СОВМЕСТНАЯ РАБОТА СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СОШ №8корпус 2 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
статья на тему

Парулина Вера Юрьевна

 

          В  1991 году  решением   коллегии  Госкомитета  образования от  13.07.90г.№14/4   официально   введен   институт   социальных  педагогов.  Это  сделано   не  случайно.   Наши  дети  на современном  этапе  находятся в  неблагополучной   сфере  детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_socialnogo_pedagoga_v_usloviyah.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОВМЕСТНАЯ  РАБОТА СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  СОШ №8корпус 2 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ  ПРЕДМЕТОВ

ПО ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ И ПРАВ РЕБЕНКА.

          В  1991 году  решением   коллегии  Госкомитета  образования

от  13.07.90г.№14/4   официально   введен   институт   социальных  педагогов.

          Это  сделано   не  случайно.   Наши  дети  на современном  этапе  находятся в  неблагополучной   сфере  детства.

Увеличилась детская смертность, ухудшилось  здоровье и питание, быт, досуг, увеличилась детская безнадзорность, преступность и  социальное сиротство, жестокое обращение с детьми, насилие, детский алкоголизм, токсикомания и наркомания. Поиск путей решения проблем привели к необходимости введения новых  специальностей для решения задач воспитания, развития и социализации личности. В школе появились такие профессии, как педагог-психолог, педагог дополнительного  образования, социальный  педагог. У каждого из них своя квалификационная характеристика своя роль, свое место назначения в            образовательном  процессе.    

        Всем нам совершенно понятно, что исходной сферой  социализации  является  семья, которую  социальная педагогика  рассматривает как первичную ячейку  общества, осуществляющую воспитательную  коммуникативную и ряд  других  функций.

      А поэтому работа с семьей – одно  из  основных  направлений  нашей  деятельности. На диагностику  семьи  учащегося мы выходим  еще до поступления  ребенка  в  школу. В течение  февраля, марта проводим собеседование  психолога с ребенком и родителями.

      Обязательно проводим обследование детей  логопедом. Такие  собеседования и обследования часто  выявляют  детей, для  которых  необходима  индивидуальная  программа   реабилитации.

Затем непосредственно психолог, логопед подбирают  программу         реабилитации. Выявляются  такие  категории  семей  как: семьи с  микро - социальной  запущенностью, детьми, оставшимися без попечения родителей, неблагополучные  семьи, неполные  семьи, семьи с детьми  инвалидами, детьми " группы  риска", пап – одиночек.

       По приходу ребенка в школу с первых дней начинается  осуществляться программа реабилитации социально-  незащищенных  детей. Для  таких  детей, логопед Татынова Людмила Ивановна проводит  индивидуальные и групповые  занятия как  с детьми (так  и родителями) с подключением  работников  детской  поликлиники  и реабилитационного  центра. С помощью медицинской  и  логопедической поддержки особенно социально  адаптируются  дети – инвалиды   среди  детей  и  взрослых,  быстро как  в  школе  так и вне её. Через  логопункт Муниципального Образовательного Учреждения  Средней Общеобразовательной школы № 8 корпус 2 в 2000/2001 учебном году прошло 78 учащихся, из них 4- ребенка  инвалиды-детства, с  синдромом Дауанные  личные  выбор  в этом  сложном мире,  решать  неизбежные  конф

ликты, а так же  осваивать методы  общения,  понимания  себя и других.                      Работа  психологов  очень  тесно  пер

екликается  с работой социального  педагога Парулиной Веры Юрьевны, т.к. в основном  учащиеся,  которые посещают  школу и стоят на   контроле  у  социального  педагога, чаще  всего  нуждаются в психологической поддержке.
      Конкретный пример такой работы:
      На  протяжении  трех  лет  занятия  психолога  посещали  девочки одной многодетной семьи. Семья неблагополучная (отец  злоупотребляет  спиртными напитками, мать за последние годы  в  злоупотреблении напитков  не иногда  и в противовес  им. Психологи помогают делать  осознанные  личные  выбор  в этом  сложном мире,  решать  неизбежные  конфликты, а так же  осваивать методы  общения,  понимания  себя и других.                      Работа  психологов  очень  тесно  перекликается  с работой социального  педагога Парулиной Веры Юрьевны, т.к. в основном  учащиеся,  которые посещают  школу и стоят на   контроле  у  социального  педагога, чаще  всего  нуждаются в психологической поддержке.

       Конкретный пример такой работы:

       На  протяжении  трех  лет  занятия  психолога  посещали  девочки одной многодетной семьи. Семья неблагополучная (отец  злоупотребляет  спиртными напитками, мать за последние годы  в  злоупотреблении напитков  не  замечена), девочки были  раздражительны, агрессивны, обидчивы, с одноклассниками  грубы. После  посещения  занятий  психолога, неоднократных бесед  с девочками, родителями,  посещений  семьи  социальным педагогом, классными руководителями Булебаевой Галиной Николаевной, Королевой Светланой Юрьевной,  взаимоотношения  с одноклассниками  улучшились, девочки стали спокойнее, доброжелательнее, отношения с одноклассниками улучшились.

        В процессе многолетней работы социального педагога, школьных психологов, логопеда, выработаны следующие формы совместной деятельности с проблемными родителями:

-   Психологические лектории;

  • Лектории;
  • Круглые столы;
  • Университет семейного воспитания по параллелям

Темы таких мероприятий:  «Родительская любовь», «Я и мой ребенок», «Что такое сотрудничество» и т.д.

Хочу отметить, что работа  с семьей – одно  из  основных  направлений  нашей  деятельности. Цель социальной работы с семьей, помогать координировать  взаимодействие  между  личностью  и обществом. Для изучения  сложившегося  социума  в начале учебного  года в школе, классными  руководителями  составляются, социальные  паспорта  классов с указанием  дифференцированных  категорий семей. На основе этих данных  составлен    социальный паспорт  школы, который позволяет  ясно представить  картину  о  семьях  учащихся  школы.

Приложение №1

Структура состава учащихся посещающих Муниципального Образовательного Учреждения Средней Общеобразовательной Школы №8корпус 2

2000-2001 учебный год

Исходя  из  данных  социального паспорта школы, был составлен список  детей, нуждающихся в бесплатном  питании. В  2000-2001 учебном  году таких детей питалось  135 человек, в том  числе:

   -  дети из семей инвалидов и дети-инвалиды –29;          

  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей-7
  • дети из многодетных  семей (3 и более) – 98;

   -  дети из  малообеспеченных  семей – 4;

   -  дети коренных  народов  Севера – 4;

   -  дети из неблагополучных семей -   5.

   

    Главной  заботой  социального  педагога,  являются  дети  нуждающиеся в защите государства. Это дети сироты и дети, оставшиеся  без попечения  родителей. Количество  таких  детей из года в год  увеличивается.

Приложение № 2 .  

   

Динамика изменения количества детей

оставшихся без попечения родителей.

Самое трудное  в  нашей работе – найти  взаимопонимание с семьями   " социального  риска". Как правило, родители  в  этих  семьях  недоверчивы, недоброжелательны, обижены на весь  белый свет. Обычно дети в таких  семьях  соматически  ослаблены, имеют "букет "  хронических  заболеваний.

Приложение №3.

Динамика изменения количества неблагополучных семей и количества в них детей.

С такими семьями мы свою работу строим следующим образом.

Первое: социальный педагог  обследует   жилищно-бытовые  условия ребенка. Второе: ставит на бесплатное  питание, оказывает материальную  помощь (для приобретения  одежды, ученических принадлежностей). В третьих: привлекает  специалистов  нашей  школьной службы  по психологической  реабилитации  детей.

В четвертых:        работает в тесном контакте с классными руководителями и с педагогами предметниками, заместителями директора - кураторами параллели, медицинским работником школы, выходит на Административный совет, Совет профилактики и Комиссию по делам несовершеннолетних.

        С  родителями  из  неблагополучных  семей  проводим беседы  на тему: " Родительская  любовь", «Ребенок – зеркало семьи», «Сложности воспитания детей 9-10 лет с учетом физиологических особенностей»

На  Университете  семейного  воспитания  для родителей,   проводились  беседы  на  темы: " О правах и обязанностях  родителей", " Хорошие  дети  -  счастливая  старость",  " У ребенка есть права, а у взрослых – обязанности  их  защищать".

        Все проводимые  мероприятия  положительно  влияют  на  взаимопонимания  в семье.

        Необходимо отметить как положительный момент работу Школьной  медико - педагогической комиссии в состав которой входят  все узкие специалисты  школы (психологи, социальный педагог, логопед, классный руководитель, медицинский работник школы Хуртило О.Н.). Возглавляет, и направляет, и контролирует данную работу зам.директора по начальной школе Попова Г.В.

        В течение ряда лет ведется реабилитационная работа совместно с дошкольными образовательными учреждениями 1-го, 13-го микрорайонов, подтверждение личности  ребенка, начинается в Дошкольном Образовательном Учреждении  и успешно продолжается в школе.

        От совместного сотрудничества выигрывает прежде всего ребенок, а в конечном итоге – вся семья и общество в целом.

        Свое выступление хочется закончить словами Антона Семеновича Макаренко «Наши дети – наша старость. Правильное воспитание – это счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это вина перед другими людьми, перед всей страной».

        Подготовила социальный педагог  Парулина Вера Юрьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль социально-психологической службы в духовно-нравственном воспитании учащихся.

Выступление на региональноми семинаре "Гуманизация профессиональной деятельности педагога как фактор духовно-нравственного воспитания учащихся". Г.О. Орехово-Зуево 2010 г....

Проект программы «Особенности работы социально-психологической службы в системном управлении инновационными процессами трех возрастных автономных школ как средство создания оптимальных условий для реализации личностного развития ребенка»

В целях создания необходимых условий для достижения качественного образования в  модели  «Российское образование 2020»намечены основные приоритетные направления и компле...

Рекомендации социального педага "Оптимизационная модель управления работой социально-психологической службы по профилактике отклонений в поведении учащихся "

По оптимизации управления социально-психологической службой в работе с детьми с отклонениями в поведении можно рекомендовать следующее: необходимо создание благоприятного психологического климата, в ц...

"ОТЧЕТ О РАБОТЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОП (социально-опасном положении) и ПОД ОПЕКОЙ"

Доклад на педагогический совет на тему "ОТЧЕТ О РАБОТЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОП (социально-опасном положении) и ПОД ОПЕКОЙ&quo...