Методические рекомендации по индивидуальным различиям детей для воспитателей
методическая разработка

Бирюкова Ольга Алексеевна

Методические рекомендации по индивидуальным различиям детей для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx60.93 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по индивидуальным различиям детей для воспитателей

1. Половые и возрастные различия

Возрастные различия

Возраст – с ним связанные сензитивные и критические периоды в жизни человека, а также возрастная периодизация.

Сензитивные периоды – периоды повышенной восприимчивости, отзывчивость, чувствительность индивида в данном возрасте к определенного рода воздействиям.

Критические периоды – наибольшая чувствительность к неадекватным раздражителям.

Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид: кризис новорожденности – младенческий возраст (2 месяца – 1 год) – кризис 1 года – раннее детство (1-3 года) – кризис 3 лет – дошкольный возраст (3-7 лет) – кризис 7 лет – школьный возраст (7-13 лет) – кризис 13 лет – пубертатный возраст (13-17 лет) – кризис 17 лет.

Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды, которые можно заметить во внешнем плане (испытывает трудности в общении с окружающими, у каждого снижается темп продвижения в учебной работе).  Главные изменения, происходящие во время кризиса, – внутренние. Развитие приобретает негативный характер.

Для более мягкого протекания кризисов необходима помощь со стороны воспитателей. (Предоставлять больше самостоятельности ребенку для раскрытия и «опробывания» своих способностей и умений;  взаимоотношения строятся на равных, а не «над», взрослый = ребенок; четкость в оформлении требований к ребенку).

Гендерные (половые) различия

Гендерные стереотипы поведения формируются уже в детском возрасте. В зрелом возрасте гендерные различия проявляются еще шире.

Таблица 1

Мальчики

Девочки

Когнитивная сфера

личностного развития

- Пространственные, математические способности;

-  пространственные задачи легче решать чисто пространственными способами (мысленный поворот, наложение и так далее);

-  сильнее развито пространственное представление, потому что выполнение пространственно-зрительных задач требует поиска;

-  мыслят нестандартно и интересно, но так как они молчат, их внутренний мир часто скрыт от нас;

-  более развита сторона речи, связанная с поиском: подбор словесных ассоциаций, решение кроссвордов;

-  интересуют самые разнообразные вопросы и проблемы, порой далеко выходящие за рамки окружающей действительности (дальние страны, загадочные явления, необыкновенные происшествия);

- предпочитают точные науки, увлекаются техникой, физкультурой, более склонны к преобразующей деятельности

- Вербальные способности;

-  сильнее развито непроизвольное внимание;

-  больше привлекает конкретная наглядность;

-  легче поддаются внушению;

-  при решении пространственных задач используют речевые опоры;

-  при решении речевых, логических – образные и эмоциональные опоры;

-  речь развита лучше, но мышление более однотипно;

-  речь более беглая, они быстрее читают и красивее пишут

Сфера

социального поведения

-Агрессивность, доминантность;

- независимость;

-  играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше;

-  игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение

-  ищут смысл и, ухватив его, готовы действовать;

- для полного психического развития необходимо больше пространства (поэтому освоив горизонтальное пространство переходят к ознакомлению вертикального);

- больший интерес проявляют к предметам, технической стороне деятельности;

- менее трудолюбивы, аккуратны, и исполнительны и эмоциональны, подвижны и рискованны, чем девочки.

-Дружелюбность, контактность;

- взаимозависимость;

- предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых;

-  Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение

-  более эмоциональны, тоньше чувствуют, но смысл “считывают” хуже;

- для полного психического развития необходимо меньше пространства, чем мальчикам;

- характерно проявление внимания к другим людям, их поведению, взаимоотношению с ними, а также к обстановке, которая окружает этих людей;

- бережливы, аккуратны, прилежнее и исполнительны, трудолюбивы;

-  быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях

Т.о., зная гендерные различия в развитии детей очень важно воспитателям учитывать разные способы и методы подачи нового материала и его закрепление, а также организации и направлении в свободной деятельности (уголки для мальчиков и девочек).

2. Уровень умственного развития

Познавательные процессы

Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих в сознании человека при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности его органов чувств.

В  период от 2-х до 6-ти лет под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое. Трудность представляет  восприятие времени и изображений. Ребенку очень трудно овладеть такими понятиями, как «завтра», «вчера», «раньше», «позже».

Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо.

Непроизвольное внимание – психический процесс, который возникает независимо от сознания человека и заключается в вынужденном сосредоточении субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Произвольное внимание – психический процесс, который заключается в сознательном и активном сосредоточении субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

В дошкольном возрасте внимание характеризуется тем, что ребенок впервые учится управлять своим вниманием от непроизвольного к произвольному, сознательно направляя его на определенные предметы, явления, удерживаясь на них.

Память –  это когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта. Существенные изменения у детей происходят в развитии произвольной памяти. Первоначально память носит непроизвольный характер – в дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес, и запоминают осмысленно, понимая то, что запоминают.

Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.

Выделяют три вида мышления: 

  • наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами (игрушками);
  • наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов явлений);
  • словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

К концу дошкольного периода при правильном руководстве со стороны взрослых наглядно-образное мышление может достигать весьма высокого уровня. Его развитие стимулирует использование моделей, схем, опора на словесно зафиксированные образы свойств, связей и отношений между объектами действия.

 К старшему дошкольному возрасту у ребенка должно быть сформировано умение словесно планировать и фиксировать свои действия, необходимые для развития образного мышления. А речь должна быть результатом мысли, а не опережать или подменять ее. Лишь в этом случае слово станет опорой мышления, сделает его более обобщенным и подвижным.

Параллельно с наглядно-образным в дошкольном возрасте развивается и логическое мышление.

В дошкольном возрасте закладываются элементы логического мышления (посредством формирования математических представлений). В связи с созреванием структур головного мозга с 7 до 11 лет происходит его дальнейшее развитие.

3. Личностно-психологический тип

Темперамент (нервная система)

схема 1

Сильный                                                Слабый

(меланхолик)

уравновешенный                неуравновешенный

   (сангвиник)                        (холерик)

подвижный                инертный

                          (флегматик)

Темперамент (от лат. «смешиваю в надлежащем отношении частей») – это индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики - интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

Традиционно выделяют 4 типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик, и каждый из них требует определенного подхода в воспитании, а в дальнейшем и обучении.

Таблица 2

Темперамент

Особенности

Речь

Поведение

Общение

Эмоциональная сфера

Дети-холерики

 - Как правило, но не всегда, оптимистично настроены;

 -любят много говорить.

- Активны;

-несдержанны и агрессивны

- Общительны;

- быстро вступают в контакт с другими взрослыми и детьми

- После общения с незнакомыми людьми или посещения театра, музея, зоопарка могут быть возбуждены;

- подвержены быстрой смене настроения: их радость может мгновенно перейти в беспокойство и раздражительность, а печальное состояние вдруг обратиться в невиданную активность.

Дети-сангвиники

- общительны и разговорчивы;

- могут долго говорить без умолку, задавать множество вопросов и тут же комментировать их – это не просто детский лепет, это мысли вслух, в которых нуждается сангвиник.

- трудно чем-то надолго увлечь, заинтересовать, а еще труднее оставить одного без внимания взрослых

- после общения с другими людьми сангвиники обычно активны и деятельны;

- он не любит находиться один. Чаще всего он там же, где много народу.

- производят впечатление отзывчивых, открытых, жизнерадостных, непринужденных людей.

Дети-флегматики

- менее общительны, по сравнению с холериками и сангвиниками.

- вдумчивы, осмотрительны, осторожны;

- неторопливы, сдержанны;

- не любят устраивать капризы по пустякам и в большей степени, чем другие дети, умеют контролировать свое поведение;

- пассивны

не отличаются особой общительностью

- в меньшей степени свойственны перепады настроения.

Дети-меланхолики

дети ведут себя тихо и почти незаметны в группе своих сверстников

- не отличаются особой общительностью;

- не любят шумных компаний, с осторожностью относятся к новым знакомствам, а после общения с незнакомыми людьми часто чувствуют себя утомленными

- тонко чувствуют настроения окружающих и беспокоятся по самым незначительным пустякам.

- легко можно расстроить ребенка-меланхолика, но и обрадовать его также совсем несложно.

Следует отметить, что помимо так называемых чистых типов темперамента встречаются еще и смешанные. Поэтому определить, кем является ребенок, иногда бывает не так просто.

Характер – совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.

Черты характера:

1.Психические процессы.

- волевые черты (решительность, настойчивость, самообладание, активность, самостоятельность, организованность);

- эмоциональные черты (порывистость, инертность, безразличие, отзывчивость);

- интеллектуальные черты (сообразительность, находчивость, глубокомыслие).

2. Черты, связанные с направленностью личности.

-  жизненная направленность - материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и социальные

установки;

- система отношений:

а) отношение человека к деятельности;

б) отношение к делу (ответственность - недобросовестность, трудолюбие – леность);

в) отношение к другим людям (общительность – замкнутость, правдивость – лживость, тактичность – глупость);

г) отношение к себе (скромность – самовлюбленность, гордость – смирение, самокритичность – самоуважение);

д) отношение к собственности (щедрость – жадность, бережливость – расточительность, аккуратность – неряшливость).

Характер может проявляться в выборе целей действия, т.е. как мотивационная сторона личности, при этом когда цель определена, характер выступает больше в инструментальной роли, т.е. определяет средства достижения поставленной цели.

Способности и интеллект.

Способность – это индивидуальная особенность, являющаяся условием успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.

                                                                         Способности

Природные                        Специальные

(естественные, биологически обусловленные)         (являются следствием развития природных способностей, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной деятельности, например, литературной, музыкальной, художественной)

Задатки:                                                

-художественные (целостное восприятие);

-мыслительные (восприятие частей, абстрактно-логическое мышление);

- смешанный тип.

Развитие способностей:

1 этап. Связан с созреванием необходимых органических структур головного мозга и с формированием на их основе функциональных органов (от рождения до 6-7 лет). На данном этапе происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, что создает предпосылки для развития  общих способностей.

2 этап. Развитие специальных способностей. Педагогам необходимо учитывать сензитивные периоды, опираться на зону ближайшего развития (ЗБР – «склонности», выступающие основой дальнейшего развития способностей).

Интеллект (от лат. intellect – понимание, познание).

В отечественной психологии интеллект рассматривается как компонент индивидуальности, связанный с личностными характеристиками.

Измерение интеллекта в дошкольном возрасте условно, т.к. идет становление и созревание структур головного мозга.

4. Уровень здоровья

1. Первичный дефект.

Первичное нарушение – снижение слуха, зрения, интеллекта и др. – влечет за собой вторичные отклонения в развитии и отклонения 3го порядка. При любом характере первичного нарушения наблюдается отставание в сроках формирования психических функций (процессов) и замедленный темп их развития, а также качественные отклонения в развитии. Не формируется своевременно ни один вид детской деятельности – предметно-манипулятивная, игровая, продуктивная. Существенные отклонения наблюдаются в развитии всех познавательных процессов – восприятия, наглядного и словесно-логического мышления. Нарушается развитие процесса общения; дети плохо овладевают средствами усвоения общественного опыта – понимание речи, содержательным подражанием, действиями по образцу и по словесной инструкции.

Развитие аномального ребенка имеет те же тенденции, подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормального ребенка. Для того, чтобы имеющиеся тенденции развития были реализованы, требуется специальное педагогическое воздействие, имеющее коррекционную направленность и учитывающее специфику данного дефекта. Педагогическое воздействие направлено в первую очередь на преодоление и предупреждение 2-х дефектов.

2.Вторичный дефект.

Вторичные отклонения имеют органический характер, носят как правило, системный характер, меняют всю структуру психического развития ребенка. Требуют медицинской коррекции, поддаются педагогической коррекции. С помощью педагогических средств может быть также достигнута значительная компенсация функций – восстановление или замещение нарушенной функции.

Рекомендации:

  1. Давать больше самостоятельности ребенку для раскрытия и «опробывания» своих способностей и умений;
  2. Взрослый = ребенок, т.е. отношение наравне, а не «над»;
  3. Четкость в оформлении требований к ребенку (кризисы).
  4. Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
  5. Не уличайте детей в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
  6. Старайтесь, давая задания мальчикам как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности.
  7. С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо делать. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно.
  8. Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
  9. Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей, на то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.
  10. Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.
  11. Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. “Леность” ребенка – сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним.
  12. Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.
  13. Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребенок учился по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
  14. Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей.
  15. Если вам надо отругать девочку, не спешите выказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
  16. Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
  17. Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого “эмоционального” полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого “рационально-логического” полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
  18. Мальчики отстают от девочек в развитии (к 7ми годам их психическое и физическое формирование примерно отстает на 1 год). Их детство длится дольше. Обычно мальчики гораздо медленнее осваивает грамоту, плохо пересказывают и небрежно пишут буквы.
  19. Педагогическая коррекция должна строиться на структуре ведущего дефекта с учетом вторичных отклонений в развитии, сохранных функций и возможностей мозга.
  20. При проведении коррекционной работы необходимо максимально использовать резервные возможности нарушенных функций и пораженных анализаторов.
  21. Правила общения с детьми различных типов темперамента

Тип темперамента

Правила общения и выбор игр

Холерик

Следует играть в быстрые, подвижные игры. Им рекомендуется заниматься прыжками на батуте, ритмическими танцами. Таких детей нельзя стыдить в присутствии посторонних за их несдержанность и непослушание. Малышей необходимо учить держать себя в руках, на что родителям самим требуется немалое терпение и такт.

Сангвиник

Стоит  играть в веселые подвижные игры, можно совместно просматривать диафильмы, сочинять и фантазировать. Сангвиники быстро устают от однообразных занятий, быстро переключаются с одного дела на другое, поэтому в арсенале взрослого всегда должен быть набор разноплановых и при этом не скучных игр.

Флегматик

Могут долго заниматься одним и тем же делом: рассматривать картинки в книжке, лепить, рисовать. Эти дети предпочитают спокойные игры. Чтобы флегматик развивался более гармонично, родители могут также учить его фантазировать и сочинять.

Меланхолик

Предпочитают спокойные виды деятельности. Они любят животных, особенно тех, которых можно погладить и приласкать. Грубое обращение с такими детьми просто неприемлемо.

Выводы:

В индивидуально-дифференцированном обучении необходимо выявлять и учитывать следующие показатели:

- учет половозрастных различий;

- уровень умственного развития;

- личностно-психологические особенности;

- уровень здоровья.

В соответствии с этими особенностями воспитатель может включать в общение и занятия с воспитанниками цикл сюжетно-ролевых, образно-ролевых и подвижных игр с правилами, в ходе которых  дети с различными типами темперамента учатся подчинять свое поведение смыслу ситуации, самостоятельно организовывать и регулировать, адекватно воспринимать правила и инструкции взрослого. Учитывать пол и возраст детей при построении занятий, на основе выявленных особенностей формировать несколько групп, что дает возможность подбирать индивидуальные задания из дифференцированных групп и по разному использовать приемы воспитания и обучения по отношению к  ним.

Успешность предупреждения, коррекции и компенсации отклонения в психическом развитии непосредственно зависит от сроков начала, содержания и методов коррекционной работы. Отсюда чрезвычайно важное значение имеют раннее обнаружение отклонений в развитии и правильная диагностика первичного дефекта.

Эффективность коррекционной работы во многом зависит от дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом ведущего нарушения в его развитии, вторичных и осложняющих расстройств нервно-психической деятельности, сохранных функций и генетической программы.

Для выбора наиболее эффективных методов коррекционного воздействия необходимо знать характер первичного дефекта при той или иной форме аномального развития и его закономерное влияние на формирование вторичных отклонений в психическом развитии.

По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп следует различать дифференциацию:

 - по возрастному составу;

 - по половому признаку;

 - по области интересов (организация кружковой работы);

 - по уровню достижений (уровню умственного развития, знаниям, умениям;

 - по личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту);

 - по уровню здоровья

Приложение

Игры и упражнения на развитие восприятия

  1. «Зрительное различение цифр».
    Написать цифры от 0 до 9 и попросить детей выделить те элементы, из которых они состоят; увидеть общее и отличное в цифрах. Затем предложить детям разделить цифры на группы. Чем больше оснований для этого будет выделено, чем с большего количества сторон будут проанализированы цифры, тем скорее и прочнее они будут усвоены.
  2.  «Слуховое различение чисел».
    Называется число. Необходимо с помощью звукового сигнала (хлопки в ладоши, удары по столу и т.д.) отразить названное число. Глаза у ребенка при выполнении этого задания должны быть закрыты.
  3. «Различение цифр через ощупывание».
    Цифра показывается или произносится вслух. Необходимо отыскать ее среди других на ощупь из мешочка с закрытыми глазами.
  4.  «Различение цифр через движение».
    Необходимо изобразить цифру с помощью пластилина, вырезать из бумаги, изобразить руками в воздухе, «начертить» ногами на полу и т.п.

Игры и упражнения на развитие внимания

  1. Упражнение «пальцы».

Участники удобно располагаются в креслах или на стульях, образуя круг. Следует переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде «Начали» медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «Стоп» прекратить упражнение. Длительность 5—15 минут. Некоторые участники испытывают необычные ощущения: увеличения или отчуждения пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Эти трудности связаны с необычностью объекта сосредоточения.

  1. Упражнение «селектор».

Для упражнения выбирается один из участников игры — «приемник». Остальная группа — «передатчики» — заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. «Приемник» держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый «передатчик». Если ему слишком сложно услышать тот или иной «передатчик», он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если ему слишком легко, он может убавить звук. После того как «приемник» достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится «передатчиком». В ходе игры жезл совершает полный круг.

Игры и упражнения на развитие памяти

  1. Игра «Фотоаппарат». 

Ребенку предлагается несколько карточек с картинками, каждую из которых он может рассматривать в течение 30 секунд (»фотографировать»), а затем должен будет нарисовать (»сделать фотографии»).

  1. Игра «Опиши предмет».

 Можно играть вдвоем, проводя игру в форме соревнования. Выбирается хорошо знакомый предмет, затем по очереди нужно называть какие-то отличительные свойства предмета. Выигрывает тот, кто последним называет какое-либо свойство.

  1. Игра «Марионетка».

 Взрослый – «кукловод» – ведет ребенка, у которого завязаны глаза, в полной тишине по несложному маршруту, затем ребенок должен повторить маршрут, самостоятельно пройдя его с открытыми глазами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по сенсорному развитию детей дошкольного возраста. Воспитатель ГБДОУ № 196 Максимова Галина Гордеевна

В младшем возрасте фундаментом познавательного развития является восприятие окружающей действительности, на развитие которого направлено сенсорное воспитание.Для полноценного познания окружающего мира...

Методические рекомендации в индивидуальной работе с мнемотаблицами.

Основной целью коррекционной работы при нарушении произношения звуков является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке. На определенном этапе процесса ав...

Методические рекомендации по реализации ФГОС ДО для воспитателей

Даны рекомендации по раелизации ФГОС  ДО в работе с дошкольниками...

Индивидуальные различия детей в возрасте до трех лет

Индивидуальные различия в раннем возрасте не являются кажущимися или поверхностными. Данные психологических исследований убеждают, что с момента рождения дети обладают огромными индивидуальными различ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ

Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи и в создании  у ребёнка готовности к вызыва­нию звука в различных её видах : психол...

Методические рекомендации по разработке воспитательного мероприятия для воспитателей ДОУ

Ознакомление с окружающим в активной деятельности детейОбогащение игрового опыта дошкольниковГибкое построение предметно-игровой средыАктивизирующее общение педагога с детьми1.Занятие «Дея-тельн...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ"

Каждый, кто занимается воспитанием детей, знает, что одинаковых детей не бывает. Особенно ярко детская индивидуальность проявляется в творческой деятельности. Эту индивидуальность нужно внимательно из...