Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ЛЕГО - конструирование» для учащихся 2-4 классов
рабочая программа

Гомзякова Евгения Павловна

Самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания);

Создавать модели при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego2-4.docx47.6 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 1

к основной образовательной программе

начального  общего образования  по ФГОС МБОУ «СОШ №8»

РАССМОТРЕНО

Заседание ШМО

МБОУ «СОШ №8»

Протокол №1

от «___» ________ 2018г

Руководитель ШМО

_____________

Гомзякова Е.П.

СОГЛАСОВАНО

«___» ___________ 2018г

Зам.директора по УВР

_________________

Доценко Д.Д.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ № ____

от «___» ________ 2018г

Директор МБОУ «СОШ №8» ______________

Ярцева Л.Н.

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«ЛЕГО - конструирование»

для учащихся 2-4 классов

 на 2018-2019 учебный год

                                                   

Разработала:

Гомзякова Евгения Павловна,

учитель технологи

(высшая  квалификационная категория)

г. Братск, 2018 г.

                                                       

Содержание курса внеурочной деятельности «ЛЕГО-конструирование» для учащихся 2 – 4 классов

№ раздела, название.

Содержание курса

внеурочной деятельности

Результаты освоения курса

 внеурочной деятельности

1 год обучения  «Простые  механизмы»

  1. Зубчатые колеса

Инструктаж по Т.Б. на занятиях.

Знакомство с конструктором ЛЕГО 9689

Общие сведения: Зубчатые колеса. Где используются зубчатые колеса.

Направление вращения.

Промежуточное зубчатое колесо.

Увеличение скорости вращения.

Уменьшение скорости вращения.

Вращение под углом.

Основное задание. Карусель.

Творческое задание. Тележка с попкорном.

Личностные результаты:

- Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов.

- Отношение к школе, учению и поведение в процессе учебной деятельности.

- Развитие индивидуальных творческих способностей.

Метапредметные результаты:

- Составление и осуществление плана решения.

- Соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности.

- Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

-  Умение определять, различать и называть детали конструктора, конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.

- Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы.

- Умение работать по предложенным инструкциям.

- Умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений; определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

мение работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке, уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности. 

Предметные результаты:

- Знать и выполнять правилам  безопасной работы.

- Называть основные компоненты конструкторов ЛЕГО, конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов, виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;

- Самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания;

- Создавать модели при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу.

- Работать с литературой, с журналами, с каталогами, информацией в интернете (изучать и обрабатывать информацию);

2. Колеса и оси 

Общие сведения: Колеса и оси. Скользящая и роликовая модели

Модель с одиночной фиксированной осью

Модель с отдельными осями

Основное задание. Машинка

Творческое задание. Тачка.

3. Рычаги.

Общие сведения: Рычаги. Рычаг первого рода.  

Рычаг первого рода.

Основное задание. Катапульта.

Творческое задание. Железнодорожный переезд со шлагбаумом.

  1. Шкивы

Общие сведения: Шкивы. Направление вращения.

Изменение направления вращения.

Увеличение скорости вращения.

Уменьшение скорости вращения..

Закрепленный шкив или блок.

Основное задание. Сумасшедшие полы.

Творческое задание. Подъемный кран.

5.Создание модели собственного проекта

Выбор идеи проекта.

Этапы создания модели.

Заполнение рабочего листа.

Самооценка проекта.

Итоговое занятие «Презентация модели собственного проекта»

2 год обучения  «ПервоРобот»

  1. Знакомство с робототехникой

Инструктаж по Т.Б. на занятиях.

Знакомство с конструктором ЛЕГО 9580

История развития робототехники.

Введение понятия «робот». Поколения роботов. Классификация роботов.

Значимость робототехники в учебных дисциплинах.

Личностные результаты:

- Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов.

- Отношение к школе, учению и поведение в процессе учебной деятельности.

- Развитие индивидуальных творческих способностей.

Метапредметные результаты:

- Составление и осуществление плана решения.

- Соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности.

- Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

-  Умение определять, различать и называть детали конструктора, конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.

- Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы.

- Умение работать по предложенным инструкциям.

- Умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений; определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

мение работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке, уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности. 

Предметные результаты:

- Знать и выполнять правилам  безопасной работы.

- Называть основные компоненты конструкторов ЛЕГО, конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов, виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;

- Самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания;

- Создавать модели при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу.

- Работать с литературой, с журналами, с каталогами, информацией в интернете (изучать и обрабатывать информацию);

  1.  Основы программирования

Блоки, палитра, пиктограммы, связь блоков программы с конструктором, демонстрация модели.

  1. Забавные механизмы

 Задания:

 «Танцующие птицы» - знакомство с ременными передачами, эксперимент со шкивами разных размеров, прямыми и перекрестными и ременными передачами.

«Умная вертушка» -  исследование влияния размеров зубчатых колёс  на вращение волчка. «Обезьянка-барабанщица» - изучение принципа действия рычагов и кулачков, знакомство с основными видами движения, изменение количества и положения кулачков, используя их для передачи усилия, тем самым заставляя руки обезьянки барабанить по поверхности с разной скоростью.

  1. Звери

 Задания:

 «Голодный аллигатор» - программирование аллигатора, чтобы он закрывал пасть, когда датчик расстояния обнаруживает в ней «пищу».

«Рычащий лев» -программирование льва, чтобы он сначала садился, затем ложился и рычал, учуяв косточку.

«Порхающая птица» - создание программы, включающей звук хлопающих крыльев, когда датчик наклона обнаруживает, что хвост птицы поднят или опущен (программа включает звук птичьего щебета, когда птица наклоняется, и датчик расстояния обнаруживает приближение земли)

  1. Футбол

Человекоподобные роботы (андроиды).

 Задания:

 «Нападающий» - измерение расстояния, на которое улетает бумажный мячик.

«Вратарь» - подсчет  количества голов, промахов и отбитых мячей, создание программы автоматического ведения счета.

«Ликующие болельщики» - использование числа для оценки качественных показателей, чтобы определить наилучший результат в трёх различных категориях.  

  1. Приключения

Задания:

 «Спасение самолёта» осваивание важнейших вопросов любого интервью Кто?, Что?, Где?, Почему?, Как? Описание приключения пилота – фигурки Макса.

«Спасение от великана» - диалог   Маши и Макса, которые случайно разбудили спящего великана и убежали из леса.

«Непотопляемый парусник» - описание приключения попавшего в шторм Макса. «Шлагбаум» - составление последовательности действий в работе простого механизма.

  1. Создание  модели собственного проекта

Определение темы, целей и задач проекта

Построение схемы проекта. Подбор необходимого оборудования

Конструирование механизмов

Программирование

Тестирование и доработка проекта

Самооценка проекта.

Итоговое занятие «Презентация модели собственного проекта»

Тематическое планирование «ЛЕГО-конструирование»

для учащихся 2 класса (1 год обучения)

 «Простые механизмы»

Тема урока

К\

час

Форма, вид деятельности

Введение. Знакомство с конструктором ЛЕГО 9689. Инструктаж по технике безопасности.

1

Лекция. Учебное задание. Знакомятся с комплектацией и названиями деталей.

Сравнивают по цвету, по размеру.

Раздел 1. Зубчатые колеса

8

1.1 Общие сведения: Зубчатые колеса. Где используются зубчатые колеса. Направление вращения (модель А1).

1

Учебное задание. Знакомятся с деталью прямозубое колесо, понятиями: ведомое  колесо, ведущее колесо.

Выполняют сборку трёхмерной детали по схеме.

1.2 Промежуточное зубчатое колесо (модель А2).

1

Учебное задание. Знакомятся с зубчатым колёсом, зубчатой передачей.

Наблюдают, сравнивают.

1.3 Увеличение скорости вращения (модель А3).

1

Учебное задание. Выполняют конструкцию с двумя зубчатыми колёсами разного размера,  выполняют подсчет передаточного числа. Наблюдают, сравнивают. Развивают вычислительные навыки.

1.4 Уменьшение скорости вращения (модель А4).

1

Учебное задание. Выполняют конструкцию для уменьшения скорости вращения. Изучают понятие пропорции. Наблюдают, сравнивают. Развивают вычислительные навыки.

1.5 Вращение под углом (модель А5).

1

Учебное задание. Выполняют конструкцию для работы крутящего момента под углом 90º.

Наблюдают. Анализируют, делают выводы.

1.6

Основное задание. Карусель  (мод. А6).

Основное задание. Карусель  (мод. А7).

1

Учебное задание. Выполняют подсчет передаточного числа. Наблюдают. Развивают вычислительные навыки. Анализируют, делают выводы.

1

1.7 Творческое задание  «Тележка с попкорном»

1

Урок-игра. Выполняют творческую работу.

Конструируют и знакомятся с элементами маркетинга. Развивают воображение, творческое мышление,  игровую культуру.

Раздел 2. Колеса и оси.

6

2.1 Общие сведения: Колеса и оси. Скользящая и роликовая модели (модели В1, В2).

1

Учебное задание. Знакомятся с деталями: пандус, колёса; понятиями: трение скольжения, трение качения, измерение угла наклона, расстояния.

Наблюдают. Измеряют. Анализируют, делают выводы.

2.2 Модель с одиночной фиксированной осью (модель В3).

1

Учебное задание. Наблюдают за движением по прямой, движением с поворотом. Знакомятся с понятием «угол поворота». Анализируют, делают выводы.

2.3 Модель с отдельными осями (м. В4).

1

2.4

Основное задание. Машинка (мод.В5).

Основное задание. Машинка  (мод.В6).

1

Учебное задание. Сравнивают маневренности моделей с разными типами  осей. Приобретают навыки принятия конструкторских решений. Анализируют, делают выводы.

1

2.5 Творческое задание «Тачка».

1

Урок-игра. Используют все изученные  приёмы конструирования.

Участвуют в эстафете «Гонки».

Развивают пространственное  воображение,  творческое мышление, фантазию, игровую культуру.

Раздел 3. Рычаги.

7

3.1 Общие сведения: Рычаги. Рычаг первого рода  (модель С1).

Рычаг первого рода (модель С2).

1

Учебное задание. Знакомятся с понятиями: рычаги  первого рода, зависимость силы от длины рычага.

Наблюдают. Анализируют, делают выводы. Развивают  логическое мышление.

1

3.3 Осн.задание. Катапульта (мод.С3).

Основное задание. Катапульта (мод. С3)

Основное задание. Катапульта (мод. С4).

Основное задание. Катапульта (мод. С4).

1

Учебное задание. Знакомятся с понятиями: рычаги первого рода, ось вращения, груз, сила.Наблюдают. Анализируют, делают выводы. Развивают  логическое мышление.

1

1

1

3.2 Творческое задание. Железнодорожный переезд со шлагбаумом.

1

Урок-игра. Работают  по заданным свойствам. Развивают пространственное  воображение,  творческое, логическое мышление, фантазию, игровую культуру.

Раздел 4. Шкивы .

7

4.1 Общие сведения: Шкивы. Направление вращения (мод.D1).

1

Учебное задание. Знакомятся с понятиями: ведомый шкив, ведущий шкив, направление вращения

Собирают конструкцию по схеме.

Развивают  мышление.

4.2 Изменение направления вращения. (модель D2).

1

Учебное задание. Учатся прогнозировать направления вращения,  результат

Развивают наблюдательность, логическое мышление

4.3 Увеличение скорости вращения (модель D3).

4.4 Уменьшение скорости вращения (модель D4).

1

Учебное задание. Знакомятся с понятиями: увеличение, уменьшение  скорости вращения, угловая скорость.

Развивают логическое мышление, наблюдательность.

1

4.5 Закрепленный шкив или блок  (модель  D5).

1

Учебное задание. Знакомятся с понятиями: простой закреплённый шкив, или «Блок»-

Наблюдают, сравнивают.

4.6 Основное задание. Сумасшедшие полы (модель D6).

1

Учебное задание. Знакомятся с понятиями: ведущий шкив, ведомый шкив, проскальзывание. Наблюдают, делают выводы. Устанавливают причины и следствия.

4.7 Творческое задание. Подъемный кран.

1

Урок-игра. Проводят испытания, делают оценку работоспособности модели.

Конструируют  по заданию свойств.

Развивают навыков исследовательской деятельности

Раздел 5. Создание  модели собственного проекта.

4

5.1 Выбор идеи  проекта.

1

Проектное задание. Повторяют и  обобщают  темы курса. Рассматривают идеи собственного проекта. Делают выбор.

5.2 Этапы создания модели.

1

Проектное задание. Конструируют по собственному замыслу.

Развивают  фантазию, воображение, мышление. Самостоятельно решают технические задачи в процессе конструирования.

5.3 Заполнение рабочего листа. Самооценка проекта.

Проектное задание. Заполняют рабочие листы. Выполняют самооценку проекта

5.4 Итоговое занятие «Презентация модели собственного проекта»

                1

Защита проекта. Анализируют проделанную работу. Представляют модель. Высказывают свои выводы. Отвечают на вопросы.

Итого

34

Тематическое планирование «ЛЕГО-конструирование»

для учащихся 3,4  классов (2 год обучения)

«ПервоРобот»

Тема урока

К\

час

Форма, вид деятельности

Введение. Робототехника. Знакомство с конструктором 9580.

1

Лекция. Учебное задание. Знакомятся с комплектацией и названиями деталей, историей развития робототехники.

Раздел 1. Основы программирования

1

1.1 Основы программирования

1

Учебное задание. Знакомятся с понятиями: блоки, палитра, пиктограммы. Находят  связь блоков программы с конструктором.

Изучают демонстрацию моделей.

Раздел 2. Забавные механизмы.

6

2.1 Задание «Танцующие птицы»

2

Учебное задание. Знакомятся с ременными передачами, эксперимент со шкивами разных размеров, прямыми и перекрестными и ременными передачами.

Анализируют, делают выводы.

2.2 Задание «Умная вертушка»  

2

Учебное задание.  Проводят исследование влияния размеров зубчатых колёс  на вращение волчка. Анализируют, делают выводы.

2.3 «Обезьянка-барабанщица»

2

Учебное задание.  Изучают принцип действия рычагов и кулачков, знакомство с основными видами движения, измеряют количество и положение кулачков, используя их для передачи усилия, тем самым заставляя руки обезьянки барабанить по поверхности с разной скоростью.

Анализируют, делают выводы.

Раздел 4. Звери

6

4.1 «Голодный аллигатор» -

2

Учебное задание. Программируют аллигатора, чтобы он закрывал пасть, когда датчик расстояния обнаруживает в ней «пищу». Анализируют, делают выводы.

4.2 «Рычащий лев»

2

Учебное задание.  Программируют льва, чтобы он сначала садился, затем ложился и рычал, учуяв косточку. Анализируют, делают выводы.

4.3 «Порхающая птица»

2

Учебное задание. Создают программы, включающей звук хлопающих крыльев, когда датчик наклона обнаруживает, что хвост птицы поднят или опущен (программа включает звук птичьего щебета, когда птица наклоняется, и датчик расстояния обнаруживает приближение земли) Анализируют, делают выводы.

Раздел 5. Футбол.

6

5.1 «Нападающий»

2

Учебное задание. Измеряют расстояния, на которое улетает бумажный мячик.

 Устанавливают причины и следствия.

5.2 «Вратарь»

2

Урок-игра. Выполняют подсчет  количества голов, промахов и отбитых мячей, создание программы автоматического ведения счета.

Проводят испытания, делают оценку работоспособности модели.

Развивают навыков исследовательской деятельности

5.3 Задание «Ликующие болельщики»

2

Урок-игра. Используют число для оценки качественных показателей, чтобы определить наилучший результат в трёх различных категориях.  Проводят испытания, делают оценку работоспособности модели.

Развивают навыков исследовательской деятельности

Раздел 6. Приключения.

8

6.1Задание «Спасение самолёта»

2

Учебное задание. Осваивают важнейшие вопросов любого интервью Кто?, Что?, Где?, Почему?, Как? Описывают приключения пилота – фигурки Макса. Анализируют, делают выводы.

6.2 Задание «Непотопляемый парусник»

2

Учебное задание. Описают приключения попавшего в шторм Макса. Анализируют, делают выводы.

6.3 Задание «Спасение от великана»

2

Учебное задание. Ведут диалог   Маши и Макса, которые случайно разбудили спящего великана и убежали из леса. Анализируют, делают выводы.

6.4 Задание «Шлагбаум»

2

Учебное задание. Составляют последовательность действий в работе простого механизма. Анализируют, делают выводы.

Раздел 7. Создание  модели собственного проекта

6

7.1 Определение темы, целей и задач проекта.

1

Проектное задание. Повторяют и  обобщают  темы курса. Рассматривают идеи собственного проекта. Делают выбор. Формулируют цели и задачи.

7.2 Построение схемы проекта. Подбор необходимого оборудования

1

Проектное задание. Строят схему проекта. Подбирают необходимое оборудование Развивают  фантазию, воображение, мышление. 

7.3 Конструирование механизмов

1

Проектное задание. Самостоятельно решают технические задачи в процессе конструирования. Развивают  фантазию, воображение, мышление.

7.4 Программирование.

1

Проектное задание. Выбирают программу проекта. Программируют модель. Развивают  фантазию, воображение, мышление.

7.5 Тестирование и доработка проекта

Самооценка проекта.

1

Проектное задание. Заполняют рабочие листы. Тестируют и дорабатывают проект. Выполняют самооценку проекта.

7.6 Итоговое занятие «Презентация модели собственного проекта»

                1

Защита проекта. Анализируют проделанную работу. Представляют модель. Высказывают свои выводы. Отвечают на вопросы.

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности «Веселый английский» для учащихся 1-4 классов

Программа курса внеурочной деятельности «Веселый английский» для  учащихся 1- 4 классовсоставлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соотве...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Весёлые нотки» (общекультурное направление) 6-7 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Веселые нотки» для 6-7  классов, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности клуб "Робототехники" для учащихся 7-х классов 2017-2018г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности клуб  "Робототехники" для 7 класса 2017-2018г....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ИЗО-студия» для учащихся 1-4 классов

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;Формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Художественное творчество» для учащихся 5-7 классов

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.Овладение навыками коллективной деятельност...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Баскетбол (девушки)» для учащихся 8 класс

Баскетбол является одной из любимых и популярных игр среди детей. Часть  учащихся имеет огромное желание заниматься баскетболом, они хотят совершенствоваться в игре не только на уроках, но и во в...