Мы в ответе за тех, кого приручили
методическая разработка по теме

Куликова Наталья Николаевна

 Данное мероприятие можно провести как внеклассное. Я провела его перед весенними каникулами.

Цель библиотечного урока:

  • привитие любви к чтению через знакомство с произведениями о собаках (Куприн, Троепольский, Андреев, стихи Маршака, Михалкова и др.);
  • знакомство с породами собак;
  • воспитание личности, умеющей сострадать и заботиться о своих «братьях меньших»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_v_otvete_za_teh_kogo_priruchili.rar2.38 МБ

Предварительный просмотр:

Вид мероприятия: библиотечный урок «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Аудитория: 3-4 класс (можно пригласить уч-ся 5-6 кл.)

Время проведения: 45 минут

Цель библиотечного урока:

  1. привитие любви к чтению через знакомство с произведениями о собаках (Куприн, Троепольский, Андреев, стихи Маршака, Михалкова и др.);
  2. знакомство с породами собак;
  3. воспитание личности, умеющей сострадать и заботиться о своих «братьях меньших»

Оформление  и интерактивное обеспечение урока: выставка фотографий, книг, рисунков, сочинений;  презентация, сопровождающая рассказ учителя; высказывания известных людей о собаках.

Опережающее задание для учащихся:

 Подготовить интересные рассказы о своих домашних собаках. Выучить   стихотворения.

                                                              «Собаки - существа, любящие нас больше,  чем    самих себя» Ч. Дарвин

Ход мероприятия:

 (Звучит песня  из кинофильма «Приключения Электроника».)

Учитель : Скажите, почему мой друг
Спит без подушки, ест без рук,
Зимой без валенок гуляет,
А если рад - хвостом виляет?

 

 - Скажите ребята, о каком друге идет речь в этой загадке?  (Ответы учащихся)

  - Правильно, о собаке!

Рассказ учителя: Одомашнивание собак относится к концу каменного века. По разным оценкам, 12-15 тысяч лет тому назад  человек  приручил первое животное, и им  была  собака, а потом уже пошли козы, овцы и другие животные. Предком собаки был волк.

Понадобились тысячелетия, прежде чем хищник забыл дикие привычки и стал настоящим другом человека. Постепенно человек приучил собаку сторожить пещеру, заблаговременно подавать лаем сигнал тревоги. Собака стала помогать человеку на охоте: отыскивала дичь, приносила ее хозяину, помогала человеку защищаться. А когда человек занялся скотоводством, собака стала охранять скот.

 Сегодня в мире насчитывается около 500 пород собак.

Все породы собак делятся на три основные группы:

  1. охотничьи (промысловые и спортивные) - это сеттер, спаниель, пойнтер русская гончая, русская псовая борзая;

  1. служебные (военные, караульные, пастушьи, ездовые)-  это  овчарка, лайка, боксер, пули;

  1.  комнатно-декоративные – собаки, не предназначенные для какой-то работы, их держат как домашних питомцев. Это болонка, пудель, чихуахуа, пекинес  и другие.

Маленькие собачки служили развлечением своих владельцев, символизировали достаток и высокий социальный статус. Высокопоставленные и известные персоны с самых древних времен нередко изображены на портретах в компании с собачкой. Таких собак называли "коленными" Утверждают также, что состоятельные люди содержали таких собачек, чтобы они отвлекали на себя блох.

Давайте, познакомимся с вами с некоторыми породами собак.

ШНАУЦЕР. Дословный перевод означает «усатая морда». Его голова украшена бровями, усами и бородой.

ЧИХУАХУА. Самая маленькая собачка на свете. Необычайно предана хозяину. Укусит, если ее дразнить.

БОРЗЫЕ. Эта порода охотничьих собак. Название «борзые» произошло от слова «борзый», что означает быстрый. Главное качество этих собак - быстрый бег, который им необходим для охоты на открытых пространствах.

ЛАЙКА. Получила такое название по звонкому призывному лаю, помогающему охотнику определить местонахождение собаки и добычи.

ХАСКИ– собаки, которым около 7 тысяч лет. Очень добрые и преданные. Их используют на Аляске как ездовых собак.

СПАНИЕЛЬ. Ведет свое происхождение от древних охотничьих собак из Испании.

ПУДЕЛЬ. Немецкое название породы происходит, вероятно, от глагола «плюхать, бултыхать». Пудель - водяная или плещущаяся собака. Всем известно, что он прекрасный пловец.

ГРЕЙХАУНД. Одна из древнейших пород. Добродушная, дружелюбная, ласковая собака, нежно любящая детей.

ФАРАОНОВА СОБАКА. Элегантная, сильная, стремительная, умная, привязчивая, игривая.

ОВЧАРКА. Собака - сторож овечьих стад.

ПУЛИ. Венгерская пастушья собака. Легко поддается дрессировке. Очень умна. Признает одного хозяина.

ТЕРЬЕР. Свое название эта собака получили от латинского слова «терра» - земля, поскольку большинство терьеров использовалось для охоты в норах.

 В наше время у  собак  прибавилось работы. Они помогают пасти овец, спасают утопающих, служат в уголовном розыске, на границе, в аэропортах, обнаруживают  утечку газа, сторожат, доставляют почту, участвуют в исследовании космоса, их даже используют для проведения разного рода медицинских исследований. 

Есть собаки, которые являются  проводниками слепых. В США их называют «зрячий глаз».


Собаки и кошки в доме спасают детей от аллергии.
Неожиданную новость обнародовали американские ученые. Детский врач  Деннис Оунби из медицинского колледжа штата Джорджия провел исследование с участием 474 детей в возрасте от шести лет, живущих в пригороде Детройта. Оказалось, что около 77% ребят, живущих в домах с животными, демонстрируют завидную устойчивость к всевозможным аллергенам.
Собаки открывают новые горизонты для медицины Никого не удивляет то, что собачий нюх во много раз превосходит человеческий. Но реальные возможности собак поистине уникальны Недавние исследования дали шокирующие результаты. Так, собаки способны предчувствовать как минимум за 20 минут эпилептический припадок или понижение уровня сахара в крови, определить рак или отличить одежду здоровых детей от детей, страдающих аутизмом. Собаки реально могут помочь людям, страдающим этими недугами и продвинуть медицину и уход за такими больными на новый уровень.

- Ребята!  У вас у всех есть дома собаки.  Вы как-то ухаживаете за своими собаками?

(Рассказы учащихся.  Зачитывается сочинение Куликовой Анастасии, которое она написала в 3 классе на конкурс в районный ДДТ и заняла призовое место)

- Ребята, а как называется наука, изучающая собак? (Кинология.)

    Читает ученик:  Минералы ищет геолог.  Языки изучает филолог.

Раскопки ведет археолог.  Это понятно, но кто же такой кинолог

-Тот, кто смотрит кино? Я кинологом стать хочу —

Кинология мне по плечу!

Но папа сказал: - А ну-ка, откроем словарь...

Итак: «Кинология - это наука, Изучающая собак».

Решено: Буду кинологом -

От собак не оттащите волоком!

Нравятся очень бульдоги мне И другие четвероногие!..

Вы кто: - Археолог, филолог, геолог! Спросят меня и услышат в ответ:

- Я по профессии просто кинолог... Другими словами - собаковед!

- У нас сегодня не просто беседа о собаках, а библиотечный урок, поэтому мы с ещё вами поговорим о собаках в литературных произведениях.

У Александра Ивановича Куприна есть рассказ «Барри» про кладбище животных в одном из кварталов Парижа. На этом кладбище внимание привлекает монумент «На фоне скалистой горы стоит большой, мощный пес. Лоб его прорезан глубокой вертикальной морщиной. Взгляд пристальный и серьезный. Девочка-ребенок прильнула к собаке, обняла ее и радостно улыбается. Надпись на цоколе гласит: "Барри, сенбернар. Спас жизнь сорока человекам. Был убит сорок первым". История этого памятника такова.

Сooбщение учащегося:

В Альпах есть перевал, именуемый Сенбернарским. Когда-то здесь проходила дорога, связывающая Италию со странами Центральной Европы. Дорога эта была трудной не только потому, что пролегла на высоте двух с половиной километров, но и потому, что погода в этих местах неустойчива: неожиданно начинается ветер, буран; застигнутые в дороге путники часто теряли направление и гибли.

В X веке на перевале обосновался монастырь Сен-Бернара. Монахи давали приют в своей монастырской гостинице путникам, проходившим по перевалу, помогали попавшим в беду. К XIII веку монахи вывели могучих и умных собак, получивших название сенбернаров. Эти собаки не боялись мороза и ветра, им не страшен был глубокий снег. Благодаря своему прекрасному чутью они отыскивали засыпанных снегом, сбившихся с дороги или попавших в расселины гор людей. Среди сенбернаров были свои чемпионы, свои знаменитости. Один из самых знаменитых спасателей был пёс по имени Лев. Он спас 35 человек. Но ещё более знаменит был Барри, тот самый, который спас сорок человек и был убит сорок первым.

Говорят, это произошло так. Однажды разыгрался особенно сильный буран. Собаки, вышедшие на поиски попавших в беду людей, одна за другой, обессиленные, возвращались в монастырь. И только Барри продолжал бродить среди гор. Видимо, чутьё ему что-то подсказывало. И чутьё не обмануло его. В конце концов, он обнаружил засыпанного снегом человека. Раскопав его, пёс стал тормошить замерзавшего, лизать его лицо. Но, открыв глаза и увидев собачью морду, человек решил, что перед ним волк. Человек достал револьвер (по рассказам других – нож) и убил Барри. Это и был сорок первый, спасённый собакой. Труп Барри торжественно перевезли в Париж и похоронили со всеми почестями на специальном собачьем кладбище.

Однако есть и другая версия. Барри действительно спас сорок одного человека. Сорок первый был ребёнок. Никто не знал, что ребёнок на перевале. Неизвестно, как он оказался один. И только Барри его почуял. Пёс успел вовремя: ребёнок хоть и потерял сознание, но был жив. Барри лёг рядом, чтобы согреть его своим телом. Долго лизал его лицо. И мальчик очнулся. Но не мог встать и лишь обхватил собаку за шею. Барри стал медленно и осторожно тащить его. Старому Барри было очень тяжело. Мальчик понял это и взобрался на собаку верхом. Так пёс и доставил его людям.

И Барри, прослужив людям двадцать лет, умер собственной смертью и доживал последние годы в городе.

Сейчас мы вряд ли узнаем, какая версия соответствует действительности, а какая нет. Но это не важно. Важно, что Барри – и другие сенбернары – спасали людей, служили им, и люди в благодарность поставили им памятник.

Памятник Барри – это памятник всем сенбернарам, спасавшим людей.

- Рассказ Куприна «Бальт» - это ещё одна правдивая история о подвиге собаки. (Зачитывается отрывок из рассказа)

- Ещё один памятник Биму из повести Гавриила Троепольского «Белый Бим чёрное ухо»  находится в Воронеже. (На экране кадр из х/ф «Белый Бим Черное Ухо».)

Справка: Памятник собаке выполнен из нержавеющего металла и отлит в натуральную величину Правое ухо и одна из лап созданы из бронзы. Пёс сидит прямо на земле (пьедестала у памятника нет), терпеливо ожидая возвращения своего хозяина. На ошейнике выгравировано его имя.

По данным воронежского краеведа В. И. Кононова памятник Белому Биму — единственный в мире памятник собаке-литературному герою и второй памятник в России, поставленный собаке (первый памятник — памятник Лайке в Москве).

Г. Троепольский: «Может быть поэтому я и пишу о судьбе собаки, о её верности, чести и преданности. Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем- то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг, только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни.»

- А вы знаете, что собаки умеют улыбаться? Как они это делают? Конечно, не как люди. Они улыбаются хвостом.

Инсценировка стихотворения А. Горбуновой «Щенок».

Бежал щенок по лужам, По лужам, по лужам

И думал: «Почему же  Я никому не нужен,

Не нужен никому? Вот я бегу по лужам,

Потом настанет стужа. Мне будет еще хуже.

Что делать - не пойму».

А в тот же самый вечер Бежал ему навстречу

Печальный человечек  В сапожках голубых.

Он все бежал по лужам  И думал: «Почему же,

Скажите, почему же  Мне кто-то очень нужен,

 Кто это может быть?»  И встретились у речки

Щенок и человечек.  Шел дождик в этот вечер,

 Но было им тепло.  «Пусть в окна хлещет дождь,

Пусть в окна бьется вьюга, Но мы нашли друг друга.

Нашли с тобой друг друга -Нам очень повезло».

- А в каких литературных произведениях вы встречались с собаками?

(Ответы учащихся А.П. Чехов «Каштанка», «Белолобый», А. Куприн “Белый пудель”, Рассказы Э.Сетона- Томпсона, “Снап” Д. Лондон “Белый клык”Л. Андреев “Кусака”, Тургенев «Муму» и др. )

Учащиеся читают стихи про собак: С. Михалкова «Мой щенок»,  С. Маршака «Пудель» и др.

Много хорошего мы сегодня сказали о собаках. Но я хочу вам рассказать ещё одну историю

Все события происходили на обводной дороге города Тольятти. Однажды в 1995 году жители города заметили на обочине дороги пса. Он всегда был на одном и том же месте и бросался на проезжающие автомобили. Собака была породы немецкая овчарка. Слухи по городу разнеслись довольно быстро и впоследствии этот пёс стал достоянием горожан.[1]

Заинтересовавшись этим событием более подробно, жители городского округа Тольятти узнали, что летом 1995 года неподалёку от этого места произошла автомобильная авария двух легковых автомобилей. По официальной версии, автомобиль вишнёвого цвета столкнулся со встречной машиной. В салоне вишнёвого автомобиля находились пёс и его хозяева — молодая пара (есть версия, что они были молодожёнами). Девушка погибла на месте, а мужчина в тяжёлом состоянии был доставлен в больницу, где через пару часов скончался. Чудом выжил только пёс. Клички его известно не было, поэтому в народе прозвали его «Верный» или «Костик» (уменьшительно-ласкательное от имени Константин, что в переводе с греческого означает «постоянный», «верный»).

Псу строили конуру и даже пытались забрать его к себе домой, но ни одна попытка не увенчалась успехом. Пёс всегда возвращался обратно, с нетерпением ожидая своих хозяев. И в снег и в дождь, в любую погоду и время года он неизменно находился на своём месте. От сочувствующих горожан он принимал только еду. В любую погоду он постоянно ждал и бежал ко всем рядом проезжающим автомобилям

В 2002 году пёс умер. Его нашли мёртвым в лесу. Скорее всего, пёс ушёл в лес, чтобы там умереть. Константин ждал своего хозяина до последней секунды.

В 2003 году  ему был поставлен «Памятник преданности». В наши дни это место является местом, обязательным к посещению молодожёнами как символ нерушимой верности в семейной жизни. По сложившейся традиции, чтобы молодожёны были верны друг другу и счастливы в семейной жизни, псу нужно потереть кончик носа. Благодаря этому ритуалу нос пса стал отполированным.

Учитель:    Пса бродячего приятно

Угостить или погладить, Приманить его нетрудно,

А попробуйте отвадить.  Да еще когда он с вами

Весь поход прошел бок о бок, Поднимаясь к перевалам

По спиралям узких тропок,  И о грозах предстоящих

Извещал тревожным лаем,  А ведь время-то приходит.

Расставаться с горным краем.  И тогда с притворным гневом

Прогоняешь прочь его ты,  Потому что не пускают

Псов бродячих в самолеты,  И в глаза тебе глядит он

Человечьими глазами,  И скулит, и даже плачет

 Настоящими слезами,  Никого не осуждает

И смиряется с судьбою,  Лишь понять не может,

Чем же виноват перед тобою...

-  Ребята, о чем это стихотворение?  (Ответы учащихся – о предательстве)

Среди вас есть такие?

 Хорошо, что вы все добрые, заботливые и оставайтесь такими всегда! И всегда помните  слова из произведения Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц: “Мы в ответе за тех, кого приручили!”

Викторина «Все о собаках»

Какой пес носил на лапе часы? (Артемон, А. Толстой «Приключения Буратино».)

Назовите кличку собаки в произведении Тургенева. (Муму,)

Какие  собаки летали  в космос? (Белка и Стрелка)

Какой кличкой, созвучной названию дерева, наградил собаку А.П. Чехов? (Каштанка.)

Кто был предком собаки? (волк)

Какая собака очень часто мелькает на экране центрального телевидения? (Филя из передачи «Спокойной ночи малыши».)

 В какой сказке  три собаки спасают жизнь  солдату? (Г.Х. Андерсен «Огниво».)

 Какая книга соединила на веки австралийских собак и светлое чувство любви? (Р.И. Фрайерман «Дикая собака Динго или повесть о первой любви».)

Какая собака стала известной под кличкой, состоящей из четырех слов? («Белый Бим черное ухо», повесть Г. Троеполъского.)

Сколько человек спас пёс Барри? (41)

Как называется человек, который изучает собак? (кинолог)

По окончании библиотечного урока учитель предлагает посмотреть фильм «Хатико» (о собаке, которая ежедневно встречала своего хозяина на вокзале, когда он возвращался с работы. Однажды хозяин не вернулся – умер на работе от сердечного приступа. Но верный пес долгие девять лет приходил на станцию и встречал все поезда. Хатико – это японская древняя порода собак –акита -ину), «Белый плен» (о собаках оставленных на Аляске)

Используемы ресурсы и литература:

  1. Степанов Е.Н. Классные классные дела. Методические разработки воспитательных дел в классе. М.: Творческий центр 2008
  2. http://samoyed.com.ua/forum/index.php?topic=492.0
  3. http://dogcity.ru/forum/viewtopic.php?f=2&t=18
  4. Картинки из сети Интернет с поисковых сайтов mail.ru, Google.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы в ответе за тех, кого приручаем

Цель:           1. Формирование нравственной культуры .           2. Повысить у детей интерес к художестве...

"Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил..."По рассказу Л.Андреева "Кусака"

Урок в 7 классе по программе Коровина В.Я. Технология - мастреская ценностных ориентаций. Презентация обеспечивает наглядность урока, помогает проанализировать основные проблемы произведения. Урок зан...

Разработка урока «Мы в ответе за тех, кого приручили» урок по произведению Л.Андреева "Кусака"

Урок предназначен для учащихся 7 класса, по УМК В.Я. Коровиной. Направлен на развитие коммуникативно-речевой компетенции, воспитание гуманного отношения к животным, одного из критериев нравственности....

Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе

Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...

воспитательный час "Мы в ответе за тех кого приручили»

В данном мероприятии раскрываются нравственные ценности, на которые необходимо указывать школьникам: милосердие, забота, ответственность. необходимо воспитывать в детях заботу о "братьях" наших младш...

Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" (Л.Андреев "Кусака"

План открытого урока литературы в 7 «Б» классе(Учитель литературы Л.Н.Нагаева, МБОУ Гимназия №9 г.о.Химки Московской области) Тема урока: "Мы в ответе за того, кого приручили" по расск...

Эссе «Мы в ответе за тех, кого приручаем»

Эссе «Мы в ответе за тех, кого приручаем»...