Педагогическое сопровождение ученического самоуправления как одно из состовляющих воспитательной системы современной школы
статья по теме

Торопова Елена Александровна

Современная педагогика давно доказала, что одним из самых эффективных инструментов воспитания школьников является логически выстроенная воспитательная система, действующая  на демократических и гуманистических принципах,  союзе детей и взрослых, объединенных общими целями, общей деятельностью, высоконравственными отношениями и общей ответственностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ученическое самоуправление101.6 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое сопровождение ученического самоуправления как одно из составляющих воспитательной системы современной школы .

Воспитательная система, ученическое самоуправление, структурные единицы, сопровождение.

Школа как социальный институт реализует две важнейшие функции: учит и воспитывает. Современная педагогика давно доказала, что одним из самых эффективных инструментов воспитания школьников является логически выстроенная воспитательная система, действующая  на демократических и гуманистических принципах,  союзе детей и взрослых, объединенных общими целями, общей деятельностью, высоконравственными отношениями и общей ответственностью. Осознавая с одной стороны, что только упорядоченная целостная совокупность компонентов, основанная на взаимодействии и интеграции, обуславливает наличие у образовательного учреждения  способности целенаправленно и эффективно содействовать воспитанию учащихся, а с другой стороны то, что педагогика как наука  сегодня  характеризуется состоянием изменчивости, постоянной динамики, требующей от школы креативного подхода к организации учебно- воспитательного процесса, педагогический коллектив школы поставил перед собой задачу создания и апробации эффективной и в то же время отличной от всех воспитательной системы.   Выстраивая её, педагоги школы  использовали   разнообразные виды и формы деятельности, одновременно находясь в поиске    какого-то одного  вида (направления), который выступил бы  в качестве приоритетного.  В нашей школе такой системообразующей деятельностью стала  модель  ученического самоуправления Школьная Демократическая Республика РОДИНА. Модель  не только даёт возможность воспитания учащихся, но и позволяет эффективно решать актуальную проблему педагогического сопровождения ученического самоуправления и  реализовать один из важнейших принципов воспитательной системы - ядром ВС (Новикова) является единство двух коллективов: педагогического и ученического. Наша модель ученического  самоуправления  помогает создать условия для воспитания  активной  личности, способной  как принимать решения, так и отвечать за их выполнение. Кроме того, позволяет изменить позицию ребенка от потребителя к творцу, от исполнителя к организатору, воспринять воспитательные задачи как свои личные, а также благоприятно сказывается на его психическом здоровье. А участие в педагогическом сопровождении ученического самоуправления даёт возможность реализации педагогического потенциала. Каждый педагог нашей школы помнит, что самоуправление- это игра, но игра серьёзная и эффективна она будет только в случае серьёзного, ответственного участия в ней взрослых на основе тесного сотрудничества. В  основе модели ученического самоуправления  Школьная Демократическая Республика РОДИНА  (далее ШДР РОДИНА)  заложена идея вертикального деления школьного коллектива с целью формирования крупных структурных разновозрастных подразделений и переход на качественно новые отношения: от традиционного соперничества к сотрудничеству и заботе. В 2009 году  Арьёвская средняя школа стала победителем (3 место) областного конкурса моделей ученического самоуправления в номинации «Наша авторская модель» и победителем Первого Всероссийского дистанционного конкурса моделей ученического самоуправления. Модель нашла отражение в различных направлениях жизнедеятельности школьного коллектива: учебная, трудовая, спорт, творчество, социальное проектирование и др. Такая многогранность  обусловлена задачами современной школы. РОДИНА- аббревиатура основных принципов функционирования:  Р- равенство, О- ответственность, Д- доброжелательность, И- инициативность,  Н- настойчивость, А- активность. Девизом Республики послужили слова И.П. Иванова : «Творчески, а иначе зачем…»Четырёхцветная эмблема ШДР РОДИНА давно стала легко узнаваемым логотипом не только в Уренском районе, но и далеко за его пределами. Каждый цвет символичен: красный-мужество, великодушие, любовь; синий- честность, верность, безупречность; жёлтый-  постоянство, милосердие, справедливость; белый- чистота, правдивость, надежда. (В данной модели вообще уделяется большое внимание символике и атрибутам так как игровые технологии соответствуют психолого-педагогическим особенностям школьного возраста.) В той же цветовой гамме выдержаны галстуки и флаг ШДР РОДИНА, символизирующие единство структурных  единиц- губерний ( в нашем случае- четырёх). С выноса флага республики начинаются все республиканские (общешкольные) дела. Во главе Республики стоит дежурный губернатор. Каждая губерния объединяет классы- города: губерния Дружная семейка- классы первой ступени обучения; Звёздная, Галактическая, Солнечная- классы второй и третьей ступени каждая. Каждый город имеет своё название. Из числа граждан города выбирается мэр и другие органы самоуправления, деятельность которых прописана в Положении об органах самоуправления. Жизнь города отражена на городском стенде. Он располагается на городской территории (в кабинете, закреплённом за классом)

 Каждая губерния имеет свой флаг. Основное поле - один из четырёх цветов флага ШДР РОДИНА. Трёхцветная кайма символизирует принадлежность губернии к Республике. В цветовой гамме эмблем губерний преобладает соответствующий цвет.  Такое цветовое «деление» очень удобно при проведении мероприятий командного характера: спортивных соревнований, конкурсов, акций организации дежурства по школе. У каждой губернии есть своя песня и  девиз.  С выноса флага, девиза и песни начинаются мероприятия внутри губернии - губернские дела. Во главе каждой губернии стоит губернатор, избираемый из числа учащихся   3 ступени обучения,  входящих губернию. Выборы проходят в начале учебного года тайным голосованием, одновременно во всех четырёх губерниях. Голосованию предшествуют:  предвыборная агитация, защита программы действий, рекламная деятельность в рамках своей губернии. Жизнедеятельность ШДР РОДИНА отражается на одноимённом стенде. На нём представлена информация текущего года о составе губерний, органах самоуправления, символике, размещается школьная  газета АУ(Арьёвский ученик), результаты рейтинга. На «месте лидера» размещается увеличенная эмблема губернии, которая занимает лидирующее положение на данном  временном этапе. За своевременное обновление материалов стенда отвечает  Школьное министерство печати и информации.(МПиИ). В свою очередь МПиИ состоит из министерств печати и информации четырёх губерний. Министерство печати и информации каждой губернии состоят из министров печати и информации каждого города (класса), входящего в губернию.

Школьное министерство печати и информации (МПиИ)

Министерство печати и информации

Солнечной губернии

Министры печати и информации 7 городов , входящих в состав Солнечной губернии

Министерство печати и информации

Галактической губернии

Министры печати и информации 7 городов , входящих в состав Галактической  губернии

Министерство печати и информации

Звёздной губернии

Министры печати и информации 7 городов , входящих в состав Звёздной губернии

Министерство печати и информации

Губернии Дружные ребята

Министры печати и информации 7 городов , входящих в состав  губернии Дружные ребята

Аналогичным образом представлены все 5 министерств: Печати и информации, Физкультуры и спорта, Внутренних дел, Культуры и Образования. Аналогичным образом представлены все 5 министерств: Печати и информации, Физкультуры и спорта, Внутренних дел, Культуры и Образования.

Педагогическое сопровождение на основе сотрудничества осуществляется на всех уровнях министерства:

Куратором губернии является наиболее опытный педагог из числа классных руководителей, входящих в  ту или иную губернию. Он же является руководителем методического объединения педагогов, являющихся классными руководителями классов, входящих в ту или иную губернию. С началом функционирования ШДР РОДИНА  система работы ШМО классных руководителей видоизменилось, адаптировалась  к модели самоуправления   и стала состоять  из двух составляющих. Первая составляющая- традиционная- по четвертные(согласно плану) совещания классных руководителей, организованные заместителем директора по ВР. Вторая составляющая- совещания классных руководителей губернии, организованные куратором . На нихё обсуждаются частные вопросы по результатам анализа, диагностики и текущим проблемам. При подведении итогов работы губерний, демонстрируются материалы,  подготовленные в ходе  реализации тех или иных проектов. На основе их формируется Банк стартовых материалов, которым может воспользоваться  любой педагог. Кабинет класса, классный руководитель которого является куратором губернии, называется столицей губернии. В этом кабинете проходят все организационные мероприятия губернии, хранится  портфолио губернии, её  призы и награды .

Таким образом, наряду с другими серьёзными  задачами, ШМО классных руководителей реализует так же задачу педагогического сопровождения, роль которого заключается в следующем: оказание  методической помощи, сотрудничество между мэром и классным руководителем, куратором губернии и губернатором и куратором и министрами,  консультативная поддержка; предупреждение негативных последствий; соблюдение прав детей; привлечение родителей и общественности; создание психологического комфорта, создание ситуаций  успеха, обучение лидерского состава и др. 

Структура ШМО классных руководителей

Социальный педагог

Заместитель директора по ВР

Психолог

Куратор Солнечной губернии

Куратор Галактической губернии

Куратор Звёздной губернии

Куратор губернии Дружные ребята

Классные руководители Солнечной губернии

Классные руководители Галактической губернии

Классные руководители Звёздной губернии

Классные руководители губернии Дружные ребята

Школьное методическое объединение классных руководителей ИСТОК.РУ (институт современных, творческих, ответственных классных руководителей)

Общая схема самоуправления ШДР РОДИНА

Совет граждан

Дежурный губернатор

Расширенный совет губернаторов (губернаторы +меры старших классов)

Большая школьная мэрия

Мэрия солнечной губернии

Мэрия галактической  губернии

Мэрия Звёздной  губернии

Мэрия губернии Дружные ребята

Школьные министерства (спорта, внутренних дел, культуры, печати, образования)

Министерства солнечной губернии

Министерства галактической  губернии

Министерства Звёздной  губернии

Министерства губернии Дружные ребята

ШДР РОДИНА функционирует согласно положению об органах самоуправления. Высшим органом самоуправления ШДР РОДИНА является Совет горожан. В его состав входят все граждане Республики (педагоги, учащиеся, родители). Совет граждан собирается не менее одного раза в учебный год для решения крупномасштабных дел. Совет губернаторов состоит из губернаторов губерний. Во главе Совета губернаторов стоит дежурный губернатор. Соответствующая губерния является дежурной на этот период. По истечению месяца дежурная команда меняется. В компетенцию Совета губернаторов  входит организация всех сторон жизни ученического коллектива.

Совет губернаторов сотрудничает с педагогическим советом, администрацией школы, кураторами губерний, МО классных руководителей  ИСТОК.РУ, родительским комитетом, объектами социума. За учебный год каждый губернатор (а соответственно и его губерния)  несколько раз выступает в роли дежурного губернатора. Смена дежурства традиционно заканчивается чаепитием. Совет губернаторов собирается ежемесячно. Большая школьная мэрия(БШМ) Состоит из мэрий губерний. Мэрия губернии состоит из мэров городов . БШМ собирается еженедельно для решения текущих вопросов. Мэрия – связующее звено между органами самоуправления и городом. Мэр тесно сотрудничает с классным руководителем. В компетенцию мэра входит и организация, активизация и корректировка деятельности города через министерства. В каждом городе выбираются министры: образования, здоровья и спорта, внутренних дел, культуры, печати и информации. Каждый министр набирает себе команду помощников из числа жителей города. Министры одновременно объединяются в совет министров губернии и в школьное  министерство. Ведущим министерством Республики является министерство дежурной губернии. Оно подчиняется дежурному губернатору и отчитывается перед ним о проделанной работе по истечению времени дежурства. Каждое министерство функционирует согласно плану, утверждённому на Расширенном совете губернаторов. Степень активности и результативности губерний и входящих в них городов оценивается балловой рейтинговой системой и регламентируется Положением о рейтинге. По итогам каждой четверти  горожанин, набравший наибольшее количество баллов для своей губернии получает диплом  Почётного гражданина губернии. Город, набравший наибольшее количество баллов для губернии, получает диплом лучшего города. В конце учебного года на торжественной линейке подводятся итоги рейтинга между губерниями. Заработанные баллы индексируются в рубли Губерния, набравшая большее количество баллов, награждается Дипломом Лучшая губерния года, получает переходящий кубок победителя  и заносится в Книгу почёта ШДР РОДИНА вместе с именем педагога- куратора. Разноуровневый рейтинг позволяет создать условия для самовыражения каждого гражданина, каждого города, каждой губернии. При этом четко моделируется позиция педагогов, которая учитывает  искренний интерес к внутреннему миру школьников, признание за ними права на самостоятельность мнений и поступков; установку на себя меняющегося человека и профессионала, ориентированного на самоанализ своей деятельности и значимости своей личности как средства педагогической работы, стремление к организации коллективной деятельности как совместной, творческой, создающей возможности для самореализации ее участников. Немало важным является и то, что данная  модель построена  по образцу республиканской формы правления и способствует пониманию политической системы Российской Федерации, развитию активной жизненной позиции и гражданственности. Все мероприятия, имеющие место в школе, так же можно разделить по уровням. Их педагогическое сопровождение осуществляется аналогичным способом.

Воспитательную систему нельзя привнести в школу, она может зародиться и развиваться только в определенных условиях и в каждой школе будет индивидуальной. Несхожесть воспитательных систем определяется типом учебного заведения, ведущей идеей, ради реализации которой она создается, воспитательным потенциалом педагогов, творческим почерком директора, составом учащихся, социальным заказом родителей, материальной базой , особенностями среды. Неоспоримо одно- отлаженная , понятная, многогранная воспитательная система- условие для перехода школьного коллектива  в новое качественное состояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое сопровождение ученического проекта "Влияние компьютера на здоровье человека"

Этапы выполнения проекта "Влияние компьютера на здоровье человека"...

Педагогический совет «Ученическое самоуправление в современной школе»

Педагогический совет актуальной тематики для современной школы...

«Программа тренинговых занятий по развитию социальной одаренности Школа «Лидер» в рамках психологического сопровождения ученического самоуправления»

Актуальность проблемы воспитания лидера обусловлена тем, что в подростковом возрасте создаются оптимальные условия для формирования организаторских способностей, предприимчивости, многих других личнос...

Ученическое самоуправление как одна из успешных форм внеурочной занятости"

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном мире, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне развитой лич...

Мастер-класс "Актуальность проблемы педагогического сопровождения ученического самоуправления", 18.05.2019

Добрый день уважаемые коллеги! Предлагаю вам сегодня вместе обсудить актуальность проблемы педагогического сопровождения ученического самоуправления. Вопрос педагогического сопровождения вызывает инте...

«ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ЯДРО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ»

Разработка направлена на обновление модели воспитательной системы современной школы через развитие и поддержку детских общественных объединений. Воспитательная система "Школьное агентство социаль...