МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ ДОУ. ОПЫТ РАБОТЫ.
методическая разработка по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Мартынова Анна Ильинична

В ДАННОЙ СТАТЬЕ ОТРАЖЕНЫ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ ДОУ, РАСКРЫВАЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ СТАНЦИИ ТРОПЫ, ОБЪЕКТЫ НАБЛЮДЕНИЙ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_metod_rekomend3.docx31.38 КБ

Предварительный просмотр:

Мартынова Анна Ильинична,

воспитатель,

МАОУ СП Гимназия №93 г.Челябинска, г.Челябинск.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ ДОУ. ОПЫТ РАБОТЫ.

             Формирование основ экологической культуры и экологического поведения в окружающем мире является одной из главных задач дошкольного образования и воспитания настоящего времени.

 Федеральные государственные стандарты дошкольного образования на первый план выдвигают развивающую функцию образования, обеспечивающую становление личности ребёнка и ориентирующие педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства. В наши дни, проблема экологического воспитания дошкольника приобретает особую остроту и актуальность.

Экологическое образование ребёнка начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми он сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, познавательно-исследовательская деятельность в природных условиях.

Изучать мир природы можно в процессе познавательно-исследовательской деятельности на участке детского сада. Поэтому, в нашем детском саду предоставляется детям возможность приобщения к познавательно-исследовательской деятельности на станциях экологической тропинки на всех участках нашего детского сада, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Экологическая тропа – это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетическую, природоохранную, историческую ценность, на котором идущие (гуляющие туристы и т.п.) получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги) информацию об этих объектах. Организация экологической тропы – одна из форм экологического воспитания, мышления и мировоззрения.

В системе дошкольного образования можно использовать разнообразные формы экологического воспитания детей дошкольного возраста, среди которых особое внимание заслуживает такая форма, как – экологическая тропа.

Экологическая тропа в детском саду – это демонстрационный, специально оборудованный маршрут в природу, проходящий через различные природные объекты и использующийся для целей экологического образования детей.

Основная цель экологической тропы – во взаимосвязи трех компонентов: обучения, воспитания и отдыха. При этом в задачу обучения входит расширение естественнонаучного кругозора детей, а воспитание направлено, на «формирование у посетителей тропы чувства любви к природе, заинтересованности в ее сохранении, личной ответственности каждого за ее судьбу».

 Задачами экологической тропы является показ причинно-следственных связей в природе, взаимодействие природы и общества. Тропа дает возможность осуществить комплексный подход к изучению и охране природных комплексов на определенном природном участке.

Маршрут экологической тропы включает следующие станции:

1.Зеленая аптека Айболита

2.Рябинушка кудрявая

3.Розарий

4.Золотой луг

5.Птичий городок

6.Смешанный лес

7.Пасека

8.Мини-водоем

9.Чудо-огород

10.Метеостанция

11.Русская березка

12.Тропинка здоровья

13.Цветник Белоснежки

14.Станция Почвоведения

15.Питомник хвойных деревьев.

Чтобы привлечь детей к экскурсии по экологической тропе, необходимо включить в её маршрут не только объекты природы, но и разнообразные привлекающие ребёнка постройки и сказочных героев- хозяев видовых точек или станций экологической тропы. У нас это- Айболит, Белоснежка, Лесовичок, Пугало Огородное и другие.

Первая станция –«Зеленая аптека Айболита».

Цель  : Изучение лекарственных растений, произрастающих на территории  детского сада.

  Задачи  :

 Уточнить знания дошкольников о названиях лекарственных растений, произрастающих на территории  детского сада.

 Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта.

 Формировать у детей навыки исследовательской деятельности(умение экспериментировать, моделировать и т.д.) Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.

Объекты наблюдений:

  • Лекарственные растения: календула, мать-и-мачеха, ландыш, ромашка, мята, мелисса, алоэ, одуванчик, крапива, подорожник и другие.
  • Молодые побеги и листья
  • Цветы, плоды и семена
  • Сбор лекарственных растений
  • Лечебный чай
  • Скорая помощь
  • Задания Доктора Айболита

2. Станция: « Рябинушка кудрявая».

Цель: расширить и уточнить знания детей о рябине.

Задачи:

 Познакомить детей с рябиной в питании птиц и животных, в народных промыслах, традициях.

Знакомить детей с поэтическим и художественным  образом рябины.

Объекты наблюдений:

  • Насекомые. Какие насекомые и зачем прилетают в гости к цветкам?
  • Ягоды. Какого цвета, вкуса, какой формы ягоды рябины?
  • Птицы. Какие птицы прилетают на нашу рябину? Почему они прилетают осенью, зимой, а не весной и летом?
  • Корни. Где у рябины корни? Какая земля под рябиной- сухая или влажная, твердая или мягкая?
  • Кора. Исследовать кору с лупой, живет ли кто-нибудь на стволе? Есть ли на ней трещины, порезы?

3.  Станция «Розарий»

Цель:

знакомить с кустарником- розой, дать представление о розе как о культурном растении, использовании человеком в декоративных, лечебных, косметических целях.

Объекты наблюдений:

  • Саженцы роз.
  • Цветы. Различные сорта роз. Сравнение цветов.
  • Оформление розария.
  • Уход за розарием. Трудовые поручения.
  • Цветы и шипы. Наблюдения с лупой.
  • Мастер-класс «Розы из ткани»
  • Применение роз человеком (масло, духи, варенье, чай, мороженое).

4.Станция: «Золотой луг»

Цель:

Формирование представления о луге как о природном сообществе.

Задачи:

  Знакомить с растениями лугов и животными их населяющими, с ролью лугов в жизни человека .

Дать представление об охране лугов, о правилах поведения на лугу.

Развивать исследовательскую деятельность, память, внимание.

Объекты наблюдений:

  • Растения, травы и цветы: колокольчик, одуванчик, нивняк, ромашка, василек, мак, пырей, душистый колосок и другие.
  • Животные: ящерица, жаба, мышь-полевка и другие.
  • Птицы: жаворонок, ласточка, воробей и другие.
  • Насекомые: жужелица, жук-солдатик, муравей, пчела, бабочка, муха, комар, гусеница, тля и другие.
  • Муравейник и жизнь его обитателей.
  • Летучие семена, пушинки.
  • Микромир. Изучение с помощью лупы.

5. Станция «Птичий городок»

ЦЕЛЬ: Формирование представлений о зимующих и перелетных птицах и роли человека в их жизни.

                                     ЗАДАЧИ:

 Расширять знания детей о зимующих и перелетных птицах родного края, их строении, повадках и внешнем виде.

  Развивать словарный запас и расширять кругозор детей.

  Воспитывать любовь к родному краю и бережно относиться к птицам, желание помочь им выжить в зимнее время.

Объекты наблюдений:

  • ЧУДО-ДЕРЕВО – это дидактическое пособие на стене.
  • «ПРУД»- Знакомство с водоплавающими птицами
  •  «АЛЛЕЯ СКВОРЕЧНИКОВ» Наблюдение за птицами у скворечников и кормушек.
  • Мастер класс по изготовлению скворечников и кормушек. Конкурсы среди родителей «Лучший скворечник», «Лучшая столовая для птиц».

6. Станция «Смешанный лес»

Цель: расширить первоначальные представление о лесе, его обитателях и охране леса.

Задачи:

- уточнить и расширить представления о лесе как экологическом сообществе,                                   активизировать словарь по теме.

-развитие зрительного внимания и восприятия, памяти, координации речи с движением.

-формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, воспитывать бережное отношение к природе.

На экскурсии детей встречает Лесовичок.

Объекты наблюдений:

  • рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года;
  • сравнение их между собой;
  • забота человека о деревьях;
  • использование луп для наблюдений;
  • объекты экосистемы: грибы, цветы, плоды, травы, листья, насекомые, семена и пр.;
  • связь с животными.
  • Станция «Пасека»

Цель:

формировать у дошкольников основы   экологической культуры в процессе знакомства со станцией экологической тропы  «Пасека».

Задачи:

формировать у детей представления о насекомых пчёлах, их строении, способах передвижения, издаваемых звуков, где и как зимуют пчёлы;

познакомить с технологией изготовления мёда, с его свойствами и качествами;

 развивать  эмоциональную отзывчивость, коммуникативные навыки;

воспитывать экологическое  сознание, нравственное отношение к миру;

 привлечь внимание родителей к  проблеме экологического воспитания детей.

Объекты наблюдений:

У́лей — искусственное жилище, изготовленное человеком для содержания медоносных пчёл. (декоративный)

Пчелы – медоносные насекомые.(изучить строение, иерархию роя, повадки, особенности)

 Нектароносные растения ( полевые или кормовые сельскохозяйственные, эфиромасличные, целебные травы или декоративные цветы)

Соты. Клумбы в виде сот, образец сотов для рассматривания.

Костюм пчеловода – необходимый атрибут экипировки для работы с пчелами на пасеке.

8. Станция «Мини-водоём»

Цель:

Сформировать у детей представления о водоеме, как экосистеме , обитателях флоры и фауны мини-водоёма, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.

Объекты наблюдений:

  • Водоём. Что такое водоем?,
  • Флора: «Камыши», «Кувшинки», «Хоста», «Осока», Какие растения окружают водоем?
  • Фауна: «Лягушки», «Енот –Полоскун», «Комары», «Жуки-плавунцы», «Стрекозы», «Утки», «Рыбки» и тд.
  • «Знакомство с лягушками и их жизнью».
  • «Кто живет в пруду?», «В гости к Крошке-Еноту», «Плыви, уточка».
  • Альпийская горка: растения и камни( находится рядом с водоемом).
  • Исследуем воду. Исследовательская деятельность.

9.Станция «Чудо-огород»

Цель:

Создание оптимальных условий для формирования у детей элементарных знаний о выращивании огородных культур, развитие познавательных интересов, формирование исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность, воспитание у детей умения наблюдать, делать выводы.

Объекты наблюдений:

  • «Пугало-огородное»- хозяин чудо-огорода.
  • Грядка с клубникой-многолетней культурой. Жизненный цикл: ростки, цветы, ягоды, увядание, труд и уход на грядке.
  • Грядка с помидорами. Высадка рассады, уход, полив, прополка. Наблюдение за цветением, завязью, сбор спелых плодов.
  • Грядки с кабачками, патиссонами, тыквами- наблюдение за бахчевыми культурами.
  • Грядка с фасолью, горохом (посадка, особенности возделывания, сбор урожая)

10. «Метеостанция»

Цель: Формирование  у  детей  элементарных  представлений  о  погодных  явлениях  и их значении в жизни человека.

Задачи:

Упорядочить знания дошкольников о сезонных явлениях природы;

Формировать   представление   о   значении   погоды   в   жизни   человека, растительного и животного мира;

Познакомить  детей  с  приборами –помощниками:    компасом,  термометром, барометром,  снегомером,  дождемером,  гигрометром,  флюгером,  ветряным  рукавом, солнечными часами;

 Организовать  работу  на  метеоплощадке  для  систематических  наблюдений  за погодой;

Познакомить с профессией метеоролога или синоптика.

Объекты наблюдений:

  • Метеобудка служит для размещения метеоприборов:  термометра и барометра/влагомера  ( определение температуры и влажности воздуха).
  • Ветровой рукав. Наблюдение за ветром (определение силы и направления ветра)
  • Осадкомер – это прибор для измерения количества осадков.
  • Ловец облаков- прибор позволяющий определить наличие облаков на небе, а также определить к какому виду относятся облака, будет ли дождь.
  • Солнечные часы определение времени по солнцу.
  • Уютный уголок на метеоплощадке с удобной лавочкой и столиком для экспериментирования, рисования, записей в дневнике наблюдений и отдыха.
  • Меловой стенд для фиксирования наблюдений и составления прогноза.

11. Станция «Русская Березка»

Цель: знакомить с деревом береза, его частями, его символическим значением, расширять кругозор детей; воспитывать чувство прекрасного через общение с природой, прививать любовь к родной природе; развивать познавательный интерес, творческое воображение.

Объекты наблюдений:

  • Ствол, кора дерева, береста, чечевички. (Как выглядит, что представляет собой на ощупь, отличие от других деревьев)
  • Семена и плоды. Березовые сережки.
  • Листья. Форма, размер, цвет осенью. Листопад.
  • Корни дерева: какие они? Каких насекомых можно встретить на березе.
  • Береста, березовый веник, березовый лист, березовый сок, деготь. Что дает береза человеку?
  • Береза- символ России. Поэзия и живопись о березе, народный фольклор.
  • Герои-  Лесовичок,  Баба-Яга, Осень.

12.Станция «Тропинка здоровья»

Целью организации “Тропы здоровья” является организация физкультурно-оздоровительной работы в летний период.

Основными задачами организации “Тропы здоровья” являются:

профилактика плоскостопия;

улучшить координацию движения;

улучшить функцию сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

повысить сопротивляемость к инфекционным заболеваниям;

улучшить эмоционально-психическое состояние детей;

приобщить детей к здоровому образу жизни.

“Тропа здоровья” длиной 28м и шириной от 1,5м, делится на участки от 1м до 1,5м, которые имеют разное покрытие: большая часть поверхности “Тропы здоровья” представляет собой:

  • травяной покров;
  •  песчаную поверхность;
  • короба с галькой,
  • бутовым камнем;
  • еловыми шишками;
  • вкопанными деревянными пеньками.

13.Станция «Цветник Белоснежки»

Цель:

развивать интерес к развитию и росту растений на клумбе; наблюдательность и любознательность, наглядно-действенное мышление. Создание условий для познавательного развития детей, развития экологической культуры, для развития речи и творческих способностей.

Объекты наблюдений:

  • Цветы (петунии, ромашки, тюльпаны,бархатцы, вьюны, пионы,  ирисы и др.).Сравнение разных цветов по внешнему виду.
  • Как ухаживать за разными цветами? Способы ухода.
  • Посев  и сбор семян, высадка рассады. Способы размножения.
  • Кто в цветочке живет? Связь с насекомыми.
  • Секреты Белоснежки. Биологические особенности разных цветов.
  • Помоги Белоснежке. Трудовая деятельность.

14. «Станция почвоведения»

Цель:

- познакомить детей со свойствами различных природных материалов: песка, земли, камня, древесной коры;

- учить детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов и экспериментов

Задачи:

учить видеть причинно-следственные связи, делать выводы;

развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности;

- развивать логическое мышление, кругозор, речь

Объекты наблюдений:

  • Стенд с видами почв.
  • Восьмигранная конструкция с 8 секторами, заполненными разными природными материалами- составными частями почвы. (сравнение данных материалов, используя различные сенсоры, анализ, выводы)
  • Песок. Свойства. Применение. Опыты. Мастер-класс «Песочная страна»
  • Камни (галька, щебень, дресва). Свойства. Применение. Опыты.Мастер-класс «Роспись камня гуашевыми красками»
  • Почва. Свойства. Применение. Опыты. Мастер-класс «Сравнение свойств почвы, глины и песка»
  • Кора деревьев. Свойства. Опыты. Мастер-класс рамка из коры дерева.

15. Станция «Питомник хвойных деревьев».

Цель: развитие экологической   культуры  детей в процессе ознакомления  с хвойными деревьями.

Задачи:

Создать условия  для ознакомления детей  с хвойными деревьями;

Сформировать представления о роли  хвойных деревьев в оздоровлении и сохранении здоровья человека, их целебных свойствах; вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы;

Совершенствовать познавательную активность детей, способствовать знакомству с окружающим миром, родной природой, родным краем.

Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное поведение в природе;

Формировать представление о здоровье человека, умение оберегать, поддерживать и сохранять здоровый образ жизни; навыки безопасного поведения на природе;

Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, к краю, в котором живём, к малой и большой Родине.

Объекты наблюдений:

  • Молодые саженцы. Высадка на участке детского сада саженцев ели и сосны.
  • «Как узнать ель?»  Рассмотреть с детьми ель, назвать характерные особенности ее строения, признаки отличающие ее от других деревьев.
  • Чьи иголки? Провести викторину на знание деревьев и их отличия.
  • Кора хвойных, как она выглядит, где расположена, строение ствола изучить
  • Лиственница – самое морозоустойчивое дерево. Свою хвою, словно листья, это дерево сбрасывает на зиму. Отсюда и название.

          Для каждой станции экологической тропинки были разработаны картотеки дидактических игр, бесед, конспектов, опытов и других материалов, опираясь на которые педагог ДОУ с легкостью может провести мероприятие на отдельной станции тропы, либо объединить станции в какой-либо маршрут. Создание таких маршрутов, в современных образовательных условиях, квестов, получило очень положительную динамику в ДОУ. Ежегодным мероприятием стал «Осенний квест», объединяющий разные станции единым сюжетом и замыслом, носящий соревновательный характер. Именно внедрение в экологическую работу современных педагогических технологий, таких как квест, проект, ИКТ-технологии, позволяют более эффективно взаимодействовать с семьей воспитанников, с дошкольниками, вовлекать их в мир природы, прививать им основы экологической культуры.

Список литературы:

1.Афонин А.В. Экологические тропы России. - М.: ПК Литфонда России, 1993. - 36 с

2.Батурин М.П. Методологические рекомендации при проведении экологических экскурсии.- М:. Турист, 1991.- 97с.

3.Захлебный А.Н. На экологической тропе опыт экологического воспитания- М. : Знание, 1986.

4.Кондратьева Н.Н. Экологическое воспитание: проблемы и перспективы.//Дошкольное воспитание. - 1993. - №7. - С.43.

5.Несканен П. Природа в развитии и воспитании ребенка.// Дошкольное воспитание.-2000.-№7.-с.150.

6. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь.,1992.с-185.

 7.Николаева С.Н. Совместная деятельность взрослых и детей.// Дошкольное воспитание.-2000.-№5.-с.36.

 8.Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей: Методические рекомендации- М.: Новая школа, 1993.

9.Судакова Л. Экологическое воспитание: региональный подход.//Дошкольное воспитание.-2001.-№7.-с.,20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы с детьми на экологической тропе.

Важное место в системе накопления ребенком личного опыта,  правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного общения с природой, как для ребенка, так и для самой прир...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ....

Методические рекомендации по организации наблюдений на экологической тропе на тему: «Знакомство с растениями Японии» для детей подготовительной группы.

Методические рекомендации по организации наблюдений на экологической тропе  на тему: «Знакомство с  растениями Японии» для детей подготовительной группы....

Методические рекомендации для педагогов по использованию экологической тропы «Там, на неведомых дорожках»

Предлагаемые методические рекомендации предназначены для работы по повышению экологической грамотности всех субъектов эколого – образовательного пространства. В сборник включены тематическое пла...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Методические рекомендации по организации работы с тканью с дошкольниками в ДОО.

В методичевкой разработке представлены материалы, раскрывающие задачи, содержание и методику организации работы с тканью и волокнистыми материалами с дошкольниками в ДОО. Представлено под...

Презентация для педагогов "Организация работы на экологической тропинке"

Презентация для педагогов с кратким описанием организации работы со старшими дошкольниками на экологической тропинке....