Проект исторического квеста "Битва за Севастополь"
методическая разработка на тему

Матинова Нина Андреевна

19 ноября  2016 года прошёл Всероссийский молодёжный исторический квест волонтёров Победы "Битва за Севастополь",  который посвящён одной из самых крупных военных операций советских войск в ходе Великой Отечественной войны - обороне Севастополя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всероссийский молодежный исторический квестimg_(1).jpg

 "Битва за Севастополь"

Объявление

  1. Торжественное открытие мероприятия состоится 19 ноября в 13:40.


2. Принять участие в нём могут все желающие в возрасте от 14 лет.

3. Участникам   Всероссийского молодёжного квеста «Битва за Севастополь» предстоит решить теоретические задачи и преодолеть практические этапы, благодаря которым они смогут проявить сноровку и знание истории Великой Отечественной войны.

4. Участников ждёт проверка исторических знаний, уровня доверия в команде и способности справляться с испытаниями.

5. При создании сюжета и заданий  использованы самые интересные и яркие факты битвы за Севастополь.

6. Также участники квеста смогут выступить в роли военного корреспондента.

7.  По окончании квеста будет выявлена самая социально-активная команда. Команды, которые покажут лучший личный результат, будут награждены дипломом победителя.



*Команда «Морская пехота» (8 класс)

*Команда «Севастопольский  дзот                                              (Долговременная Земляная Огневая Точка)» (9 класс)

*Команда «Черноморский флот» (10 – 11 классы)

Проект  квеста «Битва за Севастополь»

Цели: - ознакомить детей с героическими страницами истории России;                              - способствовать формированию положительной нравственной оценки подвига во имя Родины,  воспитанию  чувства патриотизма;

-  пробуждать у детей интерес к  общественным  явлениям, стремление узнать  историю  своей  страны;

- воспитывать  уважение к людям  старшего поколения;

-  развивать умения самостоятельной работы при подборе материала для выступления;

- развивать  чувства патриотизма и гордости за свою страну;

- формировать российскую гражданскую и цивилизационно-культурную идентичности школьников на основе исторических событий, связанных  с битвой за Севастополь;

- содействовать  воспитанию гражданственности, патриотизма и толерантности школьников;

-  формировать  мотивацию к активному и ответственному участию в общественной жизни;

- воспитание российской гражданской идентичности.

Ведущая 1: Седьмой Всероссийский молодежный исторический квест волонтеров Победы «Битва за Севастополь», проходит во всех регионах нашей страны 19 ноября 2016 года.

29 октября в Севастополе прошёл  Всероссийский молодежный исторический квест «Битва за Севастополь», посвященный одной из самых крупных военных операций советских войск в ходе Великой Отечественной войны – обороне Севастополя.

Всероссийский молодежный исторический квест “Битва за Севастополь” посвящен событиям, происходившим на территории Крыма с 22 июня 1941 года по 9 мая 1944 года. 

Ведущая 2: 2016 год - год празднования 71-годовщины  победы в Великой Отечественной войне. Светит солнце, мы решаем свои какие-то проблемы. Ссоримся, миримся. Словом - живем. Мы живем.

Мы пришли в этот мир, чтобы жить, и никто не посмеет распоряжаться нашей жизнью!

Живем… А за нашу теперешнюю жизнь положили головы десятки миллионов солдат и офицеров Красной Армии, пострадали ни в чем ни повинные мирные жители. Всех их 26 миллионов. Вдумайтесь: 26 миллионов! Ведь это почти 5 часть наших современников – россиян.

Потоками крови и слез была омыта наша многострадальная земля. Но спасли солдаты Родину, сохранили ее для нас, потомков.

Не предайте – значит, помните! Вот почему и один из законов истории – Закон памяти, гласит: «Народ, забывший свою историю, умрет – помните о своем народе и своей истории».

Давайте и мы еще раз  вспомним о тех, кто подарил нам сегодняшний мир.

Всероссийский молодежный исторический квест “Битва за Севастополь” посвящён событиям, происходившим на территории Крыма с 22 июня 1941 года по 9 мая 1944 года. Участникам предстоит решить теоретические задачи и преодолеть практические этапы, благодаря которым они смогут проявить сноровку и знание истории Великой Отечественной войны.

(Песня «Севастопольский вальс»

Георгий Львович Рублёв).

Квест состоит из из 7 плацдармов.

Плацда́рм -  военное пространство, на котором подготовляется и развертывается военная операция.

I. Плацдарм «Севастополь – город русских моряков»

Слайд 1.

Севастополь – город русских моряков, крупнейшая база военно-морского  флота. Давайте сегодня перелистаем некоторые  страницы истории обороны Севастополя.

Слайд 2.

   Суровым и тяжелейшим испытанием для севастопольцев и моряков Черноморского флота стала Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. Севастополь в числе первых городов СССР 22 июня 1941 г. в 3 часа 15 минут подвергся налету фашистской авиации.

Слайд 3 Первой нанесла удар по фашистским самолетам зенитно-артиллерийская батарея Черноморского флота N 74, которой командовал лейтенант И.Г.Козовник. Вслед за ней открыли огонь 76, 80, 78 и 75-я батареи и успешно отразили первый налет фашистов.

   Моряки Черноморского флота, жители города организованно встали на защиту Севастополя.

Слайд 4.

   По решению городских организаций, штаба Черноморского флота воины гарнизона и севастопольцы в сжатые сроки, к 1 ноября 1941 г., возвели вокруг Севастополя три рубежа обороны: тыловой, главный и передовой с догами, дзотами и другими оборонительными сооружениями. Эту работу возглавлял инженерный отдел флота, руководимый военным инженером 1 ранга В.Г.Парамоновым

Слайд 5.

29 октября 1941 г. в Севастополе было введено осадное положение. 30 октября первый удар по моторизованной колонне 11-й немецкой армии генерала Манштейна нанесла 54-я береговая батарея Черноморского флота под командованием лейтенанта И.И.Заики. Артиллеристы три дня вели непрерывные ожесточенные бои с наседавшими фашистами. Почти одновременно с артиллеристами в бой вступили части морской пехоты, сформированные из курсантов военно-морского училища и матросов боевых кораблей и береговых частей флота, при поддержке береговых и зенитно-артиллерийских батарей.

Слайд 6 -7.

   30 октября 1941 г. началась вторая героическая оборона Севастополя, которая продолжалась 250 дней - до 4 июля 1942 г. С первых боев до последних дней обороны защитники города проявляли самоотверженность, беспримерную стойкость и героизм. 4 ноября для объединения всех сил Главной базы Черноморского флота был создан Севастопольский оборонительный район (СОР)

Слайд 8.

Для удобства управления войсками СОР был разделен на 4 сектора, возглавили которые опытные командиры дивизий - П.Г.Новиков, И.А.Ласкин, Т.К.Коломиец, В.Ф.Воробьев.

   После провала попытки овладеть Севастополем с ходу немецко-фашистское командование осуществило три наступления на город: первое началось 11 ноября 1941 г., второе - 17 декабря 1941 г., третье - 7 июня 1942 г.

   Мужество, отвагу и стойкость в боях проявили бойцы и командиры 7-й бригады морской пехоты под командованием полковника Е.И.Жидилова,

Слайд 9.

Бессмертный подвиг совершил гарнизон дзота N 11. Краснофлотец комсомолец Иван Голубец ценой собственной жизни спас боевые корабли и их экипажи в Стрелецкой бухте. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Слайд 10.

За подвиги в те дни звания Героя Советского Союза были удостоены пулеметчица Нина Онилова и снайпер Людмила Павличенко.

Слайд 11.

   Вступившие 3 июля 1942 года в разрушенный город фашисты бесчинствовали в нем 22 месяца. Они уничтожили в инкерманских штольнях 3 тыс. женщин, стариков и детей, в Троицком туннеле - более 400 рабочих. 12 июля оккупанты согнали на стадион "Динамо" 1500 жителей, а после ограбления и издевательств расстреляли их на 5-м км Балаклавского шоссе.

Слайд 12.

 За время оккупации города фашисты расстреляли, сожгли, утопили в море, насильно угнали в Германию десятки тысяч севастопольцев.

Слайд 13.

9 мая к вечеру был полностью освобожден Севастополь, 10 мая в час ночи Москва 24 залпами из 342 орудий салютовала освободителям города. В этот день газета "Правда" писала: "Здравствуй, родной Севастополь! Любимый город советского народа, город-герой, город-богатырь! Радостно приветствует тебя вся страна!".

Слайд 14.12 мая в районе мыса Херсонес были разгромлены остатки фашистских войск в Крыму.

II. Плацдарм «Фильмы и книги  о войне»

        О событиях тех лет написано много книг, снято большое число фильмов. А какие книги о войне и фильмы  вы знаете? (1 очко)

III. Плацдарм «Песни военных лет»

-  Память... Она имеет начало, но не имеет конца. Вот уже 70 лет всё ждут и ждут запоздавшие письма с войны, и матери не верят похоронкам, и невесты ждут, а сыновья стали взрослее своих отцов. И нет покоя вернувшимся, ибо каждый из них повторяет: "Я остался в живых, потому что кто-то погиб за меня". И тела погибших давно стали землёй, и благодаря одному сердцу, переставшему биться, на земле нашей стучат тысячи сердец!
-  Достоверно подсчитано, что в каждую минуту войны погибло 10 человек. Из каждой сотни юношей 1923 г. рождения, 18-летних, с войны вернулся только один.
- Было убито 16 747 чел., ранено 33 782, от голода умерли 641 803 человек, осталось без крова 716 000 мирных жителей

А какие, на ваш взгляд, слова наиболее точно отражают события тех лет.

(Долг, мужество, патриотизм, подвиг, отвага…)– за каждый ответ 1 бал

Исполнение песен

IV. Плацдарм«Виртуальное  путешествие по городам- героям»(спортзал)

В дни грозных битв и мирного труда

Моя Отчизна славилась героями,

Но вписаны особою строкою

В историю герои - города.

Наш рассказ сегодня о городах - героях.

    1941 год – начало Великой  Отечественной войны. Вся Россия встала на защиту Родины. По всему фронту, протяжённостью почти 4 тыс. км, развернулись ожесточённые бои. Непреступной стеной на пути фашистских захватчиков встали советские воины, жители городов и сёл защищать каждую пять родной земли. Десятки, сотни городов в годы Великой Отечественной стали местами ожесточённых сражений, местами массового героизма людей. 13 городов стали городами – героями.

Давайте  совершим виртуальное  путешествие по городам - героям, вспомним их героическое  прошлое и приготовим рассказ о городе-герое.                                                                             (Только попав мячом в корзину, вы получаете право получить информацию о городе-герое. Учитывается время. Наименьшее время – 5 баллов)

1. Несгибаемый Ленинград. 900 дней и ночей блокады. Не сломили духа сыновей и дочерей Отчизны. Ленинградцы выстояли и победили.

2.Город славы - Волгоград. Сталинградская битва - одна из крупнейших во второй мировой войне. Под Сталинградом была разгромлена трёхсоттридцатитысячная группировка гитлеровцев.

3.Легендарный Севастополь. Надолго сковав крупные силы противника, защитники Севастополя нарушили планы военного наступления гитлеровского вермахта.

4.Героическая Одесса. Советские войска и население города стойко отражали наступление немецко - фашистских и румынских войск, имевших пятикратное превосходство в силах.

5.Сердце Родины. Москва. В тревожную осень 1941 года уходили на фронт защитники столицы.

А 24 мая 1945 года здесь состоялся Парад Победы.

6.Непобедимый Брест. В течение месяца три с половиной тысячи воинов сражались, сковывая значительные силы немецко - фашистских войск.

7.Крепость на Днепре - Киев. Город сыграл важную роль в срыве гитлеровского плана "молниеносной войны", задержав наступление на Москву.

8.Город стойкости Новороссийск. Победа героической Малой земли привела к изгнанию врагов со всего Кавказа.

9.Мужественная Керчь. В течение пяти месяцев жители города продолжали самоотверженную борьбу с многократно превосходящими силами противника.

10.Доблестная Тула. За полтора месяца осады в городе не прекращались производство и ремонт вооружения и военной техники.

11.Непокорённый Минск. С первых же часов войны столица Белоруссии ожесточённо сопротивлялась врагу.

12.Непоколебимый Мурманск. Здесь врагу не удалось перейти линию нашей государственной границы.

13.Прославленный Смоленск. Здесь враг натолкнулся на великое, несокрушимое мужество советских людей.

Их подвиг навсегда останется в наших сердцах. 1 участник должен назвать Города-герои. За каждый правильный ответ 1 балл

V. Плацдарм «Женщина-снайпер в истории Второй Мировой войны»

В конце сентября 1941 г. немецко-фашистские войска вторглись в Крым. 30 октября 1941 г. началась вторая героическая оборона Севастополя, которая продолжалась 250 дней - до 4 июля 1942 г. Бессмертный подвиг совершил гарнизон дзота N 11Севастопольского Оборонительного Района.

1.Краснофлотец комсомолец Иван Голубец ценой собственной жизни спас боевые корабли и их экипажи в Стрелецкой бухте. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

2.Навсегда в памяти народа останутся подвиги героев 365-й зенитной батареи, вызвавших огонь на себя, пулеметчицы 25-й Чапаевской дивизии Нины Ониловой и тысяч других известных и безымянных героев.

3. Три дня полуразрушенный дзот, которым командовал  Раенко Сергей, стоял на пути врага непреодолимой преградой. Небольшая группа израненных, оглохших, изнывающих от жажды моряков продолжала сдерживать натиск врага. На дзот набросились пикировщики. Холм, на котором он стоял, потонул во взрывах.

4. Слова из предсмертной записки, которую краснофлотец Алексей Калюжный написал своей кровью: «Я умираю, но знаю, что мы победим. Моряки - черноморцы! Деритесь крепче, уничтожайте фашистских бешеных собак! Клятву свою я сдержал. Калюжный».

5.Старшина 2 статьи Григорий Пузик, защитник ДЗОТа №11 Севастопольского Оборонительного Района.

Новая атака началась спустя несколько часов. И опять впереди пехоты двигались два танка. Не дойдя,  до всё еще дымящих машин, они остановились и открыли огонь.

Снова два моряка устремились навстречу, но погибли. За танками шли в атаку автоматчики. Раненый в голову старшина 2 й статьи Григорий Пузик открыл огонь из пулемета. После прямого попадания в ДЗОТ связь с ним прекратилась...

6. Снайпер Людмила Михайловна Павличенко.

Участница обороны Севастополя, Герой Советского Союза. Самая результативная женщина-снайпер в истории Второй Мировой войны. На её счету 309 гитлеровцев, в том числе 36 снайперов.

1 задание. Конкурс «Памяти народа останутся подвиги героев ….»-1балл

2 задание. Меткий стрелок -1  балл

3 задание. Перевязка раненого транспортировка в санбат на время.

VI.Плацдарм «Военный корреспондент»

9 мая к вечеру был полностью освобожден Севастополь. В этот день газета "Правда" писала: "Здравствуй, родной Севастополь! Любимый город советского народа, город-герой, город-богатырь! Радостно приветствует тебя вся страна!". Над городом вновь реял красный флаг. Но первой взметнулась над Севастополем тельняшка и бескозырка – «морская душа», символ мужества и отваги моряков.

Чтобы вы написали в этот знаменательный день?

VII. Плацдарм «Обелиск Победы»

VIII.  Плацдарм «Победа 45 года»                                                                                       (Подведение итогов и награждение)

Звучит гимн Севастополя «Легендарный Севастополь»

Ты лети, крылатый ветер,

Над морями, над землей,

Расскажи ты всем на свете

Про любимый город мой.

Всем на свете ты  поведай,

Как на крымских  берегах

Воевали наши деды

И прославили в боях.

Легендарный  Севастополь,

 Неприступный для врагов,

Севастополь,  Севастополь —

 Гордость русских моряков.

Здесь на бой, святой  и правый,

Шли за Родину свою,

И твою былую славу

Мы умножили в бою.

Скинув черные  бушлаты,

Черноморцы в дни войны

Здесь на танки  шли с гранатой,

Шли на смерть  твои  сыны.

Знает вся страна родная,

Что не дремлют корабли

И надежно охраняют

Берега  родной земли.

Легендарный  Севастополь,

 Неприступный для врагов,

Севастополь,  Севастополь —

 Гордость русских моряков.

Маршрутный лист квеста «Битва за Севастополь»vpn.pngkolledj-kyrtki-volontery-pobedy-shevron-i-pechat-flok-00-600x900.jpg

Команда

«Черноморский флот»

№ п/п

Плацдарм

Результат

Ответственный

1.

Плацдарм «Севастополь – город русских моряков»

Матинова Н. А.

2.

Плацдарм «Фильмы и книги  о войне»

За каждый правильный ответ 1 балл

Матинова Н. А.

3.

Плацдарм «Песни военных лет»3 – 5 баллов

Матинова Н. А.

4.

Плацдарм «Виртуальное  путешествие по городам - героям» (спортзал)

1. Наименьшее время – 5-3 баллов

2.За каждый правильный ответ 1 балл

Михайлов А. Н.

5.

Плацдарм «Женщина-снайпер в истории Второй Мировой войны»

1 задание. Конкурс «В памяти народа останутся подвиги героев ….» -1балл

Бабушкин А. В.

2 задание. Меткий стрелок -1  балл

Бабушкин А. В.

6.

Плацдарм «Санбат»

 Задание. Перевязка раненого транспортировка в санбат на время.

Мищенко Н. Н.

7.

Плацдарм «Военный корреспондент»

Шпис Л. А.

8.

Плацдарм «Обелиск Победы»

Бабушкина С. М.

9.

Плацдарм «Победа 45 года»                                            

Меньщикова Е. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Исторические памятники моего города""

История г. Дзержинский Цель проекта:знакомство с историей города, его культурными памятниками, воспитание православной культуры, знание истории Николо-Угрешского монастыря, посещение х...

Проект "Исторические прототипы героев былин"

Проект "Исторические прототипы героев былин" представляет собой исследовательскую работу учащихся  6-го класса , цель которой -систематизация представлений об исторических прототипах героев русск...

Проект "Исторический Санкт-Петербург в задачах"

Разработка может быть использована  для проведения внеклассного мероприятия по математике в 5-х классах, а также отдельные задания на уроках математики....

Научно-исследовательский проект «Историческое и культурное наследие народов Республики Башкортостан» Ученик 8Б кл. МОБУ СОШ № 21 г.Белорецк Республики Башкортостан

Научно-исследовательский проект «Историческое и культурное наследие народов Республики Башкортостан»«Духовно-нравственные ценности  в современном обществе»(Национальные традиции   декор...

Проект "Историческая память: аспекты воспитания подрастающего поколения"

В данной работе авторы анализируют собранный материал о том, что знает подрастающее поколение о Великой Отечественной войне, а также вносят предложения о воспитании в детях чувства патриотизма....

Педагогический проект историческое краеведение

Педагогический проект. Историческое краеведение. Этот материал  может помочь учителям, педагогам дополнительного образования в разработке краевеведческого материала, для составления педагогически...

“Интеграция различных областей знаний и реализация коллективных проектов – исторический проект “Вперед в прошлое!”

Проект “Вперед в прошлое!” - реконструкция событий 20-х годов 20 века в самых разных областях в течение всего учебного года....