Методические рекомендации в индивидуальной работе с мнемотаблицами.
методическая разработка (средняя группа) по теме

Коломиец Марина Николаевна

Основной целью коррекционной работы при нарушении произношения звуков является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке. 
На определенном этапе процесса автоматизации корректируемого звука ребенку предлагается работа с «чистоговорками»: выучить двустишие или четверостишие, насыщенное корректируемым звуком и повторять его многократно в течение нескольких дней (такое задание ребенок выполняет дома под контролем родителей). С помощью мнемотаблиц процесс запоминания и автоматизации ускоряется.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_na_avtomatiz._k_mnemotablits.docx109.37 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации в индивидуальной работе с мнемотаблицами.

Для детей с ФФН заучивание текста не представляет особой сложности, но для детей с ОНР заучивание даже простого двустишия вызывает определенные трудности. Известно, что дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, плохо овладевают приёмами и методами запоминания. Выучить стихотворение становится затруднительно, быстро утомляются, возникают отрицательные эмоции. Поэтому очень важно пробудить у детей с подобной патологией интерес к учебной деятельности.
Практика показывает, что для точного повторения стихотворения и скороговорок необходимо схематичное изображения отдельных частей. Здесь помогает мнемотехника. Использовать систему мнемотехники помогает ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков, помогает запоминанию с последующим воспроизведением целостного образа в рифмованной форме.
Мнемотехника – система различных приёмов и методик, ускоряющих запоминание с увеличением памяти благодаря образованию дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Правильно использование мнемотехники в работе логопеда по автоматизации звуков позволяет сделать положительную динамику. 
Мнемотаблицы могут служить дополнением к логографическим упражнениям, т.к. помогают усвоить речевой материал (чистоговорки), представленный в этих заданиях.

Как работать с мнемотаблицей

1 шаг. Внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены, многократное проговаривание названий картинок с корректируемым звуком в таблице.
2 шаг. Чтение взрослым скороговорки, указывая на подходящую картинку по тексту (начало указано красным крестиком, к каждой последующей картинке ведет красная стрелка). Повторить несколько раз.
3 шаг. Взрослый с помощью ребенка по очереди воспроизводят часть текста, соответствующую картинке. Повторить несколько раз. Затем меняется очередность. 
4 шаг. Ребенок самостоятельно воспроизводит текст, пользуясь мнемотаблицей.
5 шаг. Ребенок самостоятельно воспроизводит текст без помощи мнемотаблицы.
6 шаг. Игра «Задом – наперед» (если это возможно) : пользуясь мнемотаблицей, ребенок начинает с последней картинки воспроизводить текст, который в конечном итоге должен иметь тот же смысл, что и первоначальный вариант. 

Например:

У мышки – мышата,
у кошки – котята,
у лягушки – лягушата.

=>

Лягушата – у лягушки, 
котята – у кошки,
мышата – у мышки.

Маша шила для мартышки
Шубу, шапку и штанишки.

=>

Штанишки, шапку и шубку
для мартышки шила Маша.

Тише, мыши. Тише, мыши,
Рыжий кот пришел на крышу.

=>

На крышу пришел кот 
рыжий. Мыши, тише, мыши, тише.

Большая подушка
у мишки под ушком. 

=>

Под ушком у мишки
подушка большая.

На каждом этапе работы по мнемотаблице взрослый контролирует произношение корректируемого звука!

                                                             «Две руки» Автоматизация (р), (р,)

         

                     Две руки

Автоматизация  « С»

       У Сани

 

     http://logoped18.ru/logopedist/inga-didkovskaya/mnemotablitsy-081.gif

       посылка,

   http://logoped18.ru/logopedist/inga-didkovskaya/mnemotablitsy-082.gif

        в ней бусы

       http://logoped18.ru/logopedist/inga-didkovskaya/mnemotablitsy-083.gif

      и косынка.

       http://logoped18.ru/logopedist/inga-didkovskaya/mnemotablitsy-084.gif

Автоматизация (Ж)

           Жук

       жук

      жужжит

http://logoped18.ru/logopedist/inga-didkovskaya/mnemotablitsy-036.gif

          над

         http://logoped18.ru/logopedist/inga-didkovskaya/mnemotablitsy-034.gif

          ежом

ежик

          кружит,

        http://logoped18.ru/logopedist/inga-didkovskaya/mnemotablitsy-037.gif

   а ёжик лежит

ежик

      на жука

       жук

      глядит

    http://logoped18.ru/logopedist/inga-didkovskaya/mnemotablitsy-039.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы по физической культуре в детском саду

Статья содержит методические рекомендаци по организаци работы по физкультуре в ДОУ...

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ

Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи и в создании  у ребёнка готовности к вызыва­нию звука в различных её видах : психол...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Методические рекомендации по организации работы с тканью с дошкольниками в ДОО.

В методичевкой разработке представлены материалы, раскрывающие задачи, содержание и методику организации работы с тканью и волокнистыми материалами с дошкольниками в ДОО. Представлено под...

Методические рекомендации по индивидуальным различиям детей для воспитателей

Методические рекомендации по индивидуальным различиям детей для воспитателей...

Методическая рекомендация из опыта работы педагога по теме"Общие подходы в работе для выявления и развития способности у детей с использованием ИКТ "

Педагоги должны понимать, что индивидуальность ребенка формируется под влиянием трех основных факторов.           1. Это наследственность и физиологич...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ ДОУ. ОПЫТ РАБОТЫ.

В ДАННОЙ СТАТЬЕ ОТРАЖЕНЫ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ ДОУ, РАСКРЫВАЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ СТАНЦИИ ТРОПЫ, ОБЪЕКТЫ НАБЛЮДЕНИЙ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ....