"Воспитание толерантности через досуговую деятельность"
статья

Михайленко Галина Олеговна

Сообщение "Воспитание толерантности через досуговую деятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_tolerantnosti_cherez_dosugov.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание толерантности через досуговую деятельность.

«Толерантность – это искусство жить в мире людей»

Герберт Уэллс

        Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Проблема культуры общения – одна из самых серьезных как в школе-интернате, так и в обществе в целом. Наших детей необходимо учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилия к партнеру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» – категории, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

Для школы-интерната проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий "толерантность" и "толерантная личность". Необходимо развивать такие ее составляющие, как эмпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание, милосердие, сострадание, уважение и терпимость к старшим, физически и психически больным людям; понимание сути "инакости", отличности от других. Из всего этого следует, что воспитание толерантности – это, прежде всего воспитание и коррекция внутренних качеств ребёнка, развитие их души, коррекция нравственных представлений. Выбирая методики воспитания толерантности, необходимо учитывать контингент воспитанников. В нашей школе для детей свойственна агрессивность, эмоциональная нестабильность; поверхностность, поспешность, нервозность контактов, неумение общаться; “перегруженность” отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения; неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами.

        Важным фактором в воспитании у детей толерантности является правильная организация досуга. Досуговая деятельность является благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей. В процессе внеклассных занятий ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе и другим, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность.

         Американский психолог Р. Роджерс писал: «Дай человеку все, но отними сознание своей значимости, и он будет несчастлив». Нашим воспитанникам природа отказала в здоровье, но, чтобы они чувствовали себя счастливыми, мы формируем в них сознание своей значимости. И в этом нам помогают наши друзья – волонтёры из Оленегорского добровольческого движения, Ассоциация байкеров Мурманской области и представители ФКУ КП №24. Для наших детей необычайно важны встречи и общение с этими людьми, которые не просто несут новые развлечения, но и учат их добру, общению, взаимопониманию. В процессе таких встреч  происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе. Особая ценность такого общения заключается в том, что оно помогает нашим воспитанникам реализовать то лучшее, что в них есть.

Важную роль в воспитании толерантности и принятии детей с ОВЗ в обществе играет и сотрудничество с учреждениями дополнительного образования - ЦВР, воскресная и музыкальная школы, ДЮСШ «Олимп». Посещая кружки и спортивные секции, взаимодействуя с нормально развивающимися сверстниками,  дети открывают в себе новые способности и таланты. Только в тесном сотрудничестве можно помочь ребёнку осознать значимость своей личности, обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развитие ребенка, имеющего нарушения,  попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения, помочь ему самореализоваться и утвердиться в общественной жизни.

Немало важную часть досуговой деятельности занимают экскурсии. Такие формы досуга позволяют детям изучить свою страну, начиная с «малой родины», патриотические, боевые, трудовые, духовно – нравственные традиции своего народа. В процессе познания ребенок видит, слышит, осязает окружающий мир, что создает более яркие, эмоционально – насыщенные, запоминающиеся образы. Так возникает любовь к Родине, ее природе, истории, культурному наследию. Происходит процесс социализации, в ходе которого осуществляется приобщение детей к «всеобщему» социальному и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры, обогащение детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствующими формированию коллективных взаимоотношений. С помощью экскурсий происходит формирование толерантности, как основы жизненной позиции (взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять людей других национальностей, их взгляды, привычки, обычаи).

Наиболее благоприятной для формирования толерантности, на наш взгляд, является коллективная творческая деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и воспитанники могут проявить свое отношение к более широкому кругу людей, сверстников. Мы как раз и стремимся занимать детей коллективной деятельностью, которая позволяет увлечь их общим делом, снять межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает лучшие стороны их характера, выявляет  достоинства и проблемы воспитанников, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании и при выборе средств реализации намеченного. Так, например, в процессе подготовки мероприятиям различного уровня, при изготовлении стенгазет к праздникам, дети учатся работать в коллективе, доброжелательно оценивать действия товарищей, занятых общим делом, приобретают опыт партнёрского взаимодействия с педагогом, со сверстниками, со старшими и младшими воспитанниками. Это способствует у них формированию толерантности. Педагоги регулируют при этом отношения между детьми, наблюдают за особенностями их общения,  направляют их совместные действия.

Сотрудничество, социальное партнерство, благодаря которому в последние годы у наших детей появилась реальная возможность быть включенными в общество, приносит свои плоды. Ребята принимают участие в фестивалях различного уровня (городские, областные, региональные, международные) и являются не просто участниками, но и занимают призовые места.

Таким образом,  мы  стремится воспитывать толерантность у наших детей  всеми доступными средствами досуговой деятельности. У нас есть свой богатый опыт работы, и в дальнейшем мы намерены продолжать работу в данном направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность

Статья содержит материал по реализации проекта "Птицы в нашем городе" в старшей группе ДОУ...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности"Духовно-нравственное воспитание детей через экскурсионную деятельность"

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Круиз»:Духовно-нравственное воспитание детей черезэкскурсионную деятельность...

Презентация "Воспитание толерантности через педагогику сотрудничества"

Из опыта работы классного руководителя по воспитанию толерантности....

Воспитание толерантности через создание классов казачьей направленности.

Цель воспитательной программы класса казачьей направленности: воспитание духовно богатой, физически развитой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности на основе из...

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ЧЕРЕЗ «ПРИКОСНОВЕНИЕ К ИНОЙ СУДЬБЕ».

     Толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной степени определяет успешность жизненного пути человека. В кризисные перио...