеряет упитанность и не будет таким лакомым куском на празднике.

Беднота, не имеющая скота, мясных блюд приготовить не могла. Но и самые бедные варили хотя бы кашу и свежий крепкий чай не только для себя, но и для гостей. И на этот лучший свой обед звали всех, кто встретится, — звали, конечно, и богачей, но те от приглашения старались отделаться.

Накануне праздника вещи из юрты выносятся, чистятся, вытряхиваются. Юрта пустеет до самого дымохода. Вокруг юрты, у коновязей и на скотных дворах тоже метут, чистят, приводят все в порядок. Вечером извлекают из футляра священную стрелу, нанизывают на неё сваренный курдюк, украшают разноцветными лентами и хадаками3 и кладут стрелу в почетный угол. Изображения богов расставляют на аптарах4, украшенных резьбой, изображающей священных животных. Богов моют, чистят, перед ними ставят бронзовые чашечки с пищей, зажигают лампадки. Под потолком юрты, вокруг дымохода, развешивают раскрашенные фигурки разных домашних животных, а также крохотные ступки, корытца, чашечки, половники — всю домашнюю утварь. Эти игрушки обычно делали хорошие мастера, в семье их передавали из поколения в поколение.

Шагаа1 приходится на первое марта — первый день весны. Этот праздник самый большой у нас и считается вроде Нового года...

К празднику этому у нас начинают готовиться, едва аалы2 прикочёвывают на зимние стоянки: режут самого жирного козла или барана, разделывают тушу, затем, уложив мясо в брюшину, замораживают тушу для Шагаа. Если мясо не приготовить заранее, то к весне любое животное потеряет упитанность и не будет таким лакомым куском на празднике.

Беднота, не имеющая скота, мясных блюд приготовить не могла. Но и самые бедные варили хотя бы кашу и свежий крепкий чай не только для себя, но и для гостей. И на этот лучший свой обед звали всех, кто встретится, — звали, конечно, и богачей, но те от приглашения старались отделаться.

Накануне праздника вещи из юрты выносятся, чистятся, вытряхиваются. Юрта пустеет до самого дымохода. Вокруг юрты, у коновязей и на скотных дворах тоже метут, чистят, приводят все в порядок. Вечером извлекают из футляра священную стрелу, нанизывают на неё сваренный курдюк, украшают разноцветными лентами и хадаками3 и кладут стрелу в почетный угол. Изображения богов расставляют на аптарах4, украшенных резьбой, изображающей священных животных. Богов моют, чистят, перед ними ставят бронзовые чашечки с пищей, зажигают лампадки. Под потолком юрты, вокруг дымохода, развешивают раскрашенные фигурки разных домашних животных, а также крохотные ступки, корытца, чашечки, половники — всю домашнюю утварь. Эти игрушки обычно делали хорошие мастера, в семье их передавали из поколения в поколение.

Шагаа1 приходится на первое марта — первый день весны. Этот праздник самый большой у нас и считается вроде Нового года...

К празднику этому у нас начинают готовиться, едва аалы2 прикочёвывают на зимние стоянки: режут самого жирного козла или барана, разделывают тушу, затем, уложив мясо в брюшину, замораживают тушу для Шагаа. Если мясо не приготовить заранее, то к весне любое животное потеряет упитанность и не будет таким лакомым куском на празднике.

Беднота, не имеющая скота, мясных блюд приготовить не могла. Но и самые бедные варили хотя бы кашу и свежий крепкий чай не только для себя, но и для гостей. И на этот лучший свой обед звали всех, кто встретится, — звали, конечно, и богачей, но те от приглашения старались отделаться.

Накануне праздника вещи из юрты выносятся, чистятся, вытряхиваются. Юрта пустеет до самого дымохода. Вокруг юрты, у коновязей и на скотных дворах тоже метут, чистят, приводят все в порядок. Вечером извлекают из футляра священную стрелу, нанизывают на неё сваренный курдюк, украшают разноцветными лентами и хадаками3 и кладут стрелу в почетный угол. Изображения богов расставляют на аптарах4, украшенных резьбой, изображающей священных животных. Богов моют, чистят, перед ними ставят бронзовые чашечки с пищей, зажигают лампадки. Под потолком юрты, вокруг дымохода, развешивают раскрашенные фигурки разных домашних животных, а также крохотные ступки, корытца, чашечки, половники — всю домашнюю утварь. Эти игрушки обычно делали хорошие мастера, в семье их передавали из поколения в поколение.

1 группа. Первый – первее, более/менее первый, первейший, самый первый. Жирный – жирнее, более/менее жирный, жирнейший, наиболее/наименее, самый жирный.

2 группа. Бедный – беднее, более/менее бедный, беднейший, самый бедный. Крепкий – крепче, более/менее крепкий, крепчайший, самый крепкий.

3 группа. Почетный – почетнее, более/менее почетный, почетнейший, самый почетный. Крохотный – крохотнее, более/менее крохотный. Крохотнейший, самый крохотный.

Дополнительные задания (карточки)

Самостоятельная работа.

 .

1 (базовый уровень)

Определи степень сравнения.

Старый друг лучше новых двух. (срав.ст,пр.форма)

Фальшивый друг опаснее врага. (срав.ст.простая ф.)

Завтрак сегодня был менее вкусный, чем вчера. (срав.ст, состав.ф)

Правый берег реки более крутой, чем левый. (срав.ст,сост.ф)

2 (повышенный уровень)

Образуйте от прилагательных формы простой и составной сравнительной степени.

Образец: красивый – красивее – более красивый.

Далекий, хороший, страшный, молодой, крутой, маленький, мелкий, 

мощный, строгий, толстый, здоровый, широкий, дешёвый, чистый, твердый.

Дополнительные задания (карточки)

Самостоятельная работа.

1 (базовый уровень)

Определи степень сравнения.

Старый друг лучше новых двух. (срав.ст,пр.форма)

Фальшивый друг опаснее врага. (срав.ст.простая ф.)

Завтрак сегодня был менее вкусный, чем вчера. (срав.ст, состав.ф)

Правый берег реки более крутой, чем левый. (срав.ст,сост.ф)

2 (повышенный уровень)

Образуйте от прилагательных формы простой и составной сравнительной степени.

Образец: красивый – красивее – более красивый.

Далекий, хороший, страшный, молодой, крутой, маленький, мелкий, 

мощный, строгий, толстый, здоровый, широкий, дешёвый, чистый, твердый.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к ВПР Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы Ч..десен и сказочен лес з..мой . (Над) л.. сными тр..пинками с..гнулись под тяжест ..ю инея ств .. лы м..л.. дых б ..ре …

Слайд 2

В прилагательных в форме составной сравнительной степени изменяется по числам, родам и падежам второе слово.

Слайд 3

Превосходная степень Простая форма Н. ф. прилагательного ейш айш Мудр ый + ейш = мудрейший Тонк ий + айш = тон ч айший (к // ч)

Слайд 4

Составная форма Самый, наиболее, наименее + н. ф. имени прилагательного Самый + н. .ф. прилагательного мудрый = самый мудрый.

Слайд 5

Прилагательные в форме простой превосходной степени изменяются по родам (в ед. ч.), числам и падежам. Теперь – роль в предложении! Прекраснейшая фея сотворила чудо. Я получил самый прекрасный подарок. Этот подарок самый прекрасный Определение, сказуемое.

Слайд 6

Задание ЕГЭ по русскому языку. Определите , в употреблении какого слова допущена ошибка : болтлИва , слИвовый , красивЕе , знАчимый

Слайд 7

Если же ударение падает на корень, то в сравнительной степени оно остается на корне: красИва — красИвее .

Слайд 8

Отрывок из «Повести о светлом мальчике» Степана Сарыг-оола в переводе Светланы Козловой

Слайд 9

Светлана Владимировна Козлова - поэт, журналист, переводчица

Слайд 10

Шагаа 1 приходится на первое марта — первый(1) день весны. Этот праздник самый большой у нас и считается вроде Нового года... К празднику этому у нас начинают готовиться, едва аалы 2 прикочёвывают на зимние стоянки: режут самого жирного(1) козла или барана, разделывают тушу, затем, уложив мясо в брюшину, замораживают тушу для Шагаа . Если мясо не приготовить заранее, то к весне любое животное потеряет упитанность и не будет таким лакомым куском на празднике. Беднота , не имеющая скота, мясных блюд приготовить не могла. Но и самые бедные(2) варили хотя бы кашу и свежий крепкий(2) чай не только для себя, но и для гостей. И на этот лучший свой обед звали всех, кто встретится, — звали, конечно, и богачей, но те от приглашения старались отделаться. Накануне праздника вещи из юрты выносятся, чистятся, вытряхиваются. Юрта пустеет до самого дымохода. Вокруг юрты, у коновязей и на скотных дворах тоже метут, чистят, приводят все в порядок. Вечером извлекают из футляра священную стрелу, нанизывают на неё сваренный курдюк, украшают разноцветными лентами и хадаками 3 и кладут стрелу в почетный(3) угол. Изображения богов расставляют на аптарах 4 , украшенных резьбой, изображающей священных животных. Богов моют, чистят, перед ними ставят бронзовые чашечки с пищей, зажигают лампадки. Под потолком юрты, вокруг дымохода, развешивают раскрашенные фигурки разных домашних животных, а также крохотные(3) ступки, корытца, чашечки, половники — всю домашнюю утварь. Эти игрушки обычно делали хорошие мастера, в семье их передавали из поколения в поколение.

Слайд 11

группа Сравнительная степень Превосходная степень простая сравнительная простая сравнительная первая вторая третья

Слайд 12

группа Нач.форма прилаг Сравнительная степень Превосходная степень простая сравнительная простая сравнительная первая новый жирный новее жирнее Более новый менее жирный новейший жирнейший Самый новый Самый жирный вторая Бедный Крепкий Беднее крепче Более бедный менее крепкий Беднейший крепчайший самый бедный самый крепкий третья Почетный крохотный Почетнее крохотнее Более почетный Более крохотный Почетнейший крохотнейший самый почетный самый крохотный

Слайд 13

ФИЗМИНУТКА.

Слайд 14

Словарная работа Шагаа , аал , кадак , аптара

Слайд 15

Шагаа – Новый год у тувинцев по восточному календарю. Аал – стойбище, селение. Кадак - тонкий мягкий шёлк в форме широкой ленты, который раньше преподносили почётным гостям. Аптара - сундук.

Слайд 16

Магический квадрат Боец сильнее Задача более легче Дружба крепче Поступок хужее Самый любимый праздник Событие более страшнейшее Менее холодная зима Самый важнейший день Красивейшая форма

Слайд 17

Магический квадрат Боец сильнее Задача более легче Дружба крепче Поступок хужее Самый любимый праздник Событие более страшнейшее Менее холодная зима Самый важнейший день Красивейшая форма

Слайд 18

Рефлексия Урок (какой?) хороший, лучше, самый хороший . Тема (какая?) понятная, более понятная, самая понятная.

Слайд 19

Домашнее задание Выполнить письменно упражнение 336 или 339 (по выбору)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: «Употребление имен прилагательных в речи»

Открытый урок по теме "Употребление имен прилагательных в речи"Цели:    1) дать представление о роли имен прилагательных в речи; развивать умения распознавать роль имен прилагательных в...

Открытый урок на тему: "Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе"

Открытый урок по русскому языку  разработан для учащихся 5 класса...

Разработка открытого урока с технологической картой на тему "Степени сравнения имен прилагательных"

Урок проводился 22 января 2015 года  для обучающихся 6 класса в рамках окружного семинара «Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на стандарты ...

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....

Открытый урок по теме "Разряды имен прилагательных"

Открытый урок проведен в рамках (школьный этап) конкурса "Учитель года -2019"...