Работа с мнемотаблицами.
методическая разработка

Никитина Елена Феликсовна

С большим интересом я приняла участие в Веб-семинаре "Инновационные образовательные технологии как фактор успешной социализации детей с ОВЗ". В мероприятии приняли участие 94 педагога из 14 детских садов.

Девиз мастер класс по теме "Мнемотехника"   звучит так: 

Послушай - ты узнаешь!

Посмотри - ты поймешь!

Сделай - ты научишься!

 Дети с с тяжёлыми нарушениями речи – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Как правило,  у детей с тяжёлыми нарушениями речи(ТНР) отмечается снижение познавательной активности, психических процессов, нарушение речи, изменяется поведение ребенка, нарушаются функции центральной нервной системы, память, внимание, усидчивость, работоспособность.Мнемотехника,начальная, “пусковая”, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс "Мнемотехника"13.24 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме: «Использование приемов мнемотехники

 в работе с детьми ТНР».

Цель: ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.

Задачи:

-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;

- дать рекомендации по использованию мнемотехники при заучивании текста, рассказывании сказок, загадок, составлении рассказов.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям,  педагогам -  работающим с детьми дошкольного возраста по развитию памяти и всех компонентов речи.

Ожидаемые результаты:

- получение педагогами представления об использовании методики мнемотехника в коррекционной работе с детьми ТНР.

- внедрения в образовательный процесс методики работы по мнемотехнике.

Ход мастер - класса:

Девиз мастер - класса звучит так:

Послушай - ты узнаешь!

Посмотри - ты поймешь!

Сделай - ты научишься!

  Дети с с тяжёлыми нарушениями речи – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Как правило,  у детей с тяжёлыми нарушениями речи(ТНР) отмечается снижение познавательной активности, психических процессов, нарушение речи, изменяется поведение ребенка, нарушаются функции центральной нервной системы, память, внимание, усидчивость, работоспособность.

У детей с ТНР существуют следующие проблемы:

-нарушение звукопроизношения,

-бедный словарный запас,

-неспособность грамматически правильно построить предложение, бедная диалогическая речь.

Главной задачей развития связной речи ребенка с тяжёлыми нарушениями речи является совершенствование монологической речи.

Эта задача решается через различные виды речевой деятельности:

-пересказ литературных произведений,

-составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы,

-создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений,

-а также составление рассказов по картине. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

Чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разных рассказов. Ему предлагаются полезные и интересные виды работ.

 При развитии речи детей с ТНР, вполне обоснованно использование творческих методик, технологий. Одной из таких методик является мнемотехника -

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:

-Развитие памяти, внимания, образного мышления и речи;

-Формирование навыков перекодирования информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы;

-Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

-Развитие творческих способностей, фантазий;

-Совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

К.Д.Ушинский писал:  «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

На сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит команду «запомнить». Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. (Простейший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги.

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемоника (греч. — искусство запоминания) — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К.называет эту методику сенсорно-графическими схемами:

Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями;

Глухов В.П. – блоками-квадратами;

Большева Т.В. – коллажем;

Ефименкова Л.Н – схемой составления рассказа.

Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:

- кодирование в образы, – знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям;

- запоминание (соединение двух образов);

- запоминание последовательности;

- закрепление в памяти. – замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.

Мнемотехника помогает развивать:

- ассоциативное мышление;

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение.

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы.

Начинается работа с простейших мнемоквадратов.

Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемоквадраты,так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».

Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. 

Мнемодорожка также несёт обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка.

Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам.  И позже к мнемотаблицам.

Мнемотаблица — это таблица, разделенная на определенное количество квадратов, каждый из которых содержит изображение (схематичное - букв, цифр, предметов).

Мнемотаблицы используют для:

-Заучивания стихов, загадок, пословиц;

-Пересказа текстов;

-Составления описательных рассказов;

Для заучивания чистоговорок и скороговорок по автоматизации звуков.

Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью,то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.

Этапы работы с мнемотаблицами

1. Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.

2. Осуществляем так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3. После перекодирования пересказываем сказку с опорой на символы, т. е. отрабатываем метод запоминания.

4. Каждую таблицу ребёнок воспроизводит самостоятельно

Если на первоначальном этапе обучения детям даётся готовая мнемотаблица, то в последующем, ребёнок может сам с помощью пиктограмм, символов составить для себя план пересказа. Важно проконтролировать, чтобы последовательность событий не была упущена. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. При этом пересказывают сказку совместно с взрослым (на ранних этапах, сами дети, прибегая к незначительной помощи.

Размер мнемотаблиц делают различным - в зависимости от возраста детей, от уровня их развития.

Для младшего возраста - таблицы на 4, на 9 клеток

. Для среднего возраста - таблицы на 9, на 16 клеток.

Для детей старшего возраста - таблицы на 16, на 25 клеток.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок.

Описательная загадка: Он коричневый, бывает овальный или круглый. Он маленький, растет на грядке в огороде. Его выкапывают. Его можно варить или жарить. (картофель). Технология составления мнемотаблицы та же.

На  занятиях по автоматизации и дифференциации звуков, в работе с детьми отмечается, что для точного повторения стихотворного текста, достаточно схематичного изображения отдельных частей.

Мнемотехника повышает эффективность коррекционного процесса. Время запоминания речевого материала значительно сокращается. Вместе с тем у детей развивается ассоциативное мышление, способность к замещению и пространственному моделированию. Многие дети пробуют самостоятельно использовать язык символов, «зашифровывая» придуманные фразы.

Графическое воспроизведение мнемотаблиц доступно детям и способствует развитию мелкой моторики рук.

Работа с «зашифрованными» скороговорками делает обучение интересным и увлекательным, позволяет добиться многократного проговаривания отрабатываемых звуков, слов, фраз, что ускоряет процесс автоматизации поставленных звуков.

Мнемотаблицы мной используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях:

-при составлении рассказа;

при заучивании стихотворения;

-пересказа сказки.

В результате использования приемов мнемотехники в работе с детьми с ТНР наблюдаются следующие результаты:

-дети активнее работают на занятиях,

 -охотнее пытаются повторить за педагогом текст,

-некоторые самостоятельно составляют и проговаривают предложения, короткие рассказы.

Необходимо подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего, как начальная, “пусковая”, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с мнемотаблицами, схемами в познавательно - речевом развитии дошкольников

Использование мнемотаблиц, схем в познавательно - речевом развитии дошкольников. Опыт работы воспитателя ДОУ с мнемотаблицами в старшем дошкольном возрасте....

Консультация для родителей: Как работать с мнемотаблицей

Консультация для родителей:Как работать с мнемотаблицей...

Методические рекомендации в индивидуальной работе с мнемотаблицами.

Основной целью коррекционной работы при нарушении произношения звуков является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке. На определенном этапе процесса ав...

МЕТОДИКА РАБОТЫ С МНЕМОТАБЛИЦАМИ

(пособие для воспитателей ДОУ)...

Работа по мнемотаблицам

Мнемотаблица – это схема, в которую заложенная определенная информация.запоминание мнемотаблиц развивает зрительную память, внимание; заучивание стихов, потешек развивает слуховую память; обыгрывание ...

Перспективное планирование работы по мнемотаблицам с детьми старшего дошкольного возраста.

Перспективное планирование работы по мнемотаблицам с детьми старшего дошкольного возраста....

Опыт работы «Использование мнемотаблиц в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей, и мы знаем, что в настоящее время эта  проблема становится особенно значимой. Главной и о...