Программа деятельности экологического отряда "ЭКО"
рабочая программа по теме

Удилова Татьяна Александровна

Программа деятельности школьного экологического отряда «ЭКО» рассчитана на 1 год и включает три направления природоохранной  работы:

- просветительская;

- общественно-полезная;   

- учебно-познавательная.

 

В основу программы положены принципы:

·        возможности личного участия в образовательном процессе обучающихся младше себя;

·        возможность личного участия в выявлении экологических проблем, принятии и реализации решений в отношении качества окружающей среды;

·        обеспечение мотивации, заинтересованности, значимости деятельности ребенка для него самого и для окружающих;

·        теоретические знания должны находить применение в практической, исследовательской и общественной деятельности;

·        отказ от сложных, претендующих на научный результат, методов исследования в работе с детьми.

При условии ежегодного изменения состава экологического отряда возможно использование программы для работы в следующем учебном году

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ekologicheskogo_otryada_eko.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

«__»________20___г.

Утверждаю:______

Зам. директора по ВП

Рубцова И.В.

Программа деятельности экологического отряда «ЭКО»

Руководитель отряда: Т. А. Удилова,

учитель экологии, биологии

МОУ «СОШ № 4» г. Называевска

Омской области

Пояснительная записка

Школьный экологический отряд «ЭКО» является разновозрастной общественной  независимой организацией. Приём в члены отряда осуществляется ежегодно на добровольных началах для обучающихся МОУ «СОШ № 4» г. Называевска достигших возраста 11 лет  на общешкольной линейке ко Дню Земли.

Целью деятельности школьного экологического отряда «ЭКО» является создание широких возможностей для формирования природоохранной компетенции и воспитания экологической культуры обучающихся 5 – 11 классов.

 Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

- спланировать ряд педагогических событий направленных на повышение уровня знаний о природе, способах её охраны и приумножения;

- создать условия для участия обучающихся в охране окружающей среды;

- сформировать навыки ведение исследовательской работы по изучению природы, экологической обстановки родного края, влияния экологических факторов на здоровье человека.

Программа деятельности школьного экологического отряда «ЭКО» рассчитана на 1 год и включает три направления природоохранной  работы:

- просветительская;

- общественно-полезная;  

- учебно-познавательная.

В основу программы положены принципы:

  1. возможности личного участия в образовательном процессе обучающихся младше себя;
  2. возможность личного участия в выявлении экологических проблем, принятии и реализации решений в отношении качества окружающей среды;
  3. обеспечение мотивации, заинтересованности, значимости деятельности ребенка для него самого и для окружающих;
  4. теоретические знания должны находить применение в практической, исследовательской и общественной деятельности;
  5. отказ от сложных, претендующих на научный результат, методов исследования в работе с детьми.

PS: При условии ежегодного изменения состава экологического отряда возможно использование программы для работы в следующем учебном году

План деятельности экологического отряда «ЭКО»

по направлениям

  1. Просветительская природоохранная деятельность

№ п/п

Название педагогических событий

Участ-ники

Сроки

Ответственные

1

Выпуск эколого-биологического бюллетеня «Удивительное рядом»

 8-11 кл

1 раз в четв6ерть

 8-11 кл, Удилова Т. А.

2

Лекция «Влияние транспорта на окружающую среду»

9 кл

Ноябрь

11 кл, Удилова Т. А.

3

Лекция «Ксенобиотики в жизни человека»

8 кл

Январь

10 кл, Удилова Т. А.

4

Зеленый альманах «Царевна ли лягушка?»

7 кл

Апрель

8 кл, Удилова Т. А.

5

Устный журнал «Знакомые незнакомцы»  (о комнатных растениях)

6 кл

Октябрь

9 кл, Удилова Т. А.

6

Разработка виртуальной экскурсии «Жизнь обитателей сада и огорода»

5 кл

Декабрь

7-8 кл, Удилова Т. А.

7

Конкурс мультимедийных презентаций  по теме «Вода – источник жизни»

9 – 11 кл

Март

Удилова Т. А.

8

Тематическая линейка к Дню птиц

1 – 6 кл

Апрель

Удилова Т. А.

9

Тематическая  линейка ко Дню Земли

7 – 11 кл

Апрель

Удилова Т. А.

  1.  Общественно-полезная природоохранная деятельность

№ п/п

Название педагогических событий

Участ-ники

Сроки

Ответственные

1

Заготовка семян сорных растений для подкормки птиц зимой

5 – 11 кл

Сентябрь-октябрь

5-11 кл, Удилова Т. А.

2

Изготовление кормушек для зимующих птиц

5 – 11 кл

Октябрь-ноябрь

5-11 кл, Удилова Т. А.

3

Организация экологического субботника по очистке территории МОУ «СОШ № 4»

5 – 11 кл

Апрель – май

5-11 кл, Удилова Т. А.

4

Очистка берегов водоёма, расположенного около МОУ «СОШ № 4»

9 – 11 кл

Апрель – май

9-11 кл, Удилова Т. А.

5

Посадка саженцев клёна татарского и ясеня обыкновенного по периметру спортивной площадки МОУ «СОШ № 4»

8, 10 кл

Май

8, 10 кл, Удилова Т. А.

6

Посадка саженцев яблони сибирской по обочинам подъездной  дорожки к МОУ «СОШ № 4»

9, 11 кл

Май

9, 11 кл, Удилова Т. А.

7

Выращивание цветочной рассады для  школьного цветника

6 – 7 кл

Март – май

6-7 кл, Удилова Т. А.

8

Оформление цветочных клумб  на территории МОУ «СОШ № 4»

6 – 8, 10 кл

Май – июнь

6 – 8, 10 кл, Удилова Т. А.

  1.  Учебно-познавательная природоохранная деятельность

№ п/п

Название педагогических событий

Участ-ники

Сроки

Ответственные

1

Разработка мультимедиа-презентации для проведения эколого-биологической викторины «Виртуозы  маскировки»

7  кл – участники викторины

Разработка презентаций: декабрь-январь

Викторина: февраль

9-10 кл – разработчики презентаций, Удилова Т. А.

2

Лабораторный практикум: 

1. «Определение пораженной ткани листа при антропогенном загрязнении воздушной среды»

9 – 11 кл

Сентябрь

9-11 кл, Удилова Т. А.

2. «Определение степени накопления свинца в растительных пробах на территории МОУ «СОШ № 4»

Май, сентябрь

3. «Определение особенностей химического состава и рН почвы цветника на территории МОУ «СОШ № 4»

Май

3

Интеллектуальная игра «Человек от А до Я»

8 кл

Апрель

10 кл, Удилова Т. А.

4

Практическая работа «Размножение комнатных растений черенкованием»

6 кл

Октябрь

9 кл, Удилова Т. А.

5

Практическая работа «Моделирование пищевых связей в саду и огороде»

5 кл

Декабрь

7-8 кл, Удилова Т. А.

Перечень методической и учебной литературы:

Литература для педагогов:

  1. Суворова В.М. «Опыт экологической работы со школьниками». – Волгоград, 2009
  2. Фадеева Г.А. «Химия и экология».- Волгоград,2005
  3. Формирование экологической культуры жителей города / Народная школа № 5,2004
  4. Экологический турнир / Последний звонок №12, 2002
  5. Урок экологии в тридевятом царстве / Педсовет № 5, 2006
  6. Экологическая сценка / Педсовет №9, 2008
  7. День птиц / Педсовет № 1, 2005
  8. Синичкин день / Педсовет № 7,2005
  9. Свалка по имени Земля / Педсовет №11, 2005
  10. Частушки на экологическую тему / Педсовет № 7, 2009
  11. Всемирный день Земли / Педсовет № 2, 2010
  12. Экологическая сказка о том, как колобок  в лес убежал / Педсовет № 3, 2009
  13. Экологическая сказка / Педсовет № 6, 2003
  14. Экологические игры / Пед. творчество № 9, 2007
  15. Экологические сказки / Педсовет № 11, 2004
  16. Здравствуйте пернатые, Наш дом – планета Земля / Педсовет № 8, 2008
  17. Экология в филологии / Педсовет №11, 2007
  18. Экологическая игра «Лик Земли» / Последний звонок № 12, 2007
  19. Димитриев А.Д. «Экология Чувашской Республики».- Чебоксары, 1996
  20. На крыльях весну принесли / Последний звонок № 1, 2005
  21. Война как фактор ухудшения среды обитания, игровые задачи по экологии / Последний звонок № 8, 2005
  22. Земля – наш общий дом / Последний звонок №12,2005

 Литература  для воспитанников:

  1. Методические разработки внеклассных мероприятий.
  2. Сухова Т. С., Строганов В. И. «Природоведение: введение в биологию и экологию» 5 класс.- М.: 2009
  3. Былова А.М.,  Шорина Н.И. «Экология растений», 6 класс - М.: Вентана-Граф,        2008        
  4. Бабенко В.Г., Богомолов Д.В. и др  «Экология животных», 7 класс - М.: Вентана-Граф, 2001        
  5. Фёдорова М.З.,  Кучменко В.С., Лукина Т.П. «Экология человека. Культура здоровья», 8 класс -М.: Вентана-Граф, 2004        
  6. Швец И.М., Добротина Н.А. «Биосфера и человечество», 9 класс - М.: Вентана-Граф, 2004        
  7. Чернова Н.М.,  Галушкин В.М., Константинов В.М. «Экология», 10-11 класс - М.: Просвещение         2007        
  8. Энциклопедия для детей «Биология» - М.: 2002
  9. Энциклопедия для детей «Человек» - М.: 2002
  10. Джинни Джонсон «Животные (млекопитающие, птицы, рыбы). – М.: АСТ, 2001
  11. Детская энциклопедия «Животные». –М.: Махаон, 2006
  12. Акимушкин И.И. «Мир животных: Птицы, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся».- М.: Мысль, 1999
  13. Жизнь животных: в 7т./ под редакцией Ю.И.Полянского. –М.: Просвещение, 1987
  14. Иллюстрированная энциклопедия рыб / под ред. П.А. Моисеева. – Прага: Артия, 1982
  15. Огнев А.В. «Змеи в домашнем террариуме».- М.: Аквариум, 2002
  16. Хрестоматия по зоологии для 6-7 классов / сост. С.А. Молис. –М.: Просвещение, 1971
  17. Удивительное в жизни животных / под ред. проф. А.с. Константинова и проф. Н.И. Лариной.- Саратов, 1966
  18. Золотницкий Н.Ф. «Аквариум любителя».- М.: ТЕРРА, 1993
  19. Райков Б.Е. «Зоологические экскурсии».- М.: Топикал, 1994
  20. Боднарук М.М., Ковылина Н.В. «Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах». - Волгоград: Учитель, 2007

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности экологического направления "Почемучки"

Целью данной программы является формирование экологической культуры во взаимоотношениях человека и природы у детей 10-12 летОсновными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, экс...

Программа внеурочной познавательной деятельности экологической направленности "Эко-рост" в условиях реализации образовательным учреждением ФГОС ООО

Программа адресована учителям естественно-научных и общественно-научных областей (биологии, географии) воспитателям  летних детских оздоровительных площадок,  лагерей. Идея программы за...

Программа внеурочной деятельности «Экологические тропы парковых зон Тулы» (ориентирована на обучающихся пятых классов, изучающих биологию в рамках ФГОС)

       Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си­туации начала XXI века.         В...

Программа внеурочной деятельности "Экологическая безопасность человека"

Программа внеурочной деятельности  по биологии "Экологическая безопасность человека" соответствует требованиям ФГОС ООО....

Программа внеурочной деятельности "Экологический университет"

Программа внеурочной деятельности "Экологический университет" составлена для учащихся 5-6 классов. ЕЕ реализация направлена на формирование экологической грамотности  учащихся через системно - де...

Рабочая программа деятельности экологического отряда "Юный эколог" 5-9 класс

В программе выделено 3 направления: исследовательская деятельность, эколого-просветительская деятельность, общественно-полезная деятельность. Занятия в отряде чередуются с посещением музеев, села, гор...