Технология. Твоя профессиональная карьера.
рабочая программа по технологии (9 класс) на тему

Беломестных (Марченко) Наталия Адамовна

Рабочая программа курса разработана на основе  программы С.А. Гайковой «Твоя профессиональная карьера», рекомендованной Управлением образования Яковлевского района (курс одобрен Министерством образования Российской Федерации,  2009 г. авторы - программы С.Н. Чистяковой,  В.П. Бондаревой, М.С. Гуткина, Т.М. Занковской, Г.Ф. Михальченко «Технология. Твоя профессиональная карьера», для учащихся 8-9 классов).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Калтукская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

На заседании МО

_______________________

Ф.И.О.

«___» _________        201__г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МКОУ «Калтукская СОШ»

______________________

Ф.И.О.

«___» _________        201__г.

«Утверждено»

Директор МКОУ «Калтукская СОШ»

_______________________

Ф.И.О.

«___» _________        201__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

_________________Технология. Твоя профессиональная карьера_________________

(наименование учебного предмета (курса)

     _______________________среднее общее образование, девятый класс  _______________

(уровень, ступень образования)

  _________________________________один год___________________________________

(срок реализации программы)

Составлена на основе примерной программы С.Н. Чистяковой,  В.П. Бондаревой, М.С. Гуткина, Т.М. Занковской, Г.Ф. Михальченко «Технология. Твоя профессиональная карьера», для учащихся 8-9 классов).____________

(наименование программы, автор программы)

Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу.

___Беломестных Наталья Адамовна___________________________________________

с. Калтук

2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса разработана на основе  программы С.А. Гайковой «Твоя профессиональная карьера», рекомендованной Управлением образования Яковлевского района (курс одобрен Министерством образования Российской Федерации,  2009 г. авторы - программы С.Н. Чистяковой,  В.П. Бондаревой, М.С. Гуткина, Т.М. Занковской, Г.Ф. Михальченко «Технология. Твоя профессиональная карьера», для учащихся 8-9 классов).

Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью.

Цели курса:

- актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения с требованиями  профессии;  
          - развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
          
Задачи курса:
      -  повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
      -  сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
      -  ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.

Изменения, внесенные в программу

Курс «Твоя профессиональная карьера» состоит из двух частей — теоретической и практической. Теоретическая включает изучение «Образа „Я“, мира труда и профессий. Практическая часть представляет собой практические работы.  В связи с тем, что невозможно организовать экскурсии на предприятия поселка, данные 5 часов, отводятся на практическую работу.

Рабочая программа

Кол-во часов

1

Внутренний мир человека и возможности его познания  

2

2

Многообразие мира профессий

2

3

Представление о себе и проблема выбора профессии

2

4

Практическая работа «Профессиональные склонности и интересы»

2

5

«Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

2

6

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»)

2

7

Самостоятельная работа «Образ «Я»

1

8

Социально-психологический портрет современного профессионала

2

9

Самостоятельная        работа «Анализ профессий»

2

10

Классификация профессий

2

11

Практическая работа «Профессия и здоровье»

2

12

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности

2

13

Темперамент в профессиональном становлении личности

2

14

Ведущие отношения личности и типы профессий

2

15

Эмоциональные состояния личности

2

16

Практическая работа «Волевые качества личности»

2

17

Обобщение. Итоговое тестирование.

2

Учебно-методический комплекс

Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений/ М.С. Гуткин, П.С. Лернер, Г.Ф. Михальченко и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной.- М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов - 1 час в неделю.

Плановых практических работ - 8  часов, самостоятельных работ  - 3  часа. Итоговое тестирование – 1 час.

Формы организации учебного процесса

Формы организации занятий и методы обучения: конференция, «круглый стол», тренинг,  индивидуальные и групповые беседы; демонстрация презентаций, конкурс, составление и решение профориентационных кроссвордов.

В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик,  тестов  направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры. Кроме того, по всем темам курса проводятся самостоятельные работы.

              Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.

Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.

Для развития у школьников познавательных интересов, расширения профессионального кругозора предусмотрена самостоятельная внеурочная деятельность: работа с литературой, в кружках, подготовка рефератов, анализ содержания труда рабочих, выполнение индивидуальных творческих заданий, создание презентаций, отчетов.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере.

Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда.

Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности.

Формы и средства контроля

  • Оценка знаний. Контроль знаний учащихся неразрывно связан с формой организации занятий и методами их проведения.

Сформированность знаний по содержанию конкретных понятий оценивается по пятибалльной системе.

Диагностика и самооценка. В ходе занятий  учащимися ведется дневник профессиональной карьеры, который является органической частью курса, системообразующей и интегрирующей другие его составляющие — когнитивную, эмоционально-оценочную (самооценка своих возможностей выполнять тот или иной вид деятельности, отношение к различным видам труда), регуляторную (выявление и формирование профессионально важных качеств).

Изучая курс, школьник выполняет различные диагностические процедуры, связанные с изучаемой темой, самостоятельно оценивает достигнутый уровень способности выбора профессии и фиксирует полученные данные в дневнике выбора профессии, что, в свою очередь, позволяет ему наметить программу действий по развитию недостающих качеств для успешной профессиональной карьеры.

С целью формирования адекватной самооценки исследование каждой психологической характеристики проводится дважды — до овладения определенной методикой, направленной на изучение характеристики, и после получения знаний и умений работы с ней — с фиксацией данных в дневнике и сравнением их.

В дневнике содержится перечень заданий, а также комплект диагностических методик. При оценке своих личностных качеств (исходя из опыта) в помощь учащемуся предлагаются рисунки и диаграммы. Результаты выполнения специальных методик заносятся школьником в соответствующие таблицы дневника.

Все предлагаемые тестовые методики соответствуют темам курса, и учащиеся, заполнив дневник, получают свой психологический портрет с основными характеристиками интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер.

Дневник хранится у школьника. Работая с ним на уроке, он может обращаться к нему и в свободное время, с тем чтобы убедиться в правильности оценки своих индивидуальных особенностей, посоветоваться с родителями, внести дополнения, подвести итоги в продвижении к своей цели — выбору профессии.

В целом работа с ДПК помогает определить характерные признаки профессиональной деятельности, соотнести их со своими индивидуальными особенностями с целью выявления профессиональной пригодности к различным типам профессий, что чрезвычайно важно в новых условиях рынка труда для обеспечения собственной социальной защиты. до овладения определенной методикой, направленной на изучение характеристики, и после получения знаний и умений работы с ней — с фиксацией данных в дневнике и сравнением их.

        В течение года предусмотрено проведение 3 самостоятельных работ  и 1 итоговое тестирование:

- Самостоятельная работа №1   (приложение 2.)«Образ «Я» и профессии»

- Самостоятельная работа №2 (приложение 3.) «Особенности профессионального труда» (разделение, характер,  содержание и условия труда)

Самостоятельная работа №3 «Анализ профессий» (приложение №5)

- Итоговое тестирование (приложение 10)

Учебно-методические средства

1.  Программа курса Твоя профессиональная карьера,  авт.  С.Н.Чистякова, Т.И. Шалавиной,  М.А. Холодная,  В.П. Бондарева и др.- М., Просвещение, 2008.

2. Твоя профессиональная карьера: методика: кн. Для учителя/  С.Н.Чистякова, И.А. Умовская, Т.И. Шалавиной,  А.И. Цуканов; под ред. С.Н.Чистяковой. – М.: Просвещение, 2010.

Литература  к  курсу  «Твоя профессиональная карьера»

  • Савченко, М.Ю. Профориентация.  Личностное  развитие.  Тренинг  готовности  к  экзаменам. – М.: Вако,  2005. Профориентация старшеклассников: сб. учеб.-метод. Материалов / сост., редактирование и комментарии Т.В. Чистяковой. – Волгоград: Учитель, 2005.

  • Человек и профессия. Образовательный курс профессиональной направленности. / авт. –сост.: Л.Н.Бобровская, О.Ю. Просихина и др.; под ред. Рождественской. – М.: Глобус, 2008.
  • Дневник профессионального самоопределения старшеклассника/ авт.сост.: Л.Н. Бобровская, Е.А.Сапрыкина, О.Ю. Просихина. –М.: Глобус, 2007

Дополнительная литература

  1. Прихожан, А. М Психология неудачника: тренинг уверенности   в  себе.—М., 1997.
  2. Профориентация старшеклассников: Сб. учеб. – метод. Материалы/ сост. Т.В. Черникова – Волгоград: Учитель, 2005.
  3. Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры , упражнения, Опросники. – М.: ВАКО, 2005.
  4. Психологические программы развития личности в подростковом и юношеском возрасте / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Академия, 1995.— 123 с.
  5. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Рабочая тетрадь учащегося. – М.: Генезис, 2004.
  6. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации / под ред. Е. Г. Трошихиной. — СП6., 2001.
  7. Черникова, Т. В., Шашкова, 3. В. Профориентационная поддержка молодежи: в 2 ч. — Волгоград, 2001.
  8. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.6 Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003.
  9. Шевченко М.Ф. Как стать успешным? Программа занятий для старшеклассников. – СПб.; Речь,  2007.
  10. Шевченко М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников». – СПб.; Речь,  2007.

Сайты:

  1. vashpsixolog.ru/areer-oriented-high...
  2. proekt-pro.ru
  3. moeobrazovanie.ru/proforientacija_s...
  4.  «Профориентация: кем стать? » – www.ht.ru/prof сайт Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» на базе факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, где можно найти массу полезной информации о профессиях и образовательных выставках, пройти краткий профориентационный тест, получить ответ специалиста на форумах. На этом сайте содержится много тематических статей по вопросам выбора профессии. Можно познакомиться с рассказами опытных психологов-консультантов о том, что влияет на выбор профессии, какие типичные ошибки совершают молодые люди. Приводится описание большого количества профессий, которые по различным рейтингам являются наиболее востребованными на современными рынке труда. Посещение сайта будет полезно всем, кто выбирает главное дело своей жизни. 
  5. «Профориентация, образование, занятость – www.acareer.ru - сайт, на котором содержится большой банк описания профессий, информация о вузах и особенностях поступления. Можно принять участие в форуме по обсуждению общих вопросов профориентации и поступления.
  6. «Профессиограммы, краткий словарь профессий» http://trud.admtyumen.ru – на официальном сайте департамента труда и занятости населения Тюменской области, в разделе «Консультации специалистов – обучение». Словарь профессий, составленный с учетом востребованности специалистов данных профессий на современном рынке труда.
  7. «Профессии» - www.ucheba.ru/prof – раздел сайта «Учеба. ру». Здесь представлено более 600 описаний наиболее востребованных на сегодняшний день профессий, рассортированных по разделам. Кроме того, «Учеба. ру» – крупнейший портал, посвященный обучению и образованию.
  8. E-xecutive. ru: справочник профессий www.e-xecutive.ru/professions – раздел сайта содержит как общие описания профессий, так и специфические описания позиций для таких областей профессиональной деятельности, как «Реклама и РR», «Клиентские отношения», «Администрирование», «Работа с персоналом», «Маркетинг и продажи».
  9. "Открытый урок" - образовательный проект  - информация для учащихся и молодых специалистов: выбор профессии, построение карьеры и др. Каталог учреждений профобразования и предприятий Самарской области. Видеоконференции.
  10. Сайт http://www.profvibor.ru/node/2 предложит каталог профессий. Задача данного проекта сориентировать в мире профессий, помочь определить дальнейший жизненный путь.
  11. Список профессий представлен на сайтах http://www.postupil63.ru/  и http://vse-professii.ru/

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Калтукская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

На заседании МО

_______________________

Ф.И.О.

«___» _________        201__г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МКОУ «Калтукская СОШ»

______________________

Ф.И.О.

«___» _________        201__г.

«Утверждено»

Директор МКОУ «Калтукская СОШ»

_______________________

Ф.И.О.

«___» _________        201__г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 _______________ТЕХНОЛОГИЯ.  Твоя профессиональная карьера___________________ 

(наименование учебного предмета (курса)

__________________________________девятый  класс______________________________

(класс)

______________________Беломестных Наталья Адамовна__________________________

(Ф.И.О. учителя)

Количество часов  всего:  35__ , в неделю  __1__  

Плановых контрольных работ______, лабораторных работ __13_и др.

Планирование составлено на основе программы С.Н. Чистяковой,  В.П. Бондаревой, М.С. Гуткина, Т.М. Занковской, Г.Ф. Михальченко «Технология. Твоя профессиональная_____ карьера», для учащихся 8-9 классов).______________________________________________

                                                                                                    (указать документ)

Учебник __Твоя профессиональная карьера. С.Н. Честяковой. «Просвещение» 2012г._____

(название, автор, издательство, год издания)

Дополнительная литература: С.А. Гайковой «Твоя профессиональная карьера»,________ рекомендованной Управлением образования (курс одобрен Министерством образования Российской Федерации,  2009 г. авторы - Твоя профессиональная карьера: методика: кн. Для учителя__/  С.Н.Чистякова, И.А. Умовская, Т.И. Шалавиной,  А.И. Цуканов; под ред. С.Н.Чистяковой. – М.: Просвещение, 2010.________________________________________

(название, автор, издательство, год издания)

с. Калтук

2014 – 2015 учебный год

Календарно-тематическое  планирование  по  элективному  курсу:

«Твоя профессиональная карьера»  

для  9-х  классов

Название  темы

Кол-во часов (теор)

Кол-во  часов (пр.ч)

Д/З

1.

Вводное занятие.

1 ч.

Повторить тему. Заполнить дневник выбора профессии

2.

Внутренний мир человека и возможности его познания.

1 ч.

§1 стр.7-9 Составить дерево психологических качеств человека

3.

Многообразие мира профессий

1 ч.

Составить словарь профессий.

4.

Представление о себе и проблема выбора профессии

1 ч.

§2 стр.9-12 Выполнить методику «Кто «Я»»

5.

«Секреты»  выбора  профессии  («хочу»- «могу» - «надо»)

2 ч.

§3 стр.12-14 Составление личного профессионального плана

6.

Практическая  работа «Профессиональные склонности и интересы»

1 ч.

Заполнить таблицу по распределению профессий, специальностей, должностей.

7.

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

1 ч.

§5 стр. 20-21 Заполнить опросник профессиональной готовности

8.

Возможности  личности в профессиональной деятельности («могу»)

1 ч.

§6 стр. 21-22 Выполнить методику оценки индивидуальных особенностей

9.

Самостоятельная работа  «Образ «Я» и профессии»        

.

1 ч.

Повторить тему

10.

Социальная проблема труда  («надо») Разделение труда

1 ч.

§21-22 стр 60-65 Ответить на вопросы

11.

Содержание и характер труда

1 ч.

§26 стр. 70-73 Заполнить таблицу о распределении труда человека по степени сложности

12.

Процесс  и условия профессионального  труда

1 ч.

§38 стр. 105-111 Заполнить таблицу условия труда. Повторитьтемы

13.

Самостоятельная работа по теме «Особенности профессионального труда» (разделение, характер,  содержание и условия труда)

1 ч.

Повторить тему

14.

Социально-психологический портрет современного профессионала.

1 ч.

§23 стр.65-68 Написать профессионально важные качества человека

15.

Практическая работа «Портрет современного профессионала»

1 ч.

Составить портрет современного профессионала

16.

Анализ профессий.

 Основные признаки профессиональной деятельности

2 ч.

§39 стр.111-113  Составление примерной профессиограммы. Повторить тему

17.

Самостоятельная работа «Анализ профессий»

1 ч.

Подготовить к конкурсу «Угадай профессию» (составить кроссворд)

18.

Классификация профессий

2 ч.

Составление формул профессий

19.

Здоровье и выбор профессии

1 ч.

Составить список опасных и безвредных профессий для человека

20.

Конференция  «Профессии и здоровье»

1 ч.

Заполнит анкету здоровья

21.

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Характер. Самооценка.

1 ч.

Выполнить пробу Лачинса и методику «Азбука характера»

22.

Практическая работа   «Свойства нервной системы в профессиональной деятельности»

1 ч.

Повторить тему

23.

Темперамент в профессиональном становлении личности

1 ч.

§9 стр.29-31 Ответить на вопросы  опросника «Айзенка»

24.

Практическая работа «Особенности темперамента»

1 ч.

Определить формулу темперамента

25.

Ведущие отношения личности и  типы профессий

1 ч.

§10 стр. 31—32 Ответить на вопросы опросника «ориентировочная анкета»

26.

Практическая   работа «Ведущие отношения»

1 ч.

Составить модель идеального города.

27.

Эмоциональное состояния личности

1 ч.

§11 стр.32-34 Выполнить методику «Незаконченное предложение»

28.

Практическая работа  «Эмоциональное состояние личности»

1 ч.

Выполнить упражнение «список эмоций»

29.

Волевые качества личности

1 ч.

§12 стр.34-37  Ответить на вопросы опросника «Какая у меня воля»

30.

Практическая работа «Волевые качества личности»

1 ч.

Выполнить упражнения «Замри», «Прогулка»,«Телевизор».

31.

Обобщение.

Итоговое тестирование.

2 ч.

Подготовка к итоговому тестированию

Итого

Всего  

22 ч.

35 ч.

13 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Технология. Твоя профессиональная карьера" 8 класс

Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе ...

Дидактические материалы к урокам технологии. Рабочая тетрадь «Дневник профессиональной карьеры» учебного курса «Твоя профессиональная карьера» учебного предмета «Технология» 9 класс.

Вокруг разнообразный и сложный мир, живя в котором необходимо постоянно искать ответы на возникающие вопросы. Излишне говорить, насколько в...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по технологии "Твоя профессиональная карьера" (9класс)

Рабочая программа дисциплины «Твоя профессиональная карьера» предусматривает создание условий для всестороннего и гармоничного развития личности учащихся, правильного выбора ими профессии , проф...

КТП по предметам технология и твоя профессиональная карьера

КТП по технологии 5-7 ФГОСПрограмма: Тищенко А.Т. Технология: программа: 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 144 с.КТП по технологии 8-9Программа: Технологи...

Актуальность программы Технология (курс «Твоя профессиональная карьера»)

Назначение программы определяют задачи предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации выпускников основной общей школы....

Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»).Личный профессиональный план.

Цели урока:-способствовать формированию представления о жизненном и личном профессиональном плане; объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств (внутренних у...

Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»). Профессиональное становление личности.

Цели: - сформировать понимание обоснованной взаимосвязи личностных склонностей и             стремлений к профессиональному становлению,...