Сценарий культурно-досугового мероприятия «Осенние посиделки»
классный час на тему

Устиненкова Нина Анатольевна

Сценарий культурно-досугового мероприятия

«Осенние посиделки»

Цель: формировать представление о необходимости гармоничного соотношения труда и отдыха  в жизни через приобщение к народной традиции русских посиделок; воспитывать интерес к здоровому образу жизни, активным формам отдыха; воспитывать уважение к национальному наследию, стремление сохранять культурные общечеловеческие ценности.

Персонажи: Ведущая, Хозяйка, Старушка-Ворчушка.

Оборудование: название мероприятия на стену, распечатки поговорок и пословиц о труде и отдыхе (на стены зала), оборудование для проведения игр и конкурсов, костюмы для персонажей. 

План:
1.Понятийный блок. 
Активизация опыта детей, освоение новых знаний.
2. Игровой блок. 
Закрепление понятий, развлекательно-познавательные игровые элементы.
3.Рефлективный блок. 
Проверка уровня усвоения новых знаний и понятий.
4. Подведение итогов.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_osennie_posidelki_okt_2013.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий культурно-досугового мероприятия

«Осенние посиделки»

Цель: формировать представление о необходимости гармоничного соотношения труда и отдыха  в жизни через приобщение к народной традиции русских посиделок; воспитывать интерес к здоровому образу жизни, активным формам отдыха; воспитывать уважение к национальному наследию, стремление сохранять культурные общечеловеческие ценности.

Персонажи: Ведущая, Хозяйка, Старушка-Ворчушка.

Оборудование: название мероприятия на стену, распечатки поговорок и пословиц о труде и отдыхе (на стены зала), оборудование для проведения игр и конкурсов, костюмы для персонажей. 

План: 
1.Понятийный блок.  
Активизация опыта детей, освоение новых знаний.
2. Игровой блок.  
Закрепление понятий, развлекательно-познавательные игровые элементы.
3.Рефлективный блок.  
Проверка уровня усвоения новых знаний и понятий.
4. Подведение итогов. 

Ход мероприятия:
Звучит негромкая народная музыка

1.Понятийный блок.  Активизация опыта детей, освоение новых знаний.
Ведущий:
 - Здравствуйте, ребята! Вот и настал новый день, друзья, а дни нашей жизни бывают разные. Их можно разделить на две категории, какие? (будни и праздники) Будни отданы труду и ученью, а праздники? (отдыху)
  - Хорошо потрудившись, выполнив все свои дела можно и отдохнуть.
Недаром, в народе говорят: «Сделал дело – гуляй смело».
 - А что же такое отдых? Как вы умеете отдыхать? Как отдыхать лучше? (…)
 - Отдых может быть активным, развеселым или спокойным, пассивным.

Отдых – это проведение времени для восстановления сил
и без обычной работы.

   - Сегодня мы познакомимся с одной из старых русских традиций отдыха – традиции посиделок. А, что такое посиделки, вы когда-нибудь слышали? (…)
  - И действительно, когда заканчивались напряженные летние и осенние работы, урожай был собран и уложен на хранение, люди собирались на совместное веселье в чьей либо избе. Но не только весельем было наполнено это время, девушки обычно, рукодельничали – пряли, вязали, вышивали.
Потому как не всегда работа в тягость – бывает работа и в радость…

   - А давайте, и мы проведем посиделки!? Думаю, у вас появился вопрос «зачем?». Ведь теперь столько возможностей свободное время провести – отлежать бока на диване пересматривая все сериалы телеканала, горбиться полдня за компьютером, слушать у экрана сладкоголосых певцов и артистов.

   - У наших прабабушек и прадедушек такой возможности не было…  
И все же, говорят, они бы счастливее нас – потому что на самом деле умели отдыхать и веселиться по-настоящему, от души! Потому что делали все сами! Сами пели, и других слушали; сами танцевали и на других смотрели; играли, шутили – все сами! Так и говорилось «других посмотреть и себя показать». Вот такая хорошая традиция посиделок.  Ну, что, ребята, устроим посиделки?

   - Тогда устроим все «чин по чину», ведь и в посиделках свой порядок есть.
Хозяйкой посиделок была владелица избы, но чаще ею становилась самая находчивая и веселая молодуха (как называли в старину молодых женщин). Она рассаживала приходящих гостей, руководила, когда-чем заниматься: когда просто играть, когда сказки говорить, когда песни петь - кадриль водить, а когда гадать–ворожить. Если же становилось неинтересно – выбирали другую Хозяюшку. Так и нам без Хозяйки нельзя, как же быть…

2. Игровой блок.  Закрепление понятий, развлекательно-познавательные игровые элементы, в промежутках песенные выступления детей.

Входит Хозяйка: Здравствуйте, вы ко мне в зал на посиделки? Очень рада вас видеть, дорогие мои! Чего хотите раньше игру или песню?

Музыкальный  номер №1.

1.Игра «Тяни холсты» под музыку (Количество участников – любое)
- На посиделках девушки украшали вышивкой полотенца - рушники.

Игровая пауза.

Загадки о труде, инструментах, отдыхе.
Хозяйка: - А вы ребята, дома по хозяйству помогаете?
Или труда, да инструментов совсем не знаете?

1.Его можно найти и упустить; потратить и даже убить; оно то убегает, то тянется; его то много, то мало; а когда и пробежит незаметно. О чем речь?
2.Ей набили мясом рот, И она его жует,
Жует-жует и не глотает, в тарелку рядом отправляет.
(Мясорубка)
3.Я по лысине бегу, кудри с лысины стрегу.
(Рубанок)
4.Идет мужик по лесу, несет зеркало за поясом.
(Топор)
5.То назад, то вперед. Ходит-бродит пароход.
Остановишь – горе, продырявишь море!
(Утюг)
6. Смотри, они раскрыли пасть - В нее бумагу будем класть,
Бумага в этой пасти, Разделится на части.
(Ножницы)
7. Две стройные сестрицы  В руках у мастерицы.
Весь день ныряли в петельки …И вот он шарф у Петеньки!
(спицы)

8. В брюхе баня, В носу – решето,
Пуговка на голове, Ручка – одна, да и та на спине.
(Чайник)

9. Весь мир наряжает, сама голая гуляет. (Иголка)
10. По полотняной дорожке  скачет на одной ножке. (
Швейная машинка)

Хозяйка: - А может, посоревнуемся, скороговорки поговорим?

Скороговорки

1.Коси коса, пока роса,
Роса долой и мы домой.

2.Из печи калачи,
В окошко мечи.

Музыкальный  номер № 2.

Загадки «Урожайно - огородные»
- Встречайте, достижения народные - загадки урожайно-огородные!

А  на  этой  грядке

Толстые  загадки.

Сам  алый, сахарный.

Кафтан  зелёный,  бархатный.

(Арбуз)

А на  этой  грядке

Длинные  загадки.

В  этой  грядке  Дед  Мороз

Прячет  летом красный  нос.

(Морковка)

Сидит бабка,
Вся в заплатках,
Кто заплатку оторвет,
Тот заплачет и уйдет.

(Лук)

Вырос  в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены,
Ходит дом ходуном,
Да на стебле золотом.
(Рожь, пшеница, другие зерновые)

Рос ребенок – не знал пеленок,
Стал стариком – сто пеленок на нем.
(капуста)

Над землей трава -
Под землей – красная голова.
(Свекла)

Лежат Егорки под межой,
накрыты зеленой фатой.
(Огурец)

Висит зеленая ветка -
На ней красные детки.
(Помидоры)

Хозяйка: - А вы знаете, что в старину жили большими дружными семьями? В избе находились несколько поколений людей: прабабки и прадеды, деды и бабушки, мамы, папы и ребятня. И куда все помещались!
Но как ни странно, никто никому не мешал, только веселее жить было людям. (
Стук упавшего тяжелого предмета) Ой, Хозяйка, кто это у вас с печки свалился?

Входит Старушка-Ворчушка, потирает «ушибленный бок»:
-
 Ладно-ладно. Делу время – потехе час!  Ишь, распелися. А потрудиться вы умеете? А то может, зазря тута баклуши бьете! Эй-х, вы и слов таких-то не слыхивали, что значит «бить баклуши»? (бездельничать)

К о н к у р с ы   от Старушки-Ворчушки.
Первый конкурс «Портняжка»(по 2 чел): кто больше пуговиц на нитку наденет под счет до …? (на счет до 10 или 20, как решить).
Оборудование: много пуговиц с крупными дырками, 2 толстые нитки с большими узелками, длиной около полметра.
Второй конкурс «Ведро яблок» (по 2 чел): кто быстрее соберет яблоки? 
Оборудование:
 2 ведра, наполненные одинаковым количеством бумажных комков.
Третий конкурс «Цветочные узоры» (по 2 чел): кто быстрее и красивее заполнит лист цветами (рисовать с помощью шаблона)?
Оборудование: 2 листа бумаги, два шаблона цветка простой формы, два маркера (фломастера).

Четвертый конкурс «Рыболов» (по 2 чел): кто быстрее поймает рыбку?
Оборудование: две палочки, связанные толстой тесьмой, на середине закреплена рыбка из картона.

Игровая пауза.

2.Игра «Крепость» под музыку (Количество участников – любое)

3.Игра «Кошки - мышки» (Количество участников – нечетное)

4.Игра «Ручеек» под музыку (Количество участников – нечетное)

3.Рефлективный блок. 

Ведущая: - Ребята, хорошо провели мы время на посиделках?
Поблагодарим Хозяйку за радушный прием? (...)
Так как можно отдыхать, чему у наших мудрых предков поучится? (…)
- А
пословицы и поговорки народные о труде и отдыхе, какие знаете? (…)
В мой компьютер вирус попал и я для вас распечатала  какие-то странные карточки.  Разберемся вместе, поправим?

Поправим пословицы и поговорки (карточки-перекидушки)

Делу время – потехе сутки (час)
Сделал дело – гуляй отсюда (смело)
В субботу – на работу, а в воскресенье в поход ( на веселье)
Одна голова хорошо, а две – некрасиво
(лучше)
Труд человека кормит, а лень поит
(портит)
Скучен день до вечера, коли делом заняться
(нечего)
мало хотеть, надо выпрашивать
(уметь)
Землю красит солнце, а человека парикмахер
(труд)
Кто мало говорит, тот много кушает
(делает)

4. Подведение итогов. 

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

1.Игра «Тяни холсты» под музыку 
(кол-во участников – любое, полотно длиной около 5м)
Правила игры:. Участники становятся в круг; по диаметру, между стоящими напротив натягивается длинное полотенце; под музыку концы полотенца передаются рядом стоящему по часовой стрелке.  Игровые слова: «Тяни холсты потягивай, в коробочку закладывай». Когда музыка смолкает, участники с концами полотенца начинают перетягивание, кто кого в центр круга вытянет. Звучит музыка, полотенце передается, игра продолжается.

2.Игра «Крепость» под музыку (кол-во – любое)

3.Игра «Кошки - мышки» (кол-во учас-в – нечетное)
Правила игры: участники делятся на пары, берут стулья и составляют в круг.
«Мышки» садятся на все стулья, кроме одного. «Кошки» стоят за стульями. «Кошка» за стулом без «мышки» подмигивает-приманивает чужих «мышек», а «кошки» своих «мышек» стерегут – слегка держат за плечи. Естественно, «мышки» очень ловкие, перебегают. Через некоторое время участники меняются местами.

4.Игра «Ручеек» под музыку традиционная (кол-во участников – нечетное).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Осенние посиделки"

Мероприятие теоретически - практической напрвленности, способствует развитию творческих способностей учащихся....

Сценарий внеклассного мероприятия "Осенние посиделки", 5 класс.

Внеклассное мероприятие разработано для  расширения кругозора учащихся; обращение к традициям нашего края....

Внеурочная деятельность. Сценарии культурно-досуговых мероприятий.

Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств воспитания, направленных на формирование у подрастающего поколения эстетического вкуса и стремления к самосовершенствованию.Не...

Сценарий фольклорного мероприятия «Осенние посиделки»

Сценарий фольклорного мероприятия "Осенние посиделки"...

Сценарий проведения внеклассного мероприятия "Осенние посиделки"

Материал может быть полезен для проведения классных часов или детских праздников...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Осенние посиделки»

Мероприятие для детей младшего и среднего школьного возраста....

Положение и сценарий культурно-досугового мероприятия "Корабль Дружбы"

Игровая программа для детей начальных классов образовательных учреждений Центрального района Санкт-Петербурга.В системе современного образования одной из главных задач является воспитание духовно-нрав...