Методические разработки образовательных событий в старшей школе.
методическая разработка (10 класс) по теме

Артемьева Марина Альбертовна

Пояснительная записка

 

В рамках ФГОС  в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты, описаны требования к ним. Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у обучающихся будут развиты:

·        способность управлять своей деятельностью, осуществлять контроль и коррекцию;

·        инициативность и самостоятельность;

·        речевая деятельность, навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

·        умение работать с информацией, учебными модулями;

·        использование знако- символических средств.

 

Личностные образовательные результаты предполагают, что у учащихся будет развито:

·        самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоидентификация с самоуважением и самооценкой)

·        осмысление образования (учебная и социальная мотивация, определение границ собственного знания и незнания;

·        ценностная и морально-этическая ориентация.

 

Таким образом, появилась необходимость в создании образовательных событий, которые бы соответствовали требованиям, поставленным перед  классными руководителями и педагогами, способствовали достижению метапредметных и личностных образовательных результатов.

В работе представлены разработки образовательных событий, реализованных в 10А классе МАОУ «СОШ№7» в 2012-2013 уч.гг (август-февраль).

Их целью является работа над достижением личностных и метапредметных результатов, так как представляют собой образовательные события во внеурочной деятельности для учащихся старших классов.

Каждое мероприятие помимо указанной общей цели и задач направлено на достижение конкретной цели и решению задач в зависимости от проблем, которые выявились в коллективе учащихся.

                     Образовательное событие №1.

«Установочная сессия» Проводилось в каникулярное время (3 дня, август)

Цель: мотивация учащихся к планированию деятельности и составлению образовательного маршрута на 10-11 класс.

Задачи:

·        снять эмоциональное напряжение учащихся в начале адаптационного периода;

·        изучить запрос учащихся и родителей на образовательные услуги школы.

              Образовательное событие №2.

« Экспертиза образовательного маршрута»

Цель: определение соответствия планируемого образовательного результата с деятельностью обучающихся.

Задачи:

·        Экспертировать деятельность обучающихся и их умение самопрезентоваться.

·        Тестировать обучающихся на склонность к различным видам деятельности.

       Образовательное событие №3 в технологии  «Дебаты»

Тема: « Использование интернета-наиболее эффективный способ самообразования».

Цель: ориентация обучающихся к самообразованию.

Задачи:

·        Развивать партнёрские отношения обучающих и обучающихся, включая их в педагогически целесообразные воспитательные отношения в образовательной деятельности.

 

·        Развивать навыки аргументированного высказывания.

 

·        Тренировать навыки умения задавать вопросы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 1

Экспертный лист

Фамилия, имя учащегося

Предметы по выбору для сдачи ЕГЭ

Использование ИТ в процессе образования

Умение учиться

Умение работать в группе

Коммуникативные

навыки

Умение планировать, анализировать

Оцениваются по самопрезентации

1

2

3

4

5

6

7

  1. Умения не развиты      1- развиты недостаточно      2-развиты

Вопросы, которые рекомендуется  задать выступающим, если они не затронули их  в своей самопрезентации

  1. Используешь ли ты информационные технологии для своего самообразования?
  2. Как ты думаешь, умеешь ты учиться или нет?
  3. Почему в современном обществе ценится умение работать в группе (команде)?


Предварительный просмотр:

Приложение 2

Опросник ДДО (Дифференциально - диагностический опросник)

Инструкция.Для того чтобы помочь Вам выбрать профессию с учетом Ваших интересов и склонностей, предлагаем оценить 20 пар описаний различных видов занятий.

Просим Вас внимательно прочитать пару описаний и сначала выбрать для себя тот вид занятия, которым Вы предпочли бы заняться. Затем Вы должны дать оценку каждому из двух описаний:

+++

++

+

-

- -

- - -

- если вид занятия очень нравится

- если определенно нравится

- если скорее нравится, чем не нравится

- если скорее не нравится

- если определенно не нравится

- если очень не нравится

Оценки описаний в паре не должны совпадать, так как Вы одно из них до этого предпочли. Причем обе оценки могут быть как отрицательными, так и положительными. Оценки описаний заносятся в бланк ответов в клетки с соответствующими номерами

Я предпочту

1а. Ухаживать за животными

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным людям

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для ЭВМ

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, конвертов грампластинок

3б. Следить за состоянием и развитием растений.

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты.

7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством (подъемным краном, трактором, телевизором и др.)

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище)

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных

10б. Выполнять вычисления, расчеты.

11а. Выводить новые сорта растений

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми: убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а. Составлять точные описания - отчеты о наблюдениях, явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

15б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)

16а. Делать лабораторные анализы в больнице

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, телеграфе, ЭВМ и др.)


Описание методики ДДО (Дифференциально - диагностический опросник»)

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать при профориетации подростков и взрослых.

Содержание методики. Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».

Инструкция. Просим Вас внимательно прочитать пару описаний и сначала выбрать для себя тот вид занятия, которым Вы предпочли бы заняться. Затем Вы должны дать оценку каждому из двух описаний:

+++ - если вид занятия очень нравится

++ - если определенно нравится

+ - если скорее нравится, чем не нравится

- - если скорее не нравится

- - - если определенно не нравится

- - - - если очень не нравится

Оценки описаний в паре не должны совпадать, так как Вы одно из них до этого предпочли. Причем обе оценки могут быть как отрицательными, так и положительными. Оценки описаний заносятся в бланк ответов в клетки с соответствующими номерами

Обработка результатов. Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» в каждом из 5-ти стоблцов. Каждый из столбцов соответствует определенному типу профессий. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков «+».Ключ к тесту

Типы профессий

Номера вопросов

Человек-природа

1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а

Человек-техника

1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а

Человек-человек

2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а

Человек-знаковая система

2б, 5а, 9б, 10б, 12б,15а, 19б, 20б

Человек-художественный образ

3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.

Название типов профессий:

  • «человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
  • «человек–техника» – все технические профессии;
  • «человек–человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
  • «человек–знак» - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
  • «человек–художественный образ» – все творческие специальности.

Интерпретация результатов теста

Подсчитайте количество баллов в соответствии с ключом. Тип профессий, в котором количество баллов максимально соответствует Вам в наибольшей степени.


Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться, обычно на выполнение задания отводится 20-30 минут.

Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.


10а

10б

10а

10б

10а

10б

10а

10б

10а

10б

11а

11б

11а

11б

11а

11б

11а

11б

11а

11б

12а

12б

12а

12б

12а

12б

12а

12б

12а

12б

13а

13б

13а

13б

13а

13б

13а

13б

13а

13б

14а

14б

14а

14б

14а

14б

14а

14б

14а

14б

15а

15б

15а

15б

15а

15б

15а

15б

15а

15б

16а

16б

16а

16б

16а

16б

16а

16б

16а

16б

17а

17б

17а

17б

17а

17б

17а

17б

17а

17б

18а

18б

18а

18б

18а

18б

18а

18б

18а

18б

19а

19б

19а

19б

19а

19б

19а

19б

19а

19б

20а

20б

20а

20б

20а

20б

20а

20б

20а

20б

10а

10б

10а

10б

10а

10б

10а

10б

10а

10б

11а

11б

11а

11б

11а

11б

11а

11б

11а

11б

12а

12б

12а

12б

12а

12б

12а

12б

12а

12б

13а

13б

13а

13б

13а

13б

13а

13б

13а

13б

14а

14б

14а

14б

14а

14б

14а

14б

14а

14б

15а

15б

15а

15б

15а

15б

15а

15б

15а

15б

16а

16б

16а

16б

16а

16б

16а

16б

16а

16б

17а

17б

17а

17б

17а

17б

17а

17б

17а

17б

18а

18б

18а

18б

18а

18б

18а

18б

18а

18б

19а

19б

19а

19б

19а

19б

19а

19б

19а

19б

20а

20б

20а

20б

20а

20б

20а

20б

20а

20б



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Материал для подготовки

Кодекс чести участника дебатов  включает следующие правила:

•  Дебаты должны способствовать тщательному анализу разнообразных проблем, признавая, однако, что уважение к каждому человеку и терпимость – это основные ценности, которые должны быть дороги всем людям.

•  Дебаты должны способствовать и воодушевлять на поиск истины, нежели чем простому упражнению в риторике.

•  Соревнование и желание победить не должны преобладать над готовностью к пониманию и исследованию обсуждаемых проблем.

•  Дебаты должны распространять идеал терпимости к точкам зрения других людей, способствуя поиску общих ценностей, принимая различия, которые существуют между людьми, вовлеченными в дебаты.

Этика участников дебатов:

•  при обсуждении участники  должны воздержаться от личных нападок на своих оппонентов;

•  должны спорить в дружественной манере;

•  язык и жесты  должны отражать  уважение к другим;

•  дебатеры должны быть честными и точными в меру своих познаний, представляя  информацию, никогда не должны умышленно искажать факты, примеры или мнения;

•  должны внимательно слушать своих оппонентов и постараться сделать все, чтобы не искажать их слова во время дебатов.

Этика тренера:

•   должен способствовать личному вкладу участников дебатов и свободному обмену мнениями при подготовке к дебатам;

•  тренер должен обеспечить дружескую атмосферу для участников дебатов  и проявлять положительную и стимулирующую ответную реакцию;

•  тренер должен облегчать подготовку к дебатам, но не должен сам придумывать аргументы;

•  тренер должен подчеркивать образовательные, а не соревновательные цели участников дебатов;

Приложение 4

Критерии оценивания участников дебатов (спикеров и активной аудитории)

К1-спикер говорит не менее 1 минуты, но имеет право говорить до 3 минут

0-не уложился

1-1минута

2-до 3 минут

К2-логичность, чёткость суждения

0-нет

1-частично

2-да

К3-аргументация

0-нет

1-недостаточная

2-хорошая

К4-стиль общения

0-не соответствует

1-частично соответствует

2-соответствует

К5-активность

0-пассивный слушатель

1-малоактивный

2-активный

 

Приложение 5

Сводная таблица

Участники «Дебатов»

К1

К2

К3

К4

К5

Общее количество баллов

Спикеры

У

О

Аудитория

У

О

Приложение 6

(примерные вопросы для рефлексии в группах)

-почему не уложились в запланированное время (имеется ввиду всё событие)?

-как можно было избежать повторов в аргументации?

-почему иногда эмоции захлёстывали участников дебатов?

-насколько активен был ты? (самооценка) если пассивен, почему?

Приложение 7

( рефлексия  для всех)

Нам очень важно ваше мнение относительно «Дебатов».

Пожалуйста, продолжите предложения.

  1. Каждое образовательное событие в классе для меня - это….
  2. В «Дебатах» я играл (а) роль…..
  3. Мне было сложно, потому что…..
  4.  Мне было интересно, потому что…..
  5.  Я понимаю, что……
  6. В следующий раз……
  7. Мне бы хотелось, чтобы организаторы…..

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Создание условий для формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка в средней и старшей школе с применением коммуникативной технологии "Дебаты""

В данном материале раскрывается роль и значение коммуникативных универсальных учебных дейсвиях в свете внедрения новых государственных образовательных стандартов.Дается характериста коммуникативных УУ...

Методическое пособие "Подготовка учащихся старшей школы к письменной части единого государственного экзамена".

В данном пособие вы найдете рекомендации к написанию личного письма в соответствии с последними требованиями....

Методическое пособие по проведению в старшей школе вечера поэзии по лирике Ф. И. Тютчева.docx

Подбор стихотворений Ф.И.Тютчева Денисьевского цикла, романсы на стихи Тютчева, романсы на стихи других авторов, классическая музыка ...

Картотека учебно-методических материалов для изучения творчества А.С. Пушкина в средней и старшей школе

В картотеке собраны и систематизированы учебно-методические материалы для изучения творчества А.С. Пушкина в средней и старшей школе (по публикациям в журнале "Литература в школе" и еженедельном прило...

Сценарий итогового события для старших дошкольников "Космическое путешествие"

Сценарий рекомендован для детей старшего дошкольного возраста, где увлекательное путешествие в космос сопровождается песнями, играми и встречей с инопланетным жителем....

Внедрение предметного обучения в начальной школе посредством привлечения педагогов основной и старшей школы. (русский язык с учителем старшей школы)

Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня.        В 2018-2019 учебном году в связи с уходом основного учителя начальной школы в...

Психолого-педагогическая целесообразность использования технологий проблемного обучения при изучении событий конфликтного характера в старшей школе.

В статье рассматривается проблема целесообразности использования технологий проблемного обучения при изучении событий конфликтного характера в старшей школе. Обосновывается точка зрения, согласно кото...