Программа деятельности по ранней профориентации школьников " Современный подросток в мире профессий".
рабочая программа по технологии (7, 8, 9 класс) на тему

Казанина  Эльвира Адхемовна

Программа предназначена для проведения комплекса мероприятий, творческих конкурсов, объединеннных единым замыслом и целью, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся. Цель реализации программы-создать систему ранней профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и сучетом социокультурной и экономической ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 города Москвы «Центр образования № 1602»

СОГЛАСОВАНО

Методист по допобразованию

________________А.В.Федотова

                                                                                              УТВЕРЖДАЮ                                                                                        Директор ГБОУ ЦО № 1602                                                       ________________ А.В. Филатов                                                                                           Приказ №_____от _________20___

Программа

дополнительного образования

Программа деятельности

по ранней профориентации школьников

«Современный подросток в мире профессий»

                         

                                   Возраст обучающихся: 13-15 лет

                                                           Срок реализации: февраль-май 2017 года

                                                                             Автор-составитель:

                                                                   Казанина Эльвира Адхемовна

                                                                   педагог дополнительного образования

Москва

2017год

Паспорт программы

Наименование Программы

Программа по ранней профориентации школьников

«Современный подросток в мире профессий»

Разработчики Программы

Казанина Эльвира Адхемовна, учитель технологии  ГБОУ ЦО № 1602

Исполнители Программы

- Казанина Э.А.

-учащиеся 7-9 классов и их родители;

Основание для разработки Программы

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

- Концепцией Модернизации российского образования;

- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025г. (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р)

-Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжение Правительства РФ  от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (Распоряжение Правительства от 24 апреля 2015 г. №729-р

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (Распоряжение Правительства от 17ноября 2008 г. №1662-р)

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ

- Конституция РФ

- Всеобщая Декларация прав человека

-Конвенция о правах ребенка

-Трудовой кодекс

Основные направления системы программных мероприятий

  1. Профессиональное просвещение
  2. Диагностика и консультирование
  3. Посещение мероприятий (мастер-классы, конкурсы и т.д.)

Цель реализации Программы

Создать систему ранней  профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации.

Задачи Программы

  1. Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
  2. Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.
  3. Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях,  их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.

Назначение Программы

Проведение комплекса мероприятий, творческих конкурсов, объединенных единым замыслом и целью, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся

Сроки реализации

Февраль-май 2017 года

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

-учащимся ориентироваться в мире профессий;

- оказать помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии;

- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных   условиях.

  1. Обоснование необходимости создания Программы

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

Увеличивается число неработающей и не учащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда. В условиях изменяющейся экономической, социально-политической и культурной ситуации в Российской Федерации необходимо новое понимание содержания и методов профессиональной ориентации обучающихся.

Говоря о традициях и преимуществах отечественного образования, В. В. Путин заявил о необходимости сохранения всего лучшего, чем всегда гордилось отечественное образование, в том числе и несомненные достоинства советской школы, естественно, при этом совершенствуя школьное образование. Система просвещения должна отвечать вызовам времени, впитывать инновации, новые идеи, которые рождаются в мире. Президент РФ обратил внимание на то, что школа должна готовить способного к постоянному развитию, овладению новой квалификацией человека. Это возможно сделать только при наличии фундаментального базового образования.

Необходимость профориентации определяется федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, где отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы.

Проведенные социологические исследования выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и средне-специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и предпринимательство.

Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полная невилировка значимости рабочих специальностей.

Состояние проблем и перспектив занятости молодежи  на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школы не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда.

Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди обучающихся, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально – производственным условиям. Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени.

Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей человека.

Исходя из выявленных проблем, основной задачей профориентационной работы в современной школе является создание социально-педагогического и психологического сопровождения социально-профессионального самоопределения обучающихся с учетом личностных особенностей, способностей, ценностей и интересов, с одной стороны, общественных потребностей, запросов рынка труда – с другой.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования необходимы условия для создания социальных ситуаций развития обучающихся, обеспечивающих их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

•        формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

•        проектирование и конструирование социальной среды развития учащихся в системе образования;

•        активную учебно-познавательную деятельность учащихся;

•        построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся.

Согласно п.6 ФГОС портрет выпускника основной школы ориентирован на становление личности, осознающей ценность труда, науки и творчества, важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способной применять полученные знания на практике,  ориентирующейся в мире профессий, понимающей значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Выбор профессии основывается на соотнесении возможностей, способностей и интересов учащихся с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей.

Профессиональное самоопределение - это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей.

Профессиональная ориентация - организационно-практическая деятельность семьи, учебных заведений, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе и перемене профессии с учетом индивидуальных интересов каждой личности и потребностей рынка труда.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения (условно выделяют следующие этапы):

- начальная школа (пропедевтический период) - через участие в различных видах познавательной, игровой, трудовой деятельности у младших школьников возникает понимание роли труда в жизни человека и общества, проявляется интерес к отдельным профессиям;

- основная школа: 5-7 классы - в различных видах практической деятельности, среди которых ведущими являются познавательная и трудовая, подростки постепенно осознают свои интересы, способности и общественные ценности, связанные с выбором профессии; 8-9 классы - начало формирования профессионального самосознания. Школьники соотносят свои идеалы и реальные возможности с общественными целями выбора будущей деятельности. На этом этапе они вовлекаются в активную познавательную и трудовую деятельность, но одновременно им оказывается помощь в овладении методиками диагностики в интересах выбора элективных курсов и в дальнейшем — профессии;

- средняя школа - профессиональная ориентация на базе углубленного изучения отдельных предметов, особое внимание формированию профессионально значимых качеств, коррекции профессиональных планов; учащимся оказывается помощь в самореализации и самоподготовке к избранной профессиональной деятельности.

        Необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в школе, привести ее в соответствие с требованиями времени.

        Этим задачам отвечает предлагаемая программа по ранней профориентации школьников «Современный подросток в мире профессий».

2. Цели, задачи, ожидаемые результаты Программы.

Цель Программы: создать систему ранней профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации.

Задачи Программы:

  1. Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
  2. Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.
  3. Сформировать  у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях,  их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.

3. Этапы реализации программы:

I этап: проектный 

Цель: подготовка условий профориентационной работы

Задачи:

1. Изучить нормативную базу.

2. Разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации учащихся.

3. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический 

Цель: реализация программы по профориентации.

Задачи:

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

2. Совершенствовать содержание профпросвещения.

3. Участвовать в мастер-классах, проводимых на площадках города.

4. Проводить мониторинг реализации программы.

5. Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения города.

III этап: аналитический 

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

1. Обобщить результаты работы по реализации Программы.

4. Ожидаемые результаты Реализации Программы:

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

- повысить мотивацию молодежи к труду;

- оказать адресную психологическую помощь учащимся в дальнейшем осознанном выборе будущей профессии;

- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

5. Основные направления системы программных мероприятий

1.        Профессиональное просвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.

2.        Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.

Профессиональное просвещение включает в себя работу по пропаганде сведений о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии с учетом  отребностей рынка труда.

Частью профессионального просвещения является профессиональное воспитание, которое включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, экскурсии, создание информационной базы по профессиональному самоопределению (информационные справочники о предприятиях, профессиях, оформление уголков и стендов). В условиях современного общества, рыночных отношений необходимо подойти к осознанному профессиональному выбору. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профессиональная диагностика и консультирование - изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

Изучение учащихся в целях профориентации (предварительная профдиагностика), составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья через анкетирование, тестирование.

6. Основные мероприятия, направленные на реализацию Программы

№п/п

Содержание

Сроки проведения

Ответственные

1.

Разработка и утверждение программы по профориентации учащихся.

февраль 2017 года

Казанина Э.А.

2.

Создание банка данных о мероприятиях, проводимых на площадках города.

Февраль 2017 года.

Казанина Э.А.

3.

Участие в школьной научно-практической конференции. Тема исследовательской работы: «Современный подросток в мире профессий».

Февраль 2017г.

Казанина Э.А.

4.

Разработки классных часов, игр по реализации программы профориентации учащихся.

Февраль-май 2017 г.

Казанина Э.А.

5.

Участие в межрайонном этапе Московского городского конкурса исследовательских и проектных работ.

18 марта 2017 г.

Учащиеся 7а класса

6.

Организация тематических выставок по профориентации учащихся

 «В мире профессий»,

«Все работы хороши»,

«Профессии наших мам», «Профессии наших пап»

Февраль-май

Учащиеся 7а класса

Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы

1.

Профсреда. Посещение мероприятия в ГБПОУ Московский колледж бизнес-технологий. Мастер-класс «Бизнес высокого полета или стартап с квадрокоптером».

18 февраля 2017 года

Учащиеся, Казанина Э.А.

2.

Профсреда. Посещение мероприятия ГПБОУ Колледж современных технологий им. Героя Советского Союза М.Ф. Панова. Мастер-класс «Карвинг».

4 марта 2017 года.

Учащиеся, Казанина Э.А.

3.

Профсреда. Посещение мероприятия ГПБОУ Колледж малого бизнеса№4. Мастер-класс « Украшения из кожи».

11 марта 2017 года.

Учащиеся, Казанина Э.А.

4.

Профсреда. Посещение мероприятия ГПБОУ Образовательный комплекс «Столица». Мастер-класс «Выполнение утерянных элементов резьбы для реставрации мебели».

1 апреля 2017года.

Учащиеся, Казанина Э.А.

5.

Профсреда. Посещение мероприятия ГПБОУ Политехнический колледж им. Годовикова. Мастер-класс по компетенции «Дизайнер интерьера».

15 апреля 2017 года.

Учащиеся, Казанина Э.А.

6.

Мероприятия по предварительной регистрации

Май 2017 года.

Учащиеся, Казанина Э.А.

7.

Мероприятия по предварительной регистрации

Май 2017 года

Учащиеся, Казанина Э.А.

8.

Подведение итогов и анализ деятельности

Май 2017 года

Казанина Э.А.

7. Литература

  1. Концепция Модернизации российского образования;
  2. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р)
  3. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (Распоряжение Правительства от 24 апреля 2015 г. № 729-р)
  4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (Распоряжение Правительства от 17ноября 2008г.№1662-р)
  5.  Закон РФ «Об образования» от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ
  6.  Конституция РФ
  7. Всеобщая Декларация прав человека
  8. Декларация прав ребенка
  9. Конвенция о правах ребенка
  10.  Трудовой кодекс
  11.  Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров. - М. : Просвещение, 1988. - 270с
  12. Игры, способствующие осознанию личностью главных жизненных ценностей и смысла для нее той или иной профессиональной деятельности // Общественно – аналитический ежеквартальный журнал. – 2004. -  № 10. – С. 51-56.
  13. Клименко Г.Б., Каченя Г. М. Технология формирования готовности выпускников основной школы к профессиональному самоопределению //  Учебно – методический и научно – практический журнал «Профильная школа». – 2011. - №1.  – С. 28-31.
  14. Климов Е. А.  Как выбирать профессию / Е. А. Климов. - М. : Просвещение, 1990. - 159 с.
  15. Психологические тесты. Т.2. Под ред. А.А. Карелина. - М., ВЛАДОС, 1999, - 99с
  16. Пряжников  Н. С.  Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н. С. Пряжников . - М. : «Академия», 2007.
  17. Пряжников  Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения / Н. С. Пряжников . -  М. : МГППИ, 1999. - 108 с.
  18. Пряжников Н. С. Игры и методики для    профессионального самоопределения старшеклассников / Н. С. Пряжников. – М. : «Первое сентября», 2004.
  19. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 246 с.
  20. Соловьёва О. Ю. Найди свой путь : учеб.пособие для предпрофильного обучения. Методика изучения курса / О. Ю. Соловьёва, Г. К.  Селевко. -  М.,  2008.
  21. Соловьёва О. Ю. Найди свой путь. Дидактические материалы для занятий: тесты, ситуации, тренинги, игры, упражнения.  Методика изучения курса / О. Ю. Соловьёва. - М., 2007.
  22.  Технология: твоя профессиональная карьера :дидакт. материал : кн. для учителя / (С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, Н.С. Пряжников, И.А. Умовская); под ред. С.Н. Чистяковой. – М. :Просвящение, 2008. – 111с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса по обслуживающему труду "Это удивительное вязание" 8 класс 2 ступень образования, "Подросток в мире профессий" 9 класс

Программа содержит пояснительную записку, задачи курса, тематическое планирование, содержание учебного материала, требования к уровню подготовки обучающихся, список используемой литературы....

Программа деятельности по ранней профориентации школьников «Современный подросток в мире профессий» для 7 классов

Программа деятельности по ранней профориентации школьников «Современный подросток в мире профессий» для 7 классов...

Протоколы РМО № 4 "Ранняя профориентация школьников" в Кашарском районе. Руководитель: Задорожняя Е.В.

Данный материал даёт краткое описание заседания РМО по ранней профориентации школьников....

Анализ работы РМО "Ранняя профориентация школьников" за 2022-2023 учебный год в Кашарском районе. Руководитель: Задорожняя Е.В.

Данный материал содержит отчёт о работе РМО "Ранняя профориентация школьников" в Кашарском районе за 2022-2023 учебный год и задачи нак предстоящий учебный год....