Опыт работы «Использование мнемотаблиц в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Печенкина Галина Ивановна

 

Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей, и мы знаем, что в настоящее время эта  проблема становится особенно значимой. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

Перед педагогами стоит задача, научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

     Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему,  я использовала  в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_shemam.docx212.73 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы «Использование мнемотаблиц в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Прекрасна речь, когда она как ручеек,

Бежит среди камней, чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток, и восклицать:

«О, как же ты красива! ».

     Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей.     В связи с введением новых Федеральных государственных требований к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.  Бесспорно, базой для развития речи становится дошкольное учреждение. Именно в детском саду создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников.

     В настоящее время проблема развития речи становится особенно значимой. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

      Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

      Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает

 детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

       В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

     Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему,  я использовала  в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

     Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями,  Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

      Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

*Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи.

*Применение мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт.

*Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление.

     Данный материал может быть использован  с детьми 4-7 лет, как педагогами дошкольных образовательных учреждений, так и родителями в домашних условиях.

Работа по мнемотаблице состоит из пяти этапов:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 
2. Преобразование из абстрактных символов в образы. 
3. Пересказ сказки с опорой на символы. 
4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы. 
5. Таблица воспроизводиться ребенком при ее показе ему.                                                                                  

     Новизна  моей  методической разработки в том, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа. На перспективу я планирую продолжить работу не только с мнемотаблицами, а также  в своей работе использовать коллажи. Главная задача в работе с коллажем: соединить, связать все карточки между собой. Таким образом, идёт обработка сюжетного метода запоминания. Дидактические игры - параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление.

Поиск информации:  журналы, энциклопедий - здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.  Придумывание схем - таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка с взрослым. Если на начальном этапе работы даю готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты.

     Обучение детей для меня – это увлекательное занятие, но и трудоемкое. Проведение таких занятий требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий. Если мы хотим, чтобы наш ребёнок хорошо подготовился к школе и смог бы успешно усваивать материал школьной программы, нужно учить его запоминать. Поэтому, чем раньше начать учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

ЦЕЛЬ: Развивать связную речь через использование мнемотаблиц.  

ЗАДАЧИ:

*Развивать у детей желание  заучивать стихи, составлять рассказы, пересказывать небольшие тексты, придумывать интересные истории  с помощью мнемотаблиц.

*Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

*Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

* У детей появился интерес к заучиванию  стихов, составлению  рассказов, пересказыванию небольших текстов, придумыванию  интересных истории  с помощью мнемотаблиц.

*Дети стали более внимательны, улучшилась память, стали придумывать интересные истории сами.

*Дети при общении преодолевают  робость, застенчивость, умеют свободно держаться.

Методика использования предложенного материала

Использование мнемотаблицы при разучивании стихотворения

 На каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя графические изображения, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый,  предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребёнок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Дед Мороз прислал нам елку...

 Дед Мороз прислал нам елку,

Огоньки на ней зажег.

И блестят на ней иголки,

А на веточках - снежок!

В. Петрова

Использование мнемотаблицы при составлений описательного  рассказа

Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические  функции (восприятие, внимание, память, мышление). Наступила зима.        Выпало много снега.  Снег укрыл дома, деревья. Мороз нарисовал узоры на окнах  Мальчики и девочки надели тёплые шубки. Они готовятся к празднику, нарядили ёлку. Скоро, скоро приедет Дед Мороз и Снегурочка.http://vs1300.com/photo/55f5d9bb6b8cd.jpg

Использование мнемотаблицы при пересказе текста

Здесь совершенствуется структура речи, её выразительность, умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание ребёнок уже концентрирует на правильном построении предложения, на воспроизведении в своей речи необходимых выражении.

Пересказ рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!”

1.Чтение текста и демонстрация опорных картинок

Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой!

2. Ответы на вопросы по содержанию.

Вопросы:

  • Какое наступило время года? 
  • Где лежит снег?
  • Какой снег?
  • Какая погода на улице?
  • Куда пошли дети?
  • Как они оделись?
  • Что делали дети на прогулке?
  • Нравиться ли детям гулять зимой?

3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

4. Пересказ текста ребёнком своими словами.

 Использование мнемотаблицы при составлении творческого рассказа 

Чтоб рассказы были не однообразны, логично построенные, существующую помощь окажут мнемотаблицы.  

*Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.

      В заключении я хочу предоставить результаты использования мнемотаблиц в своей работе. О результатах можно судить по проведенному мониторингу. Сравнительная диагностика развития связной речи детей в период с сентября 2015г. по апрель 2016г.  показала, что уровень развития речи значительно выше на 23%, видна положительная динамика. С высоким развитием на начало учебного года было 5 детей (18%), в конце учебного года – 11 человек (41%).

Практика показывает, что постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.

Диагностическая карта уровня развития связной речи детей.

Имя, фамилия ребёнка

Диалог. и монолог.  речь

Пересказ небольших текстов

Составление рассказов по плану…

Рассказывание по сюжетным картинкам…

Рассказы из личного опыта

Сочинение сказок, рассказов, интересных истории

Заучивание стихов

  1. низкий уровень;  2 – средний уровень;   3 – соответствие

В перспективе я считаю, и думаю, что применять модельные схемы можно и на других занятиях, в других видах деятельности (продуктивная деятельность, экспериментирование, театрализованная деятельность и др.)

Используемая литература

1. Ткаченко Т.А. Наглядно – дидактическое пособие «Составление описательных рассказов по опорным схемам». Книголюб, 2005 г.

2.Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Ручной труд с детьми старшего дошкольного возраста»

Опыт работы по теме:«Ручной труд с детьми старшего дошкольного возраста»...

“Опыт работы воспитателя в развитии билингвальности с детьми старшего дошкольного возраста”.

Выступление на метод объединении воспитателей татарских групп....

Опыт работы " Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста через использование палочек Кюизенера".

Использование развивающего материала палочек Кюизенера с целью развития познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста....

Опыт работы «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «Создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их в...

Опыт работы по реализации проекта «ХитиноБиоФерма» с детьми старшего дошкольного возраста с использованием робототехнического конструктора

Робототехника прекрасно развивает техническое мышление, и техническую изобретательность у детей. Робототехника показала высокую эффективность в воспитательном процессе, она успешно реша...