«Подростки и правовая культура»
статья на тему

Калина Виктория Геннадьевна

Правовое воспитание должно занять достойное место среди приоритетов образовательной политики в системе российского образования наряду с другими условиями для обеспечения успешной социализации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravo_i_podrostki.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

Калина Виктория Геннадьевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №7, село Чкаловское, Приморский край

Правовое воспитание: «Подростки и правовая культура»

«Единственно верный путь ко всяким реформам

 есть постепенное воспитание правосознания»

И.А. Ильин

         Одним из аспектов всестороннего развития личности является высокая правовая культура. Актуальность правового воспитания определяется современным состоянием, проблемами и задачами развития российского общества. Правовое воспитание — это целенаправленная систематическая деятельность государства, общественных объединений, социальных групп, общества в целом по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры. Оно органически связано с правовым обучением.

         Приобщение учащихся к правовой культуре обогащает их духовную жизнь, а знания ими своих прав и обязанностей расширяют возможности их самореализации, укрепляют жизненную позицию, повышают общественную активность, обостряют чувство непримиримости к негативным явлениям. Его специфика обусловлена социально-правовым статусом учащейся молодежи в обществе. Школьникам не хватает правовых знаний и опыта правовых отношений, они не знают правовых законов, которые регулируют их жизнь и деятельность как несовершеннолетних, и правовых норм, которыми им придется руководствоваться в будущем.

          Правовое воспитание должно занять достойное место среди приоритетов образовательной политики в системе российского образования наряду с другими условиями для обеспечения успешной социализации. Это целостный педагогический процесс, основанный на специально организованной, сознательно осуществляемой, систематической, взаимосвязанной деятельности субъектов воспитания   по трансляции правовой культуры, правового опыта с учетом потенциальных возможностей воспитанников.  

       Правосознание формируется по мере взросления в течение всей жизни. Подростки с противоправным поведением имеют низкий уровень нравственно-правовой культуры: это мнимая осведомленность в уголовном законодательстве, отсутствие четкости представлений о правовых нормах, затруднения в сопоставлении своего поведения и требований закона, неумение применять правовые знания в конкретной ситуации, зависимость правосознания несовершеннолетних от влияния взрослых и более авторитетных для них людей или воздействия мнения группы.

          Школа, как образовательное учреждение, является одним из важнейших факторов гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Для выпускников очень важно, чтобы они были мобильными, способными к сотрудничеству, к конструктивной деятельности, обладали развитым чувством ответственности за судьбу страны. Задачей сегодняшней школы является воспитание гражданина, человека, любящего свою Родину, трудолюбивого, нравственного, знающего свои права и обязанности, умеющего правильно оценивать свои поступки и поведение других людей. Школа и другие типы учебных заведений должны стать первым опытом участия молодёжи в общественной жизни, целенаправленно включать своих воспитанников в систему общественных отношений, формируя у них чувство гражданственности, потребность иметь свою жизненную позицию, умение и желание её выражать, заботясь не только о собственном благополучии, но и о процветании своего Отечества.

         Основой правового воспитания подростков является их правовое просвещение. Основными формами правового просвещения в воспитании подростков являются лекции по правовой тематике; экскурсии, в ходе которых теоретические положения наглядно иллюстрируются местным материалом; правовые беседы; использование кино, телевидения; вечера встреч и тематические вечера; вечера вопросов и ответов; диспуты, предметом которых является важная морально-правовая проблема; обсуждение книг и статей, которое позволяет не только пополнить запас правовых знаний, но и сформировать  своё отношение к ним; наглядная агитация.

         Правовое воспитание предполагает решение следующих вопросов: вооружение учащихся знаниями законов, повышения их юридической осведомленности, систематическое информирование об  актуальных вопросах права; формирование у учащихся правового сознания - совокупности правовых представлений, взглядов, убеждений и чувств, определяющих отношение личности к требованиям законов, регулирующих её поведение в конкретной правовой ситуации, уважения к государству и праву, понимание необходимости соблюдения требований законов; выработка у учащихся навыков и умений правомерного поведения, нетерпимого отношения к правонарушениям и преступности, стремление противодействовать этим негативным явлениям, умение противостоять им; преодоление в правовом сознании ложных представлений, сложившихся под влиянием негативных явлений жизни.

        Подростки - очень сложные существа с психологией полуребёнка - полувзрослого, жадно впитывающие впечатления, фиксирующие в своём сознании всё и вся, тянущиеся к самостоятельности, «взрослости» и при этом далеко не застрахованные от опрометчивых решений и поступков, от серьёзных ошибок.  Они также чутки к проявлениям общественных противоречий, к явлениям, которые мешают становлению верных и прочных правовых представлений, и убеждений. Именно в этом возрасте у молодых людей формируется мировоззрение, складывается позитивное либо негативное отношение к государственным и правовым институтам. Поэтому очень важной является работа со школьной молодёжью с целью повышения уровня их правового и политического сознания и правовой культуры.

         Получение знаний о праве - это только часть дела. Подлинный смысл правового воспитания подростков состоит в формировании не только знаний законов, но и уважения к последним и необходимости их соблюдения.

         От того, как организовано правовое воспитание подростков и их окружения, во многом зависит их жизненное самоопределение. Это обусловлено тем, что приобретение знаний в процессе правового воспитания закономерно связано с углублением познания социальной действительности и развитием интереса к нравственным и правовым идеалам современного общества; в процессе правового воспитания укрепляется способность личности правильно ориентироваться и поступать в сложной ситуации; целенаправленное правовое воспитание укрепляет и развивает правосознание подростков.

          В заключении хотелось бы отметить, что низкая правовая грамотность среди молодого населения России приводит к росту социальной напряжённости, которая выражается в острых политических и социальных конфликтах. Следовательно, правовое воспитание и образование молодёжи - путь к обновлению России.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры.

Цель:воспитание уважения к праву и законности как ценностной установке....

Повышение гражданско-правовой культуры педагогов, родителей и обучающихся через создание системы работы правового всеобуча

Данная программа гражданско-правового всеобуча педагогов, родителей и  обучающихся подготовлена в рамках реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина...

Практико-значимый проект "Формирование правовой культуры подростков"

В настоящее время возросло число преступлений и правонарушений совершаемыми подростками. Российская Федерация занимает одно из первых мест в мире по числу таких преступлений.  Большое внимание в ...

Формирование гражданско-правовой культуры подростков через использование интерактивных методов обучения

В правовом воспитании важно опираться на жизненные факты, близкие ребятам, тем самым реализуется принцип связи с жизнью, личным опытом  ребят, который предполагает расширение, углубление и обогащ...

Правовое воспитание как необходимое условие формирования правосознания и правовой культуры

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3796582","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"336","style":"height: 255px; width: 340px; float: left;","width":"448"}}]]Материал дл...

СТАТЬЯ: формирование здорового образа жизни у подростков средствами физической культуры и привлечение подростков к занятиям физической культурой

Привлечение подростков к занятиям физической культурой как психолого-педагогическая проблемаФизическая культура создает фундамент для полноценного развития подростков, так как содержание предмета напр...

Дополнительная общеразвивающая программа подготовки воспитанников, организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ПО ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ «ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА»

Практика показывает, что юридически подкованные воспитанники практически не попадают в криминальные, неловкие ситуации. Тем не менее, есть выпускники, которые не способны  принимать решение и нес...