Опыт работы по реализации проекта «ХитиноБиоФерма» с детьми старшего дошкольного возраста с использованием робототехнического конструктора
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Ивашкевич Ольга Валерьевна

Робототехника прекрасно развивает техническое мышление, и техническую изобретательность у детей. Робототехника показала высокую эффективность в воспитательном процессе, она успешно решает проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп.

 Цель проекта: Разработать технологию – «от выращивания раков до возможности использования хитина (для разнообразных целей) и производства раковых чипсов» посредствам приобщения детей к техническому творчеству с помощью разнообразных видов конструктора. 

Задачи проекта:

- расширить представления детей о «пресноводных раках» (виды водоемов, загрязнение воды); формировать исследовательские навыки;

- развивать творческое воображение, логическое мышление (выделение причинно-следственных связей, умозаключений, выполнение аналитико-синтетической деятельности) для того, чтобы в процессе создания макета, выработать предложения по усовершенствованию ферм рыбного хозяйства;

- создать макет фермы по искусственному выращиванию раков, с циклом конвейерного производства полезных чипсов из мяса рака и выработки хитина из панциря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_robototehnike_hitinobioferma.docx35.68 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по реализации проекта «ХитиноБиоФерма»

с детьми старшего дошкольного возраста

с использованием робототехнического конструктора

Ф.И.О. педагога, должность: Ивашкевич Ольга Валерьевна, воспитатель

Седашева Виктория Николаевна, воспитатель

Место работы: ГБОУ СОШ «Образовательный центр «Южный город»

пос. Придорожный Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Лукоморье»

На сегодняшний день LEGO-конструкторы активно используются воспитанниками в нашем детском саду. То, чему дети учатся в процессе LEGO-конструирования и робототехники (создание моделей и их программирование), дает возможность применять данные навыки в проектной деятельности с целью развития их творческой инициативы, креативности мышления, умения позиционировать себя и свой творческий продукт.

Особенностью и новизной проектной деятельности по использованию конструкторов в нашем дошкольном учреждении является включение в один из этапов проекта, в рамках которого дошкольники презентуют свой творческий продукт, выполненный из разнообразных видов современных конструкторов – итог проектной деятельности. Для того, чтобы понимать, как и каким образом выстраивается проектная деятельность по выделенному направлению, рассмотрим один из проектов – проект «ХитиноБиоФерма».

Участники проекта: дети 5-6 лет, педагоги ДОО, родители.

Сроки проекта: сентябрь-ноябрь.

Актуальность: Уникальный Самарский край находится на левом берегу реки Волга, и не удивительно, что рыбная ловля является здесь традиционным занятием. На сегодняшний день подобное занятие стало хобби, одной из разновидностей этого увлечения является ловля раков. Современные ученые доказали, что мясо раков полезно в рационе человека за приличное количество чистого белка, и за высокое содержание витаминов группы В. Так же, эти членистоногие ценятся за полезное вещество хитин, который находится в панцире. Хитин широко используется в медицине, косметологии, сельском хозяйстве и в промышленности.

Количество раков в водоемах значительно сократилось из-за плохой экологии, браконьерства. Что бы как-то исправить ситуацию современные люди придумали «Рыбные хозяйства». Между тем, по официальным данным, в Самарской области нет хозяйств, которые занимаются разведением и выращиванием раков.

Цель проекта: Разработать технологию – «от выращивания раков до возможности использования хитина (для разнообразных целей) и производства раковых чипсов» посредствам приобщения детей к техническому творчеству с помощью разнообразных видов конструктора.

Задачи проекта:

- расширить представления детей о «пресноводных раках» (виды водоемов, загрязнение воды); формировать исследовательские навыки;

- развивать творческое воображение, логическое мышление (выделение причинно-следственных связей, умозаключений, выполнение аналитико-синтетической деятельности) для того, чтобы в процессе создания макета, выработать предложения по усовершенствованию ферм рыбного хозяйства;

- создать макет фермы по искусственному выращиванию раков, с циклом конвейерного производства полезных чипсов из мяса рака и выработки хитина из панциря;

- продемонстрировать роль нового инновационного безотходного производства, позволяющего решить выделенную проблему.

Планируемый результат: В результате успешной реализации проекта планируется достижение следующих результатов:

- в группе созданы условия для обучения и развития ребёнка с использованием конструирования из разных видов конструктора;

- родители активные участники образовательной деятельности детей по приобщению к техническому творчеству;

- организация творческой продуктивной деятельности на основе конструирования, робототехники позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки.

Этапы проектной деятельности:

  1. Исследовательский этап.

Просмотрели презентации, мультфильмы: презентация «Что мы знаем о раках?», просмотр мультфильмов «Лебедь, рак и щука», «Осторожна злая щука». Узнали, что раки живут только в чистой воде, в естественных условиях растут медленно. Мясо рака не только вкусное, но и полезное. Решили, что нужно придумать макет универсальной фермы по выращиванию раков для вкусной полезной еды.

Совершили виртуальную экскурсию на Рыбный завод с конвейерным производством, где конвейер демонстрирует как рыбная продукция перемещается из одного цеха в другой. Узнали, что такое конвейер, как он работает и помогает ускорить и облегчить труд человека, как выращивают рыбу и раков на ферме, как и где хранят продукцию. Решили, что на макете будет построено конвейерное производство, состоящие из нескольких цехов, один из которых - цех по охлаждению.

Пригласили в гости библиотекаря Ирину Александровну, которая принесла детям энциклопедии, содержащие иллюстрации о современных машинах, которые помогают людям в работе. Узнали, что труд людей облегчают специализированная техника. Решили, что на макете будет работать машина с раздатчиком по сортировке раков. Двигаться машина будет вокруг бассейна по рельсам. Средних раков сортировщик будет отправлять в цех охлаждения, где раки при температуре 2-3 градуса будут засыпать и их можно будет транспортировать в рестораны и магазины. Большие раки будут поступать на конвейер для переработки хитина и изготовления раковых чипсов.

Организовали просмотр презентации «Что такое хитин?», «Полезные свойства Хитина» с целью ознакомления дошкольников с понятием «хитин» и получения информации о его пользе для человека. Дети узнали, что хитин для человека может быть полезен. Решили придумать конвейерное производство по переработке панциря в хитин.

Проводили экспериментирование, в процессе которого дети совместно с педагогом провели исследования взаимодействия измельчённого панциря раков с водой при помощи мерных стаканчиков, деревянных палочек и воды. Узнали, что измельченный панцирь рака не растворяется в воде. Решили, что на макете будет цех по перемолке панциря раков и цех по химической переработке панциря в хитин.

Заполняли интеллект-карту «Где и как может использоваться хитин?». Воспитатель с детьми обсуждали материал «Где используется хитин?». Нашли в ходе обсуждения-рассуждения возможные основания для группировки наглядного материала на интеллект-карте. Узнали, что хитин используют в медицине для изготовления лекарственных препаратов, в косметологии при изготовлении средств для кожи, волос и т.д., в промышленности. Решили, что для дальнейшего использования готовый хитин отвозить в лаборатории. Также решили, что ферма будет называться «ХитиноБиоФерма».

Чтение художественной литературы: Знакомились с такими литературными произведениями, как В. Бианки «Где рак зимует», Д. Родари «Про рака», М. Булатов «Лиса и рак», Я. Колас «Рак-усач». В. Зотов «Как рак отшельник нашел себе друга». Отгадывали загадки. Знакомились с поговорками, скороговорками, пословицами по данной теме. Узнали много разных сказок, историй о раках. Узнали, что раки бывают разных видов, обитают во многих странах и являются излюбленным деликатесом

Решили создать бассейн для выращивания раков, где можно будет увидеть особенности их строения, поведения, питания раков.

В процессе исследования дети воплощали свои впечатления от услышанного в следующих формах образовательной деятельности:

1. Рисование (продуктивная деятельность) – «река Волга», «Раковая ферма». Аппликация из геометрических фигур - «Рак». Лепка из пластилина - «Царь рак».

2. Конструирование по чертежам, по замыслу (конструктивно-модельная деятельность) – конструировали бассейн, машину с раздатчиком, ферму из разных видов конструктора (Lego, «Полесье», «Bauer», каркасного конструктора).

3. Подвижные игры (двигательная деятельность) «Караси и щука», «Рыбаки и рыбки», «Найди свой домик» (обручи).

4. Дидактические игры (игровая деятельность) «Обитатели рек» (лото), «Четвертый лишний», «Кто как передвигается?», «Сложи из фигур», «Что перепутал художник?»

5. Сюжетно-ролевые игры (игровая деятельность) «Аптека», «Поликлиника».

2. Практический этап.

  • Подготовили эскиз макета.
  • Обсудили, на какой площадке будет расположен макет. Решили расположить макет на большой площадке, где будет легко отобразить конвейерное производство, расположить бассейн, фильтры для очистки воды, машину раздатчик, цех охлаждения.
  • Посовещались по количеству секторов, из которых будет состоять макет.
  • Обсудили, какие модели можно расположить в секторах и как можно изготовить нестандартные конструкции, такие, как бассейн, машина раздатчик, конвейерное производство с цехами.
  • Отобрали необходимый конструктор и дополнительный материал для макета.
  • Распределили между собой объекты построек и план сборки секторов макета.
  • Обсудили технику безопасности с Lego конструктором и приступили к работе.

На данном этапе осуществлялось тесное взаимодействие всех участников проект: дети – педагоги – родители, в процессе которого и был создан макет, который состоял из 3-х секторов:

  • 1 сектор - «Машина раздатчик» («Цех охлаждения», дорога с круговым движением, бассейн для разведения раков)
  • 2 сектор - «Конвейер» («Электронож», «Цех сушки», «Цех упаковки»)
  • 3 сектор - «Цех перемолки», «Цех химической переработки»

Макет имеет несколько программируемых моделей: «Электронож», «Цех упаковки», «Цех химической переработки»

#1047;аключительный этап.

Презентация проекта «ХитиноБиоФерма» воспитанниками. На данном этапе деятельность детей, педагога и родителей выстраивалась в рамках решения задачи по умению дошкольников презентовать, продемонстрировать роль нового инновационного производства, показать и доказать его значимость для развития Самарского региона.

Вывод: В процессе проектной деятельности участники проекта приобрели значительный социально-личностный опыт, а совместная работа в рамках проекта еще более сплотила детей и родителей, смотивировала нас, педагогов, на решение новых задач в развитии технического творчества дошкольников.

Литература:

  1. Автомобили/ С. Г. Черницов-Рождественский; - М.: РОСМЕН, 2018.
  2. Большая энциклопедия для детского сада/Л. Я Гальперштейн и др.;- М.:РОСМЕН, 2018.
  3. Дудлпедия. Открытия и изобретения. Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2015.
  4. Инструкция lego Wedo 9508. Конструктор перворобот LeGo.
    Клеман Ф. «Метаморфозы». Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2016.
  5. Ким А.М, Михалкина Н.В, Струкова С.М Развитие технического творчества детей дошкольного возраста (методические разработки педагогов дошкольных образовательных организаций Самарской области): альманах/ Выпуск #1057;амара: СИПКРО,#1089;.
  6. Нефедова К.П. Транспорт. Какой он?.: Пособие для воспитателей, гувернеров и родителей. Издательство: Гном и др, 2010.
  7. Подводный мир/И. В. Травина; - М.: РОСМЕН, 2018.
  8. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей - СПб: Наука, 2010
  9. Хокинс Э. «Все на борт «Дискавери-Экспресса». Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2017.
  10. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. М.: Прометей, Книголюб, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Ознакомление и закрепление ПДД с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста через проведение совместных праздников"

В статье представлен опыт работы МБДОУ "Детский сад № 1" г. Сосновый Бор Ленинградской области совместного проведения праздников по ПДД с учащимися школы....

Опыт работы по теме: «Ручной труд с детьми старшего дошкольного возраста»

Опыт работы по теме:«Ручной труд с детьми старшего дошкольного возраста»...

“Опыт работы воспитателя в развитии билингвальности с детьми старшего дошкольного возраста”.

Выступление на метод объединении воспитателей татарских групп....

Опыт работы " Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста через использование палочек Кюизенера".

Использование развивающего материала палочек Кюизенера с целью развития познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста....

Опыт работы «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «Создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их в...

Опыт работы по реализации проекта «Гироботы» с детьми старшего дошкольного возраста с использованием робототехнического конструктора

Цель проекта: Разработать и сконструировать современные технологические ботинки по средствам развития у детей    интереса к техническим видам творчества и изобретательства с помощью раз...