Статья "Что такое творчество?"
статья по технологии на тему

Москвина Татьяна Николаевна

В данном материале рассматривается вопрос о творчестве и стереотипах мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_chto_takoe_tvorchestvo.docx29.88 КБ

Предварительный просмотр:

Москвина Т.Н., учитель технологии

ГБОУ СОШ № 285 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Что такое творчество?

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата.

Основные виды творчества:

  • Художественное
  • Научное
  • Техническое

Метод "букета проблем"

Роберт Шекли - американский писатель-фантаст,  высказал весьма парадоксальную мысль: "Чтобы задать вопрос, надо знать большую часть ответа на него". Если вдуматься в эту мысль, то можно прийти к двум интересным выводам:

Во-первых, формулируя проблему, мы как бы сразу ориентируемся на наиболее распространенные, типовые методы ее решения (других методов мы пока не знаем!).

Во-вторых, неразрешимость (нерешенность) многих задач является следствием неправильной формулировки проблемы.

Одним из способов поиска новых формулировок, а соответственно и направлений поиска решений проблемы, является метод "букета проблем". Этот метод состоит в том, что основываясь на исходной формулировке проблемы, рассматривают несколько иных проблем, формируя тем самым группу или "букет проблем". Эта группа содержит в себе ряд подгрупп, образованных с помощью следующих приемов.

Аббревиатура приёма

Расшифровка аббревиатуры и краткое описание приёма

ПКД

Проблема  Как она Дана. Приводится исходная формулировка задачи.

ПОВ

Проблема в Общем Виде. Используем алгоритм, позволяющий получить обобщенные формулировки при разных уровнях обобщения. Для его реализации исходную формулировку разбивают на смысловые группы и для каждой смысловой группы пытаются подобрать более общее понятие.

ПА

Проблема Аналог. Уяснив действие в исходной задаче, необходимо мысленно найти, где, в каких областях человеческой деятельности, природном мире возникает необходимость в подобном действии и как эти проблемы решены там.

ПФВ

Проблема на уровне Физических Взаимодействий. На данном этапе рассматривается, что в исходном объекте или его окружении можно было бы изменить так, чтобы проблема исчезла вообще либо решалась тривиально. Иногда это требует изменения каких-либо физических свойств объекта, иногда приходится привлекать геометрию или химию, изменять временные или организационные характеристики процесса или системы.

ОП

Обратная Проблема. Часто формулировка обратного, противоположного действия наводит на решение прямой проблемы. Обратная проблема может быть сформулирована не в единственном варианте, поскольку можно отрицать не только действие целиком, но и часть его.

Достоинством метода "букета проблем" является то, что он хорошо работает на задачах любого уровня и из любой сферы человеческой деятельности.

Пример:  Не хватает стульев в классе.

 Решение этой проблемы охватывает следующие этапы.

  1. Проблема Как она Дана:

      Не хватает стульев в классе.

  1. Формулируем Проблему в Общем Виде

1-я смысловая группа: стулья.

Подбираем обобщённые понятия:

  • средства для сидения;
  • средства для длительного неподвижного расположения;
  • средства для длительного удобного расположения;
  • предметы, поддерживающие тело в удобном положении;
  • средства, позволяющие зафиксировать положение тела

2-я смысловая группа: класс. 

Обобщаем данное понятие:

  • ограниченное пространство с хорошим микроклиматом;
  • место обучения;
  • помещение для размещения большой группы учащихся;
  • помещение, в котором созданы условия для фиксации новой информации    

Записываем обобщенные формулировки:

  • отсутствуют средства для сидения в классе (значит, можно использовать не только стулья);
  • отсутствуют средства для длительного неподвижного расположения в классе (значит, можно не только сидеть, но и лежать, например в гамаке)

  1. Формулируем Проблему Аналог:  
  • где и как сидят кочевые народы  (на ковре, на корточках);
  • как сидят люди, проводящие время в неподвижности: рыболовы, водители, билетеры,    зрители в  кинотеатрах и т.д  (на раскладных стульчиках и т.д.);
  • каким образом поддерживают свое тело,  в неподвижном состоянии,  животные, птицы,  рыбы (принимают специальные позы);
  • на чем можно сидеть в лесу, в поле, в пустыне, в воде и т. д. (на пне, на траве, на соломе и т. п.)
  1. Решаем Проблему на уровне Физических Взаимодействий.

 Как сделать так, чтобы не нужно было просто сидеть или сидеть в классе?

 Для этого можно:

  • оснастить всех учащихся специальными приемниками и организовать видеотрансляцию уроков;
  • выдать всем учащимся конспекты уроков, a вместо уроков устроить консультации,  число присутствующих резко уменьшится;
  • оснастить классы вместо столов конторками, для этого удлинить ножки столов так, чтобы за ними можно было писать стоя
  1. Обратная Проблема:
  • как сделать так, чтобы в классе никто не сидел (объявить предмет факультативным);
  • как сделать так, чтобы сидели не в классе (не пускать опоздавших на урок)

Рассматривая все аспекты решения проблемы нехватки стульев в классе, можно  выбрать наиболее подходящий для данного конкретного учебного заведения.

Стереотипы и творчество

 Изменение стереотипов мышления

«Психологический словарь» определяет:

 Стереотипы мышления -  это «схематически стандартизованное, шаблонное мышление, основанное на предвзятых, упрощенных представлениях о действительности. Данная модель мышления является результатом синтеза, основанного на предшествующем индивидуальном и усвоенном социальном опыте». То есть, стереотипы играют роль фильтров, пропускающих только «избранную» нашим подсознанием информацию – именно  так человек воспринимает мир.

Широко используемое понятие «точка зрения» есть не что иное, как некоторый стереотип (совокупность стереотипов) мышления. В определенном смысле стереотипы мышления можно назвать привычками мышления. Эти привычки человеческого подсознания дают возможность быстро принимать знакомые (привычные) решения; правильные или неправильные – это другой вопрос.

Творчество – это, прежде всего, создание качественно новых ценностей. Поэтому решение творческой задачи немыслимо без определенного изменения наших стереотипов. Известная в научных кругах шутка: «Как делается открытие? Все знают, что это невозможно. Но вдруг находится человек, который этого не знает. Вот он-то и делает открытие».

Рассмотрим пример: Том Сойер, как наказание, вынужден был белить забор в субботу – именно тогда, когда «другие мальчики пойдут из дому в разные интересные места и поднимут Тома на смех за то, что его заставили работать».

Налицо противоречие: если забор побелить – тетя будет довольна, но при этом не избежать насмешек. Если же забор не белить, то не будет насмешек, но при этом не избежать недовольства тети.

Том изменил точку зрения на свою работу – это вовсе не наказание, а заслуженное поощрение: «не каждый день нашему брату достается белить забор». После этого все в глазах мальчиков представилось в новом свете. О насмешках и разговора не было, более того, Том стал торговать правом побелки участка забора.

Изменение точки зрения требуется на различных этапах решения задачи.

Рассмотрим пример решения практической задачи, взятой  «из жизни».

XIX век. Из-за сильного шторма вблизи одной из «цивилизованных» бухт Австралии затонуло грузопассажирское судно. Большинство пассажиров погибло. На судне остались значительные ценности, поэтому наследники погибших затеяли судебную тяжбу по поводу прав собственности на эти ценности. Затонувшее судно находилось на сравнительно небольшой глубине, доступной для «ныряльщиков». В связи с этим, городские власти приняли решение: до соответствующего решения суда не допускать к судну никого, и в первую очередь, не допускать «искателей легкой наживы». При этом желательны, с одной стороны, высокая степень надежности охраны судна (подводного объекта), а с другой стороны – минимальные затраты на  реализацию такой охраны. Как поступили городские  власти?

Основное противоречие в следующем. С одной стороны, затраты на охрану должны быть большими, чтобы обеспечить сохранность ценностей – «чем товар лучше, тем он дороже». С другой стороны,  затраты на охрану должны быть малыми, чтобы «уложиться» в скромный городской бюджет.

Тогда желаемый конечный результат можно определить так: охраны нет, однако функции ее выполняются при минимальных затратах.

Выше неявно предполагалось, что охрана – это, прежде всего, люди. Изменим теперь точку зрения и учтем, что во многих случаях охрану несут животные, прежде всего, собаки. Поэтому примем, что в рассматриваемой задаче функции охраны выполняются «обитателями глубин» – … акулами!

При таком изменении точки зрения следует изменить и модель предмета в исходном состоянии. Дано: акулы и заданный район моря в окрестности затонувшего судна. Требуется привлечь акул в этот район.

Ясно, что эта задача является нетворческой, ответ на нее очевиден: акул следует «прикормить» к требуемому месту.

Городские власти именно так и поступили. Специально выделенный человек регулярно выходил в море к затонувшему судну и разбрасывал по акватории «мясопродукты» – прикармливал акул.

В данном случае для изменения точки зрения на модель предмета в исходном состоянии  использовалась информация о том, что у побережья Австралии водятся акулы – информация,  которой по умолчанию располагает большинство образованных людей. Основная сложность состояла в том, чтобы понять, что именно эту информацию следовало использовать для решения задачи.

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001.
  2. Богоявленская Д.Б. Что выявляют тесты интеллекта и креативности? // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т.1. № 2. С.54-65
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, - СПб.: Питер, 2005.
  4. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ. / Общ. ред. С.Ф. Горбова и В.П. Зинченко. Вступ. ст. В.П. Зинченко. – М.: Прогресс, 1987.
  5.  Канеман Д. Думай медленно… Решай быстро. – Москва: АСТ, 2014.
  6. Будяшкина Светлана "Наука учиться и ломать стереотипы. Работа со словом" – электронная книга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»

Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...

Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"

Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения  Ц...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"

 Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?" (текстовый вариант)

Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Что такое? Кто такой? (повторение по теме "Африка")

Игра для повторения темы " Африка" 7класс...