Удивительное путешествие "Предки наших вещей"
классный час (7 класс)

Макарова Светлана Юрьевна

Формировать представления детей о крестьянском жилище,

крестьянской утвари, назначении предметов быта.

 

Знакомство ребят с музейной коллекцией предметов старинного быта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uvlekatelnoe_puteshestvie_predki_nashih_veshchey.docx35.65 КБ

Предварительный просмотр:

Увлекательное путешествие: «Предки наших вещей»

Цель:Формировать представления детей о крестьянском жилище,

крестьянской утвари, назначении предметов быта.

Задачи:

-Познакомить с музейной коллекцией предметов старинного быта;

-Приобщать детей к историческим и духовным ценностям родного края;

-Формировать поисковую мотивацию деятельности;

-Содействовать воспитанию чувства коллективизма, продолжить развитие навыков коллективной творческой деятельности

Методы и приемы: Рассказ, игры с использованием музейных экспонатов,

загадки

Оборудование: музейные экспонаты – предметы быта, компьютерные

презентации «Из истории вещей», «Игра «Кот в мешке» с

текстами загадок

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

II. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО воспитателя

Чтобы узнать, как жили люди в древней Руси, какой пользовались различными предметами, как был устроен их быт, чтобы «прикоснуться» к историческому прошлому, лучше понять, для чего служили эти предметы и как их использовали, мы с вами и проведем это занятие в окружении старинных предметов. Мы оказались в мире вещей, которые окружали ваших прабабушек и прадедушек. Посещая музеи, мы знаем, что музейные предметы (экспонаты) нельзя трогать руками. Здесь вы сможете подержать предметы старины в руках, лучше понять, для чего они служили, и как ими пользовались люди прошлой эпохи.

III. ИГРОВАЯ ПРОГРАММА.

1. «Новое и старое».

На столах расположены предметы, к которым нужно подобрать «предшественников»:

электрическая лампочка – керосиновая лампа

электрический фонарик – уличный фонарь «летучая мышь»

электрический утюг – рубель, духовой утюг

электрический чайник – самовар

https://images.onlywonderful.com/images/v/201505/S/1431432762775.jpg https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/118604/pub_5ce042a7465c3000b371fafd_5ce0435e27732c00b30f9d29/scale_1200 https://sc02.alicdn.com/kf/HTB1VMoyRXXXXXaqXpXXq6xXFXXXO/221764617/HTB1VMoyRXXXXXaqXpXXq6xXFXXXO.jpg  https://documents.infourok.ru/b7482c99-ce2a-4a80-82cf-604b26106e65/0/image004.png https://cdn.arte-lamp.ru/wa-data/public/shop/products/29/29/42929/images/37594/A1011AL-1BN.750x0.jpg

Ребята находят их, комментируют свой выбор

2. Создаем «музейную экспозицию».

Вы обратили внимание, что наши экспонаты расположены в большом беспорядке. Так не может быть в музее. Все предметы (экспонаты) находятся в точном соответствии с темой, каждый – в своей музейнойэкспозиции. Вот и мы попытаемся среди наших экспонатов навести порядок. Созданные 4 группы «оснащают» предметами быта свои помещения:

кухню

горницу

рабочий кабинет

хозяйственную постройку

Выполнив работу, ученики рассказывают о собранных ими экспонатах, их назначении.

3. «Знакомые незнакомцы»

Каждая группа получает старинный предмет. За минуту – коллективный ответ о названии и применении этого предмета.

Щипцы для сахара

Валек

Щипцы для завивки волос

Мутовка

Кочедык

На прошлом занятии мы работали с текстами русских пословиц. Сегодня мы вновь обращаемся к русскому народному творчеству. Я загадаю вам загадки, а отгадки вы найдете на столах среди экспонатов.

4. Игра «Кот в мешке»

На игровом поле «Кот в мешке» в ячейках – загадки о домашней утвари. Дети по очереди открывают ячейки, отгадывая загадки и находя отгадки среди экспонатов музея. Далее – рассказ учителя – ведь почти каждый из предметов домашней утвари в древности обладал определенной обереговой силой, с каждым из них связаны определенные приметы. Если команде выпадает ячейка «Кот в мешке», они должны будут назвать предложенный учителем экспонат и пояснить его назначение

Хвост на дворе, нос в конуре,

Кто хвост повернет, тот в дом войдет

КЛЮЧ И ЗАМОК

Черный конь скачет в огонь

КОЧЕРГА – представляет собой короткий, толстый железный прут с загнутым концом, укрепленный на длинной деревянной ручке. Это приспособление для размешивания углей в печи использовалось в обрядовых действиях.

Кочергу использовали для обведения магического круга, внутри которого считали себя защищенными от нечистой силы. Ее клали на порог, прежде чем выгнать коров в поле в Егорьев день (6 мая), чтобы коровы не болели и давали много молока.

Без рук, без ног,

на плечи скок

КОРОМЫСЛО. Нельзя перешагивать через коромысло — судорога сведет. Нельзя коромыслом бить домашнюю скотину — дети будут рождаться такие же кривые , как коромысло .

(Предлагаем девочкам пройти с коромыслами и ведрами)

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая

ЛОЖКА. Существовали особые правила пользования ложкой.

После каждого зачерпывания еды из общей миски ложку облизывали с обеих сторон и снова опускали на стол, лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола и черпали ею из миски. Тот, кто не выпускал ложки из рук, считался прожорливым.

Мясо ели только тогда, когда в миске не осталось другой еды и лишь после того, как хозяин даст указание.

Если кто-нибудь вел себя за столом не так, как подобает, смеялся, разговаривал, его наказывали, ударив ложкой по лбу.

Существовали различные приметы, связанные с ложкой:

Нельзя было ставить ложку итак, чтобы она опиралась черенком на стол, а другим концом на тарелку, так по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила.

Не разрешалось стучать ложками по столу, так как от этого нечистая сила радуется и скликаются на обед злыдни, существа, олицетворяющие бедность и несчастье.

Нельзя класть на стол лишнюю ложку, иначе будет лишний рот или сядет за стол нечистая сила.

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит, отдает,

Сам в угол идет

УХВАТ – устройство для передвигания горшков и чугунов в печи, с помощью ухвата их можно было вынуть или установить в печи. Ухват использовали в обрядовых действиях. Когда женщину, ожидающую ребенка, необходимо было защитить от нечистой силы, ставили ухват рогами к печи и, выходя из избы, она брала его в качестве посоха.

Существовала примета: чтобы при уходе хозяина из дома не ушел домовой, необходимо было загородить печь ухватом.

Сколь не мучь,

не кипяти,

А белее не сделаешь

ЧУГУН

(Предлагаем мальчикам поставить при помощи ухвата чугун «в печь»)

Чудо чудом

Сошлось кругом:

Дыр много, а выскочить некуда

РЕШЕТО (СИТО) –приспособление для просеивания крупы, муки, зерна. Круглая коробка, состоящая из ободка (обечайки) и сетчатого дна. Обод и дно соединены с помощью узкого обруча. Сетка выплеталась из лыка. Обод изготовлялся из согнутой пластинки дерева.

В мифологическом сознании русских крестьян сито обладало сложной символикой.

Оно ассоциировалось с тучей, из которой проливается на землю дождь. Его использовали в обрядах вызывания дождя. Во время засухи женщины выливали на землю через решето ведро воды, рассчитывая, что это действие вызывает настоящий дождь из тучи – «небесного решета».

Его использовали в народной медицине. При головной боли, советовали знахарки, надо взять решето в зубы и тряхнуть головой.

Испуганного ребенка надо было окропить водой, пропущенной через решето. Корову после отела следовало побрызгать через решето водой, чтобы она была здорова.

Повсеместно бытовал запрет для детей надевать на голову решето, иначе «остановится» рост.

Чем больше я верчусь, тем больше я толстею

ВЕРЕТЕНО. Девочек уже с 5 лет начинали приучать к домашним работам, в этом возрасте девочка выпрядала свою первую нить. Это событие было очень важным в жизни женщины. Мать девочки прятала первую спряденную нить и приберегала ее до тех пор, пока дочь не станет невестой. Готовя ее к свадьбе, мать опоясывала свое дитя этой нитью под всеми нарядами по голому телу. По мнению наших предков, нить самого первого прядения была неприступным оберегом против порчи и сглаза, против нечисти.

Выражение «связать судьбу» с кем-то или чем-то связано с нитью домашнего прядения. Наши предки считали: льняная нить, которой перевязывали пуповину младенца, накрепко, на всю жизнь «прививала» к нему его Долю – маленькое божество личной судьбы, даруемое каждому человеку.

То назад, то вперёд
Ходит бродит пароход.
Остановишь - горе!
Продырявит море!

УТЮГ

Висит баба на грядках,

Вся в заплатках,

Заплатка на заплатке,

А дырье не зашить

КОРЗИНА –корзинами наши предки стали пользоваться с незапамятных времен. Это емкость с ручкой или двумя ручками для сбора ягод, грибов, овощей, переноса и хранения различных запасов – сена, травы, листьев. Корзины изготовляли из больших пластов коры или плели из коры, корня, веток, дранки, соломы, стеблей. Они могли быть любой формы – овальные, квадратные, прямоугольные, с крышками и без.

Отправляясь в лес за грибами и ягодами, девушки гадали, подбрасывая вверх пустые корзины: если корзина падала на землю дном, это означало, что будет полной, если набок, то наполовину, а если вверх дном, то пустой.

4. История одной вещи.

Старые вещи имеют очень давнюю, интересную историю. У каждой вещи она своя, необыкновенная история. Когда-то великий сказочник Г.Х.Андерсен умел их видеть и писать о них удивительные сказки. Давайте и мы попробуем заглянуть в далекую историю такой привычной для нас вещи – утюга. Беседа с использованием компьютерной презентации «Из истории вещей». На столах у детей – рубели, чугунные утюги. В ходе беседы учимся обращаться с рубелем, рассматриваем устройство духового утюга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок вводный по теме " Мир наших вещей" 6 класс

Конспект вводного урока в 6 классе по теме "Мир наших вещей". Урок выстроен с применением фронтальной, индивидуальной, групповой формой учебной деятельности.  На уроке используется раздаточный ма...

Удивительная вещь - экзамен!

Готовимся к экзаменам        В переводе с латыни слово «экзамен» означает « испытание». Получается, что во время экзаменов людей испытывают, как космонавтов пе...

Удивительный дар нашей природы

В рамках межпредметного взаимодействия и интеграции основного и дополнительного образования был разработан проект «Дикий тюльпан», направленный не только на решение проблемы сохранения редкого растени...

Методическая разработка урока "Кровь - самая удивительная ткань нашего организма"

Урок входит в состав раздела «Внутренняя среда организма». Рабочая программа составлена на основе Закона Российской Федерации « Об образовании», Федеральных государственных образовательных станда...

Выставка удивительных вещей (Шуточная экспозиция на физическую тему)

Презентация к внеклассному мероприятию по физике для обучающихся 7-9 классов...

Выставка удивительных вещей (Разработка мероприятия)

Разработка  внеклассногомероприятия по физике для обучающихся 7-9 классов...