Трудовая адаптация, её роль и проблемы. Формирование навыка высшеко порядка.
статья по технологии по теме

Артюшина Ольга Александровна

Трудовая адаптация - это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором личность и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами. Таким образом, трудовая адаптация - двухсторонний процесс взаимоприспособления между личностью и социальной средой.

По времени процесс трудовой адаптации условно можно разделить на три этапа: познавательный (ознакомительный), оценочный и заключительный.

На познавательном (ознакомительном) этапе, учащиеся знакомится с организацией урока технологии, производственными условиями мастерской и содержанием труда. В это время у них ещё нет полного представления и окончательных суждений о профессии.

На оценочном этапе постигаются тонкости профессионального мастерства, происходит освоение социального опыта.

На заключительном этапе происходит формирование активного творческого ученика, его полной совместимости с социальной средой; ученик стабилизируется и определяется окончательно, какую профессию он хотел бы получить по окончании школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГС (К) ОУ школа – интернат №3

Тема: «Трудовая адаптация, её роль и проблемы. Формирование навыка высшего порядка».

 

 Учитель: Артюшина Ольга   Александровна

Тольятти 2010-2011

Тема: Трудовая адаптация, её роль и проблемы. Формирование навыка высшего порядка.

Трудовая адаптация - это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором личность и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами. Таким образом, трудовая адаптация - двухсторонний процесс взаимоприспособления между личностью и социальной средой.

Трудовая адаптация - это сложный и многогранный процесс. Он представляет собой единство нескольких адаптаций:

Профессиональная - выражается в ознакомлении с профессиональной работой, приобретении навыков профессионального мастерства, сноровки, достаточных для качественного выполнения функциональных обязанностей.

Социально-психологическая - заключается в усвоении социально-психологических особенностей коллектива, вхождении в сложившуюся в нем систему взаимоотношений, освоении системы ценностей, норм поведения.

Общественно-организационная - означает освоение организационных структур, системы управления и обслуживания учебного и производственного процесса, режима труда и отдыха, соблюдение дисциплины труда.

Культурно-бытовая - это освоение особенностей организации быта и традиций проведения свободного времени в коллективе.

Все эти процессы тесно взаимосвязаны и протекают в условиях постоянного взаимодействия и влияния. Рассматривать их необходимо в комплексе, поскольку каждая из них не эффективна без других.

По времени процесс трудовой адаптации условно можно разделить на три этапа: познавательный (ознакомительный), оценочный и заключительный.

На познавательном (ознакомительном) этапе, учащиеся знакомится с организацией урока технологии, производственными условиями мастерской и содержанием труда. В это время у них ещё нет полного представления и окончательных суждений о профессии.

        Основная цель моей работы, а в частности преподавания предмета технологии предельна, проста и  формулируется двумя словами – научить учиться.

       Учебная и трудовая деятельность ученика содержит умственные и двигательные действия. В реальных условиях учебного и производительного труда ученику и работнику необходимо понимать и удержать в памяти инструкцию (задание на урок и работу), ориентироваться в учебной и трудовой ситуации. Планировать урочное время и рабочий день, последовательность выполнения задания, контролировать результаты своей учебной работы и труда, оценивать качество и учитывать количество сделанного. При овладении учебным и  трудовым процессом именно эта его интеллектуальная составляющая затрудняет умственно отсталых детей и подростков и ограничивает их возможности в освоении более сложных видов труда.

       Обучение происходит в форме коллективно-распределённой поисковой деятельности. Я учу учащихся понимать и координировать разные точки зрения, обосновывать и проверять свои гипотезы и выводы. Универсальным методом обучения является метод постановки и решения учебной задачи, а так же метод проекта. С помощью проектной системы обучения я стараюсь добиваться существенного развития комплекса способностей учащихся без уменьшения качества усвоения ими учебного материала.

       Обучение проектным методом способствует формированию и развитию рефлексивного мышления у учащихся, а это ведет к осознанию учащимися способов деятельности и осознанию необходимости своего развития.

       Обучая учащихся методом проекта, на уроках технологии я создаю благоприятные условия успешной трудовой деятельности, соответствующей возможностям ребенка, а также построения учебного процесса, дающего положительные результаты в обучении, развитии и воспитании. Это способствует решению проблемы социально – трудовой адаптации выпускников коррекционных школ и интеграции их в обществе.

     Обучение методом проекта позволяет мне достичь освоения изучаемого предмета, обеспечивать и способствовать личностной реализации каждой ученицы.

        В 5 – 6 классах, я веду целенаправленную работу по выработке общих правил и норм учебного взаимодействия, приучаю к порядку и соблюдению техники безопасности. Одновременно определяю стартовые возможности учащихся, организую знакомство с учебным предметом.

         Я  применяю технологию обучения, направленную на личную продуктивную деятельность учащихся. Такая технология обучения обеспечивает положительные результаты изучения учебного материала при существенно большей мотивации и творческой самореализации детей уже в течение одного года.

         В соответствии с возрастными особенностями младших подростков, учебный процесс в 5 – 6 классах строится таким образом, чтобы обучающийся мог действительно ощутить себя в позиции «взрослого». Для этого пятиклассникам я периодически предоставляю новое место в системе учебных отношений - место «младшего учителя» (бригадира) – посредника между взрослым учителем и младшим школьником.

         Основная цель данного периода – обеспечить условия, при которых произойдет плавный перевод ребенка с начальной школы на учебную взрослую деятельность, и его приход в швейную мастерскую будет ощущаться им как переход на новую ступень взросления.

       С первого сентября учащиеся включаются в рабочую атмосферу швейной мастерской.

      Основными результатами на данном этапе являются:

способность детей строить свои действия с учетом действий одноклассников;

умение добывать недостающую информацию с помощью «умных» книг и вопросов;

способность брать на себя инициативу в организации совместной работы с товарищами;

готовность решать конфликты не агрессивно, а рационально, проявляя самокритичность и дружелюбие;

использовать для регуляции и саморегуляции нормативного поведения на уроке специальные знаки и жесты.

На оценочном этапе постигаются тонкости профессионального мастерства, происходит освоение социального опыта.

         Это период 6 – 7 класс характеризуется тем, что:

продолжаются формироваться познавательные интересы у учащихся;

формируется учебная деятельность в ходе, которой осваивается предметное содержание;

растет учебная самостоятельность (субъектность);

складывается класс как учебное сообщество, способное вовлекать в решение учебных задач, даже наименее мотивированных школьников.

      Главный результат этого периода – приобретение ребёнком способности к рефлексии, которая включает в себя:

знания о своем незнании, умение отличать известное от неизвестного;

умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешной работы;

продолжать учиться рассматривать собственные мысли и действия со стороны, не считая свою точку зрения единственно возможной;

продолжать учиться умению пользоваться разными источниками информации.

     Серьезную роль в формировании этих способностей у учащихся играет принятая у нас в школе система оценивания учащихся по уровням сложности групп, которая является важнейшим условием становления учебной самостоятельности обучающихся. В этой системе учащийся имеет право на ошибку, учится оценивать свои учебные действия содержательно (конечно это очень трудно дается), ориентируясь и на внешнюю оценку учителя (или любого другого взрослого) и а на определенный норматив (критерий).

     Она строится на основе следующих принципов:

приоритет самооценки: учительской оценке всегда предшествует самооценка ученика.

критериальность: оценка в каждом конкретном случае проводится на основе выработанных совместно с детьми четких и однозначных критериев.

личностная направленность: в процессе оценки фиксируется личностный рост ребенка, оценка промежуточных результатов обучения осуществляется только в динамике предыдущих достижений ученика; не допускается сравнения учащихся друг с другом.

систематичность оценивания: решение каждой учебной задачи включает в себя специально организованные действия контроля и оценки, где определяются границы «знания – незнания», оцениваются потенциальные возможности ребенка, формулируются проблемы, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.

На заключительном этапе происходит формирование активного творческого ученика, его полной совместимости с социальной средой; ученик стабилизируется и определяется окончательно, какую профессию он хотел бы получить по окончании школы.

          Это период   8 – 9 класс, цель этого периода – осуществить плавный, мягкий и некризисный перевод обучающихся на основную ступень профессионального образования, создать предпосылки для индивидуализации учебной деятельности.

    Существенными особенностями этого периода в возрастном развитии учащихся являются:

повышение требований и требовательности;

расширение сферы самостоятельности;

усложнение обязанностей;

повышение ответственности;

     Основные задачи этого периода обучения определяю следующим образом:

обеспечить условия для приобретения учащимися опыта собственной самостоятельной работы, научить их действовать по собственному замыслу в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находить способы их реализации;

создать предпосылки к самоконтролю и самооценке содержания и результатов самостоятельной учебной и внеучебной деятельности учащихся;

предоставить учащимся возможность свободного выбора источников информации для решения самостоятельно поставленных учебных задач;

       Применяемый мной метод проекта на этом этапе позволяет вести обучение учащихся в форме творческих работ и повышение на данной основе уровня развития их личностных качеств. Динамика развития личностных качеств и психических процессов у учащихся имеет характер постепенного нарастания и стабилизации.

       Учащиеся включаются в проектную деятельность в рамках урока и внеурочной деятельности, результаты которой представляются на специально организованных занятиях в форме презентации индивидуальных и групповых проектов, а также мы принимаем активное участие в профессиональных конкурсах (работает свой театр моды).

        Таким образом, уже в восьмом - девятом классах обучающиеся получают свободу выбора собственных путей в решении учебных задач и учатся выполнять индивидуальные проекты при изучении и  пошиве определенного вида изделия.

        Я стараюсь сделать образовательный процесс «вариативным к каждому ребенку», создать условия для раскрытия и сохранения индивидуальности каждого, для развития его творческого, созидательного потенциала. Именно в таких условиях, на мой взгляд, и становится возможным достижения современных целей образования: научить человека действовать в меняющемся мире на основе полученных знаний и сформированных умений.

      Всё выше перечисленное создает условия для формирования у учащихся умения:

определять учебные цели, достижения которых обеспечивает личное продвижение обучающегося;

оценивать свои ресурсы и дефициты в достижении этих целей;

находить источники восполнения этих дефицитов.

       В качестве важнейших целей в педагогическом процессе учитель выделяет:

создание условий и возможностей для профессионального и личностного самоопределения учащихся;

формирование способностей к самоорганизации, к продолжению образования, к созидательной деятельности, социальной мобильности;

формирование высокого уровня правовой культуры, умение находить содержательный компромисс в процессе межличностной и межкультурной коммуникации.

        Завершение трудовой адаптации как процесса овладения избранной специальностью и формирования полноценного члена трудовой организации протекает на протяжении всего срока трудового обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков социально-трудовой адаптации средствами эстетического воспитания на основе различных видов художественно-творческой деятельности детей с проблемами в воспитании и обучении.

Эстетическое воспитание аномальных детей, их развитие через различные виды творческой деятельности воспитывает положительные качества личности, формирует учебные и трудо...

Проблемы социально-трудовой адаптации выпускников детского дома

Воспитанники детских домов имеют поверхностное, идеализированное представление о той или иной профессии. Часто их суждения основываются на внешних атрибутах, количестве ...

роль самоконтроля в формировании навыков произношения у глухих детей

материал был представлен на заседании  педагогического совета и предназначен для учителей специальных (коррекционных школ)  I, II вида...

Проблемы формирования навыков говорения на уроках иностранного языка.

Статья раскрывает некоторые проблемы,возникающие при обучении говорению на иностранном языке...

  Проблемы трудового воспитания, профессиональной подготовки и социально-трудовой адаптации выпускноков коррекционных учреждений VIIIвида

Воспитанники коррекционного учреждения  VIII вида (образовательного учреждения для умственно отсталых учащихся) с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и ...

Проблема формирования навыков самоанализа и самоконтроля на уроках биологии.

Проблема формирования навыков самоанализа и самоконтроля на уроках биологии....

Проблемы социально-трудовой адаптации

указаны актуальные  проблемы...