Методические рекомендации по сенсорному развитию детей дошкольного возраста. Воспитатель ГБДОУ № 196 Максимова Галина Гордеевна
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме

В младшем возрасте фундаментом познавательного развития является восприятие окружающей действительности, на развитие которого направлено сенсорное воспитание.

Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы: рассматривать, ощупывать, вслушиваться в звучащую речь. Развитие восприятия тесно переплетается с развитием других форм психической деятельности, служит базой для формирования мышления и речи.

Таким образом, сенсорное развитие служит основой для формирования всех линий развития ребенка. Поэтому в своей работе с детьми я придаю большое значение сенсорному воспитанию и уделяю ему приоритетное внимание.

Предлагаю вашему вниманию методические рекомендации сенсорного развития дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по сенсорному развитию детей дошкольного возраста.

Воспитатель ГБДОУ № 196 Максимова Галина Гордеевна

В младшем возрасте фундаментом познавательного развития является восприятие окружающей действительности, на развитие которого направлено сенсорное воспитание.

Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы: рассматривать, ощупывать, вслушиваться в звучащую речь. Развитие восприятия тесно переплетается с развитием других форм психической деятельности, служит базой для формирования мышления и речи.

Чтобы развить восприятие ребенка и сформировать его представления о внешнем мире, составляющих его предметах, важно уделять должное внимание сенсорному развитию детей. Именно в дошкольном возрасте совершенствуется работа органов чувств, и приобретается больше всего знаний об окружающем мире.

Известные зарубежные и отечественные педагоги справедливо полагают, что сенсорное развитие детей дошкольного возраста – это одна из основных сторон воспитания дошкольника.

Таким образом, сенсорное развитие служит основой для формирования всех линий развития ребенка. Поэтому в своей работе с детьми я придаю большое значение сенсорному воспитанию и уделяю ему приоритетное внимание.


Подробнее хочу остановиться на формировании у  детей представлений о цвете и форме.

Формирование представлений о цвете и форме – длительный процесс, поэтому, определив исходный уровень сенсорного развития ребенка, я составила коррекционную программу, разбив ее на несколько этапов.

 Подготовительный этап: основной целью является формирование способности фиксировать внимание на объекте, прослеживать его передвижение в пространстве, выполнять простейшие предметные действия, прибегая к примериванию и пробам (ребенок подбирает парные картинки, игрушки, ищет предметы по образцу).

Второй этап: ребенок учится находить идентичные предметы, соотносить цвет и форму предмета с образцом- эталоном.

 Третий этап: ребенок выполняет задачу на идентификацию предметов с образцом – эталоном, а я комментирую его действия. Постоянно называя цвет предметов,  использую  определенные названия геометрических фигур, направляю процесс обучения ребенка на устойчивое закрепление эталонной системы в его сознании.

Четвертый этап: изменяется словесная инструкция. Задача ребенка подобрать предмет определенного цвета или формы. Важно поощрять успехи ребенка.

Пятый этап: формирование умения словесно обозначать цвет или форму предметов. Подбирается комплекс дидактических игр и упражнений.

Шестой этап: основное внимание уделяется формированию умения группировать предметы по какому-либо сенсорному признаку. Ребенку предлагаю задачи по классификации по цвету или по форме, на исключение лишнего предмета, на сравнение двух предметов.

Седьмой этап: закрепляю умение ребенка видеть цвет и форму предметов, передавать их в продуктивной деятельности.

Мною подобраны игры и упражнения соответствующие этапам  работы по формированию эталонных представлений.

Упражнение 1.

На столе раскладываются одинаковые по размеру, но контрастные по цвету пары варежек, носочков, ленточек. Располагаются они в беспорядке. Ребенок должен помочь Маше-растеряше подобрать пару к каждому предмету.

Упражнение 2.

Берутся 4 набора крупных кубиков разного цвета. Ребенку предлагается построить башню. Первый этаж построим из красных кубиков, и ребенок подбирает кубики соответствующего цвета, завершая этаж. Таким же образом осуществляется постройка каждого последующего этажа.

Упражнение «Закрой окошко».

У ребенка карта с наклеенными разноцветными домиками, в которых вырезаны окошки.

Ребенку дается комплект разноцветных квадратиков и предлагается закрыть окошки в домиках.

Игра «Посади пчелку на цветок».

На ковре 4 круга (середина цветка) и лепестки разных цветов. Дети составляют цветки соответствующих цветов.  Дается задание посадить зеленую пчелку на свой цветок и т. д.

Игра «Собери машину».

Каждая машина состоит из трех частей (мотор, кабина, кузов) разного цвета

Ребенок собирает машину, комбинируя цвета отдельных частей,  называя их.

Формирование у детей представлений о величине.

1-ый этап: дети учатся прикладывать и накладывать предметы, примеривать их к образцу.

2-ой этап: дети учатся соотносить плоскостные и объемные элементы..

З-ий этап: увеличивается количество элементов в ряду.

Упражнение «Яблоки для ежиков».

Ребенку даются фигурки ежиков разной величины и яблоки. Ребенку предлагается разместить ежиков на дорожке  в ряд и каждому подобрать яблоко подходящего  размера.

Игра «Три медведя».

Ребенку даются 3 фигурки медведей разной величины, квадраты 3 размеров, банки с медом, тарелки, яблоки. Ребенок подбирает для каждого медведя подходящий по величине стол и раскладывает угощение. Педагог комментирует действия ребенка и подводит итог.

Надеюсь, данные рекомендации помогут в работе по сенсорному развитию дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по сенсорному развитию детей дошкольного возраста

предлагаю родителям и воспитателям познакомиться с несколькими играми,способствующими сенсорному развитию ребенка дошкольного возраста...

Презентация для воспитателей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Игры, направленные на сенсорное развитие"

В презентации педагоги детского сада смогут освежить свои знания о сенсорном развитии детей дошкольного возраста. Мы, педагоги, знаем, насколько важно сенсорное воспитание на протяжении всего дошкольн...

Методические рекомендации по использованию игр с природным материалом для сенсорного развития детей дошкольного возраста

Игра заполняет все жизненное пространство ребенка, и любое дело он превращает в игру, будь то уборка игрушек, прием пищи. В своих играх ребенок чувствует себя комфортно. Игра помогает выражать с...

Методические рекомендации по сенсорному развитию детей младшего возраста

Ранний возраст является главным возрастом развития познавательных процессов ребенка. Он характеризуется совершенствованием ощущений, восприятий, наглядных представлений. Мышление младшего дошкольника ...

Методические рекомендации по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Методические рекомендациипо сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры...

Учебно-методическое пособие по сенсорному развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Сенсорное развитие — это развитие восприятия признаков предметов окружающего мира при помощи разных органов чувств.Перцепция — прием сенсорных (чувственных) раздражителей и их перераб...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по использованию вязаных дидактических игр как средства сенсорного развития детей дошкольного возраста.

Методические рекомендации раскрывают особенности использования вязаных дидактических игр как средства сенсорного развития детей дошкольного возраста. Данная разработка поможет педагогам в организации ...