Методическая разработка к постановке литературно-музыкальной композиции "Дети войны" по мемуарам Людмилы Пожедаевой
методическая разработка (5 класс) на тему

Андреева Полина Валерьевна

 

Данная методическая разработка содержит материалы для постановки литературно-музыкальной композиции «Дети войны» для средних и старших классов школ, созданной по книге Л.В.Пожедаевой «Война, блокада, я и другие... Мемуары ребенка войны». Использование этих материалов в работе по подготовке торжественных мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне, может способствовать возникновению эмоциональной связи, формированию сопереживания, и понимания сопричастности нынешнего молодого поколения к событиям того времени.

 Собирая осколки детства, рассыпанные войной, невольно осознаешь, что жертв ее гораздо больше, чем число погибших и раненых. Искалеченная память несправедливо отнятого детства — это тоже жертвы, которые заплатило человечество за утверждение мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx581.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 Дворец детского (юношеского) творчества Красногвардейского района

Санкт-Петербурга «На Ленской»

 «Дети войны»

по мемуарам ребенка войны – Милы Аниной (Людмилы Пожедаевой)

(методическая разработка)

Возрастной адресат: 5-11 классы ОУ

Автор: Остромухова Полина Валерьевна

Педагог дополнительного образования,

руководитель подросткового театра-студии

 «Синтез» им. Ю.С.Остромухова

Санкт-Петербург

2009г.


Пояснительная записка

Война подобно разбитому зеркалу отражается в каждом из осколков по-своему. Миллионы трагедий и драм разных судеб и событий составляют как бы частицы чудовищной, леденящей душу мозаики. Но не смотря на разницу в масштабах и многоликость этих осколков, все они выражают одно - ужас и боль от невосполнимой утраты близких, родины и безвозвратно ушедшего времени.

Одним из самых трагичных осколков этой огромной картины войны являются воспоминания детей, которым выпала тяжелая доля - нести недетский крест.

Часто, говоря с нынешним молодым поколением о войне, нам сложно донести всю ту боль и страдания, которыми полны страницы памяти участников и свидетелей тех ужасных событий,  потому что детям чуждо еще взрослое мировосприятие.

Зато им вполне понятен язык детства. И вот когда на этом языке вдруг описываются события и вещи, не характерные для беззаботно-счастливого мира ребенка, в сознании нынешних юных читателей происходит переворот — рождается то понимание, проникновение и сопереживание, которое необходимо для передачи из поколения в поколения  «вечного огня» памяти.

В 2007г. вышла в свет книга Людмилы Пожедаевой «Война, блокада, я и другие... Мемуары ребенка войны». Воспоминания, и автобиографическое повествование перемежаются на страницах книги с детскими впечатлениями, стихами и рисунками, сделанными в тяжелые блокадные годы.

Читая эту книгу невольно содрогаешься от того, с какой недетской глубиной, но еще детским почерком описывает войну внезапно повзрослевшая девочка — Мила Анина на страницах своего дневника.

Чтобы понять современным школьникам, что есть война, достаточно окунуть их в мир переживаний их сверстницы, жившей в то время. Литературно-музыкальная композиция «Дети войны» для средних и старших классов школ может способствовать эмоциональному погружению, созданию некой связующей нити между поколениями, чтобы жила память...чтобы не было войны.

Собирая осколки детства, рассыпанные войной, невольно осознаешь, что жертв ее гораздо больше, чем число погибших и раненых. Искалеченная память несправедливо отнятого детства — это тоже жертвы, которые заплатило человечество за утверждение мира.

Цель: создание условий для сопереживания и понимания сопричастности к событиям Великой Отечественной войны у современных школьников через погружение в поэтико-прозаические автобиографические мемуары ребенка войны

Задачи:

  • Способствовать более глубокому осмыслению событий Великой Отечественной войны через призму детского мировосприятия;
  • Формировать чувство ответственности за несение «вахты памяти»;
  • Развивать умение видеть заметные и незаметные подвиги народа;
  • Воспитывать чувство уважения и благодарности за победу, доставшуюся очень дорогой ценой.

Условия и особенности реализации:

  1. Постановка литературно-музыкальной композиции с учащимися 5-6 кл. (В роли Милы Аниной можно взять ученицу 1 класса; Голос, ведущий повествование,  должен принадлежать старшекласснице.) Таким образом, в реализации проекта будут задействованы представители разных возрастных категорий. Состав основных действующих лиц может быть любой. Главное — предварительное погружение в материал, для чего необходимо познакомиться с судьбой детей войны (урок в музее, работа в библиотеке), в частности с биографией Милы Аниной, для чего рекомендуется совместное выборочное прочтение книги Людмилы Пожедаевой «Война, блокада, я и другие... Мемуары ребенка войны».
  2. Подготовительная работа со зрителями - учащимися 5-11 кл. (беседа на тему ВОВ во время классного часа, встреча с ветеранами, детьми блокады)
  3. Для более эффективного воплощения замысла, следует объединить усилия театрального, хореографического, хорового и художественного коллективов. В этом случае, за литературную часть может отвечать театральный коллектив, за музыкальную — представители хора, танец «призраков войны» будет готовить хореография, а художественное оформление (и, самое главное, воплощение рисунков Милы Аниной на обоях с увеличением см.илл.прил.) выполнит изостудия. Актерам во время показа останется только обвести уже качественно выполненные эскизы.
  4. Оформление, равно как и костюмы, могут быть символическими. В частности, обозначить смену событий (игровая площадка модулируется в обстановку комнаты героини) можно несколькими элементами (полоса обоев на заднике сцены, черные платки, которые повязываются «призраками войны» детям, нашедшим старую тетрадь, оконная рама, заклеенная крест-накрест, старый фотоальбом, одеяла, которыми укутываются читающие молитву и т.д.) Поскольку в композиции предусмотрено исполнение танцев и песен, массивные декорации лучше не использовать.


ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЦЕНАРИЙ

 «Дети войны» по мемуарам ребенка блокадного Ленинграда – Милы Аниной

(Звучит мажорная легкая мелодия. На сцене появляются дети. Одни из них играют в чехарду, другие скачут на скакалках, играют в мяч. Кто-то закапывает в песок сюрпризы.

 Место действия – детская площадка.)

Настя: (выкапывая что-то из песка) ребята, смотрите, что я нашла!

Все: Что? Что это? Ого! Где ты это взяла?

Лера: Да вот здесь. Честно. Мы ямку для сюрпризов копали, а тут тетрадь старая.

Поля: Написано Мемуары.

Катя: Должно быть, кто-то когда-то ее сюда спрятал и забыл достать. А давайте откроем?

Все: Давайте, конечно. Дайте мне почитать. (Все разбирают пожелтевшие листы, вчитываются).

Зоя: Ребята, это воспоминания 16-летней девочки, Милы Аниной, пережившей блокаду Ленинграда.

Ксюша: Ого! Да здесь же целый сборник стихов. Слушайте!

Война обрушилась нежданно,

Все переполнила собой,

И все смешалось в этом мире

И смерть носилась над землей.

Юля: Ну-ка дай почитать.   С войной слепою и жестокой

                                               Я бок о бок к Голгофе шла…

                                               Четыре очень долгих года

                                               Свой крест недетский я несла...

(фоном звучит седьмая симфония Шостаковича.

Атмосфера игры и азарта сменяется ощущением чего-то непонятного и страшного)

Женя:  Нет, и детей война не пощадила

И все невзгоды выдала сполна…

Я стала малолетнею старухой –

Все видела, все знала, все могла…

Маша: Ведь войны жалости не знают,

            Война не ведает добро…

Шел по земле жестокий молох –

Не разбирая никого…

(Мила Анина «Война», «Реквием»)

Подростковый женский голос: Когда началась война, мне было неполных 7 лет.

(все оборачиваются. На сцене за спинами ребят стоит Мила Анина (девочка 7 лет) в черной одежде с платком на голове. Играющие расступаются, садятся на стулья по обе стороны сцены. Каждый вчитывается в найденные страницы дневника.)

 (На сцене появляются призраки войны (хореография).

ПЛАСТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ «ВОСПОМИНАНИЯ»

В финале пластической композиции танцующие повязывают детям черные платки и разворачивают на заднике длинную полоску пожелтевших обоев.

Мила подходит к обоям и начинает рисовать. См Рис.2 в Приложении)

Голос: Когда началась война, мне было неполных 7 лет… 7 лет мне исполнилось 28 июля 1941г. И в первый же месяц войны я была изувечена… еще до дня рождения…

(Одна из девочек, нашедших тетрадь, встает со стула и подходит к авансцене. Чтение страниц  постепенно превращается в ее собственные слова):    

  Полина: Меня, измученную болью,

В крови, в бинтах, в полубреду…

Нес на руках солдат усталый,

Через кровавую войну…

И я, обняв его за шею,

Прильнула головой к плечу…

Он нес меня, забыв усталость,

Через внезапную войну.

Женя: Кем был солдат тот безымянный? (пауза)

           Что ты наделала, война!

Полина:   Нас дома ждали наши мамы,

Его - солдата и меня…

И я живу, живу и помню,

Такое забывать нельзя…

Меня моя дождалась мама,

Его – не встретит никогда…

         (оборачиваются на Милу - она молчит. Девочки подходят к обоям, начинают рисовать девочку на руках у солдата. См. Рис.1 в Приложении)

(ПЕСНЯ «АХ, ПЕЧАЛЬ, ТЫ МОЯ ПЕЧАЛЬ». МУЗ.А.ПАХМУТОВА. СЛ. Н. ДОБРОНРАВОВ)

Голос: Когда меня привезли домой после неудачной эвакуации, я долго болела и не могла выходить из дома. А когда стало можно выходить, город показался мне странным и чужим. Окна во всех домах были заклеены крест-накрест бумажными полосками. Всюду эти кресты, кресты, кресты…

(4 девочки встают и выходят на авансцену. В их руках — небольшое окошко. В процессе  чтения они заклеивают окно крест-накрест)

Таня: Как он тяжел, недетский Крест

         И на Голгофу восхожденье…

И кто поможет в горький час?

Надолго ль хватит жизни тленья?

Юля: В тщедушном теле чуть жива,

Но все же теплится душа.

За жизнь цепляюсь, как могу,

И перед всеми я в долгу…

Маша: И обрету ли я покой?

             Так много горя за спиной…

             В начале иль в конце пути?

             И что еще там впереди?

Юля: И донесу ли я свой Крест

До тех благословенных мест,

Где повзрослевшая душа

По жизни поведет меня?..

           Минуй, блокадная Голгофа…

  Мой Крест, меня не придави…-

  Ведь я еще в начале жизни,

  В начале долгого пути…

(Мила Анина «Недетский крест»)

(Дети, переворачивают окно, с обратной стороны которого – образ Христа. Под колокольный звон дети проходят круг, вопросительно смотрят на Милу и, не дождавшись ответа, идут рисовать одинокую девочку, приникшую к свече. См. Рис.5 в Приложении)

(ПЕСНЯ «ВОПРОС». МУЗ.А.ПАХМУТОВА. СЛ. Р. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ)

Голос: Мы жили на улице Стачек. Нас было четверо – мама, папа, брат и я. В соседней комнате жили Зойка с мамой и бабушкой. Перед домом, впритык друг к другу, тянулись сараи с дровами, курами и голубятнями на крышах. Мы любили играть в своем уютном дворе, где под ногами путались куры, где жил задиристый петух, который не жаловал «чужаков».

(встает девочка с фотоальбомом, начинает его листать)

Ксюша:Фотокарточки довоенные…

Папа, мама, братишка и я…

Вот я плачу, а тут с мороженым…

Вот мы с Зойкой держим кота.

Я в матроске, с косою до пояса,

На качелях у коки в саду.

Здесь мы все на веранде обедаем…

В довоенном ушедшем раю…

Вот в снегу я, катаюсь с горки…

Вот на даче…цветы…река…

Это - бабушки, это – дедушки

Только все зачеркнула война…

Это мама поет под гитару,

Здесь вот с братиком на руках…

Я в блокадной холодной комнате

Над альбомом сижу в слезах…

Как недавно все это было…

Только все разорила война.

Довоенные фотокарточки,

Слабый отсвет былого тепла…

(Мила Анина «Семейный альбом»)

(Рассыпает фотографии, идет рисовать небольшие картинки из мирной жизни. См. Рис.3 в Приложении)

(ПЕСНЯ «ЕСТЬ ТОЛЬКО МИГ»)

Голос: С наступлением холодов дома стало очень холодно, очень голодно, очень страшно и очень одиноко. Я все чаще оставалась одна и днем, и ночью. Тогда впервые мне отчетливо захотелось умереть. Я плакала долго. Зашла соседка. Она ничего не спросила, а только сказала что-то вроде: «Ничего, Бог терпел и нам велел. Она всегда во всех случаях вспоминала Бога и часто молилась и мне говорила, чтобы я тоже молилась своими словами.

(встают две девочки и, кутаясь в одеяла, садятся на авансцене. Пробуют молиться)

Ксюша: Молилась мама, стоя на коленях,

            Молилась без иконы и креста…

Молила Николая Чудотворца…

Просила Мать распятого Христа…

Просила чуда – сохранить от смерти

Меня – ее голодное дитя…

Тянула в угол худенькие руки

И горестно смотрела в никуда.

Катя: И я стояла рядом на коленях…

Не зная слов, крестила молча лоб…

А по спине елозили мурашки

И бил от холода и голода озноб…

Но я ждала, что состоится чудо –

Христос появится из темного угла

И сразу кончится и голод, и блокада,

И прекратится страшная война…

Сводила боль костлявые коленки,

Но мне хотелось увидать Христа…

Которому в слезах молилась мама,

Не верившая в Бога никогда…

(Мила Анина «Отчаяние»)

(Обращают взгляд на потолок, где зажигаются звезды. Идут рисовать молящихся мать и дочь. См.Рис.4 в Приложении)

(На середину выходит оставшаяся девочка, судорожно начинает собирать рассыпанные фотокарточки. Появляются «призраки войны» (хореография), начинают кружить, задевать ее длинными рукавами, хлестать, останавливая движения)

Настя: Воспоминанья хлынули лавиной…

Они способны раздавить меня,

Война, блокада, страхи и болезни,

Берггольц, бомбежки, лютая зима…

125 святых, бесценных граммов

Святого хлеба…, очередь за ним…

Вода из грязного растопленного снега

И похожденья долгие за ним.

Воспоминанья хлынули лавиной,

Они способны раздавить меня…

И вспоминать не хочется блокаду –

Все снова пропускать через себя…

(Мила Анина «Воспоминанья»)

(девочка закрывает лицо руками. К ней подходит Мила Анина, гладит по голове)

Голос (эхом повторяют те же слова другие голоса): Окно в комнате было занавешено светомаскировкой. Вставая утром, я отгибала небольшой уголок, и в этой полутьме я пыталась рисовать. Бумаги не было, и я разрисовала стены прямо по обоям. Я рисовала такие ненужные для семилетней девочки все атрибуты войны – танки, пушки, самолеты, разрушенные дома и вперемешку с ними цветы, много солнышек с лучиками, детей с папами и мамами и все то, на что была способна детская фантазия.

(Мила поднимает с колен девочку и ведет показывать то, что она нарисовала. За время композиции все полотно обоев разрисовывается детьми рисунками из книги Л.Пожедаевой. См. иллюстративное приложение)

Мила: Я рисую на стене

Все, что в голову придет…

Это танк, а тут меня

Мама за руку ведет…

Здесь деревья…,там стрельба…

Это солнца круг с лучами.

Вот зеленая поляна

С разноцветными цветами.

Я продрогла…есть охота…

Дрожь в коленках и руках…

Разрисованные стены

Закружились вдруг в глазах…

(Мила Анина «Я рисую»)

(Мила опускается на колени, все дети подбегают к ней, замирают, поднимают глаза  на зал)

Голос: Я из блокады и войны,

Я знаю то, что знать не надо…

Я в ней жила, я помню все –

Какой была моя блокада

Неправда, что не помнят дети

Все тяготы блокадных лет…

Мы – Книга Памяти и Боли,

И детских маленьких побед…

Мила: Говорят, что человек жив, пока о нем помнят. Помните.

(отдает листы своей тетради, снимает платок. Все за ней снимают платки, бережно держат их в руках. Выходит хор.)

(ФИНАЛЬНАЯ ПЕСНЯ «НЕ ОТНИМАЙТЕ СОЛНЦА У ДЕТЕЙ». МУЗ.Е.ЛУЧНИКОВ.Е.БОНДАРЕНКО СЛ.В.ПОПКОВ)


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. 1. Пожедаева Л.В. Война, блокада, я и другие... Мемуары ребенка войны. СПб.: КАРО,2007. – 368 с.

Музыкальный материал, используемый в композиции:

  1. Седьмая симфония Шостаковича
  2. Не отнимайте солнце у детей - муз.Е.Лучников.Е.Бондаренко сл.В.Попков
  3. Есть только миг - муз. Зацепин А., сл. Дербенев Л.
  4. Вопрос — муз.А.Пахмутова, сл. Р. Рождественский
  5.  Ах, печаль, ты моя печаль – муз. А.Пахмутова, сл - Н. Добронравов


ПРИЛОЖЕНИЕ

Тексты песен:

Вопрос

Муз.А.Пахмутова

Сл. Р. Рождественский

Взрослые,

Знаем, что с нами не просто…

Тысячи

Вам задаём мы вопросов.

Есть ещё,

Может быть, самый серьёзный.

Вы нам ответьте,

Взрослые!

Этот мир

Так интересен и сложен.

Этот мир

Так напряжён и тревожен.

Правда ли

То, что мы даже не сможем,

Стать не успеем

Взрослыми?

Правда ли

То, что на нашей планете

До неба

Вздыбится атомный ветер?

Взрослые,

Мы ваши внуки и дети,

Вы нам ответьте,

Взрослые!

Взрослые,

Вы же такие большие!

В космосе

Столько дорог проложили…

Сделайте так,

Чтобы люди дружили,

Землю спасите,

Взрослые!


Ах, печаль, ты моя печаль

Муз.А.Пахмутова

Сл. Н. Добронравов

Сколько лет уже нет войны,

Нынче бомбы не в моде вроде…

Но уходят от нас сыны —

На войну без войны уходят.

Ни моей, ни твоей вины

В этом нету, родной мой, нету,

Но в объятиях сатаны

Мы живём вопреки рассвету.

Ах ты, Боже, ты Боже мой,

Рано утром заходит солнце…

Не вернётся мой сын домой,

Только горе в страну вернётся.

Ах, печаль, ты моя печаль,

Ты скажи, за грехи какие

Нам своих никогда не жаль,

Нам не жаль сыновей России.

Свет надежды уже погас,

Наши судьбы — штрафные роты…

Нам труднее в сто раз без вас,

Это мы без детей — сироты.

Вы ничьи там, вдали, ничьи,

Судит наших чужое вече…

А во сне всё ручьи, ручьи,

По приметам — к желанной встрече…


Не отнимайте солнце у детей - Муз.Е.Лучников.Е.Бондаренко Сл.В.Попков

Один рассвет для всех

Горстями дарит солнце.

Наш звонкий детский смех

О души взрослых бьется.

Луч солнца из окна,

Что утром мирно светит

Ты защити, страна,

Чтоб улыбались дети.

Припев:

Не отнимайте солнце у детей!

И жизнь Земли вовеки не прервется!

Чтоб над Землей звучало каждый день:

Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет солнце!

Мы вырастем и все

Поможем Вам исправить.

И крест Ваш понесем,

И не порушим память.

Луч солнца из окна,

Что утром мирно светит,

Ты защити, страна,

Чтоб жили твои дети.


Есть только миг.

Муз. А. Зацепина

Сл. Л. Дербенева.

Призрачно всё

В этом мире бушующем

Есть только миг

За него и держись

Есть только миг

Между прошлым и будущим

Именно он

Называется жизнь

Вечный покой

Сердце вряд ли обрадует

Вечный покой

Для седых пирамид

А для звезды

Что сорвалась и падает

Есть только миг

Ослепительный миг

А для звезды

Что сорвалась и падает

Есть только миг

Ослепительный миг

Пусть этот мир вдаль

Летит сквозь столетия

Но не всегда

По дороге мне с ним

Чем дорожу

Чем рискую на свете я

Мигом одним

Только мигом одним

Счастье дано

Повстречать иль беду ещё

Есть только миг

За него и держись

Есть только миг

Между прошлым и будущим

Именно он

Называется жизнь

Есть только миг

Между прошлым и будущим

Именно он

Называется жизнь.


война


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка театральной постановки "Ночь перед Рождеством"

Друзья, мы вам расскажем небылицу,                        что в памяти своей хранит народ,     ...

Учебно-методическая разработка «Скрипичная постановка рук, структура их действий в произведениях» План конспект урока, презентация к уроку.

Учебно-методическая разработка«Скрипичная постановка рук, структура их действий в произведениях»План конспект урока, презентация к уроку....

Учебно-методическая разработка «Скрипичная постановка рук, структура их действий в произведениях» План конспект урока, презентация к уроку.

Учебно-методическая разработка«Скрипичная постановка рук, структура их действий в произведениях»План конспект урока, презентация к уроку....

Методическая разработка «Особенности постановки детской оперы в школе», на примере оперы М.И.Красева «Муха-Цокотуха» (из опыта работы)

В методической разработке"Особенности постановки детской оперы в школе" представлен опыт постановки оперы с детским хоровым коллективом. Исполнителями в опере были дети 3-5 классов.В работе представле...

Методическая разработка внеклассного мероприятия: «Литературно – музыкальная гостиная «Всё о любви…»

Данное мероприятие  было подготовлено и проведено в рамках внеклассной работы по иностранному языку, которая имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа н...

. Методическая разработка внеклассного мероприятия. Литературно - музыкальная композиция "Прерванный полёт"

Творческий вечер -  дань памяти о человеке, который воплотил в своем творчестве боль и совесть прошлого и настоящего времени. Памяти русского поэта, певца, актёра, барда Владимира Высоцкого ...