тематическое планирование на время карантина 22 апреля
учебно-методический материал (старшая группа)

Мущинина Екатерина Сергеевна

Для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie_na_22_aprelya.docx29.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели: «Пасхальный Крымский перезвон» с 21.04.2020г. по 24.04.2020г.

Утро

Приветствие :

Здравствуй солнце золотое (широкое движение руками)

Здравствуй небо голубое (поднимаемся на носочки и тянемся вверх)

Здравствуй вольный ветерок (машим руками перед собой имитируя ветерок)

Здравствуй зелень и лужок(наклон вперед до носочков)

Здравствуй мама ,Здравствуй папа (указание руками в стороны)

И дружок (обнимаем себя)

Встрехнулись

Гигиенические процедуры

Труд

Помощь родителям в сервировке стола для завтрака

Беседа с детьми: «Пасха»

Пасха-праздник самый светлый

Самый лучший и большой

Долгожданный и желанный

Самый добрый и родной!

Цель:

Приобщение дошкольников к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресенье». Возрождение традиций народной культуры.

Задачи:

  • Ознакомить детей с обычаями, традициями  празднования праздника Пасхи.
  • Заинтересовать детей православным смыслом празднования Пасхи.
  • Развивать интерес к русской национальной культуре.
  • Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа.

Воспитатель:

Как люблю я праздник Пасхи!

Приготовлюсь к четвергу

Бабушка яички красит,

Я ей тоже помогу.

На скорлупке хрупкой, тонкой

Для людей, для красоты

Крашу кисточкой тихонько:

Крестик, солнышко, цветы.

В светлый праздник Воскресенья

Подарю своим друзьям

По яичку, с поздравленьем

И скажу: «Раскрасил сам»

 Воспитатель: 

Ребята, как вы думаете, о каком празднике мы сегодня будем говорить?  Какой светлый праздник мы скоро будем отмечать?

(Ответы детей)

Пасха – самый главный праздник церковного года, день воскрешения Иисуса Христа, когда люди освобождаются от всего дурного. Это праздник надежды на будущее, радость, победа Добра над Злом. Бог так возлюбил людей, что пришёл в мир для их спасения. Он принял на себя все плохие поступки (грехи) людей. Но злые люди не хотели, чтобы Христос спас людей. Они схватили Его и убили. Но Христос победил смерть, он воскрес из мёртвых. Поэтому все люди радуются в этот день и поздравляют друг друга словами : «Христос  Воскрес! » А им отвечают «Воистину Воскрес! ». Празднуют Пасху и многие неверующие, ведь она – начало весны и пробуждения природы.

Именно в этот день людям можно было войти в церковную звонницу и прикоснуться к волшебным звонам, не только взрослым, но и детям – это бывает один раз в году. Это можете сделать и вы. Но подняться в звонницу можно тогда, когда вы будете точно знать, что вы хотите попросить. Это такая просьба, которая может кому-то помочь. Не пустящная, а очень важная: о выздоровлении, спасении и тому подобном. Попросите  самое заветное,  но про себя, в полной тишине. На пасху, ранним утром, люди выходили на улицу посмотреть как «играет солнце» и по нему они предсказывали, какой будет урожай.

«На Пасху небо ясное и солнце «играет» - к хорошему урожаю».

«На Святой дождь – добрая рожь».

«На Святой гром – к урожаю».

Если на второй день Пасхи будет ясная погода – лето будет дождливое, если пасмурная – лето будет сухое.

Всю неделю, предшествующую Пасхе, называют Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели – Чистый Четверг (день очищения от грехов), Страстная Пятница (упоминание о распятии и смерти Иисуса Христа), Великая Суббота (день печали), и Светлое Воскресение Христово – праздник жизни и победы над смертью. Начиная с Чистого Четверга,  мы начинаем готовиться к встрече Пасхи – сначала убирать дом, а потом красим яйца и печем куличи.

«Почему мы красим яйца?»

Пасха это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.

- Кто, вылупляется из яйца? (ответы детей).

На Пасху готовят специальную обрядовую еду. Как вы думаете, что это за еда? (Ответы детей). Она включает в себя пасху из творога, куличи и крашеные яйца.

Праздник праздников грядет.

В храм святить народ несет.

Яйца, пасхи сырные,

Куличи имбирные.

Главный символ праздника - красное яйцо.

Яйцо – это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай красить яйца - уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо – символ солнца, нового дела, новой жизни. Яиц надо было изготовить много – для подарков родным и близким, для игр.

А почему именно красное яйцо является символом Пасхи?

(Ответы детей)

Красный цвет – это цвет радости. И ещё  это цвет крови, которой Христос освятил жизнь.

Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни. Послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли. Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток, которые линяли. Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили. Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьёй.  Бытовало  поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это надежно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий.

Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.

Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие

Воспитатель: давайте выполним с вами небольшую зарядку.

Физкультминутка.

1, 2, 3, 4, 5 –

Надо нам присесть и встать.

Руки развести  пошире.

Наклониться – 3, 4.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Так мы делаем зарядку.

Воспитатель:

 - Послушайте, ребята придание о Марии Магдалине и первом красном пасхальном яйце.

«После Воскресения Спасителя Его ученики отправились по всему миру рассказывать людям о Христе, учить людей вере.

Среди учеников Господа были и женщины, одна из них – Мария Магдалина – отправилась с проповедью слова Божия в город Рим и вошла во дворец к императору. Когда-то давно Мария была знатной и богатой, поэтому ее знали во дворце и пропустили. В те времена, приходя к императору, люди должны были принести дорогой подарок. У Марии не было с собой ничего кроме простого куриного яичка. Поприветствовав императора, Мария протянула ему свой скромный дар, сказав:

Когда-то я была богатой.

И, приносила ценные подарки.

Сегодня я богата только верой.

В Спасителя и Господа Христа.

Что я могу сегодня подарить?

Вот дар – яичко, символ жизни.

Христос воскрес!

Император ответил Марии:

Как может кто-нибудь воскреснуть?

Невероятно это, невозможно.

Я лишь тогда бы смог поверить в воскресенье,

Когда б яичко это стало красным.

Вдруг все застыли в изумлении, и один из слуг императора воскликнул:

О, император, посмотри скорее!

Яичко розовеет, нет – темнеет.

О чудо! Оно стало ярко красным!

Воистину Иисус Христос воскрес! »

И вот, ребята, птичье яйцо на самом деле можно назвать символом жизни, потому что из этого внешне неживого яичка, скорее похожего на камешек, может вылупиться живой птенец. Конечно, для этого яйцо не надо забирать от мамы-курицы, которая должна высиживать его, обогревая своим теплом.

Но куриное яичко храниться не долго, а так бы хотелось сохранить радость праздника. Как вы думаете, как это можно сделать?

Дети: можно яичко нарисовать и красиво его украсить

Воспитатель:

 Конечно же, украсить. Так возникли крашенки, а позднее и писанки.  Крашенки - это яйца, окрашенные в один цвет.

Писанка - нанесение на яйцо символического узора. Вот и сейчас мы с вами будем учиться наносить символические узоры на яйцо.

Воспитатель:   проходите, садитесь на свои места, за рабочие столы.

Дети приступают к работе. Обводят шаблон яйца, раскрашивают и рисуют узоры. Готовые работы выставляются для любования и рассматривания.

Отгадывали загадки.

1) Крепкий круглый пузырек

Цветом бел внутри желток

Курочки его несут

Расскажите,  как зовут (яйцо)

2) Любит пить котята да малые котята (молоко)

3) Из меня пекут ватрушки

И оладья и блины

В торты пироги и плюшки

Положить меня должны (мука)

4) Он на веточке созрел

Фрукт красив и загорел

Любят белки грызть его

Прятать на зиму в дупло (орех)

5) Виноградину сушили

На солнышке положили

Она от зноя истомилась

А во что же превратилась (изюм)

Игра «Перенеси яйцо в ложке»: Берёшь яйцо, кладёшь в ложку и пробежишь с ним немножко. Кто первым прибежал, тот победителем стал.

Игра  «Катись яичко»: Дети встают по кругу и передают друг другу яйцо со словами « Ты катись,  катись яичко, Быстро, быстро по рукам, у кого сейчас яичко- тот сейчас станцует нам». После этих слов, тот ребенок,  у которого оказалось яичко в руках - танцует под русскую народную мелодию.

Игра «Летели две птички»: Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Воспитатель:

У всех было радостное и веселое настроение, ведь добро победило зло, и Христос  Воскрес! Воистину  Воскрес! Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.

Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие

На следующий день пасхальной недели ребята разукрашивали яйца в народных росписях и дарили их друг другу.

Пасхальная неделя Великого праздника была доброй и радостной

НОД1: Подготовка к обучению грамоте.

Тема: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАННОГО ЗВУКА В ЛЮБОЙ ЧАСТИ СЛОВА. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ

Задачи:

• обогащать словарный запас детей;

• продолжать упражнять детей в делении слова на слоги, правильно определяя последовательное звучание каждой части слова;

• совершенствовать умение детей слышать и выделять определенные звуки в словах;

• продолжать учить детей самостоятельно находить слова с заданными звуками, находящимися в любой части слова; • помочь детям составлять предложения, каждое слово в которых начинается с определенного звука;

• развивать тонкую моторику, координацию речи с движениями.

Пособия: игрушки (кукла, машина, мишка, ослик, бегемот, Петрушка, собака, щенок, лиса, верблюд, танк, Чебурашка); трафареты животных, тетради, простые карандаши.

Ход занятия

1. Игра «Разные слова».

Эмоционально привлекательной основой и стимулом участия в игре может служить стихотворение М. Пляцковского «Какие бывают слова»:

Есть сладкое слово - конфета. Есть быстрое слово -ракета. Есть кислое слово -лимон. Есть слово с окошком - вагон. Есть слово колючее - ежик. Есть слово промокшее - дождик.

Есть слово упрямое - цель. Есть слово зеленое - ель. Есть книжное слово - страница. Есть слово лесное - синица. Есть слово пушистое - снег. Есть слово веселое - смех.

В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, колючим.

2. Игра «Доскажи словечко!».

Дел у меня немало

-Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня ... (зима).

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки, Белые... (снежинки).

Не колючий, светло-синий

По кустам развешан ... (иней).

Меня не растили.

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Глаза - угольки.

Руки - сучки.

Холодна, большая...

Кто я такая?... (Снежная баба.)

Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка.

На бруски набил я планки.

Дайте снег! Готовы ... (санки).

Ног от радости не чуя

С горки снежной вниз лечу я.

Стал мне спорт родней и ближе.

Кто помог мне в этом?.. (Лыжи.)

Мчусь как пуля я вперед,

Лишь поскрипывает лед

И мелькают огоньки.

Кто несет меня?... (Коньки.)

На маленькой площадке крик:

К воротам рвется ученик.

Кричат все: «Клюшка! Шайба! Бей!».

Веселая игра... (хоккей).

3. Игра «Магазин игрушек».

Условие игры: детям дается задание купить в магазине игрушку, в названии которой два слога; потом - игрушку с названием в три слога.

Правила игры: покупая игрушку, дети должны ясно и четко произнести ее название, определить количество частей слова, последовательное звучание каждой его части.

4. Игровое упражнение «Подумай, не торопись».

Воспитатель дает детям задания:

1) Подберите слово, которое начинается на последний звук слова стол. (Ласточка, лавка...)

2) Вспомните название птицы, в котором был бы последний звук слова «сыр». (Воробей, грач...)

3) Подберите слово, чтобы первый звук был [к], а последний — [ш]. (Карандаш, камыш...)

4) Придумайте собаке (или коту) кличку, чтобы она начиналась на звук [ш] ([к], [м], [т]), а последний - [к]. (Кузнечик, Шарик, Шустрик, Тузик, Мурзик.)

5) Найдите в комнате предметы, в названии которых присутствует второй звук [у]. (Бумага, дудочка, Буратино, луковица.)

6) Составьте такое предложение, в котором все слова начинались бы со зрука [м]. (Мама моет Машу мылом.)

Дети составляют предложения, в которых все слова начинаются на звуки: [с], [н], [р].

Пальчиковая гимнастика «Гномики-прачки»

Педагог предлагает детям пройти на ковер, «превратиться» в гномиков (присесть) и сделать пальчиковую гимнастику:

Жили-были в домике маленькие гномики. (Сжимаем и разжимаем кулачки.)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. (Загибаем пальчики, начиная с больших.)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Разгибаем пальчики, начиная с больших.)

Стали гномики стирать. (Трем кулачками друг о друга.) Токи - рубашки, Пики - платочки,

Лики - штанишки,

Чики- носочки.

Мики умница был,

Всем водичку носил.

(Загибаем пальчики, начиная с больших.)

После выполнения гимнастики педагог просит детей встать, потянуться, снова стать большими ребятами.

5. Работа в тетрадях.

Обводка трафаретов животных в тетради с последующей штриховкой.

6. Итог занятия.

Физ. минутка:

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Приплыли тучки дождевые:

-Лей, дождик, лей!

Дождинки пляшут, как живые!!!

- Пей, земля, пей!

И деревце, склоняясь,

Пьет, пьет, пьет!

А дождь неугомонный

Льет, льет, льет. 

Прогулка на балконе

Наблюдение за погодой

Цель: формирование знаний у ребенка о весенних изменениях в природе.

«НАЙДИ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ СЛОВО».

Цель игры: Учить детей подбирать противоположные по смыслу слова в заданиях разного типа.

Ход игры: Педагог задаёт предложение и предлагает детям ответить на вопросы: «Если суп не горячий, то, значит, он какой?», «Если в комнате не светло, то как?», «Если нож не острый, то он…», «Если сумка не лёгкая, то она…» и т.д.

Малоподвижная игра

«Кто пройдет тише»

Цель: ознакомить с ходьбой в заданном направлении, развивать умение сохранять равновесие.

Ход игры: Дети идут в свободном построении в одном направлении. Воспитатель предлагает идти тихо на носочках(показывает как это надо делать).Затем дает сигнал: «А теперь зашагали быстро».Скорость ходьбы по сигналу меняется несколько раз.

Подготовка к обеду

Цель формирование навыков поведения за столом

Обед

2 половина дня

Гимнастика пробуждения

Гигиенические процедуры

 Дыхательные упражнения:

«Лотос». И. п.: сидя по-турецки, плечи слегка отведены назад, голова приподнята, кисти рук лежат тыльной стороной ладони на коленях, указательные и большие пальцы сомкнуты в колечки. Вдох диафрагмой (плечи не поднимаются), представить струю воздуха, пронизывающую до макушки по всему позвоночнику, медленный выдох ртом (можно выполнять с закрытыми глазами).

 «Поезд». Ходить, имитируя согнутыми руками движение колес паровоза, и произносить «чух-чух-чух».

Лежа, поднимаем и плавно опускаем ноги

Руки к плечам, машут «крыльями»

Глубокий вдох, выдох.

Встают с кровати, выполняют махи руками и приседают на корточки.

Встали, машут руками «крыльями».

Выполняют наклоны с касанием носочков ног.

Рывки руками перед грудью

Движения в соответствии с текстом.

Идут по оздоровительной дорожке.

Приседания

Круговые вращения головой

Круговые движения туловищем

 

НОД2. Мастер класс: «Пасхальный кулич»

(перейти по ссылке ниже)

https://www.maam.ru/detskijsad/-sidim-doma-s-polzoi-master-klas-pashalnyi-kulich-dlja-detei-starshego-vozrasta.html 

Чтение художественной литературы:  Ильин М. «Сто тысяч почему»

Цель: формировать умение внимательно слушать, пересказывать и отвечать на вопросы по прочитанному.

Самостоятельная игровая деятельность ребенка в условиях дома.